Научная статья на тему 'Автомобильные дороги и защита от шума уличного движения'

Автомобильные дороги и защита от шума уличного движения Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
689
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Туренко Федор Петрович, Тюкин Александр Владимирович

На автомобильные дороги приходится основной процент перевозок, поэтому от состояния дорог зависит, соответственно, и стоимость этих перевозок. Помимо этого, надо также отметить, что плохое состояние дорог, кроме увеличения материальных затрат, создает еще один вредный техногенный фактор — шум.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автомобильные дороги и защита от шума уличного движения»

УДК 656.1:503.2

Ф.П. ТУРЕНКО Л. В. тюкин

Сибирская автомобильно-дорожная академия

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

И ЗАЩИТА ОТ ШУМА

УЛИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ_

На автомобильные дороги приходится основной процент перевозок, поэтому от состояния дорог зависит, соответственно, и стоимость этих перевозок. Помимо этого, надо также отметить, что плохое состояние дорог, кроме увеличения материальных затрат, создает еще один вредный техногенный фактор — шум.

Введение

По данным Федеральной дорожной службы России 60% федеральных дорог требуют проведения ремонтных работ, более 23% этих дорог нуждаются в улучшении ровности. Принимая во внимание эти числа, легко представить уровень зашумленности, создаваемый дорогами.

Звук — один из факторов, от которого зависит здоровье человека. Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 ООО колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей — инфразвуком. Шум — громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.

Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления — децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов.

65 дБ (А) - вплоть до этого уровня шум или нежелательный звук может вызывать раздражение, однако его последствия носят лишь психологический характер (нервное воздействие). При превышении этого уровня возможно появление физиологического воздействия, в частности умственного и физического утомления;

90 дБ (А) - многолетнее воздействие шумов такого уровня обычно вызывает стойкую потерю слуха;

100 дБ (А) - при кратковременном воздействии шума этого уровня может временно ухудшиться острота слуха (временное смещение порога слышимости) , а продолжительное его воздействие обычно вызывает непоправимое повреждение органов слуха;

120 дБ (А) - вызывает болезненные ощущения;

150 дБ (А) - вызывает мгновенную потерю слуха. При более точном описании действия шума учитывают также его спектральный состав.

Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение. Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма, отсюда возникают нарушения их деятельности.

Как показали исследования, неслышимые звуки также могут оказать вредное воздействие на здоровье человека. Так, инфразвуки особое влияние оказывают на психическую сферу человека: поражаются все виды интеллектуальной деятельности, ухудшаются настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга, страха, а при высокой интенсивности - чувство слабости, как после сильного нервного потрясения.

Даже слабые инфразвуки могут оказыват ь на человека существенное воздействие, в особенности если они носят длительный характер. По мнению ученых, именно инфразвуками, неслышно проникающими сквозь самые толстые стены, вызываются многие нервные болезни жителей крупных городов.

В помещениях большинства современных домов шумовая обстановка не отвечает нормам, и поэтому болезни, вызванные шумом, остаются нерешенной проблемой.

Учитывая это, перед началом строительства дороги надо сразу определять, пригодна ли данная зона для этого, и если пригодна, то необходимо применять различные способы для уменьшения шума.

Дорога должна располагаться как можно дальше от жилой зоны, во всяком случае обязательно так, чтобы дома располагались за пределами линии, соответствующей уровню шума 68дБ (А). Это первейшая мера, о которой должен помнить проектировщик.

Борьба с шумом от транспортных источников в городах можно вести посредством разработки специальных шумозащитных устройств.

Рис. 1. Линии шума уличного движения.

К таким устройствам относятся выемки (рис. 1).

На приведенном ниже рисунке показано, как применение выемок позволяют распределять уровень шумов.

Не менее эффективным средством борьбы с шумом являются защитные зеленые полосы. Их действие основано на том принципе, что растения способны ослаблять шум.

Нельзя не назвать и способ использования выстроенных вдоль дороги шумопоглощающих экранов. Выполняя экраны из пористых материалов, можно добиться их малой толщины, а следовательно, их малой массы, что будет удобно при их транспортировке и монтаже.

Выводы

Содержание на качественном уровне дорог, а также знание и применение устройств для защиты от шума позволят использовать дороги без материальных потерь на перевозки и без возникновения вредных факторов воздействия на организм человека.

Библиографический список

1. Васильев П.П. Практикум по безопасности жизнедеятельности человека, экологии и охране труда. - М.,2004

2 Ципура А..А.,. Коротков М.В, Разработка критерия экологической безопасности и уровня технического совершенства автотранспортных средств // Экологический вестник России. - 2003. - № 1.

3. Зоколей СВ. Архи тектурное проектирование, эксплуатация объектов, их связь с окружающей средой. — М.: Стройиздат, 1984.

ТУРЕНКО Федор Петрович, доктор химических наук, профессор, заведующий кафедрой инженерной экологии и химии.

ТЮКИН Александр Владимирович, старший преподаватель кафедры физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.