Научная статья на тему '\ авторитетное мнение \ о качественной переработке'

\ авторитетное мнение \ о качественной переработке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ авторитетное мнение \ о качественной переработке»

\ АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ \

О качественной переработке

Для России, владеющей колоссальным ресурсным потенциалом и занимающей ведущие позиции в мире по объемам добычи углеводородного сырья, одно из ключевых направлений сегодня — повышение эффективности его использования.

В минувшем, достаточно тяжелом для национальной экономики году Россия вышла на первое место в мире по объемам добычи нефти. В конце 2009 года прирост добычи к аналогичному периоду 2008-го составил более 4 млн. тонн.

Этот результат — хорошая иллюстрация эффективности взаимодействия государства и бизнеса. В частности, на законодательном уровне были решены важнейшие вопросы налогового и таможенного стимулирования освоения новых нефтяных месторождений и установлены нормы, позволяющие обеспечить более полную выработку запасов на истощенных месторождениях.

Сегодня отечественная нефтепереработка представлена преимущественно крупными заводами, построенными и введенными в эксплуатацию во второй половине прошлого века. В стране функционирует 28 крупных предприятий мощностью более 1 млн. т в год и около 80 мини-нефтеперерабатывающих заводов суммарной проектной мощностью первичной переработки сырья в объеме более 270 млн. т в год.

Отмечу, что за последние пять лет в нефтеперерабатывающую отрасль было инвестировано более 200 млрд. руб. Объемы переработки нефтяного сырья по сравнению с 2004 годом увеличились более чем на 20% и значительно превысили темпы прироста добычи нефти, которые составили около 7%. Вместе с тем уровень технологической оснащенности в этой сфере довольно низок.

Один из важнейших показателей, характеризующих сложность технологических процессов и качество оборудования НПЗ, — так называемый индекс Нельсона. В России он составляет 4,3, в то время как в Европе — 7,4, в Северной Америке — 10,2, среднемировой — 6,6%. Другой важнейший показатель эффективности отечественных НПЗ — глубина переработки нефти — достигает 71-72%. В Европе и Северной Америке он равен 8590%. Одна из ключевых причин такой диспропорции — запоздалое решение о соответствующих нормах по экологической безопасности моторного топлива. В Европе эти требования были приняты в конце XX века и простимулировали инвестиционные процессы в инновации и модернизацию НПЗ. В России мы ввели технический регламент только в 2008 году, поэтому с точки зрения нормативного обеспечения в вопросе экологической безопасности отстаем от европейских стран больше чем на десятилетие.

Это приводит к тому, что, перерабатывая нефть по так называемым простым технологическим схемам, мы не добавляем, а снижаем эффективность использования ресурса (производя и экспортируя мазут, газойль и прямогонный бензин). На внешних рынках цена российских нефтепродуктов существенно ниже, чем произведенных зарубежными НПЗ, что обусловлено их невысокими потребительскими качествами. Наши нефтепродукты в западных странах используют практически как сырье для дальнейшей переработки. Качество отечественных нефтепродуктов таково, что если бы Россия экспортировала нефть, а не продукты ее переработки, то бюд-

жет, при средней цене на нефть $70 за баррель, мог бы получить дополнительно более $13 млрд.

При этом доля косвенных налогов в стоимости нефтепродуктов для отечественных производителей одна из самых низких по сравнению с другими странами. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод, что мы субсидируем неэффективную нефтепереработку и вместе с тем обеспечиваем стабильную ценовую ситуацию на внутреннем рынке.

Если посмотреть на динамику цен моторного топлива в 2009 году, то в целом по России розничные цены на бензин с января по ноябрь увеличились на 16,8%, а на дизельное топливо снизились на 10%. При этом котировки нефти на мировом рынке — базис ценообразования на нефтепродукты — увеличились вдвое.

У некоторых коллег может возникнуть вопрос, почему, как страна-экспортер нефти, Россия не может установить фиксированную или привязанную цену на нефтепродукты для отечественных потребителей? Но в странах, субсидирующих внутренние цены на нефтепродукты, рано или поздно возникают проблемы с нефтепереработкой вследствие недостатка инвестиций в ее развитие. Это, например, произошло в Индонезии и в Иране, которые, несмотря на статус экспортеров нефти, вынуждены завозить нефтепродукты для внутреннего рынка, лимитировать их потребление.

Назначение фиксированной цены было бы тупиковым путем развития отечественной нефтепереработки. Такой механизм приведет либо к повышению со временем цен на нефтепродукты, либо к необходимости субсидировать их потребление из бюджета.

Сегодня на государственном уровне принимается ряд мер для стимулирования развития нефтеперерабатывающей промышленности. В частности, осуществляется реализация положений технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и садовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации 27 февраля 2008 года. Идет поэтапный переход к выпуску нефтепродуктов, соответствующих по своим потребительским свойствам мировым экологическим стандартам.

Запланировано поэтапное повышение вывозных таможенных пошлин на мазут, прямогонный бензин с одновременным снижением на товарные виды нефтепродуктов: бензин и дизельное топливо. Предполагается дифференциация акцизных ставок на нефтепродукты в зависимости от их качественных характеристик.

Необходимо создать прозрачные механизмы ценообразования на нефтепродукты, приняв нормативноправовые акты, регламентирующие обязательную реализацию не менее 10% продукции на отечественных товарно-сырьевых биржах.

Требуется государственное стимулирование развития инфраструктурных коммуникаций для развития нефтеперерабатывающих мощностей, а также магистральных нефтепродуктопроводов.

6

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 1 (93) 2010

\САМОЕ ВАЖНОЕ \

Сергей ШМАТКО,

министр

энергетики

Российской

Федерации

«Необходимо создать прозрачные механизмы, регламентирующие обязательную реализацию не менее 10% нефтепродуктов на отечественных товарносырьевых биржах».

\САМОЕ ВАЖНОЕ \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №1 (93) 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.