Научная статья на тему 'Автоматизированные системы обучения в современном вузе'

Автоматизированные системы обучения в современном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ARTS EDUCATION / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА / AUTOMATED TRAINING SYSTEM / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / INTERACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акатова Наталья Сергеевна

В работе рассмотрены основные системы позволяющие использовать различные коммуникативные средства и технологии: аудио-, видеои художественные средства и влияющие на особенности восприятия информации всех участников образовательного процесса опираясь на эмоциональную сферу и все сенсорные каналы: аудиальный, визуальный, кинестетический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акатова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The automated systems of training in modern higher education institution

In work the main systems various communicative means and technologies allowing to use are considered: audio-, video and art means and perceptions of information of all participants of educational process influencing features leaning on the emotional sphere and all touch canals: audialny, visual, kinestetichesky.

Текст научной работы на тему «Автоматизированные системы обучения в современном вузе»

МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» 24-25 СЕНТЯБРЯ 2015 Г.

УДК 378.11

Н.С. Акатова, Москва

Автоматизированные системы обучения в современном ВУЗе

В работе рассмотрены основные системы позволяющие использовать различные коммуникативные средства и технологии: аудио-, видео- и художественные средства и влияющие на особенности восприятия информации всех участников образовательного процесса опираясь на эмоциональную сферу и все сенсорные каналы: аудиальный, визуальный, кинестетический.

Гуманитарное образование, автоматизированная обучающая система, интерактивность.

N.S. Akatova, Moscow

The automated systems of training in modern higher education

institution

In work the main systems various communicative means and technologies allowing to use are considered: audio-, video and art means and perceptions of information of all participants of educational process influencing features leaning on the emotional sphere and all touch canals: audialny, visual, kinestetichesky.

Keywords: arts education, the automated training system, interactivity.

Сегодня информационные технологии используются практически во всех сферах образовательных учреждений. Средства информатизации используются научно-педагогическим работником для подготовки и лекций, поддержки практических занятий, помогают в кураторской работе и становятся технологической основой процесса управления. Современные технологические средства позволяют сегодня напрямую реализовать такие вещи как дистанционное сопровождение образования и индивидуализация обучения.

На данный момент существует огромное количество различных автоматизированных обучающих систем, одной из задач этих систем является обучение на различных этапах жизни человека.

В процессе использования современных информационных технологий в образовательный процесс, необходимо осознавать, что компьютеризация высшего учебного заведения, радикальное увеличение информационных ресурсов не являются внешними факторами учебного процесса. Это не только технические средства обучения, а принципиально иной тип знания, который осваивается в современной информационной среде. Это более динамичная форма знания как такового и одновременно новая форма гуманитарного образования, в которой стираются различия между научным (исследовательским) и учебным, фундаментальным и прикладным знанием. Происходит

сближение, а часто и синтез гуманитарного и естественно-научного знания, и становится видна искусственность и условность дисциплинарной структуры как учебного, так и научного знания. В новой информационной среде знание предстает как единая динамичная система, как живое знание [5].

Удивительным образом новая информационная среда полностью отвечает самым насущным потребностям гуманитарного образования. Она не только позволяет уйти от массовости, усредненности, нивелировки образования (это просто становится невозможным), но в полной мере только индивидуально и может быть использована в гуманитарном вузе.

Это своего рода погружение в систему единого знания, его личностное переживание, его усвоение как индивидуального опыта. Вполне понятно, что подобное погружение, при всем его творческом характере, требует тщательной и немалой подготовки [2].

В современном образовании все больше на первый план выходят информационные процессы, в которых широкое применение находят коммуникационные технологии. Сегодня такие технологии является неотъемлемой частью всех сфер деятельности человека и способствуют развитию глобального процесса информатизации. Это в свою очередь, дает толчок развитию информатизации образования, и сегодня этот процесс является главным условием модернизации системы высшего образования, так как именно здесь подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде. В России, как и во многих других странах мирового сообщества все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации [4].

Автоматизированная обучающая система - это информационно-программный комплекс профессиональной подготовки специалистов, позволяющий осуществлять формирование знаний и умений. Обучающие системы могут использоваться как учебный материал для дистанционного или самостоятельного обучения, повышения эффективности подготовки специалистов.

Автоматизированная обучающая система строится с помощью мультимедиа-технологий, что дает возможность считать ее одной из наиболее эффективных средств обучения. Данные технологии позволяют использовать различные коммуникативные средства и технологии: аудио-, видео- и художественные средства. Такая комбинация позволяет влиять на особенности восприятия информации всех участников образовательного процесса опираясь на эмоциональную сферу и все сенсорные каналы: аудиальный, визуальный, кинестетический [1]. Это дает совершенно уникальную возможность сделать изучаемый материал максимально наглядным, а потому понятным и запоминаемым. Это является особенно важным, когда материал содержит большое количество информации, которую необходимо усвоить.

При построении лекционного и практического занятия очень важно создавать модели максимально приближенные к реальным - что позволяет ощутить суть происходящих закономерностей, понять внутренние закономерности [3].

Также одним из важнейших преимуществ системы является интерактивность, она позволяет поддерживать диалоговый режим на всех этапах образовательного процесса. Эта система помогает облегчить процесс обучения, сделать его доступным, а также дает

возможность обучающемуся самому контролировать образовательный процесс и определять его скорость.

Для оценки ситуации использования АОС в Вузах нами были опрошены преподаватели вузов московской области в количестве 85 человек По результатам проведенного нами опроса мы выяснили, что имея систему «Электронный деканат» в базе материально-технического обеспечения, не пользуется ни какими приложениями MOODLE. В таблице 1 и 2 мы отразили некоторые вопросы анкетирования учителей и родителей.

Таблица 1

Результаты анкетирования (%) _

1. Как часто Вы используете «ЭД»? 5% - всегда 21% - редко 74% - никогда

2. Что мешает Вам использовать «ЭД» в образовательном процессе? Какая помощь требуется? 2% - отсутствие распространённости системы 72% - я не понимаю как пользоваться 26% - я ничего не знаю об этой системе

3. Как Вы относитесь к введению электронного журнала? 38% - он не нужен 36% - можно попробовать 26% - я думаю это будет удобно

Таким образом, проанализировав ситуацию, мы видим, что несмотря на наличие электронной системы в базах вуза, ее не использует в полную силу, а зачастую не использует вовсе. Результаты анализа ответов показывают, что проблема заложена в недостаточном освещении всех достоинств данной системы, и самое важное в неумении и боязни внедрить систему, в которой пользователем должен быть каждый и преподаватель, и студент.

По результатам анкетирования, мы выяснили, что большинство преподавателей не готовы к использованию любых образовательных электронных систем.

Проблема внедрения электронных систем, в частности «MOODLE» заключается в недостатке информирования и отсутствии качественного обучения по работе с образовательными электронными системами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дембицкая, О.Ю. Методы исследования социальной активности в юношеском возрасте : монография / О. Ю. Дембицкая. - М. : МАКС Пресс, 2010. - 221 с.

2. Лунева, Е.В. К вопросу о сущности социального капитала как фактора экономических инноваций / Е.В. Лунева // Транспортное дело России. - 2011. - № 2. - С. 128.

3. Матвеева, С.В. Аксиологический аспект естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов / С.В. Матвеева // Годичные научные чтения филиала РГСУ в г. Клину. - 2014. - № 2 (12). - С. 187.

4. Погодина, О.Н. Современные тенденции развития гостиничного бизнеса. Сервис в России и за рубежом / О.Н Погодина // Сервис в России и за рубежом. - 2011. - № 4 (23). - С. 105.

5. Филинова, Н.В. Образование как процесс воспитания личности / Н.В. Филинова // Научный взгляд : тр. междунар. науч.-практ. конф. - М., 2015. - С. 143.

УДК 378.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.