Научная статья на тему 'Авторизация: проблемы определения и научного описания на уровне предложения и текста'

Авторизация: проблемы определения и научного описания на уровне предложения и текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
456
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРИЗАЦИЯ / МОДУСНАЯ КАТЕГОРИЯ / ТЕКСТ / ТЕКСТОВАЯ КАТЕГОРИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сыроватская Надежда Сергеевна

В статье представлен анализ различных направлений исследования авторизации, а также предлагается определение авторизации, которое обобщает опыт изучения данного понятия на текстовом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the analysis of different tendencies in research of authorisation and proposes the definition of this phenomenon that gathers the experience in authorisation studies at the text level.

Текст научной работы на тему «Авторизация: проблемы определения и научного описания на уровне предложения и текста»

Н. С. Сыроватская

АВТОРИЗАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И НАУЧНОГО ОПИСАНИЯ НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ТЕКСТА

Работа представлена кафедрой германской филологии. Научный руководитель — доктор филологических наук, профессор Е. А. Гончарова

В статье представлен анализ различных направлений исследования авторизации, а также предлагается определение авторизации, которое обобщает опыт изучения данного понятия на текстовом уровне.

Ключевые слова: авторизация, модусная категория, текст, текстовая категория.

250

Авторизация: проблемы определения и научного описания на уровне предложения и текста

Исследуя явление авторизации на материале текстов художественной литературы, В. В. Филатова также опирается на определение, сформулированное в рамках грамматического направления, но характеризует авторизацию как «способ оформления художественного дискурса, показатель (наряду с другими мета-текстовыми элементами) индивидуально-авторской манеры повествования» [9, с. 9]. Исследователь не включает авторизацию в число текстовых категорий, однако указывает на то, что она участвует в их формировании. Роль авторизации особенно велика при формировании полисубъектности, текстовой (авторской) модальности, связности (когезии), чле-нимости (делимитации). Основной единицей, выражающей значения авторизации и служащей субъективации текста, является авторизованное предложение. На основании определения авторизации, представленного в «Синтаксическом словаре» Г. А. Золотовой, В. В. Филатова выделяет следующие семантические группы авторизованных предложений: 1) предложения со значением восприятия (прежде всего зрительного и слухового); 2) предложения со значением ментальной деятельности; 3) предложения со значением речи; 4) предложения со значением оценки. Безусловно, данная классификация является нежесткой во многом ввиду условности границ между соответствующими сферами деятельности человека. Располагаясь в тексте контактно и дистантно, конструкции данного типа являются непременной композиционной составляющей художественного текста, образуя дискретную цепочку словесных рядов и участвуя в создании его многоголосия. Таким образом, в концепции В. В. Филатовой авторизация также трактуется как текстообразующее начало, важнейший параметр текстового целого.

Интересная позиция в отношении толкования понятия авторизации представлена в работах Е. А. Баженовой, посвященных анализу смысловой структуры научного текста. Автор отмечает, что научный текст представляет собой сложноорганизованную политекстуальную систему, особенности которой детерминированы экстралингвистическими факторами.

Среди данных факторов важнейшую роль играют компоненты научно-познавательной деятельности, обобщенные в понятии эпистеми-ческой ситуации (термин М. П. Котюровой). «Эпистемическая ситуация (ЭС) — это совокупность взаимосвязанных признаков коммуникативно-познавательной деятельности в единстве составляющих ее онтологического, методологического, рефлективного и коммуникативно-прагматического аспектов, оказывающих систематическое влияние на формирование научной речи, реализованных в научном тексте и определяющих его композиционно-смысловую и стилистико-речевую структуру» [1, с. 19]. Особое значение для реализации процессов авторизации имеет рефлективный аспект ЭС, который связан с личностным характером научного знания, так как субъект научного знания всегда выступает как рефлектирующая личность.

Каждый аспект ЭС представлен в пространстве научного текста некими субструктурами, которые организуют рассредоточенные по всему произведению языковые показатели данного аспекта в содержательные единства. Эти структуры получают в концепции Е. А. Баженовой название субтекстов. Субтекст характеризуется как «сложная смысловая единица текста, имеющая знаковый характер и представляющая собой высший уровень номинации аспекта ЭС» [1, с. 22]. В рамках рефлексивного аспекта ЭС исследователь выделяет субтексты оценки и авторизации. Первый выражает ценностную ориентацию автора в содержании старого и нового знания, второй представляет собой способ речевого воплощения личностно-психологической рефлексии субъекта познания, сопровождающей его научную деятельность.

В исследовании Е. А. Баженовой, как и в других работах, посвященных изучению авторизации, отмечается, что данное явление играет важную роль в текстообразовании и имеет прагматический характер. Однако помимо указанных аспектов Е. А. Баженова исходя из особенностей изучаемого ею научного текста обращает особое внимание на когнитивную природу авторизации, ее связь с гносеологическими операциями, выполняемыми мысля-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.