Научная статья на тему 'АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ РАСЧЕТ БАЗОВОГО НОРМАТИВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАДАНИЙ'

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ РАСЧЕТ БАЗОВОГО НОРМАТИВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАДАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ / БАЗОВЫЙ НОРМАТИВ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА (ИС) / АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА / ГЛАВНЫЙ РАСПОРЯДИТЕЛЬ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / ПРЕДПРИЯТИЕ / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / STATE TARGET / BASIC STANDARD / INFORMATION SYSTEM (IS) / PROCESS AUTOMATION / MAIN MANAGER OF BUDGETARY FUNDS / ENTERPRISE / NORMATIVE ACTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халикова Д.В.

Решение данной задачи является крайне актуальной. Цель данной работы состоит в реализации различных нормативных актов. В представленной работе предложен способ автоматизации расчета базового норматива для государственных заданий. Изучен процесс после автоматизации. Построена модель при помощи методологии IDEF0.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATED CALCULATION OF BASIC STANDARDS OF STATE TARGETS

The solution to this problem is extremely important. The purpose of this work is to implement various regulations. In the present paper, a method is proposed for automating the calculation of the basic standard for state targets. Studied the process after automation. The model was built using the IDEF0 methodology.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ РАСЧЕТ БАЗОВОГО НОРМАТИВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАДАНИЙ»

УДК 004.91

Халикова Д.В. студент магистратуры 2 курс, факультет «Информатики и робототехники» Уфимский государственный авиационный технический Россия, г. Уфа Научный руководитель: Еникеев Р. Р. доцент

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ РАСЧЕТ БАЗОВОГО НОРМАТИВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАДАНИЙ

Аннотация: Решение данной задачи является крайне актуальной. Цель данной работы состоит в реализации различных нормативных актов. В представленной работе предложен способ автоматизации расчета базового норматива для государственных заданий. Изучен процесс после автоматизации. Построена модель при помощи методологии IDEF0. Ключевые слова: государственное задание, базовый норматив, информационная система (ИС), автоматизация процесса, главный распорядитель бюджетных средств, предприятие, нормативные акты.

Khalikova D.V. magistracy student 2 years, faculty "Computer Science and Robotics" Ufa State Aviation Technical University Russia, Ufa. Scientific adviser: Yenikeev R. R.

AUTOMATED CALCULATION OF BASIC STANDARDS OF STATE

TARGETS

Annotation: The solution to this problem is extremely important. The purpose of this work is to implement various regulations. In the present paper, a method is proposed for automating the calculation of the basic standard for state targets. Studied the process after automation. The model was built using the IDEF0 methodology. Keywords: state target, basic standard, information system (IS), process automation, main manager of budgetary funds, enterprise, normative acts.

ВВЕДЕНИЕ

Стратегическая цель развития Российской Федерации - это повышение эффективности государственного и муниципального управления. Одним из инструментов, помогающих решить накопившиеся проблемы, является

представление новых форм муниципальных услуг -муниципальное задание. Эти изменения должны привести к повышению качества и доступности предоставляемых услуг, повышению прозрачности и эффективности деятельности органов власти и более рациональному и эффективному использованию бюджетных средств. Однако реализация муниципального долга в практике местных органов власти связана с некоторыми трудностями из-за недостаточного развития организационного, экономического и методического обеспечения муниципальной работы.

ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

В 2018 году действующий порядок формирования госзадания скорректирован Постановлением Правительства РФ от 13.09.2017 № 1101. Муниципальные задания для бюджетных учреждений формируются в соответствии с общероссийскими базовыми и федеральными перечнями государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам. Муниципальное задание для учреждений устанавливается органами местного самоуправления, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ [1]. В госзадании орган власти устанавливает: перечень потребителей государственных или муниципальных услуг; показатели качества оказания и объема услуг или работ; предельные цены или тарифы на платные услуги потребителями (физическими и юридическими лицами); регламент, в соответствии с которым образовательное учреждение должно производить работы; порядок, в котором учредитель будет контролировать выполнение муниципального (государственного) задания; условия и порядок досрочного прекращения задания; требования к отчетности. Эти требования регламентируются частью 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ [2].

Для формирования муниципального задания используется модуль «Планирование муниципальных заданий», с помощью которого можно формировать муниципальные задания и отслеживать промежуточные результаты.

Мнемосхема существующего процесса представлена ниже (рисунок 1).

Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС), заходя в систему, формирует услугу в «Реестре услуг», где указывает наименование, содержание и форму оказания услуги; показатели объема и качества; категорию потребителей; порядок оказания и информирования, НПА, устанавливающие тарифы. После чего эту услугу утверждает. Рассчитывает самостоятельно базовый норматив и вносит в систему, после чего генерирует муниципальное задание (МЗ), которое присваивает определенному получателю бюджетных средств (ПБС). Также распорядитель вносит плановые значения показателей объема качества, затраты на услуги для определенного ПБС. У ГРБСа есть возможность генерировать сколько требуется МЗ из одной услуги для разных ПБС.

После всего ПБС получая государственное задание выполняет его и после вносит фактические значения показателей объема и качества, затраты,

которые были потрачены за отчетный период, который составляет - квартал, полугодие, 9 месяцев и год.

Далее во вкладке отчеты в системе, выбрав свое учреждение, есть возможность сформировать отчет «Муниципальное задание», «Отчет о выполнении МЗ».

О

Отчет о выполнении МЗ

Орган государствен

ного финансового контроля

ГРБС

МЗ

(с фактическими

показателями)

МЗ

(с плановыми показателями)

Отчет о выполнении МЗ

Модуль «Планирование муниципальных заданий»

МЗ

(с фактическими показателями)

Отчет о выполнении МЗ

ПБС

Рисунок 1 - Мнемосхема существующего процесса

АНАЛИЗ ХОДА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

Определение объема финансирования муниципального задания рассчитывается по формуле: количество пользователей услуги умножается на ее базовый норматив. Но в разных субъектах данный норматив рассчитывается по-разному.

Следует отметить, что механизм определения расчетно-нормативных затрат предполагает группировку затрат для целей расчета нормативов. Примерно 50 % субъектов РФ и муниципальных образований группируют затраты на оказание услуг и затраты на содержание имущества. Это можно объяснить, например, тем, что более 40 % субъектов РФ, представивших свои методики расчета, при разработке механизма финансового обеспечения затрат за основу взяли федеральные методики расчета нормативов затрат. Менее 20 % участников анализа затраты делят на прямые и косвенные. В 21,4 % субъектов РФ и 25 % муниципальных образований не сформированы решения о том, как будут группироваться затраты для целей расчета нормативов (рисунок 2) [3].

50

40

30

20

10

На затраты на оказание услуг и затраты на содержание имущества

На прямые затраты и косвенные

I Иным способом

Решение о том, как группировать затраты, не принято

Субъекты РФ

МО

0

Рисунок 2 - Группировка затрат для расчета нормативов

Вследствие возникла необходимость в понятном алгоритме расчета, который бы затрачивал минимальное количество времени у пользователей для подсчета норматива.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ

Для решения проблемы «путаницы» при расчете базового норматива разработан модуль «Калькулятор базовых нормативов оказания услуг», который работает в совместной комбинации с модулем «Планирование муниципальных заданий». В калькуляторе были применены технологии, сочетающие в себе возможности оперативных многовариантных расчетов и простоты интерфейса.

Благодаря данному модулю была совершена попытка сократить объем ручного труда специалистов и дать возможность руководителям различных уровней получать информацию в наглядном виде. Математические алгоритмы и методы, которые были использованы в системе, позволят давать заключения о возможности утверждения конкретного норматива по услуге (работе) или необходимости дальнейшей ее детализации.

В результате получен продукт, который позволяет в малые сроки рассчитать все базовые нормативы услуг, гибко ими управлять и применять при расчете муниципальных заданий.

Мнемосхема предлагаемого процесса представлена ниже (рисунок 3).

ГРБС, заходя в систему, формирует услугу в «Реестре услуг», где указывает наименование, содержание и форму оказания услуги; показатели объема и качества; категорию потребителей; порядок оказания и информирования, НПА, устанавливающие тарифы. После чего эту услугу утверждает и импортирует в модуль «Калькулятор», куда вносит свои данные. Модуль рассчитывает базовый норматив и импортирует его в модуль

«Муниципальные задания». После чего генерируется муниципальное задание, которое присваивает определенному получателю бюджетных средств. Также распорядитель вносит плановые значения показателей объема качества, затраты на услуги для определенного ПБС. У ГРБСа есть возможность генерировать сколько требуется МЗ из одной услуги для разных ПБС.

После всего ПБС получая государственное задание выполняет его и после вносит фактические значения показателей объема и качества, затраты, которые были потрачены за отчетный период, который составляет - квартал, полугодие, 9 месяцев и год.

Далее во вкладке отчеты в системе, выбрав свое учреждение, есть возможность формировать отчет «Муниципальное задание», «Отчет о выполнении МЗ».

О

Отчет о выполнении МЗ

Орган государствен

ного финансового контроля

_ к.

МЗ

(с плановыми показателями)

МЗ

(с фактическими показателями)

Модуль «Планирование муниципальных заданий»

МЗ

(с фактическими

Отчет о выполнении МЗ

Расчет базового норматива

Расчет базового норматива

Модуль «Калькулятор»

Рисунок 3 - Мнемосхема предлагаемого процесса РЕЗУЛЬТАТ РЕШЕНИЯ

Калькулятор базовых нормативов позволяет выполнять следующие функции:

1. Выполнять расчеты базовых нормативов в том режиме, который удобен пользователю - это поэтапный или сводный формат. Поэтапный режим позволяет последовательно вводить данные по всем этапам, необходимым для расчета значения базового норматива. Этот режим удобен

для первичного расчета. Сводный режим позволяет ознакомиться со всеми параметрами норматива в совокупности в одном окне. Также он используется при редактировании норматива. Каждый пользователь может выбрать для себя наиболее удобный способ.

2. Производить группировку услуг (работ) и совместно выполнять расчет базовых нормативов.

3. Формировать отчеты для вышестоящих/проверяющих органов, где обосновываются расчеты, с детальным описанием примененных методов и формул.

4. Осуществлять поддержку пользователей за счет использования всплывающих окон в виде подсказок, разбросанных по всем шагам расчета, для того чтобы максимально снять вопросы у пользователей о смысле того или иного параметра.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимо, чтобы средства автоматизации решали актуальные проблемы работников и были экономически эффективными. Одним из таких решений, выполняющие эти два условия, являются модули «Муниципальные задания», созданный для автоматизации формирования и отслеживания исполнения муниципальных заданий, и «Калькулятор», предназначенный для расчета базовых нормативов. Эти две системы при совместной работе обеспечивают выполнение каждого шага работ с заданиями, который начинается с планирования, а заканчивается принятием управленческих решений по каждому учреждению в отдельности.

Использованные источники:

1 КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181991/0778а10148933е0с2 4366b1fbc7473a6dbee774b/- Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 (ред. от 29.11.2018) "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания". - (Дата обращения: 25.02.2019).

2 Менеджер образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.menobr.ru/article/65528-qqq-18-m9-munitsipalnoe-zadanie-dlya-shkoly- Муниципальное задание для школы. - (Дата обращения: 25.02.2019).

3 Чалая, Ю. Ю. Подходы к формированию государственных (муниципальных) заданий [Электронный ресурс] / Ю. Ю. Чалая // Бюджет. -2011.— № 12. - Режим доступа: http://bujet.ru/article/108078.php. - (Дата обращения: 25.02.2019).

4 НаЬг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://habr.com/company/trinion/blog/322832/- Знакомство с нотацией IDEF0 и пример использования. - (Дата обращения: 27.02.2019).

5 Госучетник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gosuchetnik.ru/bukhgalteriya/poryadok-formirovaniya-gosudarstvennogo-

типЙ81ра1по§о-7аёашуа-исЬге7Ьёешуа- Как формируется государственное задание. - (Дата обращения: 25.02.2019).

6 ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bus.gov.ru/pub/- Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 25.02.2019).

7 КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consu1tant.ru/document/cons_doc_LAW_277892/- Постановление Правительства РФ от 13.09.2017 N 1101 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640". - (Дата обращения: 03.03.2019).

8 КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consu1tant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/98fb008eca1e2f13f66 ab5ec498e60445050880d/- "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018). - (Дата обращения: 03.03.2019).

9 Официальный сайт Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ufacity.info/document/290455.htm1?sphrase_id= 1050867- Об утверждении Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг в отношении муниципальных учреждений городского округа город Уфа Республики Башкортостан и финансового обеспечения выполнения муниципального задания. - (Дата обращения: 03.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.