пристяжные экономики
автомобильный транспорт и дорожное хозяйство в транспортном комплексе Российской Федерации
В условиях рыночной экономики резко Окончание, повышается роль автомобильных дорог как Начало в № 10, 11, 12 одного из факторов, определяющих уровень /2003.
жизни населения. Развитая сеть дорог _
становится одним из ключевых материальных элементов, обеспечивающих
для граждан свободу выбора места _
жительства, приложения труда, стандартов самостоятельного и активного
экономического и социального поведения. _
Статистические наблюдения последних десяти лет показывают, что в российской экономике усилились тенденции автомобилизации населения и бизнеса. При этом процесс автомобилизации определяется не только ростом парка автомобилей, но и ростом спроса на продукцию и услуги сопряженных отраслей промышленности: автомобильной, топливной, сервисных услуг (табл. 1). Увеличение подвижного состава практически полностью обусловлено ростом легковых автомобилей в собственности граждан. Сравнение показателей за последнее десятилетие показывает, что обеспеченность легковыми автомобилями повысилась с 58,6 шт. на 1000 человек в 1990 году до 138,8 шт. - в 2001 году. Помимо увеличения обеспеченности населения легковыми автомобилями продолжает расти и общее число машин на душу населения. Количество автотранспортных средств в мире на душу населения также увеличивается. В США на 1000 человек населения приходится 760 автомобилей, а во многих странах ЕС -около 500 (табл. 2).
Сопоставление динамики обеспеченности ав-
ДементьевА.В.
Изряднова ОИ. РеусАГ.
канд. экон. наук
Наличие подвижного состава автомобильного транспорта России на конец года, тыс. штук
Номенклатура 1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
автотранспорта России
Грузовые автомобили - всего 2744 3078 3041 3103 3108 3196 3232 3329
в том числе:
Транспорт общего пользования 331 361 280 213 177 152 130 112
в собственности граждан 4 798 998 1107 1249 1440 1568 1698
Автобусы - всего 445 631 628 628 627 633 640 Н/д
в том числе:
эксплуатационные автобусы
общего пользования 153 128 124 123 117 112 109 107
в собственности граждан 170 186
Автомобили легковые - всего 8964 14195 15815 17632 18820 19624 20247 21152
в том числе:
служебные^ 232 493 405 399 427 455
Таксомоторы 54 14 12 9 7 6 5 4
в собственности граждан2) 8677 13688 15047 16591 17761 18543 19097 19984
Специальные автомобили отраслей
экономики 1000 782 710 667 636 624 606
Источник: Госкомстат РФ.
томобилями по отдельным странам показывает, что для развитых стран с высоким уровнем обеспеченности населения легковыми автомобилями, а также другими видами автомобильной техники, характерным является устойчивое замедление темпов роста показателя обеспеченности автомобилями на 1000 человек населения. В то время как в странах с переходной экономикой этот показатель демонстрирует интенсивный рост. Например, наличие легковых автомобилей на 1000 человек в России за период 1990-2000 годов увеличилось в 2,25 раза, в Венгрии - в 1,25 раза. Оценки зависимости (в линейной форме) числа автомобилей и уровня доходов населения для крупнейших стран показывают, что количество легковых машин растет с скоростью 0,04 машины на 1000 чел. населения при росте покупательной способности (душевого дохода). Это означает, что, например, для та-
_количество
_автотранспортных средств в мире _на душу населения
_также
увеличивается
кой страны, как Германия, соотношение легковых машин к численности населения возрастет с 500 до 520 , или 20 машин на 1 тыс. человек при росте экономики на 3% в реальном исчислении на душу населения. Для России при тех же темпах роста экономики этот рост составит примерно 7 машин на 1 тыс. населения. Кроме того, для получения скорректированных, более вероятных оценок величины указанного соотношения следует принимать во внимание общие демографические тенденции.
Помимо уровня дохода на душу населения существенное влияние оказывает наличие альтернатив в рамках системы общественного транспорта, в частности:
- уровень тарифов на железнодорожный транспорт;
- относительные цены на автомобили и затраты на их эксплуатацию;
- стоимость горюче-смазочных материалов;
- налоги;
- плата за проезд по платным дорогам и прочие сборы.
для развитых
стран с высоким
уровнем
обеспеченности
населения
легковыми
автомобилями
характерно
устойчивое
замедление темпов
роста показателя
обеспеченности
автомобилями
Таблица 2
Наличие автомобилей на 1000 населения и эксплуатация автотранспорта в различных странах
Страна Число автомобилей/ Число легковых Эксплуатация
1000 человек автомобилей/ автотранспорта,
1000 человек млрд. машин-км
1990 2000 1990 2000 1990 2000
Франция 494 564 405 469 422 589
Германия 405 386 508 446 589
Нидерланды 405 427 368 3 СО ОО 90 110
Россия 87 153 59 139 61
Великобритания 400 408 341 373 399 462
США*) 758 760 573 478 2527 2653
) В зависимости от классификации автомобилей, для случая США указанное соотношение снижается, в основном, за счет изъятия из общего числа Sports Utility Vehicles. Источник: World Development Indicators, 2002, Госкомстат РФ
Наличие транспортных средств на 1 км автомобильных дорог
Страна 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Канада 20 20 19 - - 18 - - 19 - -
Дания 27 27 27 27 27 27 28 29 30 31 31
Финляндия 29 28 29 28 27 28 28 29 30 31 -
Франция 32 33 33 33 34 34 34 35 36 37 38
Германия 53 52 53 54 69 67 66 - - - -
Венгрия 21 21 15 15 15 18 18 14 14 15 -
Италия 99 102 107 104 104 104 - 71 73 73 -
Нидерланды 58 58 60 50 50 51 50 52 58 58 -
Швейцария 46 47 48 48 48 49 50 51 52 53 54
Великобритания 64 62 62 63 61 63 63 66 67 62 -
Соединённые Штаты 30 30 30 31 31 32 33 32 35 34 -
Российская
Федерация - 14 33 34 35 37 41 39 46 47 48
Источник: World Development Indicators 2002, Госкомстат РФ.
В настоящее время усилилось воздействие таких факторов, как наличие альтернативных средств коммуникации и маркетинга (электронные средства телекоммуникации и электронная торговля).
Процесс автомобилизации населения и бизнеса определяется не только ростом парка автомобилей, но ростом спроса на продукцию и услуги сопряженных отраслей: автомобильной промышленности, топливной промышленности, сервисных услуг. Поскольку автопарк увеличивается быстрее, чем общая длина дорог, плотность движения продолжает расти. При низкой плотности дорожной сети и высоких темпах роста спроса на автомобильную технику и услуги автотранспорта показатель наличия транспортных средств на 1 км автомобильных дорог общего пользования в российской экономики отражает высокую интенсивность движения (табл. 3). При оживлении экономики интенсивность движения по автомобильным дорогам по сравнению с 1999 годом выросла в 1,5 раза. Рост обеспеченности населения легковыми автомобилями кардинально повлиял на про-
_процесс
_автомобилизации
населения и бизнеса определяется
_не только
ростом парка
_автомобилей,
но ростом спроса
_на продукцию
_и услуги
сопряженных отраслей
пускную возможность городских и внегородских магистралей. По оценкам специалистов, ежегодно интенсивность движения по федеральным автомобильным дорогам, например, в южном направлении, растет на 10-15% , а в других направлениях - на 3-5%. Последствия многократного роста автомобильных перевозок при существующей сети дорог приводят к транспортным заторам на подъездах к промышленным и сельскохозяйственным центрам, нарушению покрытий дорог, ухудшению экологической обстановки в районе прохождения трассы, росту транспортных затрат и, соответственно, стоимости продукции.
Состояние российских дорог определяет изменение основных тенденций внутренних междугородних перевозок и перевозок грузов в международном сообщении. В общем объеме перевозок грузов автомобильным транспортом дальние междугородные перевозки занимают не более 2%, в грузообороте - около 25%. Вместе с тем растет доля перевозок мелкими партиями, получают распространение срочные перевозки, что свойственно рыночной экономике. Наметился устойчивый процесс перехода части железнодорожных перевозок на автомобильные, особенно на короткие расстояния (до 500 км). Удельный вес перевозок грузов автомобильным транспортом составляет 0,3% совокупно го объема всех типов перевозок автомобиль ным транспортом общего пользования. В условиях экономического подъема отмечается восстановление положительной динамики международных перевозок. При этом следует обратить внимание на то, что при сложившейся сети дорог и условиях их эксплуатации усиливается тенденция к снижению использования транзитного потенциала. В целом, сопоставление динамики протяженности дорог и обеспеченности населения личными автомобилями, при прочих равных условиях, позволяет сделать вывод о том, что в нынешних условиях неразвитость дорожной сети выступает одним из факторов,
при оживлении экономики интенсивность движения по автомобильным дорогам по сравнению с 1999 годом выросла в 1,5 раза
:он
Dementjev A.V.
Izrjadnova O.I. Reus A.G.
The candidates of Economic science
_One of the main forces of
economy
Motor transport and road econ-
_omy in a transport complex of
_the Russian Federation
The end. The beginning is in № 10, 11,12 /2003.
At the conditions of market economy the role of motor roads as one of the main factors determining the life level of the nation significantly raises The developed system of the motor roads becomes one of the key material elements, giving the people the free choice of living and working place, the standards of active economic and social behavior.
сдерживающим рост автомобилизации населения и, соответственно, всего комплекса прямых и сопряженных услуг. Особенно остро проблемы расширения дорожного строительства и реконструкции автомобильных до стоят в Северо-Западном и Центральном регионах.
ширение дорожной сети стимулирует раз витие смежных отраслей экономики, включая машиностроение, промышленность строительных материалов, а также жилищное строительство, сферу услуг, предприятий малого предпринимательства. Именно поэтому одним из основных условий успешного осуществления экономических реформ в других странах было приоритетное развитие транспортных коммуникаций и, в первую очередь, автомобильных дорог. Интенсивность предпринимательской активности, как показывают исследования, тесно связана с динамикой развития дорожной сети. При этом рост деловой активности в непосредственной близости транспортных коммуникаций, по мере освоения и повышения значимости транспортных коммуникаций, оказывает кумулятивное воздействие на развитие прилегающих территорий.
В условиях экономического роста с увеличением качества и количества автодорог возрастает конкурентоспособность этого вида транспорта по сравнению с другими. Снижаются затраты на ремонт, горючее, уменьшаются издержки производства, в себестоимость которых входят затраты на этот вид транспорта. Уменьшаются затраты на транспортировку готовой продукции и, как следствие, снижаются конечные потребительские цены, увеличиваются объемы потребления, производства, а значит, растет и благосостояние граждан. То есть рост количества и улучшение качества дорог положительным образом влияет на благосостояние людей и стимулирует производство.