Научная статья на тему 'Авторитарная представительная демократия'

Авторитарная представительная демократия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
349
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное управление / национальный парламент / представительная демократия.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Авторитарная представительная демократия»

Небренчин С.М.

д.и.н., профессор

АВТОРИТАРНАЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Ключевые слова: государственное управление, национальный парламент, представительная демократия.

В современной России, в эпоху нарастания глобальных вызовов и угроз, национальный парламент как ведущий конституционно-правовой институт должен играть ключевую роль в процессе управления государством и обществом, в консолидации органов власти в центре и на местах, развитии общественно-политических институтов РФ. Адекватно отображая компромиссное волеизъявление большинства избирателей и поддерживая с ними постоянную тесную связь, он призван представлять полноценное народовластие в стране, от его имени принимать законы, обладающие высшей юридической силой, выступать в качестве важнейшего средства правового регулирования, участвовать в формировании других ветвей власти и контролировать их деятельность, а также исполнение законов.

В многонациональной и поликонфессиональной России влиятельный парламентаризм обеспечивает и развивает демократию, реализует народный суверенитет, придает легитимность государственной власти, консолидирует общество и власть, укрепляет международный авторитет страны. Таким образом, полноценное развитие в совокупности основополагающих функций современного парламента позволяет обеспечить его верховенство и сформировать систему парламентаризма на федеральном и региональном уровне как особую разновидность государственного управления, основанного на ключевой роли парламента в политической сфере общества.

Опыт становления и развития парламентаризма в новейшей российской истории свидетельствует о том, что государство сделало серьезные шаги на пути построения демократического правового государства и создания условий для развития парламентаризма. За достаточно короткий период была сформирована не только нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность данных органов, но и появились и достаточно эффективно развиваются многочисленные парламентские институты и процедуры, сформирован национальный тип парламентской культуры и этики.

Однако наряду с достижениями отечественного парламентаризма, следует отметить, что на сегодняшний день все-таки остаются нерешенными многие проблемы, связанные с функционированием российских представительных органов. Во-первых, нынешняя парламентская модель, во многом заимствованная извне, не обеспечивает ключевой роли парламента в жизни государства и общества. Во-вторых, Федеральное Собрание РФ не является консолидированным федеральным органом, парламентская вертикаль должным образом не работает. В-третьих, во взаимоотношениях с другими федеральными институтами и, в частности, с исполнительной ветвью власти, парламент находится скорее в подчиненном положении, а не наоборот. В-четвертых, в общественном мнении парламентаризм - это второстепенный, недемократический, ущербный, неавторитетный орган, а депутаты - объекты постоянной критики - «козлы отпущения». В-пятых, и это главное, он не является столпом демократии, должным образом не аккумулирует, не выражает и не представляет волю народа и народовластие.

Такое положение дел объясняется тем, что конституционные основы современного российского парламентаризма еще не во всем совершенны, содержат массу противоречия, неясности, пробелы, которые, естественно, сдерживают процесс укрепления парламентаризма. Эти недостатки устранимы. Нужна взаимная заинтересованность всех ветвей власти в том, чтобы парламентаризм занял в Конституции и конституционном законодательстве достойное место, получил всестороннее юридическое обоснование, четкое и однозначное толкование правовых норм его реализации на практике.

Прежде всего необходимо критически относиться к принципу разделения властей, который навязан извне и призван обеспечить эффективное влияние на развитие событий из-за рубежа. Что касается принципа сдержек и противовесов во власти, то надо исходить из того, что народ, общество и народовластие - это и есть система сдержек и противовесов, контроля власти в центре и на местах. Кроме того, в чрезвычайно разнородной по территории, климату и устройству, многонациональной и поликонфессиональной России не оправдан и партийный (от слова party - часть) принцип формирования федерального и региональных парламентов. Партийный подход ведет к большей раздробленности и без того неоднородного общества, росту противоречий, возникновению дополнительных предпосылок зависимости и вмешательства извне, влияния капитала и корыстных интересов, дополнительному усилению «москвичей» в делах страны, так как партии формируются и управляются преимущественно из Москвы. Одновременно целесообразно развивать и продвигать в парламентские структуры представителей общественных организаций.

Наряду с изучением зарубежного опыта парламентаризма, целесообразно вернуться к изучению и использованию на практике традиционных «вечевых» форм существования и развития демократии на Руси и в других автохтонных регионах России, которые были естественными и органичными, а потому эффективными, обеспечивали преемственность власти. На вече обсуждались вопросы и принимались главные решения, избирались князья (воеводы), которые авторитарно правили государственными образованиями и народами.

Как показал весь опыт отечественного государственного строительства, демократия на одной седьмой части суши с различными природно-климатическими условиями, в многонациональной и поликонфессиональной России может успешно развиваться только при условии сохранения развитого авторитаризма. Именно авторитарная представительная демократия, которая укоренилась в России, является для нашей страны наиболее органичной и эффективной формой правления.

1. Крайне важно консолидировать все парламентские структуры в стране под началом единого представительного и законодательного органа и, в частности, двухпалатного (Совет Федерации и Госдума) Федерального Собрания во главе с одним председателем и общим аппаратом. Такой федеральный орган с развитой системой региональных парламентских структур может стать основополагающим институтом народовластия в России, который обеспечивает и развивает демократию, реализует народный суверенитет, придает легитимность государственной власти, формирует и контролирует органы власти, консолидирует общество и власть, укрепляет международный авторитет страны.

2. Региональные парламенты должны формироваться исключительно на мажоритарной основе. Они из своих рядов выдвигают и предлагают на утверждение главе государства (президенту) кандидата на должность главы региона. Руководитель регионального парламента входит по должности в состав Совета Федерации ФС РФ, в дальнейшем -Госсовета РФ.

3. Совет Федерации ФС РФ на нынешнем этапе может формироваться на основе членства руководителей исполнительной и законодательной власти регионов. Он исполняет роль Госсовета при Президенте РФ. В дальнейшем на этой основе формируется полноценный Госсовет РФ вне структур ФС РФ во главе с главой государства (президент), который является одновременно и главой исполнительной власти - правительства РФ.

4. В дальнейшем основу федерального парламента РФ должен составить однопалатный парламент на основе Госдумы, которая избирается по мажоритарному принципу. Парламент участвует в назначении ключевых членов правительства, формировании других органов власти. Глава Госдумы (или ФС РФ) является по должности единственным заместителем главы Госсовета РФ. Он становится вторым человеком в государстве. Общественная палата РФ сохраняет функции экспертного сообщества при ГД РФ (или ФС РФ). Она объединяет в себе представителей общественных организаций.

5. В перспективе Федеральный парламент вместе с Конституционным и Верховным судами, со структурами РАН, Центробанка и ведущими федеральными СМИ целесообразно расположить и разместить в другом географическом центре страны, который в дальнейшем может стать новой столицей Россией.

Формирование целостной системы парламентаризма в России позволит эффективно обеспечивать национальную безопасность, суверенитет и территориальную целостность, устойчивое поступательное развитие страны, преобразование национально-государственного устройства страны в территориальное, справедливое обустройство и развитие земель и народов. Основополагающая роль парламента в жизни государства и общества решает вопрос обеспечения преемственности власти в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.