32
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 004.415:001.81
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УЧЕТА И ОЦЕНКИ
НАУЧНОЙ РАБОТЫ КАФЕДРЫ ВУЗА
THE AUTOMATED SYSTEM OF ACCOUNTING AND VALUATION OF THE SCIENTIFIC RESEARCH
OF THE UNIVERSITY CHAIR
© 2015 Мурадов М. М., Мирземагомедова М. М., Сфиева Д. К.*
Дагестанский государственный технический университет ^Дагестанский государственный педагогический универститет
© 2015 Muradov М. М., Mirzemagomedova М. М., Sfieva D. К.*
Dagestan State Technical University *Dagestan State Pedagogical University
Резюме. Статья посвящена решению проблем эффективного управления ресурсами на основе применения информационных технологий для увеличения конкурентоспособности подразделений вузов на рынке образовательных услуг. Модульный подход обеспечивает универсальность данного программного продукта.
Abstract. The article deals with solving the problems of the effective management of resources through the application of the information technologies to increase the competitiveness of the university divisions in the market of educational services. A modular approach provides the versatility of the given software.
Rezjume. Stat'ja posvjashhena resheniju problem jeffektivnogo upravlenija resursami na osnove pri-menenija informacionnyh tehnologij dlja uvelichenija konkurentosposobnosti podrazdelenij vuzov na rynke obrazovatel'nyh uslug. Modul'nyjpodhod obespechivaet universal'nost' dannogo programm-nogo produkta.
Ключевые слова: программные модули, информационная система, программное приложение, кафедра.
Keywords: software modules, information system, software application, chair.
Kljuchevye slova: programmnye moduli, informacionnaja sistema, programmnoe prilozhenie, ka-
fedra.
Эффективное управление ресурсами является сложной и одной из первоочередных задач, стоящих перед российским образованием. Вместе с тем, эффективное управление в современной динамичной внешней и внутренней среде организации невозможно без мощной информационной поддержки.
Эффективное и качественное управление кафедрой основанное на применении ин-
формационных технологий является одним из основных условий для ее успешного развития, а также выпуска востребованных рынком труда специалистов. Что в свою очередь увеличивает конкурентоспособность кафедры на рынке образовательных услуг.
Естественные и точные науки •••
Внедрение информационной системы на кафедрах является важным шагом в комплексной автоматизации всего вуза.
При создании любой информационной системы встает вопрос о целесообразности ее разработки
Встречающиеся системы, автоматизирующие отдельные функции кафедры или деканата: учет успеваемости студентов,
планирование учебного процесса, формирование учебных поручений преподавателей не позволяют производить комплексную аналитическиу оценку деятельности кафедры.
Целью данного проекта является проектирование и разработка прототипа такой информационной системы, которая подходила бы к требованиям максимального количества кафедр вуза. Данное условие является обязательным для создания тиражируемого программного продукта. Поэтому важным является построение такой типовой модели функционирования, которая отра-
33
жает предметную область целиком, без привязки к конкретному объекту.
Согласно нормативной документации, любая кафедра обычно имеет стандартный набор входов и выходов, а также руководствуется в своей деятельности минимальным набором управляющих воздействий на основе имеющихся механизмов.
Разрабатываемый проект имеет строго модульный характер. Разрабатывая каждый модуль как независимый, создается проект, который объединяет все разработанные модули. Программное приложение состоит из 18 программных модулей, каждому из которых соответствует файл реализации модуля, заголовочный файл и файл формы, а также 6 информационных файлов, составляющих базы данных приложения:
- таблица базы данных «Научные издания» - Naucrab.db;
- таблица базы данных «Справочник УДК» - Udk.db;
- таблица базы данных «Научные издания» - Izdanie.db;
34
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
Рис. 1. Схема взаимосвязи программных модулей программного приложения
- таблица базы данных «Гранты и конкурсы» - Grant.db;
- таблица базы данных «Преподаватели» - Prep.db;
- таблица базы данных «Научная работа» - Preprab.db.
Связь программных модулей осуществляется посредством управляющего меню, установленного на главной форме приложения. Пользователь в зависимости от требуемого действия выбирает соответствующий ему раздел главного меню. Схема взаимосвязи программных модулей и информационных файлов представлена на рис. 1.
После запуска программного приложения на экран компьютера загружается главная форма программного приложения (рис. 2.). Главная форма снабжена системным меню посредством, которого осуществляется управление работой системы.
Рис. 2. Главная форма программного приложения
Естественные и точные науки
• ••
35
В общем виде схему процесса работы с программой можно представить следующем виде:
• запуск программы;
• выбор соответствующего действия из системного меню программного приложения;
• заполнение шаблона документов;
• выполнение расчетов;
• формирование отчетной формы;
• печать полученного документа на принтере;
• получение справки;
• завершение работы.
Графически данный процесс можно представить в виде рис. 3.
Первый пункт позволяет просмотреть данные справочников, к которым можно отнести данные о преподавателях, данные УДК, Перечень грантов и конкурсов, Журналов ВАК, изданий в которых публиковались сотрудники кафедры. Рассмотрим случай выбора пункта «Издания» (рис. 4). В данной форме в удобной для просмотра виде представлены данные об изданиях.
Рис. 3. Процесс работы с программным приложением
Пользователь может не только просмотреть и внести некоторые изменения, но и добавить новое издание.
Основным пунктом системы является пункт «Документы», в который вводятся данные о научной работе (см. рис. 5). При вводе система максимально упрощает процесс ввода, используя вспомогательные окна, выпадающие окна и т. п.
36
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
Рис. 4. Форма справочника «Издания»
Для просмотра результатов ввода можно перейти к пункту «Операции» - «Фильтрация». При установленном фильтре «Все» система предоставляет весь список работ. При желании пожню отобрать данные по одному из критериев фильтрации:
- по выбранному преподавателю;
- по выбранному изданию;
- по типу научной работы;
- статьи ВАК.
После установки фильтра на соответствующий пункт необходимо выполнить установку критерия, другими словами выбрать преподавателя, издание, тип работы. После совершения действия содержимое отображаемой таблицы изменится.
Рис. 5. Ввод научной работы
Еще одним пунктом позволяющим манипулировать данными является поиск данных по введенному названию научной работы. Поиск осуществляется последовательным приближением к требуемой записи после каждой водимой букве названия. Таким образом, нет необходимости набирать все название целиком.
Для создания отчетов используется пункт «Отчеты»: данный пункт позволяет сформировать список работ преподавателя, полный и краткий списки научных работ кафедры.
Для выхода из системы выбирается пункт «Выход». После подтверждения выхода система закрывает все базы данных.
Эффекты от внедрения системы следует искать в повышении качества функционирования кафедры за счет:
улучшения качества принимаемых управленческих решений.
Решения становятся:
- своевременными;
- информационно - обеспеченными;
- основанными на планировании, анализе и прогнозировании;
Естественные и точные науки •••
- улучшение качества организации учебного процесса:
- своевременная подготовка и передача документации;
- доступность актуальной информации для преподавателей;
- улучшение качества методического обеспечения;
- улучшение мотивации и стимулирования труда сотрудников кафедры:
- стремление повысить свой рейтинг;
- контроль за деятельностью преподавателей;
Литература
1. Архангельский А. Я. Программирование в C++ Builder. М. : Издательство «Бином», 2002 г. 2. Ирзаев Г. Х., Мурадов М. М. Автоматизированная система мониторинга и оценки публикационной активности преподавателей кафедры вуза // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8. 3. Диго С. М. Проектирование и использование баз данных. М. : Издательство «Финансы и стаистика», 2004. References
1. Arkhangelsky A. Ya. Programming in C++ Builder. M. : "Binom"Publishing house, 2002. 2. Irzaev G. Kh., Muradov M. M. Automated system of monitoring and evaluation of the publication activity of the lecturers of the University chair // Modern scientific research and innovation. 2014. # 8 3. Digo S. M. Projecting and
using the databases. M. : "Finances and Statistics" Publishing house, 2004.
Literatura
1. Arhangel'skij A.Ja. Programmirovanie v S++ Builder. M. : Izdatel'stvo «Binom», 2002 g. 2. Irzaev G. H., Muradov M. M. Avtomatizirovannaja sistema monitoringa i ocenki publikacionnoj aktivnosti prepodavatelej kafedry vuza // Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii. 2014. № 8. 3. Digo S. M. Proektirovanie i ispol'zovanie baz dannyh. M. : Izdatel'stvo «Finansy i staistika», 2004.
37
- в конечном счете главный косвенный экономический эффект сводится к повышению качества образовательной услуги, оказываемой кафедрой.
Прямой экономический эффект может быть определен как результат экономии времени на ручную (полуручную) обработку информации, или, в соответствии с методикой функционально-стоимостного анализа, как результат «удешевления» бизнеспроцессов кафедры.
Статья поступила в редакцию 18.02.2015 г.