Научная статья на тему 'Авторская маска в повести У. М. Теккерея "Записки Желтоплюша"'

Авторская маска в повести У. М. Теккерея "Записки Желтоплюша" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
71
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКАЯ МАСКА / AUTHORIAL MASK / ПОВЕСТВОВАНИЕ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА / FIRST PERSON NARRATION / ИРОНИЯ / IRONY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шишкова Н.Ю.

В статье анализируется авторская маска в повести У.М. Теккерея «Записки Желтоплюша». Рассматриваются преимущества и недостатки повествования от первого лица. Рассматриваются возможные причины, по которым У. Теккерей обратился именно к повествованию от первого лица и к маске лакея Желтоплюша. Раскрываются возможности, которые предоставляет У. Теккерею выбранная авторская маска лакея Желтоплюша.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Авторская маска в повести У. М. Теккерея "Записки Желтоплюша"»

АВТОРСКАЯ МАСКА В ПОВЕСТИ У.М. ТЕККЕРЕЯ «ЗАПИСКИ ЖЕЛТОПЛЮША»

Шишкова Н.Ю. ©

Преподаватель английского языка/аспирант-соискатель, кафедра мировой литературы и иностранных языков, историко-филологический факультет, УО «Полоцкий государственный

университет»

Аннотация

В статье анализируется авторская маска в повести У.М. Теккерея «Записки Желтоплюша». Рассматриваются преимущества и недостатки повествования от первого лица. Рассматриваются возможные причины, по которым У. Теккерей обратился именно к повествованию от первого лица и к маске лакея Желтоплюша. Раскрываются возможности, которые предоставляет У. Теккерею выбранная авторская маска лакея Желтоплюша.

Ключевые слова: авторская маска, повествование от первого лица, ирония. Keywords: authorial mask, the first person narration, irony.

У.М. Теккерей является великим автором английской литературы XIX века, ярким представителем такого направления, как реализм в литературе, значительной фигурой, в чьём творчестве сочеталось многообразие жанров от газетных заметок и стихов, до сказок и романов. Слава к нему пришла, однако, не сразу. До нашумевшего романа «Ярмарка тщеславия», которая и способствовала стремительному росту популярности писателя, У. Теккерей занимался литературным творчеством уже на протяжении 18 лет. В. Ивашева считает, что основную причину столь низкой известности следует искать в самом характере его творчества, для которого характерна едкая ирония, цинизм, сатира, сарказм, критицизм и скептицизм, стремление всегда говорить в своих произведениях только правду и изображать действительность такой, какая она есть, без прикрас, обнаруживая, выставляя напоказ и беспощадно высмеивая все недостатки и пороки членов современного ему общества. Среди других причин нередко указывается тот факт, что У. Теккерей творил под самыми различными псевдонимами и «Ярмарка тщеславия» стала первым произведением, где У. Теккерей подписался собственным именем.

Помимо многочисленных псевдонимов У. Теккерей в своих произведениях часто использует и такой приём мистификации, как авторская маска. О.Ю. Осьмухина считает главной функцией авторской маски сокрытие подлинного облика автора, его имени. Тем не менее, по мнению О. Ю. Осьмухиной, исследование её помогает получить информацию об авторе произведения, поскольку, она неразрывно связана с создателем художественного текста, «предстаёт одним из способов самовыражения автором самого себя в пределах текстового пространства с присущими лишь ему индивидуальными особенностями мироощущения, мировоззрения, стиля» [1].

В повести «Зписки Желтоплюша» У. Теккерей примеряет маску лакея, и рассказ ведётся от его имени. В данной статье мы попытаемся более подробно рассмотреть данную маску и проанализировать те причины, по которым У. Теккерей выбрал именно её.

Повесть «Записки Желтоплюша», части которой начинают выходить с конца 30-х годов, является одним из произведений, в которых У. Теккерей начал изобличать пороки и снобизм, царившие в высшем обществе его времени.

Как уже упоминалось выше, рассказ в повести ведётся от лица лакея Желтоплюша и события описываются его языком, оцениваются с позиции его мироощущения его культурного уровня, с точки зрения лакейского понятия о чести и честности. Исковерканные неправильным произношением слова лакея, такие, например, как: «негералическое дерево»,

© Шишкова Н.Ю., 2016 г.

«Шан-Зализе», «алигантный», «лепортёр» символизируют на наш взгляд столь же исковерканную, неправильную жизнь, которую ведёт молодой человек - хозяин Желтоплюша. Как лакей лишь пытается говорить изысканно, но ему не позволяет образование, так и Элджернон Дьюсэйс лишь с внешней стороны ведет достойную и респектабельную жизнь, а на самом деле для этого ему не хватает ни средств, ни благородства.

Повествование ведётся от первого лица. Данный тип повествования имеет свои преимущества и недостатки. Главным недостатком данного типа повествования можно назвать то, что рассказчик - это вовлечённый в действие герой, который находится в определённом месте в определённое время. Он не может достоверно знать, что происходит в другом месте и поэтому параллельные сюжетные линии становятся невозможными. Данный повествовательный режим также накладывает ограничения на изображение внутреннего мира героев. Судить о том, что происходит в душе того или иного персонажа, за исключением самого рассказчика, мы можем лишь по внешним признакам, таким как мимика, жесты, внешний вид, походка и конечно же речь. Помимо вышеуказанных недостатков следует упомянуть и некоторое однообразие в изложении событий, поскольку рассказ ведёт один и тот же человек, субъективность в оценке, неполнота и недостоверность некоторых сведений.

Мастерски подобранная У. Теккереем маска лакея Желтоплюша позволяет обойти некоторые из вышеописанных ограничений. Например, благодаря ому, что Желтоплюш постоянно подслушивает под дверью, читает чужие письма, мы получаем возможность познакомиться с жизнью «достопочтенного» Элджернона в мельчайших подробностях, узнать все, что происходит за закрытой дверью, проникнуть во все тайны, запертые на дне сундука.

Лакеи всегда все знают о своих хозяевах. «От всех ящиков у нас были ключи, все письма мы прочитывали, все счета проверяли... не было у Дьюсэйса в ящиках такой бумажки, счета или там миморанда, чтобы я не прочел», [2, с.36] «А снявши с него платье, делаю то, что и всякий слуга должен сделать, — выворачиваю карманы, заглядываю в бумажник и в письма.». [2, с.44] Если же Желтоплюш не присутствовал при том или ином разговоре или событии, то он обо всем узнавал от других слуг: «О чем говорили за обедом у посланника — это стало мне известно уже позже, но я приведу весь разговор сейчас, со слов молодого человека, стоявшего за стулом лорда Крэбса». [2, с.58]

В повести словно три плана: первый план - это речь и действия Элджернона Дьюсэйса. События этого плана видны и очевидны всем, но они зачастую обманчивы. Второй план - это то, что стоит на самом деле за поведением достопочтенного Элджернона, за его льстивыми речами и рафинированными манерами. Сюда мы можем проникнуть благодаря выбранному У. Теккереем рассказчику, который осведомлён о намерениях своего хозяина, который знает господина Дьюсэйса лучше родного отца. Есть и третий план - это душа и мысли главного героя. Он остаётся скрытым и недосягаемым для читателя, сюда не может попасть даже вездесущий лакей: «Что еще надо человеку? Теперь он небось воспарил в мечтах очень высоко. Замок в Шотландии, ложи в опере, деньги в банке, охота в Мелтоне, место в палате общин. Что еще—одному богу известно. Откуда знать бедному лакею? Он описывает только то, что видит, а в душу ведь не влезешь».[2, с. 65] Судить о том, что происходит в душе главного героя, читатель может сам, основываясь на описываемых лакеем внешних проявлениях переживаемых Элджерноном чувств.

Среди преимуществ данного типа повествования можно выделить возможность максимально правдоподобно, детально и глубоко показать внутренний мир рассказчика, так как персонаж рассказывает сам о себе, о своих мыслях, чувствах, переживаниях, а кто же знает человека лучше, чем он сам?

В повести «Записки Желтоплюша» У. Теккерей использует повествование от первого лица, но главный герой не лакей Желтоплюш, а его хозяин Элджернон Дьюсэйс и именно его поступки, мотивы У. Теккерей описывает в своей повести.

Если попытаться проанализировать цель, ради которой У. Теккерей выбрал именно этот тип повествования и именно эту авторскую маску, то следует вспомнить об основной цели и идее всего творчества данного писателя.

На страницах своих произведений У. Теккерей описывал, высмеивал, критиковал в основном высшие классы, к которым он сам принадлежал и жизнь которых знал детально. У. Теккерей практически не изображал в своих произведениях представителей других социальных слоёв, т.к. основным принципом Теккерея было правдивое изображение действительности. Он считал, что «сюртук должен быть сюртуком, а кочерга кочергой и ничем иным... не ясно, почему сюртук следует именовать расшитой туникой, а кочергу раскаленным орудием из пантомимы». [2, с.8] У. Теккерей считал целью своего творчества «открыть величайшее общественное зло и уничтожить его... Когда у человека есть такого рода призвание, всякая попытка уклониться от него просто бессмысленна. Он должен выступить перед народом, должен «выболтаться», отвести душу, а не то он задохнется и умрет».[3, с.318-319] Таким злом писатель считал главным образом снобизм, а также иные пороки, присущие аристократам в Англии XIX века, а именно непререкаемая уверенность в собственном превосходстве, лицемерие, праздность, чванство, спесь и т.д., которые нужно изобличить, выставить на всеобщее обозрение, высмеять.

Авторские маски У. Теккерея очень разнообразны, но все они тщательно подбираются и служат основополагающей цели всего его творчества. Большинство из них дают писателю уникальную возможность показать своих героев и их жизнь во всех проявлениях, проникнуть во все уголки, в запертые комнаты, увидеть реальные чувства и эмоции, которые на людях тщательно скрываются, прочесть письма и дневники, т.е. правдиво и без прикрас отобразить действительность.

Маска лакея Желтоплюша, как авторская маска У. Теккерея, показывает нам действительное положение вещей в жизни молодого адвоката, сына лорда, который жил на широкую ногу, богато одевался, держал кеб, пил шампанское, а на самом деле не имел никакого дохода, а деньги добывал шулерством. «Свои доходы в 0-0 фунтов в год он тратил, как подобает настоящему светскому человеку. Держал кеб, ездил к Олмэку и к Крокфорду, вращался в самых высших аферах. Жил он всего-навсего на каком-то там Колодезном дворе, на четвертом этаже, а широко, точно Кресс. Десятифунтовыми бумажками швырялся, как полупенсами.. .».[2, с.33]

Помимо возможности показать отдельно взятый период из жизни типичного молодого повесы со всех ракурсов, выбранная У.Теккереем авторская маска даёт возможность глубже раскрыть сатирический характер повести, многократно усилить сарказм и иронию. Тот факт, что события пустой и никчемной жизни Элджернона Дюсэйса описываются лакеем, уже придаёт им сатирическое звучание. В те же моменты, когда Желтоплюш начинает восхищаться своим хозяином, его умением обмануть, выкрутиться, приспособиться, а также прочими нелицеприятными качествами, этот восторг, выражаемый малограмотным слугой с его примитивными чувствами, мыслями и потребностями, только ещё больше усиливает понимание читателем того, насколько мало его господин заслуживает хотя бы одобрения или сочувствия.

Когда же лакей, сам вор, обманщик и невежа, принимается называть своего хозяина мошенником и обвинять его в отсутствии чести, сарказм и ирония достигают своего апогея. «Да, бывало, и он играл, как многие молодые люди из высшего общества; случалось и выигрывать и проигрывать (не говорил только — мошенник! — случалось ли платить)». [2, с.49] «Любо-дорого было слушать, как эти мошенники рассуждали о чести. Но если им не известно, что такое честь, мне-то это известно; никогда я не выношу сор из избы, пока служу хозяевам; а ушел — тогда, конечно, дело иное». [2, с.42]

Маска Желтоплюша позволяет У. Теккерею выразить своё крайнее неодобрение в отношении образа жизни Элджернона Дьюсэйса и людей подобных ему и порицание их низменных мотивов. Авторская маска, поскольку она создаётся реальным человеком с его собственной жизненной позицией, видением окружающей действительности и отношением к

ней, всегда будет социально обусловленной. По словам О. Ю. Осьмухиной, «в зависимости от идеологической позиции автора реального авторские маски нарраторов выступают либо в качестве пропагандистов и идеологов нового строя» [4, с.45], либо как ««как реакция противостояния/неприятия социальных установок, выполняет функцию деидеологизации -"развенчания" господствующей идеологии, культурных и мировоззренческих канонов». [5] Выбранный У. Теккереем в качестве авторской маски образ лакея Желтоплюша, не просто далёк от втора реального, он ему диаметрально противоположен абсолютно во всём. Читая повесть, мы чётко понимаем насколько слово Желтоплюша, его образ мыслей, его моральные и нравственные качества, его жизнедеятельность чужды У. Теккерею, насколько велика дистанция между рассказчиком и реальным автором. «За рассказом рассказчика мы читаем второй рассказ - рассказ автора о том же <...> и, кроме того, о самом рассказчике. Каждый момент рассказа мы отчетливо ощущаем в двух планах: в плане рассказчика <...> и в плане автора, преломленно говорящего этим рассказом и через этот рассказ. [6, с.127] «. автор «надевает маску», и мы видим мир как бы глазами персонажа, однако здесь, как в исполнении музыкального произведения, за личностью исполнителя, за особенностями его мастерства просматривается мир автора произведения, музыкант же - его необходимый формальный «выразитель» [7, с. 12]

Помимо использования авторской маски, своё отрицательное отношение к таким качествам типичных представителей английской буржуазной аристократии, как сословное высокомерие, претензия на изысканность, неискренность, праздность, У. Теккерей также выражает при помощи самого сюжета произведения. В конце повести он наказывает своего героя, женив его на женщине, которая была «и косая и кривобокая», [2, с.48] к которой Элджернон не питал и толики нежных чувств. Он женился на ней ради денег, но У. Теккерей и здесь не даёт ему шансов на успех, лишая невесту приданого. В довершение всего по замыслу У. Теккерея герой теряет левую руку на дуэли, тем самым лишаясь и возможности играть в карты и промышлять шулерством в дальнейшем.

Тип повествования от первого лица и авторская маска лакея Желтоплюша, примеряемая писателем, использовались У. Теккереем с целью изобличить, высмеять, показать во всей неприглядности черты характера, качества и пороки, присущие представителям современного автору общества. Выбранный в качестве авторской маски образ лакея, который весьма далек во всех отношениях от реального автора, позволяет У. Теккерею одновременно и скрыть своё лицо, и дать чёткое и ясное представление о своем отношении к описываемым событиям и героям. Невежество рассказчика, низкий уровень его культурного и духовно-нравственного развития, проявляющийся при оценке описываемых им событий, в наибольшей мере способствует достижению поставленной писателем цели, усиливает юмор, сатиру, иронию, сарказм в произведении.

Литература

1. Осьмухина, О.Ю. Авторская маска в русской прозе 1760 - 1830-х гг. / О.Ю. Осьмухина // Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа : http://www.dissercat.com/content/avtorskaya-maska-v-russkoi-proze-1760-1830-kh-gg. - Дата доступа : 3.05.2015.

2. Теккерей, У. Повести. Пер. с англ. Под общей ред. А. Аникста, М. Лорие, М. Урнова / У. Теккерей // Собрание сочинений: в 12 т. - М.: Худож. лит, 1974. - Т. 1. - 640 с.

3. Теккерей, У. Записки Барри Линдона. Роман. Книга снобов. Очерки. Пер. с англ. Под общ. ред. А. Аникста, М. Лорие, М. Урнова / У. Теккерей // Собрание сочинений: в 12 т. - М.: Худож. лит, 1975. - Т. 3. - 544 с.

4. Осьмухина, О.Ю. Традиция авторской маски в русской сатирической прозе 1920-х гг. (на материале новеллистики М.Зощенко и М.Волкова) / О.Ю. Осьмухина // Вестник Томского университета. Филология. - 2009. - № 324 (июль). - С. 41-49.

5. Осьмухина, О.Ю. Маска как средство самопрезентации авторской личности в социальном измерении / О.Ю. Осьмухина // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.apdavydov.com/ resources/seminars/1/osmuhina.doc. - Дата доступа: 13.01.2016.

6. Бахтин, М.М. Слово в романе /М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - С. 72-233.

7. Лебедев, С. Ю. Повествователь в лирике и драме / С. Ю. Лебедев // Литература в контексте культуры: типология, взаимосвязи, проблемы преподавания: сб. науч. ст. / под общ. ред. Г. В. Синило, Э. А. Усовской. Минск, 2009. С. 61 - 93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.