©
АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ ГАЛИСИИ
В ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОМ ГОСУДАРСТВЕ
Д.Б. Жанейро
^Зтатья 2 Конституции Испании 1978 года признает право на автономию областей, составляющих государство Испания. При осуществлении этого права на автономию, как гласит ст. 143, соседние провинции с общими историческими, культурными и экономическими характеристиками могут образовываться в автономные области, с тем чтобы сделать возможным свое самоуправление. В соответствии с этими положениями и конституционным признанием исторического характера области Г алисия, провинции Ла-Корунья, Луго, Оренсе и Понтеведра были преобразованы в Автономную область Галисия посредством принятия в 1981 году Основного Закона и Устава об автономности.
Институтами, гарантирующими самоуправление Автономной области Галисия, являются Парламент и автономное правительство - Хунта Галисии. Парламент избирается на 4 года; выборный процесс представляет собой
THE GALICIAN AUTONOMOUS COMMUNITY WITHIN
A DECENTRALISED STATE
Domingo Bello Janeiro
The statute of the Galician Autonomous Community, constituted in Spain in 1981, the autonomy’s powers, functions and services and the personnel assigned to them are described in the article.
The institutions that ensure the self-government of the Galician autonomy are the Parliament and the Autonomous Government.
Apart from the autonomous institutions, Galicia has local administrations: city councils and provincial councils. The Galician self-government bodies enjoy a wide range of powers, exclusive or shared, in accordance with the Spanish Constitution.
The procedures implemented by the autonomous Administration of Galicia in the process of the administrative reform are emphasised in the article. In this connection the author comments on the role played by the Galician School of Public Administration.
2002 • ВЕСТНИК ПАГС 5 3
пропорциональное представительство с избирательными округами по провинциям. Этот институт осуществляет функции законодательной власти, контролирует исполнительные функции Хунты и выбирает сенаторов, представляющих Г алисию в Сенате, который является второй Палатой представителей в испанском Парламенте. Он наделяет Парламент важной властью выбирать Президента Хунты Галисии, который, в свою очередь, назначает других членов этого института, так называемых советников Хунты Галисии. Органы местного самоуправления Галисии пользуются широким спектром полномочий, исключительных или разделенных в соответствии с Конституцией Испании.
Хунта Галисии является коллегиальным органом, руководимым Президентом, который осуществляет общую политику и управление Автономной областью. Для этого он располагает законодательными, исполнительными полномочиями и властью устанавливать правила в соответствии с Конституцией, Уставом об автономности и другими существующими законами.
Президент Хунты Галисии, который избирается Парламентом Галисии из его членов, является верховным представителем Автономной области и представителем государства в Галисии, он/она осуществляет надзор за деятельностью правительства и координирует ее. В настоящее время Администрация Хунты Г алисии состоит из следующих департаментов (или региональных министерств), расположенных в Сантьяго-де-Компостела:
- Канцелярия Президента, Департамент управления делами и государственного управления;
- Департамент экономики и Казначейство;
- Департамент территориальной политики, общественных работ и жилищного хозяйства;
- Департамент образования и управления университетами;
- Департамент промышленности и торговли;
- Департамент сельхозпродукции и сельского развития;
- Департамент культуры, социальных коммуникаций и туризма;
- Департамент здравоохранения;
- Департамент рыболовства и морских дел;
- Департамент правосудия, внутренних дел и труда;
- Департамент семейной политики, трудоустройства, женщин и молодежи;
- Департамент окружающей среды;
- Департамент социального обеспечения;
- Департамент эмиграции и международного сотрудничества.
©
В целях децентрализации функций формируются делегации от каждой провинции для всех департаментов Хунты, в которые входят все органы и службы. Департамент экономики, Казначейство и Департамент рыболовства организованы по территориальным делегациям.
Внутренний контроль за деятельностью Администрации автономии осуществляется Генеральным Советом Автономной области, который зависит от Министерства экономики и Казначейства. Внешний контроль осуществляется Финансовым Советом Галисии, Галисийским уполномоченным по правам человека, Галисийским Верховным Судом и Конституционным Судом государства.
Судебную власть в Галисии осуществляют обычные суды, суды провинции и Галисийский Верховный Суд. Последний является высшим органом юридической системы Галисии и не влияет на юрисдикцию Верховного Суда государства.
В Автономной области есть следующие совещательные органы: Консультативный Совет Галисии, Экономический и социальный Совет Галисии, Совет профсоюзов Галисии, Галисийский Школьный Совет и Галисийский Культурный Совет.
Помимо автономных институтов в Галисии, так же как и в других семнадцати испанских областях, существует местная администрация: городские советы и советы провинций; последние действуют в качестве органов поддержки городских советов и выполняют координирующие и инвестиционные функции.
В Испании существует жесткая децентрализация государственных расходов с заметной централизацией налоговых поступлений; это подразумевает важные перемещения средств среди трех уровней Администрации: центральной, автономной и местной. Достигнуто согласие по вопросам политики налоговой децентрализации и ее осуществления для того, чтобы ввести критерий государственного управления, основанный на налоговой подотчетности налогоплательщикам, и для того, чтобы смягчить борьбу за централизованные налоговые ресурсы.
Развитие полномочий, делегированных Галисийской Автономной области, привело к передаче ей целого ряда административно-управленческих функций. Галисийской Автономной области были переданы полномочия, функции и службы с прикрепленным к ним персоналом, который получил соответствующее образование с 1982 года.
С 1991 года Галисийская служба здравоохранения (вегдав) отвечает за систему здравоохранения Галисии, осуществляя свою собственную политику, адаптированную к галисийским территориальным и демографическим характеристикам.
Задачи, связанные с содействием экономической деятельности в Галисии, с 1993 года возложены на Галисийский институт экономического содействия (ЮАРЕ), который поддерживает ряд программ помощи торгово-промышленной деятельности.
Г осударственная служба занятости Галисии была основана 1 января 1998 года, когда Хунта Галисии приняла на себя обязанности 1ЫЕМ относительно активной политики занятости в дополнение к той деятельности, которая до этого уже осуществлялась автономной Администрацией. Этой службой охватывается вся Галисия, она предназначена для улучшения качества обслуживания потребителей и более эффективного осуществления программ, что делает Хунту единственной организацией, ответственной за эту политику.
С другой стороны, даже в делах, конституционно отнесенных к государству, таких, как отправление правосудия, автономная организация государства Испания признает полномочия автономных комитетов на их собственной территории. Таким образом, в этой сфере, не влияя на исключительность Верховного Суда государства, судебную власть Галисии в настоящее время осуществляют 173 местных суда (?), 4 суда провинции и Верховный Суд Галисии.
Несмотря на то что государство обладает исключительными полномочиями в международных отношениях, Хунта создала Генеральный секретариат по отношениям с Европейским Союзом и иностранным делам и способствовала созданию Фонда «Галисия-Европа». Это частная некоммерческая организация, способствующая деятельности, которая поможет Г алисии усилить свои связи с Европой. Он включает в себя различные государственные и частные структуры Галисии и открыт для других представителей экономической и культурной жизни Галисии с аналогичными целями. Через свои офисы в Сантьяго-де-Компостела и Брюсселе Фонд «Галисия-Европа» предлагает информацию и дает советы обществу Галисии в целом по широкому кругу вопросов, касающихся ЕС. Офис в Брюсселе был учрежден, чтобы информировать о деятельности этих институтов. Он следит и управляет делами Области, которые могут быть интересны для Галисии. Совет возложил на Генеральный секретариат по отношениям с ЕС и иностранным делам управление Фондом «Галисия-Европа», чтобы координировать действия, предпринятые различными секторами в отношении Европы. Палата Галисии была открыта в 1992 году и нацелена на распространение культуры, экономики и в целом деятельности и проектов Хунты Галисии в столице Испании.
Автономная Полиция Галисии была создана 1 октября 1991 года в
©
соответствии с административным Соглашением между министром внутренних дел и Хунтой Галисии, согласно которому подразделение Национальной полиции было переведено в Автономную область и на службу к Хунте. Сейчас службу несут 407 полицейских офицеров, которые рассредоточены по всей Галисии, со штаб-квартирой в городах Сантьяго-де-Компостела, Ла-Корунья, Луго, Оренсе, Понтеведра и Виго.
Хотя Галисия имеет право на свои собственные полицейские силы, она решила объединиться с Национальной полицией. Таким образом, она финансируется Министерством и Хунтой, а Национальная полиция несет обязательную службу на территории Галисии.
Автономная полиция Галисии выполняет функции обеспечения всеобщей безопасности, защиты властей, защиты от преступлений против половой свободы; защиты семейных отношений, защиты от плохого обращения, от лесных пожаров, защиты исторического наследия и в целом обеспечение безопасности в административных районах, присоединенных к Автономной области. Обеспечение всеобщей безопасности включает и охрану государственных зданий Хунты Галисии и Парламента; в сотрудничестве с государственными силами безопасности полиция Галисии обеспечивает безопасность других зданий области. Она также планирует и осуществляет операции по защите важных персон во время официальных мероприятий.
Есть смысл рассмотреть процесс административной реформы, которую начала автономная Администрация Галисии, осуществляя ее посредством следующих процедур:
- упорядочивание государственной службы Галисии (предпринимаются попытки адаптировать государственные предписания, касающиеся государственной службы, к особенностям автономной Администрации);
- кодификация распоряжений по Автономной области (направлена на упрощение распоряжений по секторам, применительно к каждому департаменту);
- создание Системы управления административной процедурой (ввРА) (делает возможным упрощение административных процедур по запросу и получению информации по управлению и мониторингу);
- создание Системы административной информации и гражданских служб (призвана улучшить отношения между гражданами и Администрацией);
- Оценка деятельности административных подразделений (анализируются человеческие ресурсы и материалы внутри административ-
2002 • ВЕСТНИК ПАГС 5 7
©
ного подразделения, оценивается осуществляемая деятельность и достигнутые результаты);
- подготовка государственных служащих (рассматривается в качестве поддерживающего инструмента реформы и в основном сфокусирована на подготовке навыков управления для менеджеров высшего и среднего звена, подготовке кадров, ответственных за компьютерное управление административными процедурами, подготовке по коммуникационным технологиям, направленным на улучшение отношений с гражданами и т.д.).
В заключение - последний комментарий по поводу той роли, которую играет Галисийская Школа государственного управления в поддержке административной реформы. Галисийская Школа государственного управления (ЕвАР) - автономный организм, связанный с Канцелярией Президента и Департаментом управления делами и государственного управления. Главной миссией Школы является содействие модернизации Администрации Галисии, суть которой можно свести к трем ключевым направлениям:
- подготовка человеческих ресурсов, а именно: государственных служащих;
- лингвистическая стандартизация государственной службы на галисийском языке;
- проведение исследований в сфере Администрации, публичного права Испании и их публикация.
Галисийская Школа государственного управления ежегодно предлагает гранты на проведение научных исследований, она учредила премию Мануэля Колмейро за содействие исследованиям административных, юридических и социальных реалий Галисии. Кроме того, существует Фонд публикаций, включающий как периодические издания, такие, как «Вопросы государственного управления Галисии», так и непериодические.
Обучение направлено на государственных служащих всех административных категорий; в основном это краткосрочные курсы, хотя существуют и более длительные курсы, например по подготовке менеджеров высшего звена. Главное направление в обучении - подготовка менеджеров высшего звена, необходимая для получения доступа к высшим руководящим должностям в автономной Администрации.
Галисийская Школа государственного управления осуществляет политику обменов с национальными и иностранными школами и институтами. Она также принимает участие в различных международных мероприятиях, таких, как Международный форум государственного управления и менеджмента ^РАМ).