Научная статья на тему 'АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ВАГОНОПОТОКОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ВАГОНОПОТОКОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
184
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БАЗА ДАННЫХ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКАМИ (АСОУП) / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОНОМЕРНОГО УЧЕТА / КОНТРОЛЯ / ДИСЛОКАЦИИ / АНАЛИЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАГОННЫМИ ПАРКАМИ (ДИСПАРК) / ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНАЯ СИСТЕМА (ДИСКОР) / ЭКСПРЕСС / ЕДИНЫЙ КОМПЛЕКС ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ДОРОЖНОЙ ВЕДОМОСТИ (ЕК ИОДВ)

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Нурмухамедов Толаниддин

В статье рассматривается информационная система разработки плана формирования поездов и иерархическая структура управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте Российской Федерации и Узбекистана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Нурмухамедов Толаниддин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATED MANAGEMENT OF THE PROCESS OF FORMATION OF WAGON FLOWS IN RAILWAY TRANSPORT

The article considers the information system for the development of a plan for the formation of trains and the hierarchical structure of the management of the transportation process by railway transport of the Russian Federation and Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ВАГОНОПОТОКОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

Транспорт Шёлкового Пути

№1, 2020

AUTOMATED MANAGEMENT OF THE PROCESS OF FORMATION OF WAGON FLOWS IN RAILWAY TRANSPORT

Tolaniddin NURMUKHAMEDOV, Doctor of Technical Sciences, Professor

Tashkent Institute of Railway Engineers

1, Adilkhozhaev st., Tashkent, 100167, Uzbekistan

Tel.+998(90) 927 27 92

E-mail: jaloliddin_06@mail.ru

Abstract. The article considers the information system for the development of a plan for the formation of trains and the hierarchical structure of the management of the transportation process by railway transport of the Russian Federation and Uzbekistan.

Key words. Information technologies, database, Operational Transportation Management Automated System, Automated system for measuring, controlling, dislocating, analyzing the use and regulation of car fleets, Information and Inquiry System, Express, a Single Complex of Integrated Processing of the Road Sheet.

WAGON OQIMLARINI SHAKILLANTIRISH ZARAYONINI AVTOMATLASHTIRILGAN BOSHQARUVI

Толаниддин НУРМУХДМЕДОВ, т.ф.д., профессор Тошкент темир йул мyxaндислaри инстшути 100167, Узбекистон, Тошкент, Одилxyжaев куч.,1 Тел.+998(90) 927 27 92 E-mail: jaloliddin_06@mail.ru

Аннотация. Мaколдa Россия Федерaцияси вa Узбекистон темир йул трaнспортидa поездлaрни шaкллaнтириш режaсини ишлaб чщиш учун мaълyмот тизими вa трaнспорт жaрaёнини бошвдришнинг иерaрxик тузилиши мyxокaмa килигади.

Калит сузлар. Axборот теxнологиялaри, мaълyмотлaр бaзaси, Трaнспортни тезкор бошвдришнинг aвтомaтлaштирилгaн тизими, Baгон пaрклaрини ^исобга олиш, бошвдриш, жойлaштириш, yлaрдaн фойдaлaниш вa тaртибгa солишни aвтомaтлaштирилгaн тизими, Axборот-кидирyв тизими, Экспресс, Йул вaрaкaсини яxлит вдйта ишлaшнинг ягонa комплекси.

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ВАГОНОПОТОКОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Толаниддин НУРМУХАМЕДОВ, д.т.н., профессор Тaшентский институт инженеров железнодорожного трaнспортa 100167, Узбекистaн, Тaшкент, ул Aдылxоджaевa, 1 Тел.+998(90) 927 27 92 E-mail: jaloliddin_06@mail.ru

Аннотация. В стaтье рaссмaтривaется информaционнaя системa рaзрaботки плaнa формировaния поездов и иерaрxическaя стрyктyрa yпрaвления перевозочным процессом га железнодорожном трaнспорте Российской Федерaции и Узбекистaнa.

Ключевые слова. Информaционные теxнологии, бaзa дaнныx, Aвтомaтизировaннaя системa оперaтивного yпрaвления перевозкaми (ACOyn), Aвтомaтизировaннaя системa пономерного yчетa, контроля, дислокaции, aнaлизa использовaния и регyлировaния вaгонными пaркaми (ДИСПAPК), Информaционно-спрaвочнaя системa (ДИСКОР), Экспресс, Единый комплекс интегрировaнной обрaботки дорожной ведомости (ЕК ИОДВ).

1. ВВЕДЕНИЕ

Объектами yпрaвления железнодорожной отрaсли являются: территоргально-структурные или производственные объекты, подвижные ресурсы, инфрaстрyктyрa, персонaл, финaнсовые и информaционные потоки, непроизводственнaя сферa, которые тесно взaимосвязaны. К территоргально-структурным объектaм относятся: региогальные железнодорожные узлы (РЖУ), m линейные предприятия, yчaствyющие в выполнении теxнологическиx оперaций перевозочного процессa станции, депо, yчaстки, дистaнции и другие.

В сфере железнодорожного трaнспортa (ЖТ) большое внимaние уделяется внедрению и рaзвитию современныx информaционныx теxнологий (СИТ). Это позволяет улучшить кaчество трaнспортного обслyживaния с одновременным снижением эксплyaтaционныx зaтрaт нa всеx yчaсткax рaботы, что существенно повышaет конкурентоспособность ЖТ.

Повышение эффективности работы хозяйств ЖТ от внедрения СИТ складывается из нескольких факторов:

• снижение капитальных затрат;

• сокращение персонала;

• экономия от ускорения оборота вагонов;

• сокращение вагонного парка;

• оптимизация перевозок.

Непосредственное физическое воздействие на управляемый объект присутствует на нижних ступенях руководства (машинист, стрелочник, дежурный диспетчерской службы и т.д.). Более высокая ступень руководства характеризуется тем, что в роли управляемых "объектов" выступают люди. Следовательно, формы управления на этих ступенях имеют отличительные особенности, а именно управляющие команды в основном имеют форму различных планов.

2. ПЛАН И МОДЕЛЬ - ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ВОГОНОПОТОКАМИ

Система планирования складывается из следующих частей: перспективные и годовые планы перевозок и развития ЖТ, квартальные и месячные планы перевозок, месячные технические нормы, график, план формирования поездов (ПФП), суточные и сменные оперативные планы поездной и грузовой работы. Каждый из видов планов относится к какому-либо конкретному объекту: дороге, РЖУ, станции и т.п.

Эффективное управление ЖТ связано с переработкой значительных объемов информации о вагонопотоках и принятием на этой основе соответствующих воздействующих решений с целью перевода её в новое требуемое состояние. Дальнейшее совершенствование методов управления требует, в свою очередь, исследования процесса формирования вагонопотоков на ЖТ как объекта автоматизированного управления.

СИТ применяемые на ЖТ, а также реорганизация управления перевозками на их основе позволяют разрабатывать автоматизированные системы управления нового поколения. Модели перевозочного процесса (МПП) применяемые в настоящее время для эффективного управления вагонопотоками ориентированы на экономические критерии, которые позволяют повысить конкурентоспособность по сравнению с другими видами транспорта. Создаваемые АСУ железнодорожным транспортом направлены на расширение полигона планирования с динамическим управлением вагонопотоками на основе вариантного ПФП и использовании технико-экономических характеристик (как статических, так и динамических) каждого вагона, участвующего в данном процессе.

2.1. Информационное обеспечение Центра управления перевозками

Создание базы данных для всех уровней управления ЖТ, разработка согласованных идентификаторов объектов моделирования, стандартизованные имена атрибутов и связей, а также разработка общих классификаторов, обеспечит синхронизацию однотипных баз данных на разных ЭВМ и связанности информации об объектах перевозочного процесса - грузах, вагонах, поездах, локомотивах (рис.1).

Основные вычислительные процессы осуществляются в Главном вычислительном центре (ГВЦ) Министерства путей сообщения Российской федерации, а также в информационно-вычислительных центрах (ИВЦ) дорожного уровня. Оперативные данные с линейного уровня поступают по каналам связи на ИВЦ дорожного уровня, которые также отражаются в базе данных сетевого уровня.

2.2. Информационные технологии организации перевозочного процесса в Узбекистане

Организация перевозочного процесса с применением информационных технологий, как в Информационно-вычислительном центре, так и др. структурных подразделениях Акционерного общества «Узбекистан темир йуллари» (АО УТЙ) направлены на эффективное управление процессом формирования поездов [1]. В настоящее время на железной дороге республики успешно используются ряд автоматизированных систем управления: АСОУП 2 (Автоматизированная система оперативного управления перевозками); Экспресс -3 (предназначена для комплексной автоматизации билетно-кассовых операций на полигонах сети, включающая десятки тысяч билетных касс и целый ряд ВЦ АСУ «Экспресс»); ДИСПАРК (Автоматизированная система пономерного учета, контроля, дислокации, анализа использования и регулирования вагонными парками); ДИСКОР (Информационно-справочная система связывающая комплексы АСОУП, интегрированной обработки маршрута машиниста (ИОММ), «Экспресс», единый комплекс интегрированной обработки дорожной ведомости (ЕК ИОДВ)). Система ДИСКОР позволяет получить сведения об основных показателях работы дороги, таких как погрузка, выгрузка, работа подвижного состава, прием и сдача вагонов и т.п. Нужно отметить, что необходимо в полной мере использовать возможности уже созданных и эксплуатируемых выше отмеченных информационных систем (АСОУП 2, Экспресс-3, ДИСПАРК, ДИСКОР).

Автоматизированное управление процессом формирования.

45

АРМы

а а

Первичные данные

Оперативные данные

Приборы сигнализации, централизации и блокировки, а также другие устройства ж.д. автоматики

Рис 1. Иерархическая структура управления железнодорожными перевозками.

В функционировании АСУ вагонопотоками (АСУВ) ведущую роль призвана играть централизованная система диалоговой корректировки ПФП в системе ЦУП - ЦУПР с централизованной базой данных (ЦСДК ПФП) [2]. Указанная система обеспечивает: ведение базы данных нормативно-справочной информации (НСИ) по ПФП; пользовательский интерфейс ввода и корректировки ПФП; логический контроль вводимой информации; автоматизированное построение маршрутов следования поездов; передачу информации между информационными ресурсами ЦСДК ПФП дорожного и регионального уровней; подготовку и выдачу информации по запросам смежных информационных систем.

Структурная схема централизованной системы диалоговой корректировки ПФП (ЦСДК ПФП) показана на рис. 2.

В системе предусмотрена автоматическая синхронизация всех изменений ПФП, вносимых (в соответствии с кругом компетенции) специалистами по формированию поездов на дорожном уровне (АРМ ЦДО) и на региональном уровне (АРМ ДТФ), с обеспечением единства данных в информационных ресурсах для всех систем на всех уровнях управления.

Централизованная система анализа выполненных вагонопотоков по техническим станциям обеспечит существенное расширение детализации данных по сравнению с существующей отчетностью ДО-17, даст полную характеристику работы технических и сортировочных станций с потоками вагонов и поездов, расчетом характеристик веса и длины поездов по назначениям, с выделением порожних вагонов по их принадлежности и типам.

ЦУП дороги

АРМ ЦДО

Дорожный центр управления (ЕДЦ дороги)

APМы диспетчерского aппaрaтa УП

АРМ АРМы

ДТФ диспетчерского аппарата УПР

Линейный уровень

И

APМы персонaлa

yпрaвления теxнологическими процессaми стaнции

|=> Репликации; —► Ввод и корректировка НСИ нормативного ПФГТ; ........► Запросы смежных АСУ.

Рис. 2. Структурная схема централизованной системы диалоговой корректировки плана формирования поездов.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наблюдаемый рост объемов перевозок, требования, предъявляемые к своевременности доставки грузов до потребителей, бесперебойная работа всех сфер ЖТ требует повышения эффективности используемых на дороге автоматизированных систем управления. Применяемые на железной дороге республики автоматизированные системы обеспечивают эффективное перемещение грузов и людей в пространстве. Эксплуатируемые на АО УТЙ автоматизированные системы позволяют эффективно управлять как пассажирскими (Экспресс-3), так и грузовыми (АСОУП 2) перевозками. Имеется возможность полного отслеживания подвижного состава по всей территории постсоветского пространства (система ДИСПАРК). Созданы соответствующие условия для организации автоматизированных рабочих мест сотрудников участвующих в обеспечении эффективного и бесперебойного движения поездов на дороге.

4. ЛИТЕРАТУРА

1. Нyрмyxaмедов Т.Р. Aвтомaтизировaнные информaционные системы yпрaвления железнодорожным трaнспортом. // Мaтериaлы XVII Междугародной гаучно-методической конференции. - Воронеж: Издaтельство ООО «Вэлборн», 2017. [In Russian: Nurmukhamedov, T.R. (2017). Automated Information Systems for Railway Management. In: Materials of the XVII International Scientific and Methodological Conference. Voronezh].

2. Бородин A^. Aвтомaтизировaннaя системa оргaнизaции вaгонопотоков. Принципы построения и фyнкционировaния. // Aвтомaтикa, связь, информaтикa. 2002, №6. - С.24-28. [In Russian: Borodin, A.F. (2002). Automated System for the Organization of Car Flows. The Principles of Construction and Operation. Automation, Communication, Computer Science, №6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.