Научная статья на тему 'Автоматизированная система управления вагонным парком транспортной компании'

Автоматизированная система управления вагонным парком транспортной компании Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
900
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАГОННИЙ ПАРК / іНФОРМАЦіЙНИЙ СЕРТИФіКАТ / ТРАНСПОРТНА КОМПАНіЯ / СИСТЕМА УПРАВЛіННЯ / ROLLING STOCK / INFORMATION CERTIFICATE / TRANSPORT COMPANY / CONTROL SYSTEM / ВАГОННЫЙ ПАРК / ИНФОРМАЦИОННЫЙ СЕРТИФИКАТ / ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Борисов С.В.

В статье изложены результаты разработки автоматизированной системы управления вагонным парком транспортной компании. Особенностью данной программы является информационный сертификат, который прилагается к техническому сертификату вагона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Борисов С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATED SYSTEM OF THE FLEET MANAGEMENT OF THE TRANSPORT COMPANY

The paper reports the results of developing the automatic management system for railcars fleet of an expedition company. A special feature of the program is the information certificate that is added to the electronic technical certificate of the wagon.

Текст научной работы на тему «Автоматизированная система управления вагонным парком транспортной компании»

УДК 629.463.3

СВ. БОРИСОВ, аспирант, ГУП НВЦ «Вагоны» (Российская Федерация)

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВАГОННЫМ ПАРКОМ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ

У статт надаш результаты розробки автоматизовано! системи управлшня вагонним парком транспортно! компанп. Специфiкою дано! програми е iнформацiйний сертифiкат, що додаеться до технiчного сертифiкату вагона.

В статье изложены результаты разработки автоматизированной системы управления вагонным парком транспортной компании. Особенностью данной программы является информационный сертификат, который прилагается к техническому сертификату вагона.

The paper reports the results of developing the automatic management system for railcars fleet of an expedition company. A special feature of the program is the information certificate that is added to the electronic technical certificate of the wagon.

Одной из наиболее актуальных и ключевых проблем управления грузовыми перевозками на современном этапе развития транспорта является формирование научного подхода к оптимизации управления тарифной политикой. Решение этой проблемы оказывает непосредственное влияние на эффективность организации и управления процессом грузовых перевозок и должно строиться на строгой экономической основе. Особое внимание при этом уделяется комплексным системам автоматизации управления вагонным парком.

При наличии значительного количества программных средств, предназначенных для решения комплекса задач, связанных с управлением вагонным парком, достаточно трудно найти функционально завершенные продукты, не требующие значительных доработок. Небольшие предприятия не требуют для управления грузовым вагонным парком систем, работающих на уровне ГВЦ ОАО «РЖД» и ИВЦ железной дороги. Многие программные комплексы либо недостаточно функциональны, либо неудобны в эксплуатации. Для таких предприятий линейного уровня сотрудниками НВЦ "Вагоны" ПГУПСа была разработана и внедрена автоматизированная система управления вагонным парком транспортной компании.

В настоящее время данная система внедрена на ОАО "Химпром" (Волгоград), где идет ее доработка и отладка.

Цель создания АСУ ВП - обеспечение высокой эффективности использования и высокого уровня работоспособности вагонного парка транспортной компании. Цель достигается за счет внедрения на всех уровнях компании еди-

ной компьютерной информационно-управляющей системы с использованием интернет-ориентированных стандартных средств передачи данных с переходом на автоматизированный мониторинг остаточного ресурса подвижного состава, на безбумажную технологию работы, на автоматическое формирование отчетных форм, автоматизированный анализ, контроль принимаемых решений.

Повышение эффективности использования ресурсов вагонного парка предприятия достигается за счет уменьшения времени диагностирования, идентификации, цикла оборота вагона, за счет контроля использования перевозочного ресурса вагона, за счет принятия решений о готовности вагона к погрузке и выбора вагона для наиболее рационального использования с учетом оперативных данных об его состоянии, за счет своевременного обнаружения и предотвращения критических ситуаций, связанных с ошибочными действиями персонала, за счет выполнения расчетов по прогнозированию остаточного ресурса базовых частей вагона, за счет автоматического представления информации для смежных систем управления вагонным парком предприятия.

Поддержка высокого уровня работоспособности вагонного парка предприятия обеспечивается автоматическим формированием решений о постановке вагонов на различные виды ремонтов и выводе вагонов из рабочего парка предприятия (или постановке) на основе их текущего состояния [1].

Автоматизированная система управления вагонным парком выполняет следующие основные функции:

- автоматизация процесса учета и контроля

движения собственного и арендованного подвижного состава с оперативным получением информации о характеристиках вагона;

- подбор вагонов для перевозки заданного количества определенного вида груза;

- автоматизация процесса контроля выполнения грузовых операций предприятия;

- обеспечение в реальном масштабе времени системы предупреждений о предстоящих плановых видах ремонта и о завершении нормативного срока эксплуатации;

- анализ использования парка подвижного состава грузоотправителя за отчетный период и стимулирование рационального развития парка вагонов;

- визуализация дислокации и состояния вагона на подъездных путях и в пути следования;

- автоматизация процесса учета перевозочных железнодорожных документов, оформляемых грузоотправителем (клиентом) и товарной конторой железнодорожной станции;

- ведение и корректировка электронных технических и информационных паспортов ПС.

Основными составными частями АСУ ВП являются:

- ПО для учета контроля движения собственного и арендованного подвижного состава (АРМ Мастер);

- ПО для приемосдатчика грузоотправителя (АРМ Приемосдатчик);

- ПО для автоматизированного рабочего места оформителя перевозочных документов грузоотправителя (АРМ ОПД).

Внешний вид приложения показан на рис.1.

Рис. 1. Внешний вид приложения

Панель функций находится в нижней части окна приложения, каждый узел которой обеспечивает доступ пользователя к определенным рабочим режимам.

В режиме «Подбор вагонов» осуществляется оптимальный подбор вагонов:

• по степени готовности подвижного состава к перевозке груза, находящегося в парке предприятия или на подходе к нему. Выбираются вагоны, подготовленные к перевозке и отвечающие необходимым требованиям для перевозки необходимого груза;

• оптимальное использование с учетом грузоподъемности - приоритетным является вариант подбора минимально-необходимого количества вагонов;

• оптимальное использование с учетом их фактических пробегов после последнего деповского ремонта для более равномерного использования всех вагонов парка клиента.

Режим «Характеристика вагона» (рис. 2) содержит информацию о дислокации вагона, его технический паспорт, информационный паспорт и статистические данные.

Рис. 2. Режим «Характеристика вагона»

Отличительной чертой разработанной АСУ ВП является наличие информационного паспорта, дополняющего электронный технический паспорт вагона (рис. 3).

Рис. 3. Электронный технический паспорт вагона (страница №1)

Информационный паспорт (рис. 4) введен как дополнение к электронному техническому паспорту вагона, хранящемуся в ГВЦ ОАО "РЖД", и предназначен для выполнения расчетов по прогнозированию остаточного ресурса базовых частей вагона [2]. В нем концентрируется и анализируется вся ретроспективная информация о конкретном вагоне трех видов: исходные данные о вагоне после его постройки, включая результаты проектных расчетов статической и динамической нагруженности, динамических, ходовых и эксплуатационных испытаний, технологии изготовления и использованных материалах; данные о нагрузках и других условиях взаимодействия вагона с окружающей средой; ретроспективная динамика изменения эксплуатационных характеристик, включая темп нарастания усталостно-коррозионных процессов, изменения механических характеристик металла, контроль ползучести. Анализ информации ретроспекции проводится с учетом следующих методологических принципов: системности, специфичности, оптимизации и аналогичности.

Режим «Аналитика» содержит формы и отчеты для дирекции завода, транспортного цеха и ПДО.

Режим содержит следующие формы и отчеты:

• дирекция завода: техническое состояние всего парка вагонов, техническое состояние всего парка вагонов по грузам, объем работ по ремонту вагонов по грузам, вагоны готовые под погрузку по грузам со сроком работы, причины отправки вагонов в нерабочий парк по грузам;

• транспортный цех: истечение нормативных сроков, истечение сроков КР вагонов, истечение сроков ДР вагонов;

• ПДО: наличие вагонов в промывке, наличие вагонов в погрузке, наличие вагонов в гуммировании, отправленные с завода вагоны, наличие вагонов между операций, вагоны на путях отстоя (тупики).

Режим «Списки вагонов» содержит информацию по собственным, арендованным и вагонам ОАО «РЖД» находящихся в распоряжении предприятия. В этом режиме можно осуществить фильтрацию и группировку списка.

Режим «Показать базы данных» позволяет осуществить показ и корректировку данных по вагонам, моделям вагонов и перевозимым грузам.

Режим «Оператор» позволяет осуществлять заполнение перевозочных документов грузоотправителя.

Режим «Штрафы» содержит информацию необходимую для контроля над штрафами.

Внедрение такой системы позволяет ускорить выполнение операций, повысить достоверность и доступность информации, сократить объем выполняемой оператором работы, повысить качество оперативного и долговременного планирования, что позволяет более полно представлять картину происходящих событий в режиме реального времени [3].

а)

б)

® Информационный паспорт

ггшга

Информационный паспорт в. П росмоггр информации

Ввод информации

РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ [на 25.10.2003) Оперативные комплексные Эксплуатационной технологичности

г= I0-»

Коз ФФициент технич. исп. . Кт=

Коз ФФициент применения .-

способов ремонта.....Кр=

Расчетной технологичности

Среднее время ремонта.....Тр=

Вероятность проведения --

ремонта......................Рр= I027

,= |315 | 16,6

Среднее время ТО ................Тф=

Среднее время восстановления работоспособности То=

Коэффициент осмотра............Ко=)^-

Коэффициент устр. неиспр......Ку= 1

Комплексные экономические г—— Средние затраты труда [чел'час)........Тср= I •

Средние затраты средств (руб.)...........Сср= Р®^

Суммарные затраты труца (чел'час)......Тс=

6152

На предьдущую страницу | Выкод

Суммарные затраты средств(тыс.руб.)..Сс=1 '

ю | На следующую страницу =[> |

в)

Тоящинометрия

Толиьмм 9.7

Мшгнпальньш коэффициент юноса =_% в (•)

Дата заполнения страницы I 17 I I 04 I

= На предыаущую страницу

П] На следующую страницу =£> |

Рис. 4. Информационный паспорт вагона а - страница № 1, б - страница № 2, в - страница № 3

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Борисов С.В. Автоматизированная система управления вагонным парком промышленного предприятия // Шаг в будущее (Неделя науки -2003): Межвуз. сб. научн. трудов. - СПб.: ПГУПС, 2003.

2. Третьяков А.В. Управление индивидуальным ресурсом вагонов в эксплуатации. Монография.

- СПб.: Ом-Пресс, 2004. - 348 с.

3. Третьяков А.В. Автоматизированная система управления вагонным парком ОАО «Химпром».

- СПб.: ПГУПС, 2002. - 61 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.