Научная статья на тему 'Автоматизированный модуль «Промежуточная аттестация»'

Автоматизированный модуль «Промежуточная аттестация» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
158
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / БАЗА ДАННЫХ / ДЕКАНАТ / ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ / СТУДЕНТ / ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ВЕДОМОСТЬ / ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Столяров А.А.

В работе описывается возникшая проблема создания электронных ведомостей и экзаменационных листов для промежуточной аттестации студентов. Приводится обзор основных алгоритмов необходимых для успешного функционирования модуля «Промежуточная аттестация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Столяров А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизированный модуль «Промежуточная аттестация»»

УДК: 004.04

Столяров А. А.

магистрант 2 курса

Хакасский Государственный Университет им. Н. Ф. Катанова АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ МОДУЛЬ «ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ»

В работе описывается возникшая проблема создания электронных ведомостей и экзаменационных листов для промежуточной аттестации студентов. Приводится обзор основных алгоритмов необходимых для успешного функционирования модуля «Промежуточная аттестация».

Ключевые слова: автоматизированная информационная система, база данных, деканат, промежуточная аттестация, студент, экзаменационная ведомость, экзаменационный лист.

В ряду глобальных проблем, возможно, наиболее серьезная — проблема образования в целом. Его цели, содержание и методы, технологии как бы теряют привычную устойчивость. Если до нашей эпохи наука была озабочена приумножением и накоплением знания, то сегодня она в значительной степени сосредоточивается на способах овладения накопленным, признавая глобальную роль информатики в своем дальнейшем развитии [1].

В процессе внедрения автоматизированных компьютерных технологий в образовательный процесс, должен отдаваться отчёт в том, что компьютеризация учебного заведения, его информатизация, — это не внешние факторы учебного процесса. И меньше всего эти процессы похожи на то, что принято рассматривать как помощь гуманитарному образованию техническими средствами обучения. Это более динамичная форма знания как такового и одновременно новая форма образования, в которой стираются различия между научным и учебным, фундаментальным и прикладным знанием. Происходит сближение, а часто и синтез гуманитарного и естественно-научного знания, и становится видна искусственность и условность дисциплинарной структуры как учебного, так и научного знания. В новой информационной среде знание предстает как единая динамичная система, как живое знание [2].

На сегодняшний день для эффективного функционирования высшего учебного заведения необходимо внедрение автоматизации во все структурные подразделения.

Одним из множества структурных подразделений высшего учебного заведения является деканат.

Деканат — это подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее контроль и организацию деятельности факультета. В деканате происходит организация учебного процесса, ведение документации по учету, анализу состава и движения студентов факультета, формирование оперативных данных о деятельности факультета и кафедр.

Функции и обязанности руководства факультета изложены в должностной инструкции данной организации.

В деканате проводится большой объём повторяющейся работы, вследствие чего обеспечивается неправильное распределение рабочего времени сотрудников, замедляя основные процессы деятельности деканата высшего учебного заведения.

Когда абитуриенты поступают в высшее учебное заведение, их личные данные, которые они предоставляют для поступления в высшее учебное заведение, передаются в деканат, где они формируются в личные дела и сортируются на группы.

На период всего обучения в личные дела заносятся все изменения в статусе студента

[3].

Контроль за учётом контингента студентов является актуальной задачей в связи с необходимостью формирования различных отчётов по движению, статистических отчётов по

успеваемости, созданию экзаменационных ведомостей, экзаменационных листов и приказов.

Данные документы предоставляют всю необходимую информацию касательно учебного процесса института.

Информация о студентах изменяется весь период обучения и может быть затребована в любое время, даже после завершения обучения студента.

Одним из основных видов деятельности деканата является делопроизводственная деятельность, а основная функция деканата — координация и администрирование учебного процесса на факультете.

Основными документами, функционирующими в деканате, являются: матрикульная книга, карточка студента, сводная ведомость на каждого студента. Все эти документы требуют своевременного заполнения, для обеспечения учётной работы в деканате.

Проверка успеваемости студентов контролируется в результате сдачи экзаменационных сессий, где происходит анализ успеваемости каждого студента и всей группы в целом.

Как следствие появляется возможность выявления и поощрения лучших студентов — начисление стипендии, материальной помощи, надбавок к стипендии.

Исходя из основного вида деятельности деканата можно выявить, что учебный процесс является предметной областью для деканатов.

Деканат создает достаточно большое количество отчётных документов. Отчётные документы формируются для получения требуемой информации по студентам.

Сводная ведомость составляется на студента и является формой контроля успеваемости студента. Данная ведомость содержит в себе такие основные данные: фамилия, имя, отчество, форма обучения, курс, группа, специализация, название предмета, семестр, учебный год, количество часов по каждому предмету отдельно, общее количество часов по всем предметам, общая успеваемость.

Также на каждого отдельного студента составляется учебная карточка, содержащая основную информацию о студенте из его личной карточки и сведения об его успеваемости. Создав автоматизированную информационную систему (АИС) можно значительно упростить все процессы, происходящие в деканате.

Все данные поступившие в деканат могут быть внесены в базу данных (БД) АИС, после того как данные будут внесены их можно будет использовать для упрощения работы деканата. Появятся возможности создания различных приказов на студентов, изменения, каких-либо персональных данных, создания электронных экзаменационных ведомостей и электронных экзаменационных листов, формирования отчётов необходимых для эффективной работы деканата.

На примере Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова необходимо разработать и внедрить модуль промежуточной аттестации. В данном учебном заведении функционирует автоматизированная информационная система «Студент ХГУ», которая содержит сведения о всех студентах вуза, а также необходимый перечень дисциплин.

Подсистема промежуточной аттестации должна иметь возможность создания электронных ведомостей и экзаменационных листов, а также их поиска, редактирования и вывод необходимых отчётов.

Для разработки модуля «Промежуточная аттестация» нужно рассмотреть основные алгоритмы, которые будут являться основой модуля: формирования списка студентов, создания экзаменационной ведомости, создания экзаменационного листа, поиска, фильтрации, сохранения и открытия экзаменационных ведомостей и листов. Без реализации данных алгоритмов, невозможно говорить о создании целого модуля.

Для создания подсистемы промежуточной аттестации Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова, была выбрана технология C# MVC4 в связке с базой данных T-SQL.

Алгоритм сбора данных о студентах

Формирование списка студентов происходит путем создания процедуры на языке программирования T-SQL. Для создания модуля промежуточная аттестация необходимо иметь сведения о студентах, обучающихся в институте, с указанием их образовательной программы, курса, группы.

Для создания выборки студентов будет создана процедура средствами языка T-SQL.

Процедура формирует из уже функционирующей БД «Студент ХГУ» готовый список студентов, по курсу и группе, так же со списком студентов формируется список дисциплин по учебному плану выбранных студентов представленных на рисунке 1.

Фсираллм пхтирстаеяно« бншпм мримнелкнм uptumf lutmcn otpumim •Vauccvun itnupminui тншрптп пч. H ♦ клнш»

HlKTVTYl |П|ф*у1М|||И—ш MHNIri и нм*>и#у*мд iftfaUIMKI1I

Злтю-книлишгат кюиссгъ р~ Ссэнсср I 2015-2016 "kckuh гоз

itKfftU ижгрзлх Г

ГрптаЫ-Н сгрс 1 Ляпшппн

Кштепм чаем |*'?2/l IT

Фшхэк* ш отчете срсгглпатт [дулёаеХс

Дата qpoicmn naautu unrra li М JB1&

Rknmn в * Ф1ЧП ни ■ Л шгам Пипск Otwtvi о сдан №ititiiT(fi к пч »та дат а сдача мгчшжичи» I ma м рсслоп рабвти Огчггка« daw

uwiKn ЫШ1 Ml* гртппы

Р « Лрпошижа Тшш Анатолии М 11-01

IV«-) ^J ¡ИПЗОИ

Р 2 ми-о: ^J ¡1612 2015

р ] Гиразда Ллпкжзр! Клинмфгю Mil-0J |3»rma jJ ; 16 mils [

р 4 Гкиакси М11-04 --

Нряа Лшодкш (^твма ||6IJA1S 1 jj

Рисунок 1. — Электронная ведомость

Алгоритм сохранения

Для сохранения заполненной ведомости необходимо разработать алгоритм сохранения. Данный алгоритм будет принимать список заполненных полей и импортировать их БД «Студент». Алгоритм сохранения предоставляет возможность не только вставки новых записей в таблицу БД «Студент», но также обновления существующих данных, с помощью реализованного в MS SQL выражения MERGE. Данное выражение проверяет заданные поля на существование и если эти поля существуют, то происходит обновление, если полей нет, то происходит вставка в таблицу.

Алгоритм поиска сохранённых ведомостей

Для поиска уже сохранённых ведомостей необходимо передать входные параметры поиска и вызвать процедуру. Входными параметрами для процедуры поиска будут: уникальный код института, код формы обучения, семестр, и поисковая строка, которая может содержать группу, номер ведомости, ФИО создателя ведомости. Данная процедура вернёт список всех ведомости по данным критериям: семестр, группа, номер ведомости, ФИО создателя ведомости. Результат работы процедуры проиллюстрирован на рисунке 2.

Ccцмлъ I Bejc«ri в L

Список экзаменационных ведомостей

Введите номер ведомости название группы или ФИО создателя ведомости

О

И

| 2015 2010 | | Поиск | Последние 50 созданных ведомостей

Ведомость -Ni 01 ОФО Бусарвва Наталья Владимировна Семестр №1 201S-2016 учебного года 17 12 2015

Научно-нсследовагельская работа в семестре 1 курс группа М-11

Швец С В Форма контроля:Зачет

Ведомость X» 68 ОФО Бусараша Hamaibя Нтапичнровна Семестр Л»1 2015-2016 учебного года 16 12 2015

Управление проектами 1 курс группа М-11

Дулесов А С Форма контроля Зач^т

Ведомость St 614 ОФО Галеева Нади» Абаухювна Семестр .Ч»2 2015 2016 учебного года 30 06 2016

Мировые информационные ресурсы 1 курс группа М- 11

Мажула ИВ Форма контроля Экзамен

Ведомость Na 591 ОФО Бусарааа Наталья ВлаОи-мироаыа

Научно-нсследовательс>.ая работа в семестре

23 Об 2016

Семестр N>2 2015-2016 учебного года 1 курс

Швец С В Форма контроля Замет

Рисунок 2. — Поиск, открытие и удаление экзаменационных ведомостей

руты М 11

V

Алгоритм открытия сохранённых ведомостей

Для просмотра сохранённых ведомостей и экзаменационных листов, необходимо реализовать алгоритм открытия. Для создания процедуры открытия необходимо определить входной параметр, по которому будет происходить поиск и открытие экзаменационной ведомости или экзаменационного листа. Параметром поиска будет является уникальный идентификатор экзаменационной ведомости или экзаменационного листа. Данный алгоритм будет формировать готовый шаблон сохранённой ведомости, с выставленными оценками, курсовыми работами, датами.

В процессе выполнения данной работы были проанализированы основные проблемы предметной области и выявлено, что на сегодняшний день в деканате используются устаревшие бумажные технологии обработки и хранения информации, происходит информационное дублирование и имеет место недоступность необходимой информации для ряда подразделений. Также произведено описание основных алгоритмов, необходимых для создания модуля «Промежуточная аттестация».

Литература

1. Информатизация образования как глобальная проблема на рубеже веков. [Электронный ресурс] / URL: http://www.yuri-afanasiev.ru/articles/magazines_1997_156.html/ (дата обращения 12.08.2016)

2. Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы. [Электронный ресурс] / URL: http://anthropology.ru/ru/texts/prokudin/art_inf_edu.html/ (дата обращения 16.08.2016)

3. Колесниченко, О. В. Аппаратные средства РС [Текст] / О. В. Колесниченко, И. В. Шишигин — Спб.: БХВ-Петербург, 2004. — 1152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.