Научная статья на тему 'Автомобильная промышленность России в системе национальной экономики'

Автомобильная промышленность России в системе национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
988
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брызгалин Евгений Александрович, Сальникова Ольга Владимировна

Дан анализ развития одной из крупнейших отраслей системы национальной экономики России – автомобильной отрасли, которая в настоящее время находится в трудной экономической ситуации, так как ее развитие сопровождается снижением доли отечественных автомобилей на рынке. Особое внимание уделяется структуре производства российской автомобильной промышленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автомобильная промышленность России в системе национальной экономики»

добавляется к его счету, а если неправильно, то от счета трейдера вычитается разница между ценой входа и ценой выхода.

Фондовый рынок является чрезвычайно популярным инструментом для ведения бизнеса. В России фондовый рынок развивается не так давно, с начала 1990-х гг. Однако уже сейчас десятки тысяч трейдеров ежедневно совершают операции на миллиарды рублей. Среди них как крупные инвестиционные фонды, банки, так и частные инвесторы.

УДК 656.13:338.47; 656.13:658

АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Е. А. Брызгалин, О. В. Сальникова

Дан анализ развития одной из крупнейших отраслей системы национальной экономики России - автомобильной отрасли, которая в настоящее время находится в трудной экономической ситуации, так как ее развитие сопровождается снижением доли отечественных автомобилей на рынке. Особое внимание уделяется структуре производства российской автомобильной промышленности.

Автомобильная промышленность является ведущей отраслью отечественного машиностроения, определяющей экономический и социальный уровень развития страны.

Ситуацию в российской автомобильной промышленности в последние несколько лет можно охарактеризовать как неоднозначную. С одной стороны, происходил бурный рост рынка, вызванный ростом покупательской способности населения, развитием потребительского кредитования и укреплением национальной валюты. С другой стороны, постоянно сокращалась доля отечественных производителей на автомобильном рынке при одновременном усилении конкуренции внутри ценовых сегментов.

Российская автомобильная промышленность представлена предприятиями во всех сегментах автомобилестроения: производство легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов, прицепного состава, специальной и военной автомобильной техники, автомобильных компонентов (двигателей, трансмиссий, ходовых частей, автотракторного электрооборудования и автомобильной электроники и др., автомобильных материалов, а также научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями. Всего в отрасли действует около 400 предприятий и организаций.

В настоящий момент автомобильная промышленность Российской Федерации создает порядка 1 % ВВП, обеспечивая около 400 тыс. рабочих мест непосредственно в компаниях-производителях автомобилей и комплектующих. Кроме того, отрасль создает около 1 млн рабочих мест в зависимых и дилерских компаниях.

Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности. Благодаря мульти-

пликативному эффекту автомобилестроение обеспечивает в смежных отраслях дополнительную занятость в экономике страны - около 4,5 млн человек.

Оценка текущих и прогнозных макроэкономических параметров развития автомобилестроения в России представлена в табл. 1.

Таблица 1

Оценка текущих и прогнозных макроэкономических параметров развития автомобилестроения в России

Параметры 2008 2009 2020(прогноз)

Макроэкономические:

ВВП (с учетом индекса дефляции), млрд руб. 32 743 38 743 63 366

Численность населения, млн чел 142,0 141,9 134,17

Численность трудоспособного населения, млн чел 68,5 66,4 67,9

Доля автомобильной промышленности в ВВП, % 0,98 0,57 2,38

Количество занятых в автомобильной промышленности от общего числа трудоспособного населения, % 0,7 0,6 0,6

Рынок и производство

Объем внутреннего рынка, тыс. шт.:

В целом 3202,3 1557,4 4166,6

Легковые автомобили 2801 1400 3600

Легковые коммерческие автомобили 210 102 350

Грузовые автомобили 171 44 190

Автобусы 20,3 11,4 26,6

Внутреннее производство, тыс. шт.:

В целом 1793,6 723,6 3745

Легковые автомобили 1469,4 596,9 3150

Легковые коммерческие автомобили 196,5 75,0 280

Грузовые автомобили 103,7 40,1 280

Автобусы 24,0 11,6 35

Автомобильный парк:

Парк легковых автомобилей на конец года, млн 32 33,2 52

Обеспеченность, автомобилей / тыс. населения 225 229 363

Коэффициент выбытия, % от парка 4 3 6

Плотность парка, автомобилей / км дорог 44,79 44,71 41,7

Общие производственные мощности по выпуску автомобильной техники в России на конец 2008 г. составили 2602,5 тыс. шт. в год (против 2239,2 тыс. шт. на начало года). При этом наибольшее относительное увеличение производственных мощностей произошло в сегменте производства автобусов - за счет технического перевооружения действующих мощностей и роста производительности. Рост производственных мощностей в сегментах производства легковых и грузовых автомобилей обусловлен как проведенным техническим перевооружением, так и вводом новых мощностей.

Данные статистики подтверждают тот факт, что, с одной стороны, имеющиеся производственные мощности не могут обеспечить перспективные потребности внутреннего рынка, а с другой стороны, в большинстве сво-

ем остаются недозагруженными. Во многом это объясняется сложившейся рыночной ситуацией ввиду низкой конкурентоспособности выпускаемой продукции и изношенности производственной инфраструктуры.

Таблица 2

Изменение производственных мощностей в автомобильной промышленности и данные об их использовании в 2008 г.

Наименование производства Мощность на начало 2008 г. Мощность на начало 2009 г. Процент изменения мощности в 2008 г. Среднегодовая мощность, действовавшая в 2008 г. Выпуск продукции в 2008 г. Использование среднегодовой мощности в 2008 г. (%)

Автомобили грузовые (включая шасси),тыс. шт. 435,7 517,7 118,8 % 480,8 262, 54,7

Автобусы (включая шасси), тыс. шт. 55,7 80,2 143,9 % 72,7 40,3 55,5

Автомобили легковые, тыс. шт. 1837,99 1979,6 107,7 % 1957,9 1437,97 73,4

Российская автомобильная промышленность в период мирового экономического кризиса оказалась одной из наиболее «пострадавших» отраслей экономики (табл. 2). Производство легковых автомобилей в 2009 г. сократилось на 59,4 % по сравнению с 2008 г. и составило 597 тыс. шт. Отечественных моделей легковых автомобилей в 2009 г. изготовлено 316,9 тыс. шт. (36,1 % объема 2008 г.), или 53,1 % общего объема производства легковых автомобилей. Выпуск автомобилей иностранных брендов составил 280,1 тыс. шт. (47,3 % объема 2008 г.), или 46,9 % общего объема производства легковых автомобилей, в том числе предприятиями, работающими в режиме «промышленной сборки» - 192,2 тыс. шт. (51,1 % объема 2008 г.) [1].

Общий объем отгруженной в 2009 г. продукции легкового автомобилестроения составил 227,0 млрд руб. (59,2 % объема 2008 г.)

Производство грузовых автомобилей в 2009 г. составило 91,4 тыс. шт. (35,7 % объема 2008 г.). Грузовых автомобилей иностранных моделей в 2009 г. изготовлено 7,4 тыс. шт. (40,6 % объема 2008 г.), что составляет 8,1 % общего производства грузовых автомобилей. Общий объем отгруженной в 2009 г. продукции грузового автомобилестроения составил 79,6 млрд руб. (49,8 % объема 2008 г.)

Автобусов в 2009 г. изготовлено 35,5 тыс. шт. (на 46,3 % меньше, чем за 2008 г.), при этом изготовлено 4,5 тыс.шт. автобусов иностранных марок (104,5 % к 2008 г.), или 12,7 % общего объема производства автобусов. Общий объем отгруженной в 2009 г. продукции по автобусам составил 12,6 млрд руб. (56,6 % объема 2008 г.)

Общий объем отгрузки продукции собственного производства по предприятиям автомобилестроения (включая производство автомобильных двигателей и компонентов) составил в 2009 г. 489,5 млрд руб. (56 % объема 2008 г.), в том числе предприятиями, находящимися исключительно в российской

собственности, - 226,5 млрд руб., или 46 % общего объема отгруженной в 2009 г. продукции.

В январе-октябре 2009 г. сальдированный финансовый результат по отрасли составил минус 60,8 млрд руб. (в отличие от суммарной прибыли за аналогичный период 2008 г. - 19,9 млрд руб.) [1], в том числе:

- по производству автомобилей - минус 57057,8 млн руб. (легковых автомобилей - минус 40559,7 млн руб., грузовых автомобилей - минус 11843,1 млн руб., автобусов - минус 251,1 млн руб.);

- по производству двигателей внутреннего сгорания для автомобилей -минус 3033,3 млн руб.

- по производству частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей - минус 3999,9 млн руб.

При этом в налоговую систему России за период январь-октябрь 2009 г. от предприятий автомобилестроения поступило более 39,8 млрд руб. налогов и сборов (включая единый социальный налог и платежи во внебюджетные фонды), что составляет около 3 % общей суммы поступлений по обрабатывающим отраслям промышленности.

Потребности внутреннего рынка автотранспортных средств в 2009 г. были удовлетворены за счет внутреннего производства (отечественных и локализованных иностранных автопроизводителей) по легковым автомобилям на 53,7 % (41 % в 2008 г.), по грузовым автомобилям - на 69,6 % (50,6 % в 2008 г.), по автобусам - на 92 % (86,3 % 2008 г.) [1].

В то же время экспертные оценки перспектив изменения рынка автомобильной техники в России, проведенные с учетом анализа автомобильного парка, уровня обеспеченности населения и транспортного комплекса в целом, свидетельствуют о его тенденциях к значительному росту в долгосрочной перспективе. Восстановление докризисного уровня автомобильного рынка прогнозируется экспертами уже к 2013-2014 гг.

На территории Российской Федерации с учетом текущего состояния промышленности наиболее приоритетными целевыми сценариями для ключевых сегментов автомобильной отрасли являются: для сегмента легковых и легких коммерческих автомобилей ввиду нехватки собственной ликвидности на развитие, отставания по интеллектуальной собственности и технологической базе - сценарий «Партнерство»; для сегмента грузовых автомобилей, учитывая текущее положение российских ОЕМ и их конкурентных преимуществ, наиболее эффективным является сценарий «Крупный экспортер». В значительной мере данный сценарий может реализоваться за счет прямых иностранных инвестиций; для сегмента автобусов целевым сценарием также является «Крупный экспортер». Это обусловлено доминирующим положением российских ОЕМ, наличием единой компонентной базы с грузовыми автомобилями, а также наличием поддержки тарифными мерами; для поставщиков автокомпонентов наиболее перспективным является сценарий «Партнерство», так как существующая база поставщиков фактически должна быть отстроена с нуля с ориентацией на повышенные требования совместных предприятий и локализованных иностранных OEM для каждого сегмента автомобильного рынка Российской Федерации.

По оценкам экспертов, в ближайшие годы в мировом автопроме будут преобладать следующие тенденции: достаточно медленный рост рынка в Европе и продолжающийся стабильный спрос в Китае, Индии и России. Именно

Азиатско-Тихоокеанский регион станет локомотивом роста производства автомобилей на быстроразвивающихся рынках. Вклад России в мировое производство автомобилей составит до 2016 г. 6 %. Развитие производственных мощностей автоматически влечет за собой повышение спроса на автокомпоненты. Один только АвтоВАЗ заявляет планы выпуска свыше 1 млн автомобилей к 2017 г. Всего же емкость автомобильного рынка к 2020 г. будет находиться на уровне 3 млн машин в год.

Только за 8 месяцев 2010 г. рост внутреннего производства автомобилей в России составил почти 90 %, и эта тенденция продолжается. Рынок оживает после кризиса, работают утилизационные и кредитные программы, потребитель более уверенно решается на такую дорогостоящую покупку, как автомобиль. Спрос рождает предложение, а объемы производства - один из главных критериев для предприятий-комплектаторов. В 2010 г. объем российского рынка автокомпонентов составит почти 30 млрд долл. США.

Развитие национальной автомобильной промышленности России невозможно без наличия собственной базы НИОКР и интеллектуальной собственности по ключевым элементам, автокомпонентам и индустриальным решениям. С восстановлением рынка автомобилей активизируется деятельность глобальных производителей в России [2]:

- начал работу новый завод ПСМА Рус (совместное предприятие Пежо Ситроен и Митсубиси Моторс). Объем инвестиций составил 470 млн евро. Проектная мощность завода - 125 тыс. автомобилей;

- Hyundai - запустил в тестовом режиме новый завод в Санкт-Петербурге, массовый выпуск начался в 2011 г. (объем инвестиций 500 млн евро, на заводе будет выпускаться Hyundai Solaris, проектная мощность завода -150 тыс. авто в год);

- Toyota - рассматривает возможность строительства второго завода в России;

- к 2014 г. Fiat Sollers намеревается увеличить производственные мощности в Татарстане до 300 тыс. автомобилей в год и до 500 тыс. - к 2016 г.

В среднесрочной перспективе Россия будет одним из локомотивов глобального роста производства автомобилей. Благодаря текущему росту производства автомобилей объем рынка автокомпонентов в 2010 г. превысит докризисный уровень, во многом благодаря росту первичного рынка. За последние годы произошли заметные положительные изменения, стимулирующие внутренний спрос на высококачественные автокомпоненты. Российский рынок обладает хорошим потенциалом для развития внутреннего производства высококачественных компонентов [3]. Для достижения «критической массы» факторов, необходимых для реализации этого потенциала, требуются значительные скоординированные усилия между:

- автопроизводителями и производителями компонентов;

- российскими и зарубежными автопроизводителями;

- российскими и зарубежными производителями компонентов;

- государствами, автопроизводителями и производителями автокомпонентов.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: автомобильная индустрия, являющаяся одной из важнейших отраслей промышленного производства, стоит на пороге коренных изменений. В наибольшей степени эти изменения должны быть связаны с формированием инновационной составляющей, развитием импортозамещения и ростом производитель-

ности труда. Инновационные сценарии развития отрасли предполагают разработку и принятие Стратегии развития автомобильной промышленности России, призванной решить проблему обеспечения автотранспортного комплекса страны конкурентоспособной продукцией отечественного производства, соответствующей современным требованиям безопасности, экологии и энергоэффективности на долгосрочную перспективу.

Список литературы

1. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. - URL: http://www.autofed.ru/?page_id=5531

2. Урманов, И. Стратегия альянсов в мировой автомобильной промышленности / И. Урманов // МЭМО. - 2005. - № 2. - С. 120-142.

3. Обзор автомобильной отрасли и рынка автокомпонентов: анализ и прогно-зы развития. - URL : http://share.rte-expo.ru/docs/apac2010/presentations/09-29/ Stanley_Root.pdf

УДК 336.761

ФРАКТАЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ В ЭКОНОМИКЕ

П. С. Будянский, О. Н. Сафонова

Рассмотрены теоретические основы метода применения фракталов в экономике для исследования колебаний курсов акций на бирже. Исследованы волновые диаграммы и фрактальная структура диаграмм. Приведены примеры, показывающие, что рыночная экономика капитала фрактальна.

Фракталы - понятия, вошедшие в научную картину мира сравнительно недавно, лишь в последней четверти ХХ века. С тех пор интерес к ним не угасает не только в кругу специалистов - физиков, математиков, экономистов и т. д., но и среди людей, далеких от науки. Исследования, связанные с фракталами, меняют многие привычные представления об окружающем нас мире. Актуальность темы обусловливается в связи с возросшей ролью фракталов в экономике.

Когда-то большинству людей казалось, что геометрия в природе ограничивается такими простыми фигурами, как линия, круг, коническое сечение, многоугольник, сфера, квадратичная поверхность, а также их комбинациями. К примеру, планеты в Солнечной системе движутся вокруг Солнца по эллиптическим орбитам. Этот замечательный закон - один из трех постулатов планетарного движения, сформулированных Иоганном Кеплером на основе наблюдений и измерений, сделанных Тихо Браге. Позднее Исаак Ньютон вывел закон обратных квадратов для гравитационного притяжения как решение некоторого дифференциального уравнения, причем законы Кеплера следовали из его решения. Как в этом, так и в других случаях, когда применение простых геометрических моделей оказалось удачным, это привело к огромным научным достижениям.

Нередко то, что мы наблюдаем в природе, интригует нас бесконечным повторением одного и того же узора, увеличенного или уменьшенного во сколько угодно раз. Например, у дерева есть ветви. На этих ветвях есть ветки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.