АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В ПОСЛЕ КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
Щиголев А.В., аспирант, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Проанализированы тенденции развития российского автомобильного рынка. Проведено сравнение продаж на мировом и российском автомобильном рынке.
Ключевые слова: автомобильная промышленность России, тенденции развития автомобильной промышленности, мировой финансовый кризис, программа поддержки и утилизации.
RUSSIAN AUTOMOTIVE INDUSTRY: TRENDS AND PROSPECTS IN THE POSTCRISIS PERIOD
Schigolev A., the post-graduate student, Plekhanov Russian University of Economics
The trends in the development of the Russian automotive market are analyzed. A comparison of sales in the global and Russian automotive market.
Keywords: Russian automotive industry, trends in the automotive industry, the global financial crisis, the program of support and utilization.
Введение
Автомобильная промышленность является одной из важных составляющих машиностроительной отрасли экономики России. В нашей стране именно эта отрасль экономики оказывает значительное влияние на укрепление экономической безопасности и устойчивое повышение социального уровня развития страны[8]. В связи с этим, представляется актуальным проанализировать перспективы развития автомобильного рынка в мире и России и определить более эффективное планирование и снизить издержки в долгосрочной перспективе.
Задачи настоящей работы
Провести анализ перспектив развития ведущих игроков автомобильной промышленности в мире и в России и представить современные тенденции развития автомобилестроительной отрасли России за последние 6 лет.
Методы решения поставленной задачи
Поставленные задачи будут решены путем анализа экспертных оценок по вопросам автомобильной промышленности, доступных из открытых источников.
Анализ результатов
На основании проведенного анализа можно констатировать, что мировой финансовый кризис 2008-2009 годов нанес существенный урон мировой автомобильной промышленности. В результате мировое автомобилестроение оказалось в числе самых депрессивных отраслей глобальной экономики.
Концерны GM и ЗДгув1ег были вынуждены уже осенью 2008 года обратиться к правительству США за многомиллиардными кредитами, без которых их выживание стало практически невозможным. Аналогичные кредитные запросы к своим национальным правительствам предъявили и автопроизводители Европы и России [7].
В результате кризиса и катастрофического землетрясения в Японии в 2011 году на некоторое время были приостановлены сборочные линии, в частности, решения об этом приняли «большая тройка» японского автомобилестроения Toyota, Honda и Мввап. Также был приостановлен экспорт японских автомобилей и запчастей из-за закрытия основных морских портов в стране [7].В итоге это привело к тому, что Тойота, бывшая лидером мирового автопрома, по итогам года откатилась на третью позицию.
Как следствие мирового кризиса, суммарный объем производства автомобилей в мире только за 2009 год уменьшился на 12,8 % относительно производства 2008 года и составил 61,7 млн. [9].При этом уже с2010 года в мировом автомобилестроении началась уверенная смена стран-лидеров, в особенности в отношении ранее первенствовавшего американского автопрома, представленного большой тройкой.
Российский автомобильный рынок, который до середины 2008 года был одним из самых быстрорастущих и динамичных в мире, также утратил свои позиции. Объем продаж легковых автомобилей снизился почти на 50% по отношению к 2008 году [4]. Вследствие общего замедления темпов экономического роста страны ситуация
на автомобильном рынке стала ухудшаться. В результате многие участники рынка были вынуждены пересмотреть свои стратегии развития и пойти по пути создания стратегических альянсов и консолидации [5].
Вместе с тем, начиная уже с 2010 года мировой автопром начал выходить из рецессии. Мировые продажи возросли до 74,6млн. автомобилей против 65,4млн. в 2009-м [10].
В соответствии с мировыми тенденциями, начиная с 2010 года, автомобильная промышленность РФ также постепенно начала восстанавливаться: производство автомобильной техники выросло почти в два раза, не достигнув, однако, докризисных показателей. По данным Минпромторга РФ, за 2010 год производство выросло во всех основных сегментах: выпуск легковых автомобилей - на 102%, грузовых - на 68%, автобусов - на 26%.
Уже в 2011 году авторынок России продолжил свое уверенное восстановление, причем более высокими темпами. Так, за весь 2011 год в нашей стране было продано 2,6 млн. новых легковых автомобилей, в то время как в 2010 году эта цифра составляла чуть более 1,9 млн. новых автомобилей [10].Как и прежде, основными факторами рыночного роста стали программы утилизации и льготного кредитования, а также позитивные тенденции, наблюдавшиеся в российской экономике [6].
В 2011 году производство легковых автомобилей в России достигло исторического максимума благодаря уверенному восстановлению спроса, плановому увеличению загрузки производственных мощностей и осуществлению новых инвестиций в отрасли. При этом объем продаж вырос на 39%, приблизившись к предкризисным значениям. Накопленный отложенный спрос, восстановление покупательной способности и рынка кредитования, а также государственная поддержка являлись основными факторами роста продаж. Изменения в законодательстве о режиме промышленной сборки, принятые Правительством РФ, фактически изменили «правила игры» в отрасли, активизировали консолидационные процессы среди производителей и привели к созданию нескольких альянсов. Кроме того, произошедшие изменения и реструктуризация в сегменте комплектующих способствовали появлению новых инвестиционных возможностей в данной сфере и росту доли рынка локальных производителей.
Важно отметить, что в 2011 году был подписан протокол о присоединении России к ВТО. Данный фактор, по мнению большинства аналитиков, в дальнейшем будет оказывать влияние на конкурентную среду и отрасль в целом, создавая новые возможности для игроков рынка, которым в то же время придется решать новые сложные задачи [1].
В 2012 году по данным PwC Российский рынок автомобилей занимал второе место в Европе по своему объему и был четвертым в мире. После нескольких лет сильной волатильности продаж на авторынке, в 2012 году в России стали заметны признаки стабилизации. Рынок встал на путь умеренного, но устойчивого роста, что объективно подкреплено следующим:
• В 2012 году продажи новых легковых автомобилей увеличились на 10% в штучном выражении и на 21% в денежном выражении по сравнению с 2011 годом.
Табл.1. Динамика продаж автомобилей в России и мире.
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
3141551
2901612
Ш 2107135
3222346
2898032
2244840
77926946
741)28515
65415240
6807621
71192
68021580
65431687
81739096
619
Продажи в России Продажи во всем мире
0 20000000 40000000 60000000
Составлено автором по материалам OICA.
80000000
10000000
• Иномарки российского производства показали лучший рост среди остальных категорий легковых автомобилей и увеличили свою долю авторынка до 44% [2].
Вместе с тем, необходимо констатировать, что в настоящее время у частного бизнеса нет стимула строить необходимую утилизационную инфраструктуру, а у автовладельцев нет стимула ей пользоваться. Этому есть несколько причин:
- стоимость владения автомобилем в России в абсолютных значениях выше, чем на многих развитых рынках, а относительно личного располагаемого дохода - значительно выше. Этот фактор оказывает ключевое сдерживающее влияние дальнейшего роста авторынка.
- с точки зрения автовладельца, утилизация является затратным и трудоемким способом избавления от вышедшего из эксплуатации автомобиля;
- с точки зрения частного предпринимателя, отсутствует закон, который бы
гарантировал им постоянную занятость.
С целью более наглядной демонстрации современных тенденций развития автомобильной промышленности в мире и в России автором разработана таблица динамики продаж автомобилей. В таблице 1 можно наблюдать тенденцию продаж, как на российском автомобильном рынке, так и на мировом рынке.
Заключение
Таким образом, быстрое восстановление рынка легковых автомобилей в развивающихся странах в России привело к преобладанию оптимистичных прогнозов развития автомобильного рынка в целом. По данным РосБизнесКонсалтинг, аналитики ожидают, что в будущем рост будет происходить за счет восстановления экономики развитых рынков и роста спроса на быстроразвивающихся рынках Индии, Китая, Бразилии и России.
Анализ краткосрочного прогноза развития отрасли показывает, что в краткосрочном периоде государство может простимулировать создание рентабельного бизнеса за счет субсидирования строительства инфраструктуры или за счет дотаций для покрытия операционных расходов утилизационных предприятий. Базой же для организации всей системы утилизации должно стать принятие закона, который бы определял роли автопроизводителей, представителей бизнеса и автовладельцев в процессе утилизации автомобилей.
Факт устойчивого восстановления российского автомобильного рынка подтверждается следующим:
■ Восстановление сегмента потребительского кредитования
■ Возросший индекс потребительской уверенности
■ Государственная поддержка автомобильной промышленности
■ Возросший спрос на некоторые популярные марки автомобилей
■ Растущий потенциал сектора производства автомобильных компонентов , который формируется за счет ожидаемого роста объема производства автомобилей.
■ Рынок автомобильных продаж в России развивается в направлении замены текущей модели бизнеса моделями западных рынков, подразумевающими увеличение выручки официальных диле-
ров за счет наращивания доли послепродажного обслуживания и продаж подержанной техники.
■ Правительством РФ в апреле 2010 года была принята ?Стра-тегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года?, нацеленная на максимальное увеличение добавленной стоимости на всех этапах производства автомобилей при постоянном улучшении качества российской продукции [3].
Вышеизложенные тенденции позволили сформулировать следующие выводы:
1. По результатам 2012 года рынок продемонстрировал существенный рост, превзошедший ожидания.
2.В период с 2010 г. по 2012 г. на российском авторынке заметны признаки стабилизации, несмотря на отрицательную тенденцию в марте 2013г.
3. Сохраняющиеся тенденции положительно скажутся на всех участниках рынка, позволят осуществить более эффективное планирование и снизить издержки в долгосрочной перспективе.
4. Организация эффективной утилизационной инфраструктуры необходима для поддержания долгосрочного роста авторынка России.
5. Сектор производства автомобильных компонентов в России имеет огромный потенциал, который формируется за счет ожидаемого роста объема производства автомобилей.
Литература:
1. Автомобильный рынок России и СНГ. Обзор отрасли. Ernst&Young. Февраль 2012.
2. Автомобильный рынок России: результаты 2012 года и перспективы. Price water house Coopers. 22 января 2013г.
3. Автомобильный рынок России и СНГ. Обзор отрасли. Ernst&Young. Февраль 2011.
4. Автомобильный рынок России и СНГ. Обзор отрасли. Ernst&Young. Февраль 2010.
5. Автомобильный рынок России. Обзор отрасли. Ernst&Young. 2009.
6. Автостат. Рынок легковых автомобилей в России. Итоги 2011 года. Тенденции и перспективы. Январь 2012.
7. РосБизнесКонсалтинг.
8. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года.
9. World motor vehicle production by country and type 2008-2009. OICA correspondents survey.
10. World sales - all vehicles 2005 - 2012. OICA.