Научная статья на тему 'Автономии Среднего Поволжья в системе экономического районирования советской России (20-30-е годы XX века)'

Автономии Среднего Поволжья в системе экономического районирования советской России (20-30-е годы XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
556
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Минеева Е. К.

В статье рассматривается одно из важных направлений внутренней политики Советского государства экономическое районирование. Акцентируется внимание на сложностях процесса, проистекавших, главным образом, из особенностей строительства особого, советского, типа федерации, создававшейся на основе национально-территориального принципа. Стремление гармоничного сочетания небольших по размерам национальных автономий и крупных территориально-административных формирований в едином экономическом комплексе страны в условиях существенной отсталости национальных регионов входило в противоречие с объективными закономерностями экономического развития, что создавало серьезные трудности. В статье раскрываются проблемы районирования, возникавшие в таком полиэтническом регионе Советской России, как Среднее Поволжье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The autonomies of average Volga Region in the system of the economic division into districts of Soviet Russia (20 the 30s XX of century)

In the article is examined one of the important directions of the domestic pdicy of the Soviet State economic division into districts. Is accentuated attention in the complexities of the process, which resulted, mainly, from the special features of the building of special, Soviet, the type of the federation, which was being created on the basis of nationterritorial principle. The tendency of the harmonious combination of small according to the sizes of national autonomies and large territorialadministrative formations in the single economic complex of the country under the conditions of the essential backwardness of national regions entered into contradiction with objective laws governing the economic development, which created serious difficulties. In the artide the problems of division into districts, which appeared in this pdy-ethnic region of Soviet Russia as average Volga Region, are revealed.

Текст научной работы на тему «Автономии Среднего Поволжья в системе экономического районирования советской России (20-30-е годы XX века)»

острове. Одна из корейских патриотических газет писала по этому поводу: «Во-первых, отправление миссии ко двору российского императора доказывает тесную дружбу между двумя народами. Во-вторых, это первый пример в истории Кореи, чтобы было отправлено посольство к европейскому двору... В-третьих, посольство добилось согласия русского правительства на предоставление военных инструкторов из русской армии»19.

Таким образом, можно сделать вывод, что Россия в период, когда внешнеполитическое ведомство возглавлял Лобанов-Ростовский, способствовала отстаиванию независимости корейского государства, не допуская занятия там особого положения другими державами, прежде всего Японией. В то же время российская дипломатия стремилась всячески избегать возможного вооруженного столкновения с ней из-за Кореи.

1 См.: Шишов А.В. Россия и Япония. История военных конфликтов. М., 2001. С. 46.

2 См.: НарочницкийА.Л Колониальная политика капиталистических держав на Дальнем Востоке: 1860 - 1895. М.,1956. С. 696 - 706.

3 Архив внешней политики Российской империи (Далее -АВПРИ). Ф. Российское посольство в Лондоне. Оп. 520. Д. 780. Л. 36.

4 Обзор сношений с Японией по Корейским делам с 1895 года. СПб., 1906. С. 2.

5 АВПРИ. Ф. Китайский стол. Оп. 491. Д. 3053. Л. 124-124об.

6 См.: Международные отношения на Дальнем Востоке. М., 1973. Кн. 1. С. 177.

7 См.: АВПРИ. Ф. Японский стол. Оп. 493. Д. 6. Л. 57.

8 Там же. Ф. Китайский стол. Оп. 491. Д. 3053. Л. 138.

9 См.: Международные отношения на Дальнем Востоке. М., 1973. Кн. 1. С. 178.

10 См.: Сборник договоров России с другими государствами. 1856 - 1917. М., 1952. С. 290 - 291.

11 Там же. С. 295 - 296.

12 См.: Саран А.Ю. Князь А.Б. Лобанов-Ростовский - посол, губернатор, министр, генеалог // Исторические личности России. СПб., 1998. С. 76.

13 Цит. по: Романов Б .А. Россия в Маньчжурии (1 892 - 1906): Очерки по истории внешней политики самодержавия в эпоху империализма. Л., 1928. С. 143.

14 ПакБ.Б. Российская дипломатия и Корея. Книга вторая. 1888 - 1897. М.; СПб., 2004. С. 1 80.

15 См.: АВПРИ. Ф. Японский стол. Оп. 493. Д. 72. Л. 2 об.

16 См.: Там же. Л. 25-27 об.

17 АВПРИ. Ф. Японский стол. Оп. 493. Д. 72. Л. 31-31 об.

18 Ф. Секретный архив министра. Оп. 467. Д. 153. Л. 42-42об.

19 Цит. по: Пак Б.Б. Указ. соч. С. 198.

УДК 94(470.4)

АВТОНОМИИ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНИРОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ РОССИИ (20 - 30-е годы XX века)

В мире насчитывается более 200 государств, каждое из которых в своём развитии вынуждено учитывать объективные закономерности, связанные с природно-географическими особенностями. Климат, ландшафт, территориальная протяжённость, выход к морям неизбежно оказывают влия-ние на государственную геополитику

Российская империя в начале XX в. - аграрно-индустриальная держава, главным сектором экономики которой продолжало оставаться сельское хозяйство, непосредственно зависевшее от природных факторов регионов государства. Занимая территорию европейского и азиатского континентов, Россия не могла не учитывать специфику того или иного района, входившего в состав страны. Сибирь и Урал, Закавказье и Северный Кавказ, приморский Север и черноземный юг, Приуралье и Поволжье во все времена имели свою специфику Отсюда - закономерная политика районирования, или экономической специализации районов, осуществлявшаяся в общегосударственном масштабе с XVII в. Единая территориально-административная система (деление на губернии) не создавала царскому самодержавию особенных проблем с экономическим районированием страны.

В этой связи Советская Россия, формируя особый тип федерации, вынужденно столкнулась с большими трудностями. Россия - полиэтническое государство. Более 165 млн человек, населявших её в 1913 г, говорили не менее чем на 150 языках и наречиях. Только в Поволжье и Приуралье, по данным всеобщей переписи населения России 1897 г, проживало свыше

17 млн человек более десяти этнонаций. В 1917 г к нерусским народам страны относилось 57 % её населения, каждый из которых имел свои исторические корни в виде территории, языка, традиций, менталитета, духов -ной и материальной культуры. Россия и в настоящее время продолжает оставаться многонациональным государством. По данным переписи 2002 г,

Е.К. Минеева,

кандидат исторических наук, доцент кафедры средневековой и новой истории, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова

население РФ составляют 145,2 млн человек 192 этно-нац ий .

Российская Федерация, образованная на III Всероссийском съезде Советов по «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» в январе 1918 г. и подтверждённая первой Советской Конституцией, формировалась по национально-территориальному принципу или на основе титульной нации, проживавшей в исторически сложившихся территориальных границах. Государственное устройство РСФСР определялось в виде федерации, включавшей различные по степени самостоятельности национальные автономии и хозяйственно-территориальные единицы.

«Среднее Поволжье» - условный термин, традиционно употребляющийся по отношению к землям и народам, соприкасающимся с рекой Волгой и её многочисленными притоками. Мари, мордва русские, татары составляют абсолютное большинство Среднего Поволжья, это его титульные этнонации. Население региона в прошлом входило в состав Казанской, Симбирской, Нижегородской, частично Пензенской и Самарской губерний, отличавшихся своей мультиэтничностью.

Единая лесная и лесостепная природно-климатическая, ландшафтная зона региона создала удобные условия для расселения и хозяйственной жизни. Леса стали естественной границей территории проживания и сравнительно мирного сосуществования различных народов. С другой стороны, высокая плотность населения, общий внешний враг требовавший сплочённости, сформировали особую черту этнодемографии района - взаимопроникновение и отсутствие жёсткого разграничения народов Поволжья, их чересполосицу Небольшие группы одного этноса входили в состав инонаций.

В настоящее время регион представляют такие национальные республики, как Марий Эл, Мордовия, Татарстан и Чувашия, каждая из которых в отдельности многонациональна. Среднее Поволжье включает в свой состав и территориальные субъекты. В Кировской, Нижегородской, Пензенской, Самарской, Ульяновской областях совместно с русскими проживают марийцы, мордва, татары, удмурты, чуваши и другие народы. К наиболее крупным (превышают миллионную численность) семи нациям Российской Федерации относятся русские, татары и чуваши. Согласно последней переписи татары в РФ составляют 5,6 млн, а чуваши - 1,6 млн человек1. Следовательно, Среднее Поволжье - это зона межэтнического контакта и взаимодействия.

Малограмотное, находившееся на низкой ступени политического, социально-экономического и культурного развития, в основной своей массе аграрное население титульных этносов региона после Октября 1917 г приступило к созданию этнической государственности, реализуя предоставленное советской властью право наций на самоопределение. Став первым в истории России институтом по разрешению национального вопроса на практике, Народный комиссариат по делам национальностей (Наркомнац, НКН) РСФСР, созданный на

II Всероссийском съезде Советов, возглавил процесс об -разования национально-территориальных автономий в составе РСФСР

Наркомнац - первое и единственное в истории России состоящее исключительно из представителей нерусских народов государственное учреждение. Нарком

И.В. Джугашвили (Сталин), видные деятели комиссариата С .М. Диманштейн, С.С. Пестковский, В.С. Мицкевич -Капсукас и многие другие не только выполняли полномочия как должностные лица, но и выступали в качестве носителей национальной культуры от лица своих, соответственно, грузинской, еврейской, польской, литовской и других этнонаций. Памятуя об осуществлявшей -ся царским самодержавием политике великодержавного шовинизма, одной из главных особенностей которой являлась насильственная русификация этносов, наркомат национальностей РСФСР; отстаивая интересы нерусских народов, способствовал их движению за создание этнической государственности. В 1920 г. автономию приобрели и народы Среднего Поволжья, кроме мордвы: татары - АССР, мари и чуваши - автономную область. Если к 1 декабря 1920 г. в пределах России существовало 49 губерний, 4 ССР 2 АССР 2 трудовых ком -муны и 3 автономных области2, то к моменту образования СССР в декабре 1922 г в стране числилось более

20 национально- государственных образования с определённой степенью автономии каждого из них.

При всей противоречивости и нестабильности идеологии Советского государства, его взглядов на русский народ и русскую историю в 20 - 30-е гг XX в. постоянным оставалось преимущество русских в численном составе населения страны, что неизбежно на уровне подсознания в качестве естественного фактора способство -вало признанию русской нации как основной этнической составляющей Советской России.

Соответственно, не было необходимости создавать специальные учреждения, государственные структуры, национально-территориальные образования с преобладанием русского народа. Русские не только в территориально-административных единицах представляли абсолютное большинство, но и в национальных автономиях в численном отношении занимали, если не первое, то, как правило, второе место. Поэтому, когда И .В. Сталин в своём плане «автономизации» в 1922 г рассматривал возможность образования русского национально-территориального формирования, в конечном итоге он вынужден был отказаться от этого ввиду невозможности вычленения подобной единицы. РСФСР естественно предполагалась как объединение различных этнонаций во главе с русским народом.

Российский федерализм изначально складывался не только как форма урегулирования межнациональных отношений, но и как разновидность территориальной организации. Устанавливавшиеся внутри РСФСР территориальные границы не раз подвергались пересмотру. Существовавшее в прошлом деление страны на губернии, уезды и волости в условиях формирования нового государственного устройства, основанного к тому же на национально-территориальном принципе, не соответствовало дальнейшему развитию федерации. Невозможность приравнивания автономных единиц (они представляли собой условно самостоятельные территориальные образования) к губернии и к уезду актуализировала вопрос о территориально-административном делении (ТАД).

В поиске оптимальной структуры размежевания в Советской России не раз обсуждались и претворялись в жизнь ТАД и экономическое районирование. По понятным причинам государство проявляло большую заинте-

ресованность в превращении национально-территориальных образований в экономически и культурно развитые национальные районы страны. Неспособность справиться с данной задачей самостоятельно, без помощи более развитых экономических районов и русского народа также способствовала пересмотру административных границ.

Следует учесть и то, что в 1920 - 1930-е гг. не только шло формирование новых автономий, но и активное преобразование автономных единиц в их высший статус -республику. Автономная республика по закону обладала действительными признаками государственности (Конституция, управление, герб, гимн, флаг и др.), соответствен -но, большей степенью самостоятельности и прав. Для перехода в иное качество перед автономией ставились определённые ограничения, не последнюю роль среди которых играл и экономический фактор. Автономии следовало иметь промышленный потенциал.

Однако даже с республиканским качеством автоном -ные образования территориально представляли собой сравнительно небольшие единицы, не способные в это время самостоятельно развиваться в плане экономики и культуры. Небольшие по своим размерам автономии никак не соответствовали более крупным в этом отношении территориальным областям, что требовало поиска новых форм объединения. Проблема территориального размежевания и экономического районирования отличалась особой сложностью, поскольку речь шла о совмещении национального и территориального принципов, далеко не всегда соответствовавших друг другу. С учетом этих и других факторов становится понятным, почему с самого начала существования Республики Советов государственные структуры власти уделяли большое внимание вопросам экономического районирования страны, стремясь гармонично сбалансировать все имевшиеся особенности столь своеобразной федерации.

Стремление советской власти следовать экономическим законам и традиционным связям земель России в зависимости от их природно-климатической специфики натолкнулось на несогласие автономий с сокращением их управленческой самостоятельности. Общегосударственные интересы и целесообразность требовали включения в более крупные территориальные объединения небольших по своим размерам автономных образований, с чем они никак не желали соглашаться.

Вопрос, касавшийся всех, как национальных, так и территориальных, формирований, в соответствии с высокой степенью сложности требовал изучения на самом высоком уровне. Административная комиссия ВЦИК, созданная специально для территориального размежевания страны, 2 декабря 1922 г направила в СНК разъяснение ситуации по ТАД. В нём отмечалось, что с 1917 по 1922 г административное деление РСФСР псдверг-лось большим изменениям: образовано 8 автономных республик, 10 автономных областей, 2трудовые коммуны, 19 новых губерний, а число волостей увеличилось на 22%3.

В проведении «территориальных перегруппировок» комиссия выделила два этапа: первый - власть на местах, когда местные органы проводили перекройку самостоятельно без санкции центра; второй - время образования Административной комиссии при Президиуме ВЦИК (февраль 1920 г), когда вся работа по районированию

сосредоточилась в центре. Специально для изучения вопросов экономического районирования страны при Госплане РСФСР создавались специальные комиссии, экономическое совещание (экосо), имевшие свои структурные подразделения в автономных образованиях.

Проект экономического районирования готовился к утверждению на IX Всероссийском съезде Советов. Ад -министративная комиссия ВЦИК по разработке проекта на заседании от 30 ноября 1921 г в присутствии Калинина (председатель), Белобородова, Кутузова, Максимовского, Медведева, Садовского, Стеклова и Яковлева заслушала и обсудила сообщение об экономическом районировании страны по проекту профессора И.Г. Александрова. Итогом дискуссии стало решение о необходимости организации в составе европейской части России 12-ти экономических районов: Юго-восточного, Кавказского, Южногорнопромышленного, Юго- западного, Центральнопромышленного, Центрально-черноземного, Западного, Северо-западного, Северо-восточного, Вят-ско-ветлужского, Средневолжского и Уральского4.

В связи с тем, что в проектировавшиеся районы планировалось ввести автономии титульных этносов РСФСР, вопрос об экономическом районировании требовал специального рассмотрения в Наркомнаце РСФСР, отстаивавшем интересы нерусских народов и на практике преодолевавшем их недоверие к русской нации. Протокол № 8 заседания большой Коллегии - Совета национальностей (Совнаца) НКН от 24 марта 1920 г

- свидетельствует о том, что наркомат особо рассматривал вопрос об административном делении. Участники заседания постановили: «предложить комиссариатам и отделам (его национальным подразделениям. - Е.М.) представить кандидатов для работы в комиссию по административному делению России»5. Работая в ней, Наркомнац непосредственно занимался вопросами размежевания земель. Помимо этого, наркомат национальностей активно обсуждал проект районирования РСФСР профессора И.Г. Александрова.

Решение о создании 12-ти экономических районов в составе Советской Республики встретило противоборство у наркомата. Большинство выступавших на заседании от 25 апреля 1922 г высказались против предлагавшейся в проекте степени учёта национального вопроса и созданной к этому времени национально-государственной струк-туры6. Поправки к проекту, сделанные комиссией НКН в составе Бройдо, Ибрагимова, Султан-Галиева, Ковалева, Трайнина, Манатова и одобренные Совнацем НКН, были направлены на рассмотрение во ВЦИК.

В связи с постановлением IX Всероссийского съезда Советов о смене ТАД, принятием решения о создании территориально-хозяйственных единиц и в целом численном сокращением административных образований комиссия ВЦИК дала указание губернским административным комитетам о разработке проектов нового внутри губерний деления. В результате ранее бытовавшее деление на губернии, уезды и волости в Советской России сменилось трёхзвенной системой: район, округ, край (область). Области характеризовались большими размерами, включением в каждую из них нескольких губерний и автономных единиц. Возникавшие в эти годы территориально-хозяйственные области делились на округа, каждый из которых приблизительно равнялся 1/3 губернии, а округ, в свою очередь, подразделялся на районы.

В июле 1930 г округа в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР были упразднены.

Изучение вопроса экономического районирования затянулось на несколько лет. 7 августа 1924 г, когда сам Наркомнац уже был ликвидирован, Государственная плановая комиссия утвердила проект районирования страны 7 Однако не все автономии согласились с решением Госплана. Например, по убеждению руководителей Чувашской автономной области (ЧАО), «отнесение ЧАО к Средневолжскому району с центром в городе Самара не оправдывалось как естественными, так и экономическими условиями»8. Поэтому ещё 24 марта 1923 г. областное экосо Чувашии, предварительно разработав проект

06 образовании Верхневетлужского района с центром в Нижнем Новгороде, ходатайствовало перед секцией районирования Госплана РСФСР о его утверждении.

Отклонение Госпланом 25 марта 1923 г. проекта, предложенного с мест, и санкционирование системы районирования в августе 1924 г подтолкнули исполком ЧАО к особому решению. Так, 30 августа 1924 г он при -нял постановление о присоединении области к Волж-скокамскому району с центром в городе Казань9. Ещё на IV съезде Средневолжской области, проходившем 6 -

7 сентября 1924 г. в Самаре, представители Татарской АССР Сабиров и Ложкин предоставили устную информацию о планирующемся районе. С опорой на мнение профессора Победоносцева они отметили, что районирование по проекту Александрова имело отрицательные стороны, что в первую очередь касалось территориального разграничения. Поэтому Татарская автономия предоставила своё видение нового района, в состав которого планировалось ввести только автономии - Татарскую, Марийскую, Вот-скую и Чувашскую автономные единицы10.

Предлагавшееся территориаль но-экономическое образование несколько напоминало возвращение к проектам объединения поволжско-приуральских народов (только без башкир) в 1918 г - к Идель-Уральским штатам и Татаро-Башкирской Советской Республике, против которых в своё время категорически выступили марийцы, чуваши и вотяки (удмурты). Не случайно на первом заседании представителей заинтересованных автономий по вопросу об организации Волжскокамской экономической области (ВКО) (1 октября 1924 г, Казань) руководители Марийской АО Мухин и Вотской автономной области Якобсон выразили неуверенность по поводу вхождения их автономных образований в состав ВКО.

Помимо сомнений самих автономных единиц в отношении создания предлагавшейся Татарской автономной республикой ВКО, в центре также с опасением относились к подобным инициативам. Не поэтому ли член наркомата финансов В.В. Пресняков на заседании комиссии ВЦИК (11 марта 1925 г) с участием представителей от Марийской, Чувашской автономий и Ульяновской губернии позволил себе, обращаясь к чувашской стороне, задать вопрос «За счёт чего Татреспублика так охотно отдаёт свои волости, не взамен ли на Ваше согласие на вхождение в Волжскокамский край»11? Вопрос можно считать небезосновательным. Характерно, что уточнение границ Чувашии с ТАССР в эти годы не отличалось особой активностью в сравнении с последующими (1927 -1929 гг), когда вопрос о пограничных землях с Татарской автономией обостряется.

Несмотря на решение заседания комиссии ВЦИК по районированию от 15 ноября 1924 г о том, чтобы при -

знать целесообразным образование в Казани организа -ционного бюро Волжскокамского края, вопрос о районировании Поволжья в центре в декабре еще окончательно не был разрешён. Количество создаваемых экономических областей и их состав в это время продолжали оставаться спорными, в результате чего становится объяснимым решение всё той же комиссии по районированию о выделении представителей от ТАССР и ЧАО одновременно в Волжскокамское и Средневолжское, а Вотской и Марийской автономий - в Волжскокамское и Вятсковетлужское оргбюро12.

Процессы индустриализации, важность значительного усиления промышленного потенциала всей страны с учётом её слаборазвитых национальных районов требовали совместных усилий всех народов. Без помощи русской нации и более выделяющихся в промышленном отношении районов отсталые с экономической точки зрения автономии выйти на высокие индустриальные рубежи не могли, что и определило в конечном итоге принцип экономического районирования. Опасения на предмет объединения автономий, но главное - осознание необходимости выравнивания экономико-культурного потенциала отсталых автономных единиц вынудило советскую власть, учитывая мнение с мест, скорректировать дальнейшие свои шаги.

Правительство разработало специальное Положение

о порядке включения в состав краевых (областных) экономических объединений национальных автономных республик и областей, которым обеспечивалась самостоятельность в отношении национальной культурноэкономической и административной работы. В 1928 г Президиум ВЦИК утвердил условия добровольного их вхождения в краевые (областные) формирования13. В 1928 - 1929 гг. в Поволжье были образованы: Нижегородская область, в 1929 г. преобразованная в край (с октября 1932 г - Горьковский), включившая в свой состав Вятскую, Нижегородскую губернии, Чувашскую АССР Марийскую и Удмуртскую АО; Нижневолжская область с центром в Саратове; Средневолжская с центром в Самаре.

В развитие постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 14 мая 1928 г об образовании Средневолжской области (СВО) Президиум ВЦИК постановил утвердить её разделение на девять округов: Мордовский, Самарский, Бугурусланский, Бузулукский, Пензенский, Сызранский, Ульяновский, Оренбургский и Кузнецкий14 Районирование СВО осуществлялось практически на протяжении всего времени её существования. Одной из причин указанного процесса являлось установление и территориальное уточнение границ Мордовской автономии, преобразованной из округа в область в 1930 г., а в 1934 - в Мордовскую АССР

Абсолютного единодушия и согласия между краевыми, республиканскими и областными органами власти внутри возникших образований, к сожалению, не существовало. Краевые исполкомы иногда нарушали самостоятельность входивших в состав объединения автономных частей, претендовавших на собственную государственность, а значит, на определённую степень самостоятельности. Уже к середине 1930-х гг обнаружились трудности объединения национальных и территориальных формирований.

Создававшиеся краевые объединения стремились к достижению главной цели. В автономиях возникала фаб-

рично-заводская промышленность, складывались условия для повышения культурного уровня. После выполнения основной задачи они были распущены. В 1934 г. начинается повсеместное разукрупнение краёв, а в 1936

- переименование новых объединений в области. Что касается автономий, то абсолютное их большинство, в том числе и народов Среднего Поволжья, в 1930-х гг. уже имело или приобрело республиканский статус, позволивший им дальнейшее условно самостоятельное существование. Постепенно самостоятельность автономных образований ограничивалась партийно-государственным аппаратом. Шёл процесс централизации власти. По-прежнему территориально-административные единицы по своим размерам значительно превосходили автономии, чем было обусловлено несоответствие между первыми и вторыми в политическом и экономическом развитии.

1 См.: Иванов В.П. Этническая география чувашского наро-да. Историческая динамика численности и региональные особенности расселения. Чебоксары, 2005. С. 1 6.

2 См.: ГИА ЧР Ф. Р -22. Оп. 1. Д. 69. Л. 18.

3 См.: ГАРФ. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 51. Л. 309.

4 См.: ГАРМЭ. Ф. Р-250. Оп. 1. Д. 48. Л. 8.

5 ГАРФ.Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 3. Л. 7.

6 Там же. Д. 29. Д. 38.

7 См.: ГИА ЧР Ф. Р-202. Оп. 2. Д. 134. Л. 9 (об.).

8 Там же.

9 Там же.

10 Там же. Л. 29 (об.).

и Там же. Ф. Р -202. Оп. 2. Д. 135. Л. 101 (об.).

12 Там же. Ф. Р-125. Оп. 2.Д. 343. Л. 53, 57-57 (об.).

13 См.: СУ. 1928. № 79. Ст. 544.

14 См.: ГАДНИ РМ. Ф. 326. Оп. 1. Д. 52. Л. 1.

УДК 94(470)

ПРАВОРАДИКАЛЬНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ В КОНЦЕ 1930-х годов: ОБЗОР КОНЦЕПЦИЙ

В 30-е гг XX в. русская эмиграция была на перепутье. Год за годом надежда на мировой крестовый поход против Советской России становилась все призрачней. В то же время надвигающаяся мировая война могла, с одной стороны, принести долгожданный для многих эмигрантов конец большевизму в России, а с другой - стереть саму Россию с политической карты мира Эта дилемма вызвала в массах русской эмиграции брожение. Перед ней встал выбор: поддержать фашистскую Германию и ее союзников или СССР и страны западной демократии. Фашистская идеология и фашистские режимы, пришедшие к власти в ряде стран Европы, привлекали наиболее экстремистские организации русского зарубежья. Среди них был «Русский национальный союз участников войны» (РНСУВ, председатель генерал-майор - А.В. Туркул), созданный в недрах Русского Общевоинского Союза (РОВС), но вскоре вышедший из него в связи с активной политической деятельностью. В своих организационных и идеологических установках открыто подражал фашистским партиям Национально-трудовой союз нового поколения (НТСНП, председатель

- В.М. Байдалаков), группы которого действовали более чем в 15 странах Европы. Ряд профашистских российских эмигрантских группировок действовал в Германии: «Российское освободительное народное движение» (РОНД, руководитель - АП. Пельхау-Светозаров), созданное сразу после прихода к власти национал-социалистов; «Российское национальное и социальное движение» (РНСД, полковник Н .Д. Скалон) и др. На Дальнем Востоке, в Харбине, активно действовала «Русская фашист -ская партия» К.В. Родзаевского. Во второй половине 1930-х гг руководители РОВСа также пришли к идее сотрудничества с гитлеровской Германией, заявив, что Союз «с радостью пойдет на сотрудничество с государством, которое заинтересовано в свержении советской власти и образовании в России общенационального правительства».

Одним из самых дискутируемых по сей день остается вопрос о характере и степени воздействия фашистской идеологии на правый лагерь российской эмиграции. В ряде работ западных исследователей отстаивается тезис о теснейшей взаимосвязи и взаимовлиянии идей европейского фашизма и праворадикальной эмигрантской идеологии. Дальше всех в этом направлении пошел У. Лакер1. Историк полагал, что не только край-

В.А. Митрохин,

кандидат исторических наук, СГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.