Научная статья на тему 'Авторская изустная литература в системе словесности народов Востока и Запада'

Авторская изустная литература в системе словесности народов Востока и Запада Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
337
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗУСТНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ИМПРОВИЗАЦИЯ / АВТОРСКАЯ ИЗУСТНАЯ ПОЭЗИЯ / ПЕВЦЫ / МАГИЧЕСКАЯ СИЛА СЛОВА / ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РЕГИОНЫ / ФОЛЬКЛОР / ПИСЬМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Идельбаев М. Х.

В статье рассматриваются общие закономерности становления и функционирования изустной литературы, затрагиваются вопросы авторства и творческой индивидуальности, ведется речь об истоках импровизаторского искусства в образцах раннего этапа данного вида словесности. В исследовании прослеживается история развития авторской изустной поэзии народов Востока и Западной Европы: шумерской, древнеиндийской, древнекитайской, японской, иранской, арабской, доклассовой греческой, средневековой скандинавской, германской, французской, английской, а также поэзия тюркских народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Авторская изустная литература в системе словесности народов Востока и Запада»

512

ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 801.82

АВТОРСКАЯ ИЗУСТНАЯ ЛИТЕРАТУРА В СИСТЕМЕ СЛОВЕСНОСТИ НАРОДОВ ВОСТОКА И ЗАПАДА

© М. Х. Идельбаев

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 273 24 68.

E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются общие закономерности становления и функционирования изустной литературы, затрагиваются вопросы авторства и творческой индивидуальности, ведется речь об истоках импровизаторского искусства в образцах раннего этапа данного вида словесности. В исследовании прослеживается история развития авторской изустной поэзии народов Востока и Западной Европы: шумерской, древнеиндийской, древнекитайской, японской, иранской, арабской, доклассовой греческой, средневековой скандинавской, германской, французской, английской, а также поэзия тюркских народов.

Ключевые слова: изустная литература, импровизация, авторская изустная поэзия, певцы, магическая сила слова, историко-географические регионы, фольклор, письменная литература.

Изустная литература - это один из основных видов словесного искусства, это - устное импровизаторское творчество профессиональных сочинителей, в произведениях которых выражаются их мировосприятие, эстетические идеалы, индивидуальный стиль и средства изображения. Она распространяется устным путем, передается из поколения в поколение с сохранением первоначального авторского текста и его имени.

В истории мировой словесности время возникновения и продолжительность авторской изустной литературы в различных историко-географических регионах были разными. Тысячелетняя шумерская литература представляла собой «процесс перехода от устной литературы к письменной», а древнейшие аккадские (вавилоноассирийские) памятники созданы в письменном виде [2, с. 98, 100]. У народов с ранней или готовой письменностью изустный период литературы может быть весьма краткосрочным и незаметным, «прижатым» между фольклором и письменной литературой. Египетская литература «древнего царства», при широком распространении фольклора, была только авторской и известна только в письменном виде. Из далекого изустного периода китайской литературы остались следы в виде своеобразных жанров и жанровых форм. «Та поэзия, которая предшествовала в Китае литературной - юэфу (песенная поэзия) и близкие ей по характеру произведения, где текст связан с музыкой, все еще были литературой устной, чем письменной», - пишет И. С. Лисевич [4, с. 233]. Изустный этап пережили также доклассовая греческая, средневековые западноевропейские и др. литературы. Создатели и исполнители изустной литературы, в зависимости от условий, в различных историко-географических регионах имели определенную преобладающую творческую направленность. Например, в древней Индии певцы делились на три группы: 1) знатоки священных индусских преданий; 2) бхараты, которые пели о боевых подвигах, знали «родословную и

семейную историю местного властителя»; 3) певцы из обездоленных каст Индии [1, с. 252]. Кельтские друиды, барды, фили, древнегреческие аэды были носителями эпических традиций, пели про деяния предков на праздниках и пиршественных застольях при княжеских дворах, религиозных торжествах; друиды «не излагали письменно своего учения, ... они были прорицателями, знахарями, врачами, жрецами, наставниками; освобождены были от военной службы и окружены были почетом; друид шел рядом с королем, во главе общества» [1, с. 211]. Средневековые бургундские канторы, африканские гриоты, старогерманские шпопы -дружинные певцы - прославляли военные подвиги, победы. А жонглеры Франции, шпильманы Германии, скоморохи Болгарии и Руси в основном вели бродячий образ жизни с музыкальным или комедийным увеселительным репертуаром. Менестрели -английские и французские странствующие певцы Х1У-ХУШ вв., в отличие от них, не обязательно были создателями своих произведений, они часто исполняли произведения других авторов. Примерно такие же функции выполняли древнегреческие рапсоды - декламаторы эпических поэм аэдов, арабские равии - исполнители сочинений бедуинских поэтов, «удерживающие в памяти тысячи стихотворных строк» [3, с. 211]. У тюркских народов изустные профессиональные творцы с широким диапазоном назывались по-разному: азан (древние турки), кедай (ногайцы), олонхосут (якуты), ашуг (азербайджанцы), ашик, бахши, баксы, шаир, ма-нассы (узбеки, туркмены, киргизы), йырау, акын, сэсэн (казахи, башкиры). Хотя изустные этапы литератур у различных народов отделялись по времени - тысячелетиями, по месту - континентами, в тенденциях развития мирового авторского изустного искусства слова наблюдается устойчивая закономерность. Первоначальные творения родились в родоплеменных условиях при содействии обрядов и ритуалов. Знатоки, ценящие магическую силу слова, поэтические причитания использовали в раз-

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. №1(I)

513

личных обрядовых (а значит, и жизненных) целях -для заговоров, заклинаний, ворожбы, гадания, предсказания, врачевания и т.д. Далее из этих «жанров», связанных с использованием волшебной силы слова, на первый план выходило импровизаторское художественное творчество. Его тематический и жанровый репертуар также типологически тождественен для различных историко-географических регионов. На всех этапах развития изустной литературы заметное место занимает восхваление, воспевание кого- или чего-либо: божественные силы, святых духов, правителей, вождей, военачальников, батыров, победоносные походы, высокую мораль... Авторы, как правило, прекрасные знатоки религиозных и светских легенд и преданий, знаменательных исторических событий, родословной высокопоставленных лиц, используют их в публичных выступлениях или в создании больших эпических произведений. Изустные творцы всегда находятся в гуще общественно-политических событий, пользуются всеобщим уважением масс, смело вмешиваются в деятельность вождей и предводите-

лей, в необходимых случаях влияют на них своими мудрыми советами. Характерная особенность творчества изустных сочинителей - затрагивать самые насущные проблемы времени, актуальные для данного общества именно к моменту публичного высказывания. Жгучие общественно-политические проблемы рождали широкий круг тематики и комплекс жанров от героических и социально-бытовых эпосов до исторических, лирических, афористических песен, гимнов. Изустная поэзия каждого региона оказывала заметное влияние на фольклор и письменную литературу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высшая

школа, 1989. 406 с.

2. История всемирной литературы. В 9-и томах, Т.1. М.:

Наука, 1983. 584 с.

3. История всемирной литературы: В 9-ти томах, Т.2. М.:

Наука, 1984. 672 с.

4. Лисевич И. С. Древняя китайская поэзия и народная пес-

ня. М.: Наука, 1969. 288 с.

Поступила в редакцию 10.04.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.