Научная статья на тему 'Авторитет и значимость кафедры создает ее коллектив'

Авторитет и значимость кафедры создает ее коллектив Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ / ВЫДАЮЩИЕСЯ БИБЛИОТЕКОВЕДЫ СТРАНЫ / НАУЧНАЯ ШКОЛА А.Я. АЙЗЕНБЕРГА / DEPARTMENT OF LIBRARY SCIENCE / DISTINGUISHED BIBLIOTECONOMY COUNTRIES / SCIENTIFIC SCHOOL OF A. J. EISENBERG

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алтухова Г.А.

В статье показаны роль и значение кафедры библиотековедения МГИК под руководством доктора педагогических наук, профессора Константина Ивановича Абрамова. Показан вклад членов кафедры, ее выдающихся предатавителей, видных ученых страны. Особое внимание в статье уделено научному и педагогическому творчеству Аркадия Яковлевича Айзенберга, чье 95-летие мы отмечает в эти дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Авторитет и значимость кафедры создает ее коллектив»

Г.А. АЛТУХОВА АВТОРИТЕТ И ЗНАЧИМОСТЬ КАФЕДРЫ СОЗДАЕТ ЕЕ КОЛЛЕКТИВ

В статье показаны роль и значение кафедры библиотековедения МГИК под руководством доктора педагогических наук, профессора Константина Ивановича Абрамова. Показан вклад членов кафедры, ее выдающихся предатавителей, видных ученых страны. Особое внимание в статье уделено научному и педагогическому творчеству Аркадия Яковлевича Айзенберга, чье 95-летие мы отмечает в эти дни.

Ключевые слова: кафедра библиотековедения, выдающиеся библиотековеды страны, научная школа А.Я. Айзенберга.

G. A. ALTUKHOVA

THE AUTHORITY AND SIGNIFICANCE OF THE DEPARTMENT IS CREATED BY ITS

STAFF

The article shows the role and importance of the Department of library science of the MGIK under the capped doctor of pedagogical Sciences, Professor Konstantin Ivanovich Abramov. The contribution of members of the Department, its outstanding predstaviteley, eminent scientists of the country. Special attention in the article Ugolino scientific and pedagogical work of Arkady Yakovlevich Eisenberg, whose 95 th birthday we notes these days.

Keywords: Department of library science, distinguished biblioteconomy countries, scientific school of A. J. Eisenberg.

Г.А. АЛТУХОВА АВТОРИТЕТ И ЗНАЧИМОСТЬ КАФЕДРЫ СОЗДАЕТ ЕЕ КОЛЛЕКТИВ

В эти дни мы отметили 95-летие со дня рождения Аркадия Яковлевича Айзенберга, видного ученого и педагога, доктора педагогических наук, профессора кафедры библиотековедения МГИК, внесшего неоценимый вклад в развитие библиотечной педагогики, основателя научной школы самообразовательного чтения.

Кафедра библиотековедения, членом которой являлся Аркадий Яковлевич на протяжении десятилетий, была уникальна по своему составу: руководил ею авторитетнейший специалист, ученый мирового уровня, строгий и справедливый в своих решениях Константин Иванович Абрамов. Мы были сплоченным, творческим коллективом, работающим в комфортных и, в тоже время, жестких условиях профессионального сотворчества.

Это был живой организмом со своей иерархией лидеров и преподавателей, аспирантов, докторантов и лаборантского состава. На всю страну были знамениты научные школы наших патриархов: К.И. Абрамова, А.Я. Айзенберга, Л.И. Белякова, Н.И. Карташова, А.Е. Шапошникова и многих других. Эти ученые объединяли научные силы страны, развивали науку, культуру, образование, просвещение не только центральных городов России, но и союзных республик, зарубежных стран.

Каждый из руководителей научных школ имел свой почерк, свою судьбу, свои пристрастия, свой стиль общения с коллективом, особые методы в подготовке научных кадров, но все бы были объединены одной идеей, одной целью - подготовка библиотечных специалистов для страны, развитие науки и практики библиотечного дела, укрепление авторитета кафедры и института.

Помню, когда на кафедру входил Константин Иванович, все почтительно замирали, ждали от него беспристрастной, строгой оценки своей педагогической и научной деятельности, и всегда были готовы незамедлительно принять рекомендации и пожелания уважаемого руководителя. Мы радовались похвалам Константина Ивановича и отчаянно переживали критику. На кафедре не было случайных сотрудников, каждый соответствовал профилю научных исследований коллектива, особое внимание уделялось человеческим качествам и способностям к преподавательской работе.

Когда неспешно, с достоинством появлялся Аркадий Яковлевич, приветливый, одетый «с иголочки», преподаватели, аспиранты сразу ощущали присутствие справедливого старейшины, добрейшего и всегда произносящего «мудрое слово» аксакала.

Мы гордились, что с нами работает известный ученый, интеллигентнейший, всегда немного стеснительный, как бы заранее извиняющийся за свои решения председатель предметной комиссии «Библиотечное обслуживание» Александр Евгеньевич Шапошников. Он всегда был готов каждому преподавателю, студенту, аспиранту, помочь не только советом, но и оказать методическую помощь: написать отчеты, составить планы и др.

В нашем коллективе были созданы все условия для научной и педагогической работы, всегда была строгая дисциплина, царил необычайный творческий подъем. Поэтому кафедра имела авторитет ведущей лаборатории по подготовке научно-педагогических кадров, на ней, как ни на какой другой

кафедре, помимо большого количества кандидатских диссертаций, было подготовлено и защищено 12 докторских.

Одним из ведущих педагогов кафедры, организатором ее работы, признанным авторитетом был Аркадий Яковлевич Айзенберг (1-5). Хорошим уроком для всех нас было его достойное поведение по преодолению трудностей при защите кандидатской и докторской диссертаций. Дважды он защищал одну и ту же кандидатскую диссертацию, а докторскую «Проблемы теории и практики самообразовательного чтения в России (вторая половина ХVШ в. - XIX в.)», после известного сопротивления недоброжелателей успешно защитил в Ташкентском институте культуры. Эта диссертация стала основной теоретической и концептуальной базой для дальнейших исследований педагогических и библиотековедческих проблем самообразования. Преодолев трудности на своем научном пути, Аркадий Яковлевич свой научный и педагогический опыт передавал ученикам. Все мы знали, что, если Аркадий Яковлевич взялся руководить диссертацией, он её обязательно доведет до успешной защиты. Известны его крылатые слова: «Если работа написана, она обязательно будет защищена». Такая поддержка вселяла веру аспирантов и докторантов в свои силы, наполняла их оптимизмом, помогала преодолевать большие трудности, которые неизбежно возникают у каждого на пути в написании научной работы.

В мудрости и прозорливости научного руководства Аркадия Яковлевича я убедилась на собственном опыте, когда он, являясь моим консультантом по докторской диссертации, уверенно внёс в название моего труда ключевое слово «педагогика». Название диссертации стало звучать так: «Библиотечно-педагогическая этика» (6). Поначалу многим, в том числе и мне, казалось, что здесь присутствует диктат консультанта, его приверженность к приоритетам педагогических направлений. Однако время показало, что библиотечная этика - это неотъемлемый элемент миссии библиотек в воспитании, образовании и просвещении населения. Именно в этом направлении должно развиваться современное библиотековедение и ее составляющая - профессиональная этика.

Особенное значение имеют уникальные разработки Аркадия Яковлевича по самообразованию, они стали развитием идей Н.А. Рубакина, послужили основой для их возрождения и применения к современным реалиям библиотечного обслуживания. Его труды обосновывались на убеждении, что воспитание у читателя любви к чтению, совершенствование его культуры чтения, умения анализировать прочитанное, самостоятельно усваивать знания, развивать интеллект — основные направления самообразовательного чтения. Так, по мнению ученого, библиотека способствует нравственному самоопределению личности, освоению культуры общества, организации самовоспитания и гармоничному развитию личности.

Большое значение ученый придавал исследованию психологических особенностей воспитательного процесса, основанного на триединстве: а) природно-биологической основе; б) взаимодействии совокупных общественных отношений, которые определенным образом формируют человека, в) самостоятельных, самоуправляющих внутренних силах самого человека, обеспечивающих развитие личности, ее самодвижение к определенной социальной и культурной независимости.

Проповедуя идею гуманизации воспитания и образования в библиотеке, Аркадий Яковлевич признавал важность влияния на процесс библиотечного обслуживания компьютеризации, электронных средств массовой информации, предостерегал ученых и практиков библиотечного дела от технократизма, указывал на важность в педагогическом воздействии на читателя гуманизации общества, являющегося связующим началом его объединения с помощью добра, сострадания, взаимопомощи, решения экологических проблем.

Сегодня многое изменилось в обществе, библиотечном мире, профессии библиотекаря, в подготовке библиотечных специалистов. Но традиции и нравственные ценности, которые нам оставил Аркадий Яковлевич Айзенберг, его знаменитая, плодотворная научная школа продолжает жить и развиваться в делах его учеников, оставленном творческом наследии, благодаря которому педагогическая деятельность в библиотеке по-прежнему является основой подготовки библиотечных специалистов, важным направлением развития науки и практики библиотечного дела.

Под руководством Аркадия Яковлевича аспиранты работали над кандидатскими диссертациями, он консультировал докторские диссертации, был почетным и уважаемым членом нескольких ученых советов Москвы и периферийных институтов и всегда был незаменимым советчиком и помощником библиотечных специалистов, руководителей культуры союзных республик.

В 1980 году, под руководством Аркадия Яковлевича, была защищена диссертация В.Т. Кайгородовой (7), которая в дальнейшем стала видным библиотековедом, талантливым руководителем кафедры, автором известных в профессиональной среде научных публикаций.

В диссертации заведующей КБ РГБ Л.Б. Хайцевой «Оптимизация форм и методов руководства самообразовательным чтением юношества - читателей массовых библиотек» (8), была научно обоснована методика самообразовательного чтения юношества, показана специфика дифференцированного обслуживания молодых читателей книгой.

Диссертации Ю.К. Бабанского, в дальнейшем видного ученого, автора исследовательского направления оптимизации учебного процесса, исследованы положения отечественной педагогики и психологии, развития духовной культуры личности в процессе самообразования.

Известный исследователь и руководитель библиотечного образования И.И. Горлова рассмотрела самообразовательное чтение в областной библиотеке как процесс культурного и профессионального совершенствования личности.

Столь же актуальными и новаторскими были диссертации Л.Н.Стариковой (Кемерово), Е И. Гизенко, О.П. Мезенцевой, Н.В. Клименковой (Минск), Е.И. Гизенко, В.В. Муминовой (Москва), Т.Г. Пчельниковой (Самара),М.Х. Махмутов (Ташкент),Е.В. Куденко (Харьков),Л.Д. Щириковой (Крас нодар), и многих других.

На протяжении многих лет А.Я. Айзенберг руководил Школой педагогического мастерства, к проведению занятий в которой привлекались видные ученые - библиотековеды, библиографы и книговеды, активно участвовал в руководстве СНО. Многие выпускники библиотечного факультета помнят его как руководителя третьего трудового семестра - «на картошке».

Аркадий Яковлевич всегда был примером работоспособности, увлеченности профессией, высокой организации научного труда и систематичности научных исследований. Он был неотделимо связан с Российской государственной библиотекой, с Первым читальным залом, КБ, администрацией Библиотеки, ее ученым советом по защите диссертаций, каждым отделом Библиотеки и его сотрудниками.

Аспиранты, молодые преподаватели, докторанты знали его постоянное место в Первом читальном зале, он всегда охотно откликался на любое обращение, включался в проблему молодого исследователя, зачастую оставив собственную работу, несмотря на ее сложность и важность.

Находясь в составе предметной комиссии по курсу «Библиотечное обслуживание», он ведет непрерывный поиск психолого-педагогических основ этого курса. Результатом этого явилась разработка спецкурсов «Библиотечная педагогика» и «Психолого-педагогические основы библиотечно-библиографической деятельности».

Под его научной редакцией выходит учебник «Библиотечное обслуживание: теория и методика» (1996 г.).

В общей сложности профессору А.Я. Айзенбергу принадлежит свыше 100 научных работ, отдельные публикации переведены и изданы за рубежом. Основные научные идеи: роль книги и чтения в общественном прогрессе и просвещении различных категорий населения, самообразование и самообразовательное чтение в овладении научными и общекультурными знаниями, образовательная и воспитательная функция библиотеки актуальны и в наши дни.

Имя Аркадия Яковлевича Айзенберга неразрывно связано с памятью о нем и о тех временах, когда кафедра библиотековедения была гордостью института, и оказывала заметное влияние на развитие библиотечной науки и практики в стране и за рубежом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айзенберг А.Я. Воспитательная функция библиотеки: http://libconfs.narod.ru/2004/sl/sl pl.htm

2. Айзенберг А.Я. О педагогической функции библиотекаря в условиях компьютеризации библиотечного обслуживания читателей // Библиотека в контексте истории: Тез. Докл. — М., 1998. - С. 61.

3. Айзенберг А.Я. О функциях библиотеки http://libconfs.narod. ru/2005/s 1/s 1_р2 .htm

4. Айзенберг А.Я. Психология и педагогика — основа курса «Библиотечное обслуживание // Сов. Библиотековедение. — 1992. — № 2. - С. 59-62.

5. Алтухова Г.А. Памяти учителя и друга: К 90-летию А.Я.Айзенберга /Сост.: Л.Б. Хайцева. -М.- 2011. С. 211-216.

6. Алтухова Г.А. Библиотечно-педагогическая этика: Теория и практика: Дис.. .д-ра пед.наук. -М., 2001. - 393 с.

7. Кайгородова В.Т. Исследования эффективности самообразовательного чтения молодых рабочих-читателей массовых библиотек: Автореф. дис канд. пед. наук.- М., 1980. - 16 с.

8. Васина Л.Б. [Хайцева Л.Б.] Оптимизация форм и методов руководства самообразовательным чтением юношества — читателей массовых библиотек: диссертация ... канд. педагогич. наук: 05.25.03 — Москва, 1982. — 186 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Алтухова Галина Алексеевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения и книговедения Московского государственного института культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.