Научная статья на тему 'Автоматизированная система поддержки научных исследований в области экономики образования: опыт проектирования и особенности применения'

Автоматизированная система поддержки научных исследований в области экономики образования: опыт проектирования и особенности применения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лисьев Г. А.

В работе обосновывается необходимость создания специализированной автоматизированной системы. Основной цель поддержка научных исследований в области экономики. Статья содержит описание функций и модулей системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лисьев Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author underlines the necessity of creation of the specialized automatic system. The main purpose is to support scientific research in the field of economics. The article provides the description of functions and system modules.

Текст научной работы на тему «Автоматизированная система поддержки научных исследований в области экономики образования: опыт проектирования и особенности применения»

30. Харитонов А.С. Гармония хаоса и порядка в круговороте энергии. Холистическая парадигма триединства природы, человека и общества. - М.: РФО РАН, 2004. - 147 с.

31. Геодакян В. А. Половой диморфизм и «отцовский эффект» //Журн. Общей биологии. - 1981. Т. 42. - № 5.

32. Голдберг Э. Управляющий мозг. Лобные доли, лидерство и цивилизация. - М.: Смысл, 2003. -334 с.

33. Субетто А.И. Образование как форма бытия ноосферного общества и реализации стратегии развития образования в России в XXI веке (развитие теоретической системы Ноосферизма). - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006. - 198 с.

34. Адамар Ж.: Исследование психологии творчества. - М.: Сов. радио, 1977.

35. Бинэ А. Измерение умственных способностей. - СПб: Союз, 1998. - 432с.

36. Холкин И.И. Биполярная структура ноосферы //В: Сб. тр. XYIII научн.-техн. конф. - Ч. 1. Гуманитарные науки. Учебно-методические проблемы. - М.: МИРЭА, 1999. - С. 37-42.

37.Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера /Под ред. Соколова Б.С. - M.: «Наука», 1978. - 246 с.

38. Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М.: Наука, 1987.

39. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: «Республика», 1994. - 528 с.

40. Перевезерзев С. Россия. Великая судьба. - М.:Белый город, 2003. - 704 с.

41. Михайлов В.А. Этноконфессиональный ресурс укрепления российской государственности// Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития: Матер. Междунар. конф., Москва, РАГС при Президенте, 13-16.09.2007 (ред. Егоров В.К.). - М.: Изд-во РАГС, 2008. - С. 332-335.

42. Мирошников М.Р. Его Величество Универсальный закон сохранения и развития природы. - M.: Изд-во СИР-РИА, 1999. - 364 с.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Г.А. Лисьев, к.п.н., доц., проф. каф. Информатики Тел.:(3519) 230-918; E-mail: a_sys@mail.ru Магнитогорский государственный университет (МаГУ) http://www.masu-inform.ru, www.masu.ru

In work necessity of creation of the specialized automated system is proved. The basic aim is support of scientific researches in the field of economy. Article contains the description offunctions and system modules.

Введение

Принятие решений в области образования, обусловленное текущей экономико-социальной ситуацией и стратегией развития страны, предполагает наличие адекватных инструментов. На современном этапе развития информационных технологий может сложиться впечатление, что проблем для принятия достаточно оптимального решения не существует. Имеются базы статистических данных (сайты статистических служб раз-

личных государств и межправительственных организаций). Предлагаются комплексные (системные) решения повышения эффективности научных исследований на основе современных и перспективных технологий (например [1]). Можно воспользоваться одним из программных пакетов моделирования и проиграть возможные сценарии. Однако при всем разнообразии технологических средств остается ряд проблем, имеющих принципиальный характер.

Проблемы, связанные с процедурами сбора необходимой статистической информации. Формулировка этого типа проблем: как обеспечить объективность и достоверность статистической информации? В условиях, когда планирование (распределение, обеспечение) зависит не от фактического положения, а от «личных» качеств

руководителей, достоверность статистической информации становится сомнительной. Учитывая факт, что образование у нас в стране (как, впрочем, и во всем мире) является в значительной мере дотируемой областью, проблема объективности может иметь существенное значение при принятиях решений.

Проблемы, связанные с интерпретацией статистической информации. Формулировка проблем этого типа может быть представлена в виде вопросов:

• Какие выводы можно сделать из динамики показателя (временные и пространственные ряды)?

• Каковы взаимосвязи между динамиками различных показателей?

• В чем сходство и различие между объектами и процессами?

Проблемы, связанные с проверкой гипотез. Этот тип проблем можно конкретизировать в виде вопросов:

• Каким образом обеспечить адекватность модели и реальности?

• Какие методы моделирования будут наиболее подходить к данному массиву статистической информации?

Можно назвать еще ряд проблемных областей, в частности, проблемы трансляции решения в управленческие действия и адекватность интерпретации принятого решения управляемым объектом. Однако эти проблемные ситуации относятся к ЛПР и имеют уже другой уровень сложности, обусловленный психологическими особенностями восприятия «образов- гештальтов» как руководителей, так и исполнителей. Поэтому ограничим область проблемных ситуаций «сложностями» обработки и получения статистической информации об объекте исследования.

В данной работе описывается один из этапов системного исследования в области экономики образования - создание принципиальной структуры и программных модулей автоматизированной системы поддержки научных исследований в области экономики образования (АСПНИ).

Функции, подсистемы и модули АСПНИ

На рис. 1 приведена общая схема АСПНИ, разрабатываемая в Лаборатории системных исследований МаГУ. Программные среды, используемые для разработки:

• open software: PHP, MySQL, Apache;

• академическая лицензия: Deductor

(разработка BaseGroup, Рязань);

• лицензионные пакеты: MatLab (разработка фирмы The MathWorks Inc., USA), Statistica (разработка фирмы StatSoft Inc., USA).

Создание и отладка системы проводятся на виртуальном сервере D-Studio (Discovery Studio - название научного студенческого кружка под руководством автора и название виртуального сервера), размещенном в локальной сети факультета Информатики МаГУ. Подключение к серверу разработчиков и администратора (руководителя проекта) реализуется через удаленный рабочий стол (в системе Windows). Использование виртуального сервера позволило выделить рабочую группу разработчиков и обеспечить доступ к системе с любого компьютера в локальной сети факультета, не нарушая учебный и исследовательский процесс других пользователей сети. В настоящее время деканат факультета Информатики выделил и физический сервер с операционной системой Windows Server 2003 для проведения экспериментов с общим доступом в Интернете.

Основные функции АСПНИ:

• преобразования «сырых» статистических данных в формат базы данных АСП-НИ;

• представление (презентация) обработанной информации на сайте проекта в стандартизированной форме (временные ряды, пространственные ряды, кубы данных);

• обеспечение интерфейса с системами KDD (Knowledge Discovery in Databases) и системами моделирования;

• поддержка создания пользовательских анкет и сохранение результатов анкетирования (опроса).

Реализация выделенных функций в АСПНИ обеспечивается тремя подсистемами и отдельными модулями:

• подсистема презентации и диалога: активный сайт, на котором (по запросам) предоставляется статистическая и обработанная информация, в перспективе - активные имитационные модели;

• подсистема хранения и первичной обработки: базы данных для статистической информации, характеризующей проблемные области исследования: статистика по странам мира; статистика по регионам России; статистика, полученная на основании опросов;

• подсистема поддержки принятия решений: комплекс специализированных пакетов обработки данных, реализующих процедуры КББ. Также в подсистему вклю-

чены модули имитационного моделирования, например в среде Ма1;ЬаЬ. Визуализация данных моделирования может быть представлена на сайте.

Рис. 1. Структура автоматизированной системы поддержки научных исследований

Ex-D - внешние базы данных (UNESCO, OESD, ООН, статистические службы стран мира, федеральное агентство по статистике РФ и др.);

БД1 - обработанные статистические данные по регионам России;

БД2 - обработанные статистические данные по странам мира;

БД3 - темпоральная информация по интересующим (актуальным) проблемам.

В отдельный модуль вынесена функция преобразования «сырых» внешних данных в формат базы данных (БД) системы.

Применение данного модуля носит эпизодический характер, поэтому он является вспомогательным по отношению к АСПНИ.

Разделение пользователей на авторизованных и неавторизованных позволяет дать первым возможность менять алгоритмы обработки (скрипты) для тонкой настройки и создания собственных моделей. А также получать результаты визуализации имитационных моделей.

Выделение в подсистемы хранения и

первичной обработки специфической структуры - БД темпоральной информации (информация, соотнесенная с конкретным периодом времени или датой) обусловлено следующими соображениями:

• изменение отношения заинтересованных сторон к проблемной ситуации во времени можно/нужно фиксировать и использовать в сценарных прогнозах;

• данные по оценке проблемной ситуации (или актуальной проблеме) имеют чаще всего качественный характер и представлены в номинальных/порядковых шкалах. Соответственно, необходима подсистема для

хранения и обработки такой информации, упорядоченной по времени и пространству.

Для работы с актуальной информацией, привязанной к проблемным ситуациям, в АСПНИ реализована функция «генерация анкет (опросников) и хранение собранных данных опросов».

Укрупненная схема реализации этой функции приведена на рис. 2. В текущей версии сами вопросы, структура ответов (выбор варианта, выбор нескольких вариантов, открытая форма ответа) формируются пользователем (исследователем).

Включение данной функции в АСПНИ позволяет частично снять проблему первого типа (см. введение), так как исследователь может воспользоваться данными, не представленными на официальных статистических сайтах.

Таким образом, автоматизированная система поддержки решений в области экономики образования позволит (позволяет) провести эконометрическое и имитационное

моделирование образовательных процессов в России, при этом частично разрешить выделенные во введении данной работы проблемы.

Пример использования подсистемы анкетирования

В качестве примера практического применения подсистемы анкетирования рассмотрим небольшое исследование, проводимое среди студентов-заочников, обучающихся в различных вузах. Территория охвата исследования - Челябинская область и Республика Башкирия. Города: Магнитогорск, Сибай (РБ), Белорецк (РБ). Специальности: математические методы в экономике, бухгалтерский учет и аудит, финансы и кредит, педагогика дошкольного образования.

Общая цель исследования: выявление тенденций в Российском образовательном пространстве на примере Уральского региона. Подобные исследования с различным инструментарием проводятся в разных регионах достаточно давно (см. например [2]).

Рис. 2. Процедура генерации анкет (опросников) по заданной проблемной ситуации. БД3.1 - база дескрипторов (описателей) анкет; БД3.2 - результаты анкетирования

Некоторые частные вопросы, на которые может дать информацию данный опрос:

• на что рассчитывают молодые люди после получения высшего образования?

• каковы доминирующие факторы выбора вуза (специальности) при наличии высокого информационного прессинга (рекламы)?

• как оценивают современные экономические процессы и свою роль в них студенты-заочники?

Исследование проводилось с 2006 года при помощи анкет-опросников (разработка автора). Затем, с накоплением статистики и усложнением обработки, ответы были введе-

ны в создаваемую систему АСПНИ. Некоторые экранные формы диалога с подсистемой анкетирования и обобщенные статистики представлены на рис. 3- 9.

В режиме авторизированного пользователя возможно добавление новых анкет, соз-

дание новых тематических разделов. На рис. 4. показан раздел (группа) - «Российское образование». Название анкеты-опросника: «Исследование процессов в экономике, обусловленных образованием и демографией».

u Остена анкещ(ЧНЧН> О

Система анкетирования * °

Сбор социологической информации

Discovery $Cudo \ Глатоя

ДОБРОЕ УТЮ! Добро гчмлимть ■ Tutrtny »«игре»»»"', ^f присчет**

n01«bu<Frt»il ¿мвиИГъ mtAinmo иС. fa HMehUiHt ГКИПЯТь JM-IMIBHitKMi

АЖСИ- п»тдяу лщйтс flu hoüov fen« Атрст*.

ОЧОЙНЯЧЦяЧСИС

РОСОЙСЛОЕ СЕРАЭОвАНИЕ J

Тестовые аншы i

2003. Овстгегу Studio, маг^тагорекий Государстве!»ы! Ун

Обратная связь

ЕЭнеил* ютч

выйклзать шм кте? Яниаггиъма остовые ссой-.ет**? 0 гостр-иой нмнге)

Помощь

V ЦвдиЛЩ»« трудное™ при

кинлнйм* а**т3 Натребуйте

найти ответ в пшмц^ Для СВОИХ

Логъи:

Пароль:

I байги |

Стрчывцн Hi »HWi*

U Смсгенв анкетирования О

Система анкетирования 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CÖOJ С0ШЮ.-ЮГ51Ч оскои юофорчалши

Вы г ГрцгздиД дтдфАтямйирвии*^

ft -Лзмснктъ пароль I X Bümvi

BPW94T4 5 We Ггиож IО ДоЛи»! ь нюту

(I)

toe««™ iS

Iii»«»* (MW

® исследование лмцЕссюА в ЭКСНСМИДЕ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ССВАЭЛАНИЕНИДЕНОПШНПЙ

щ tprtm; ЯмоЛаин oiSpttMcamwE-

Автор: Лт*г,А. Всего вопреки: 16 Выберите ОРЙС-ПИС

CcUUHA ДВД-«-07 Всего ммииме 127 йктяюсть: Да | мет Д* | №ет

IHl4v.Tt aUW!

6 3WS, Okowv Stuckir Мтитачранй r«Tia«

С-гтшсгика

Ik^'i- Ертам Kl HEX Mift:

w

Всего Hfnaiamü мест. 1й7

Uta с «кет в tucmi 1

L^H^-FV Ial, I ,

I T^fT.f «nl

_■ _I

Рис. 4. Вид страницы для авторизированного пользователя

С текущей анкетой можно провести действия, показанные на рис. 5. Например, можно экспортировать результаты в файлы формата Excel.

Далее приведены некоторые обобщенные

статистики по результатам анкетирования.

Полную статистику по вопросам данного исследования можно посмотреть по электронному адресу: www.masu-inform.ru:81 - на сайте группы D-Studio.

Рис. 3. Страница входа и авторизации в подсистему анкетирования

(?Тн«1Г®ЧГРуГГиЯ1; -----о]

ПЙ«МЙТ ««неит адЛ

Автор: ^СМГ А.

Создана

мое-м-с?

Ёсего н^ин: 1»

воете 127

Домыть ответы Бгвнк анюты

ф 3003, ОквЛГт

НЦИ Кло^в*^ сто»

Счзтист^щ Со&тмммае ответа ^ „ _ _ ИсгесиА *1чети

Запогмыгшс анкиты

ФоРл-срмлсгктгсн [стзтйниктюс) файл сра здегиилем (стапб&4.-«с*ант) Огчвт

Ст^»-!' Урагить эн нету

О илорпй анкеты

Рис. 5. Меню возможных операций (действий) с текущей анкетой _ ■-■-|-—-|-■-

^ МЕСТО П РОБЕЛ ЕНИЯ

50

-зал

---J

26 Л -

1 2

1 Беларяк (гсоъю I Сиблй (только 2006455-20) 3 орех (С аХН-(К-13лс ДХВ-Ж-1В)

33« 127 ■Ищ Ш 127

37.795 ^

х.133 %

Рис. 6. Статистика (история) по месту проведения опросов (пространственные распределения) и Результаты анкетирован— □

Рис. 7. Распределение вариантов ответов на вопрос анкеты о текущем доходе

8. Бы предполагаете рост доковое после получения высшего образования гто данной специальности?

к» № 60

го

/5 Л

18.3

3,1

1 2 3 4

По шлему ырн*": у ет ИТ *

I д» ИТ

2 >4' ЫИ7

3 И№4Н1)Т ь Хн 127

** 6«И5ТЦГ| 2, ЭК** зГпкё

Рис. 8. Распределение вариантов ответа о будущих доходах респондентов

ь Результаты анкетирован». О

15. Если Ваши жжшщшн условия будут улучшены, то можно ли утверждать, что у Вас будет больше детей?

50

эо

го

37-.0 -

зг.э гз.1

0.4

1 2 3 4

ПО ИРШМ> ЯИТ*

1и 32.КГ4 ■11 Ю 127

2 |*т 17 Ш 127

3 »те 1 Г»ЛИй е то«*"*»" Э7.НВЯ* *? Ю 127

А 5и«'Н1| «ни 127

Рис. 9. Распределение вариантов ответов о влиянии жилищных условий на количество детей

логов и социологов в университете. Учеб-

Создаваемая система будет полезна не только в прикладных исследованиях (социологических, политологических и др.), но и как инструментарий для подготовки психо-

ный вариант системы планируется запустить для проведения учебных занятий со второго семестра 2008/09 учебного года.

Литература

1. Бодякин В.И. Разработка нейросемантической базы знаний для поддержки и развития инновационных процессов // Открытое образование. - 2007. - № 3- С. 64- 67.

2. Романов А.А., Тихомирова Н.В. Проблемы исследования поведения потребителей на рынке образовательных услуг // Открытое образование. - 2006. - № 3.

ПОДГОТОВКА КАДРОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ПРОИЗВОДСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

М.Б. Гузаиров, д.т. н., проф., ректор Тел.: (347)272-22-15; E-mail: guzairov@rb.ru Р.А. Бадамшин, д.т. н., проф., проректор по научной и инновационной деятельности Тел.: (347)273-79-63; E-mail: badam@ugatu.ac.ru Уфимский государственный авиационный технический университет

http://www.ugatu.ac.ru

Questions of creation of educational system of a professional training of a world level in the area of information technologies of designing, production and exploitation of complex technical objects.

Сегодня в мире формируется глобальное инновационное общество, экономика которого основана на знаниях. В декларации саммита, состоявшегося в 2006 году в Санкт-Петербурге, отмечается: «Инновационное общество готовит граждан жить в условиях быстрых перемен. Мы будем способствовать формированию глобального инновационного общества посредством развития и интеграции всех трех элементов «треугольника знаний» (образование, исследования и инновации), крупномасштабного инвестирования в человеческие ресурсы, развития профессиональных навыков и научных исследований, а также путем поддержки модернизации систем образования, с тем чтобы они в большей степени соответствовали потребностям глобальной экономики, основанной на знаниях» (Итоговый документ «Образование для инновационных обществ в XXI веке» саммита «группы восьми», принятый в Санкт-Петербурге 16 июля 2006 года; http://civilg8.ru/6200.php).

Таким образом, чрезвычайно актуальным в современном мире является развитие теснейших связей между образованием, наукой и инновациями. На решение этой чрезвычайно важной задачи направлена инновационная образовательная программа (ИОП) университета. Ее целью является создание образовательной системы подготовки кадров мирового уровня в области информационных технологий проектирования, произ-

водства и эксплуатации сложных технических объектов: авиакосмических, транспортных, энергетических, инфокоммуни-кационных.

Инновационность образовательной программы определяется

1) опережающим по отношению к существующему уровню развития техники и технологий содержанием предметной подготовки, достигаемым за счет включения в его состав новейших результатов научных исследований, формированием у выпускников компетенций в области методологии организации и проведения научно-исследовательских работ с использованием новейшего оборудования, ориентацией выпускников на креативную проектную деятельность в профессиональных областях;

2) формированием у выпускников компетенций в области организации и экономики инноваций, позволяющих им успешно реализовывать проекты коммерческого использования новейших результатов научных исследований, достигаемым за счет введения в содержание подготовки соответствующих учебных дисциплин, использования проектно-ориентированных технологий обучения, привлечения студентов в период обучения к инновационной деятельности в рамках созданной университетом инновационной инфраструктуры (технопарки, центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, малые инновационные предприятия и т.п.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) формированием у выпускников компетенций в области межличностных коммуникаций, позволяющих им эффективно обмениваться информацией на русском и одном из иностранных языков, как в устной, так и письменной форме, причем уровень владения иностранным языком должен быть достаточен для эффективной профессиональной деятельности, обучения и комфортной жизнедеятельности в условиях иноязычной среды.

Для достижения поставленной цели в рамках ИОП решаются следующие основные задачи:

1. Формирование образовательных программ подготовки кадров мирового уровня в области информационных технологий проектирования, производства и эксплуатации сложных технических объектов (разработка содержания образовательных программ, учебно-методического обеспечения образовательного процесса, методологии обучения, модернизация материальной базы образовательного процесса, совершенствование системы управления образовательной деятельностью университета, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, формирование программ академической мобильности обучающихся и преподавателей).

2. Развитие и повышение эффективности научных исследований, создание инновационных продуктов по таким приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники и критическим технологиям Российской Федерации, как индустрия нано-систем и материалов, разработка и создание авиационных и космических систем, техно -логии обработки, хранения, передачи информации, включая технологии распределенных вычислений и др. на основе укрепления лабораторной базы, разработки, проектирования и запуска научно-образовательного университетского микроспутника, программного и методического обеспечения, профессиональной подготовки и переподготовки научно-педагогического, научного и вспомогательного персонала вуза.

Решение указанных задач взаимосвязано и осуществляется созданными для этой цели учебно-научно-инновационными центрами:

• Проектирование и эксплуатация двигательных энергоустановок

• Высокие технологии в двигателе-

строении

• БКР-системы в управлении производством

• Проектирование и эксплуатация меха-

тронных станочных систем

• Проектирование и эксплуатация оптических и межспутниковых коммуникаций

• Проектирование гидромеханических

систем и их автоматики

• Компьютерное моделирование с применением суперкомпьютерных технологий.

Полученные в результате проведения научных исследований новые знания становятся содержанием образовательных программ, и подготовленные по этим образовательным программам специалисты смогут успешно решать задачи промышленного трансфера разработанных инновационных технологий. В то же время эти специалисты смогут решать также и задачи генерации новых знаний для последующего непрерывного развития технологий в соответствующей предметной области.

Реализуется следующий подход к формированию содержания образовательных программ.

Компетенция специалиста, если рассматривать ее как способность специалиста эффективно осуществлять профессиональную деятельность, предполагает наличие знаний и умений:

в предметной (объектной) области;

в области экономики и организации инновационной деятельности (деятельности по внедрению разработанных проектных и технологических решений);

в области коммуникативной деятельности (умения эффективно осуществлять поиск и усвоение информации, включая информацию, передаваемую на иностранных языках, умение эффективно осуществлять межличностную коммуникацию с сотрудниками, партнерами и заказчиками).

В рамках инновационной образовательной программы обеспечивается подготовка в указанных областях на более высоком, чем это предусмотрено федеральным компонентом государственных образовательных стандартов (ГОС) высшего профессионального образования, уровне.

Данная подготовка реализуется в рамках дисциплин федерального компонента ГОС (путем расширении содержания сверх установленного ГОС минимума), дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента ГОС, а также дисциплин по вы-

бору студента, устанавливаемых вузом, и дисциплин специализации.

Эффективность предлагаемого подхода обусловлена унификацией содержания подготовки в области экономики и организации инновационной деятельности и в области коммуникативной деятельности для различных образовательных программ. Это позволяет существенно снизить ресурсоемкость их реализации за счет сокращения номенклатуры реализуемых дисциплин.

Определены основные образовательные программы высшего профессионального образования, содержание которых будет модернизировано в рамках инновационной образовательной программы (переработаны требования к уровню подготовки выпускников, дополняющие соответствующие требования федерального компонента государственных образовательных стандартов, рабочие учебные планы, разработаны (переработаны) учебные программы дисциплин, учебно-методические комплексы, сформированы учебно-лабораторные комплексы и информационно-программное обеспечение учебного процесса, разработаны методики обучения и т.п.).

В целях подготовки высококвалифицированных кадров в выбранных тематических направлениях, соответствия уровней образования общеевропейским требованиям разрабатываются магистерские образовательные программы, в целях подготовки выпускников с высоким уровнем профессиональной компетенции в рамках ряда специальностей разрабатываются образовательные программы специализаций.

Разработка предполагает формирование требований к уровню подготовки, дополняющих соответствующие требования федерального компонента государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, рабочих учебных планов, учебных программ дисциплин и критериев оценки уровня их усвоения, программ государственных экзаменов, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов по дисциплинам и т.п.

В целях обеспечения непрерывного образования в заявляемых тематических направлениях разрабатываются программы дополнительного профессионального образования.

Разработка методологии обучения осуществляется на основе таких высокоэффективных технологий, обеспечивающих высокое качество обучения, как:

• информационные технологии обучения, включая технологию дистанционного обучения;

• комплексные курсовые и дипломные

проекты, предусматривающие создание проектов коллективом студентов, в т. ч. включающим студентов различных специальностей;

• сквозное курсовое проектирование;

• обязательная НИРС;

• модульный принцип организации

учебных занятий;

• формирование учебно-научных групп

по принципу профессор - доцент - научный сотрудник - аспирант- студент;

• деловые игры;

• участие студентов в выполнении НИ-

ОКР через систему студенческих инженерных центров, студенческих конструкторских и программистских бюро и т.п.;

• привлечение студентов к инновационной деятельности в рамках инновационной инфраструктуры университета;

• са8е-метод обучения (анализ ситуаций

из производственного опыта);

• компьютерные тесты учебных достижений для оценки текущей успеваемости студентов;

• рейтинговая система контроля текущей успеваемости студентов.

Современная система российского высшего образования, государственные образовательные стандарты, руководящие и методические материалы по аттестации вузов, контролю качества подготовки специалистов ориентируют организацию учебного процесса, прежде всего, на усвоение студентом определенного объема знаний. В то же время конкурентоспособность высшего образования в мире обусловлена уровнем фундаментальной подготовки, степенью вовлеченности студентов в исследовательскую работу, а также способностью выпускников быстро адаптироваться к требованиям рынка труда. Существующая система высшего профессионального образования обладает традициями и высоким качеством фундаментальной подготовки. Вовлеченность студентов в научный процесс в той или иной мере является составной частью образования во многих вузах. Однако высшее обра-

зование РФ серьезно отстает в инновационной подготовке. Качество инновационной подготовки определяется не столько объемом соответствующих дисциплин, сколько степенью вовлеченности студентов в инновационную деятельность и уровнем организации в вузе трансфера нововведений.

Привлечение студентов к исследованиям является необходимым элементом процесса обучения и, одновременно, эффективным способом ведения ранних, наиболее проблемных стадий инновационного цикла, создания научно-технического задела. Участие студентов в научном и инновационном процессе на ранних его стадиях, как составная часть образовательного процесса, позволяет готовить современные кадры, способные к инновационной деятельности и решению нестандартных задач. Одновременно это позволяет регулярно, с каждым выпуском бакалавров, инженеров и магистров, выдавать огромный массив результатов исследований, обладающих рыночной стоимостью. Это достигается постановкой студенту на первом курсе творческой поисковой задачи, которую он в рамках первых четырех курсов решает как исследовательскую, а затем на ее базе выполняет проект, если продолжает учебу по инженерной линии, или магистерскую диссертацию, - если по научной. Соответствующим образом выстраиваются организационная структура, содержание учебного плана и система контроля качества подготовки специалистов.

Включение в учебные планы обязательной для всех студентов дисциплины «Научно-исследовательская работа студентов» позволяет студентам не только изучить методологию исследовательской деятельности, но и получить практический опыт выполнения отдельных элементов такой деятельности, освоить технологию работы на новейшем научном оборудовании, получить опыт написания научных докладов и статей. Данная дисциплина обеспечивает возможность всем студентам попробовать свои силы в исследовательской деятельности, что позволяет отобрать наиболее талантливых студентов для продолжения образования в аспирантуре, способствует получению новых научных знаний, воспроизводству научно-педагогических кадров.

Формирование учебно-научных групп по принципу профессор - доцент - научный сотрудник - аспирант - студент обеспечивает индивидуализацию обучения с учетом особенностей личности и интересов каждого

студента, среди прочих элементов технологий обучения в наибольшей степени позволяет оказывать на студента воспитательное влияние, обеспечивать формирование личностных качеств специалиста, мотивировать студента к изучению нового материала.

Участие студентов в выполнении НИ-ОКР через систему студенческих инженерных центров, студенческих конструкторских и программистских бюро и т. п. способствует формированию профессиональной компетенции выпускника в части постановки и системного решения реальных профессиональных проблем, умению эффективно взаимодействовать с коллегами и заказчиками, вести переговоры и оформлять служебную документацию.

Мероприятия по развитию учебно-исследовательской работы и научно-исследовательской деятельности молодых ученых, аспирантов и студентов в рамках программы включают:

• разработку методического обеспечения, организацию и проведение ежегодных внутривузовских конкурсов учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ молодых ученых, аспирантов и студентов старших курсов с финансовой поддержкой лучших проектов;

• проведение дополнительной подготовки и переподготовки всего контингента молодых ученых, аспирантов и студентов профильных технических специальностей по актуальным вопросам инновационной деятельности, в частности, по таким дисциплинам, как защита интеллектуальной собственности, организация и управление инновационной деятельностью, особенности венчурного финансирования инноваций, управление качеством, бизнес-планирование и управление предприятием и т.п.;

• участие студентов и аспирантов в оплачиваемых НИОКР;

• работу студентов, аспирантов, молодых ученых в инновационных структурах университета.

Реализация инновационной образовательной программы невозможна без стратегического партнерства с работодателями, направленного на долговременное сотрудничество, а не на решение сиюминутных вопросов.

Под стратегическим партнерством университета и предприятия (организации) понимаются двухсторонние договорные отно-

шения, содержащие следующие характерные элементы:

- долгосрочная программа подготовки специалистов для предприятия с учетом перспектив его развития;

- целевая составляющая подготовки студентов, реализуемая совместно вузом и предприятием, включающая опережающую подготовку кадров для освоения новых видов продукции и технологий;

- создание базы для проведения производственных, технологических и преддипломных практик студентов;

- проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), привлечение вузовских ученых к созданию и трансферу технологий;

- создание в вузе современной учебно-исследовательской лабораторной базы;

- целевая подготовка для предприятия кадров высшей квалификации;

- создание совместных научно-образовательных и инновационных структур.

Партнерами в реализации инновационной образовательной программы университета являются ведущие вузы, научно-исследовательские организации и предприятия России, ближнего и дальнего зарубежья.

Примером успешного стратегического партнерства является сотрудничество университета с ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (ОАО «УМПО»).

Ежегодно по направлению предприятия на 1 курс принимается 80 студентов. Кроме того, на предприятии функционирует вечерний факультет университета, на котором обучаются сотрудники объединения.

УГАТУ с ОАО «УМПО» в 2007 году в целях доведения результатов НИОКР до наукоемкой продукции создали «Технопарк авиационных технологий», в котором помимо всего прочего имеется и учебно-технический центр университета. Он расположен на территории завода в бывшем цехе товаров народного потребления.

Технопарк помогает наилучшим образом решить проблему привлечения и воспитания высококвалифицированных кадров, так как это своеобразный «инкубатор» молодых специалистов из числа перспективных и энергичных студентов. Здесь они знакомятся с новейшими достижениями техники, приобретают навыки работы на сложнейшем оборудовании.

Предметом обучения студентов становится современное интегрированное производство, основанное на компьютеризации всех процессов, включая проектирование, планирование, изготовление изделий, управление и организацию, систему контроля и т.д. Возможности учебного комплекса таковы, что он позволяет сначала тщательно смоделировать всю производственно-технологическую цепочку, а затем получить конечный продукт. Для этого закуплены мини-станки с ЧПУ фирмы «¡йеШек». Работают такие станки, как настоящие, только вместо металла здесь используется оргстекло. Пока такой комплекс единственный в России. Подобным оборудованием оснащены ведущие вузы мира.

Учебный комплекс работает в замкнутом цикле, он очень удобен в эксплуатации. В виртуальной среде можно, к примеру, обнаруживать нестыковки, ошибки в планировании, сбои в управляющих программах, находить оптимальные решения, оценивать их эффект. И только потом, уже в реальности, выдавать команду на изготовление материального образца. По сути, это симуля-тор реальных процессов, позволяющий колоссально снижать затраты и повышать эффективность производства.

Отметим, создание подобного центра получило высокую оценку руководителей ФГУП НПП «Мотор», ОАО «УМПО», НПО «Сатурн», ФГУП «ЦИАМ им. П. Баранова», ОАО «Авиадвигатель», ОАО «Климов» и других участников технического совета предприятий авиационной отрасли по совместному созданию и изготовлению двигателя нового поколения.

На совещаниях руководства ОАО «УМПО» и УГАТУ периодически обсуждаются и принимаются конкретные решения по дальнейшему развитию учебно-технического центра и «Технопарка авиационных технологий».

В результате тесного сотрудничества университета, предприятия и академических структур родился перспективный проект «Технологическое опережение», основной целью которого является создание конкурентоспособных изделий на базе разработки принципиально новых конструкционных наноматериалов, функциональных наност-руктурированных покрытий, применения новейших методов и оборудования для сверхточной обработки и формирования регулярного микрорельефа.

Предприятия авиационной отрасли, как

уже отмечалось, придают важное значение стратегическому партнерству с вузами. Об этом свидетельствует и проведение Круглого стола «Стратегическое партнерство вузов и предприятий авиапрома», проходившего в рамках салона МАКС-2007. В работе Круглого стола приняли участие представители ряда авиационных вузов России (УГАТУ, МАИ, КАИ, РыбГАТА) и представители предприятий (Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов, Центрального института авиационного моторостроения, ОАО «Сатурн», ОАО «Туполев», ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение»).

В октябре 2007 года на базе Уфимского государственного авиационного технического университета прошел методический семинар с участием предприятий авиастроительной отрасли России и вузов, готовящих кадры для данной отрасли, на котором обсуждались вопросы партнерства вузов и работодателей. На семинаре был высказан ряд предложений по конкретным формам взаимодействия.

Примером успешного сотрудничества с иностранными партнерами может служить деятельность НИИ физики перспективных материалов (ИФПМ) и НИИ проблем теории и технологии электрохимической обработки (ПТи-ТЭХО), созданных при НИЧ университета.

Основная тематика ИФПМ - это развитие нового научного направления в физическом материаловедении, связанного с разработкой и исследованиями объемных наност-руктурных материалов (НСМ), получаемых интенсивной пластической деформацией в условиях приложения высоких и сверхвысоких давлений. Пионерские работы в этом направлении были выполнены под руководством проф. Р.З. Валиева в Уфе в начале 90-х годов и в последние годы вызвали большой международный интерес.

Работы исследователей ИФПМ проводятся в тесной кооперации с крупнейшими зарубежными и отечественными материало-ведческими центрами в Лос-Аламосской национальной лаборатории и Калифорнийском университете (США), Гренобле (Франция), Штудтгардском университете (Германия), Университете г. Киото (Япония), с Институтом физики металлов УО РАН и Уральским государственным техническим университетом (г. Екатеринбург), Институтом физики прочности и материаловедения СО РАН (г. Томск) и многими другими исследовательскими исн-ститутами России, Украины и зарубежья.

НИИ ПТиТЭХО объединил в себе твор-

ческие силы электрохимиков из УГАТУ, Научно-исследовательского технологического института, фирм «Новотэч» и «Титан-ЕСМ».

Основное направление работ института связано с разработкой теории, технологии и оборудования для прецизионной электрохимической обработки токопроводящих материалов.

За время существования НИИ (с 1992 г.) совместно с зарубежными партнерами было создано пять новых серийных моделей электрохимических станков (всего создано более десяти), освоены и внедрены десятки технологических процессов.

Особо следует отметить сотрудничество университета с инновационными фирмами, созданными для реализации результатов НИ-ОКР университета в виде наукоемкого продукта: ООО «НПФ «Теплофизика», ООО «ХТЦ УАИ», ООО НПФ «ОПТЭЛ», ООО НИИ ТС «Пилот», ООО «Титан ЕСМ» и др. На этих предприятиях проходят учебные и лабораторные занятия студентов УГАТУ, проводятся производственные практики и научные исследования.

Реализация программы обеспечит:

• повышение конкурентоспособности

продукции предприятий, в том числе на мировом рынке, за счет повышения качества подготовки и уровня компетенции выпускников УГАТУ;

• создание новых производств и сервисов, связанных с расширением и открытием подготовки специалистов в перспективных областях (двигателестроение, энергомашиностроение, телекоммуникации, обработка космических изображений, технологии объемных наноструктурных материалов);

• формирование в регионе резерва кадров руководителей различных звеньев, в том числе руководителей предприятий всех форм собственности, за счет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в рамках программ дополнительного профессионального образования.

Выполнение программы позволит значительно расширить взаимодействие с крупными отечественными и зарубежными техническими университетами в рамках программ академической мобильности обучающихся и преподавателей, а также путем интеграции созданного в результате реализации программы учебно-методического обеспечения образовательных программ университета в федеральную и корпоративную (с иностранными университетами) информационно-образовательную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.