Научная статья на тему 'Автоматизированная система дистанционного обучения'

Автоматизированная система дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
259
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гуртяков А. С.

В данной работе описывается созданная система дистанционного обучения, предназначенная для удаленного проведения лекций. Также приводится описание средств, которыми система была реализована, и требований данной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Гуртяков А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизированная система дистанционного обучения»

* * *

Для создания большинства настольных приложений с точки зрения их производительности, эффективности кода и кроссплатформенности - несомненное преимущество занимает C++ (QT/wxWidgets). Преимущество технологии FireMonkey состоит в том, что она обладает развитыми графическими возможностями и поддерживает объектно-ориентированный подход в вопросах работы с векторной и трёхмерной графикой, в том числе, в интерфейсе пользователя. Использование языка Delphi позволяет создавать код более читабельным и простым для освоения по сравнению с C++, однако выбор зависит от разработчика и решаемой задачи. В том случае, когда важна скорость разработки приложения и нет необходимости в использовании других ОС кроме Windows, имеет смысл воспользоваться технологией .NET.

Список литературы:

1. Microsoft .NET Framework [Электронный ресурс] // Microsoft Corporation. - Режим доступа: www.microsoft.com/net (дата обращения: 08.09.12).

2. wxWidgets [Электронный ресурс] // Digia. - Режим доступа: www.wx widgets.org (дата обращения: 13.09.12).

3. Qt [Электронный ресурс] // Digia. - Режим доступа: www.qt.digia.com (дата обращения: 14.09.12).

4. FireMonkey [Электронный ресурс] // Embarcadero Technologies. - Режим доступа: www.embarcadero.com/ru/products/firemonkey (дата обращения: 18.09.12).

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

© Гуртяков А.С.*

Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград

В данной работе описывается созданная система дистанционного обучения, предназначенная для удаленного проведения лекций. Также приводится описание средств, которыми система была реализована, и требований данной системы.

Процесс информатизации является закономерным и объективным процессом, характерным для всего мирового сообщества. Он проявляется во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в обучении. Во мно-

* Аспирант кафедры «Системы автоматизированного проектирования и поискового конструирования».

гом благодаря этому процессу стала возможной новая синтетическая форма обучения - дистанционное обучение, которое вбирает в себя лучшие черты традиционных форм обучения - очного, заочного, экстерната, и хорошо с ними интегрируется. Можно обратить внимание на тенденцию, когда все известные формы обучения сольются в перспективе в одну единую форму с преобладанием характеристик современного дистанционного обучения [1]. Использование в качестве инструментов видео-телеконференции, интернет и других систем передачи данных соединит преподавателя и студента, находящихся далеко друг от друга, приблизит дистанционное обучение к традиционному, т.е. к непосредственному общению преподавателя со студентом, лектора с аудиторией, групповым семинарским занятиям, апробированными столетиями. Именно поэтому дистанционное обучение часто называют формой обучения XXI века [2]. Таким образом, тема дистанционного обучения является актуальной, и разработка автоматизированных систем дистанционного обучения является перспективным направлением в настоящее время.

Автором была спроектирована и реализована собственная система дистанционного обучения [3]. Данная система обеспечивает удаленное проведение лекций для зарегистрированных в системе пользователей. Лекция представляет собой демонстрацию слайдов заранее подготовленной презентации, сопровождаемую аудиокомментариями лектора. Также система предоставляет слушателям возможность видеть видеоизображение лектора, передаваемое с его веб-камеры, и обмениваться файлами и текстовыми сообщениями. В конце лекции (после демонстрации всех слайдов презентации) участникам лекции становится доступной виртуальная доска, на которой можно рисовать и оставлять надписи.

Кес15

Аудиопоток Видеопоток Текстовые сообщения Байты файлов

Клиентская часть системы

#

Рис. 1. Взаимодействие серверной и клиентской частей системы дистанционного обучения

Система дистанционного обучения представляет собой веб-приложение, состоящее из серверной и клиентской части (рис. 1). Обмен данными между серверной и клиентской частью осуществляется по протоколу RTMP. Поддержку данного протокола обеспечивает сервер Red5, который является бесплатным аналогом Adobe Flash Media Server [4] и предоставляет возможность передачи тестовых сообщений, аудио- и видеопотока и побайтовой передачи файлов. Поэтому серверная часть системы дистанционного обучения является приложением для Red5 версии 0.63 и была написана на языке программирования Java в среде разработки Eclipse Indigo. Схема взаимодействия между серверной и клиентской частями системы дистанционного обучения представлена на рисунке.

Клиентская же часть системы представляет собой ASP.NET-проект, написанный на языке программирования Visual C# в среде разработки Microsoft Visual Studio 2010. Данный проект можно установить на Internet Information Services (IIS) для предоставления удаленного доступа к системе. Проект предоставляет процедуры регистрации, авторизации и выхода из системы (работа с базой данных пользователей осуществляется с помощью Microsoft SQL Server 2008). Однако, наибольший функционал сосредоточен во Flash-приложениях, которые размещены на страницах ASP.NET-проекта и получающие от него в качестве входных параметров строки, содержащие имя авторизованного пользователя и адрес серверной части системы. Адрес имеет следующий вид:

rtmp://<IP-адрес серверной ЭВМ>:1935/<Название проекта серверной части системы, установленного на Red5>.

Flash-приложения реализованы на языке программирования Action-Script 3.0 в среде разработки Flash Develop. Первое и второе приложения представляют собой рабочие столы лектора и слушателя соответственно и различаются только тем, что лектору предоставлена возможность создавать и проводить собственные лекции, а пользователь может лишь присоединиться к текущим лекциям. Любому участнику лекции доступны текущий слайд презентации (рис. 2), текстовый чат, видеочат и виртуальная доска после просмотра всех слайдов. Лектор имеет возможность осуществлять навигацию между слайдами презентации.

Третье приложение представляет собой файлообменник для участников лекции. Необходимость создания отдельного приложения вызвана отсутствием средств многопоточности в языке программирования Action Script 3.0. Пользователь может загружать собственные файлы на сервер либо скачивать их с сервера. Из-за политики безопасности Adobe Flash Player сохранение файлов на локальный диск может происходить только непосредственно после события элемента графического пользовательского интерфейса [5] (например, нажатие кнопки), поэтому сохранение файла осуществляется в два этапа:

1. загрузка байтового массива с сервера нажатием кнопки «Загрузить»;

2. сохранение байтового массива в виде файла нажатием кнопки «Сохранить».

Клиентская система дистанционного обучения запускается и отображается с помощью интернет-браузера, поэтому к компьютеру пользователя не предъявляется специфических требований к установленному программному и аппаратному обеспечению. Обязательным является лишь наличие установленного AdobeFlashPlayer версии 9.0 или выше для всех пользователей и наличие микрофона и веб-камеры для лектора.

На серверной ЭВМ должны быть установлены:

1. операционная система Microsoft Windows XP, 7 или Server 2003;

2. платформа .NET;

3. Microsoft SQL Server 2005 или выше;

4. IIS;

5. Java 1.5 и выше;

6. Red5 0.6.3.

Ф Mozilla Firefox I n | I5!

Файл Правка Вид Журнал Закладки Инструменты Справка

□ http : //192.168.0.2/Di.. .onSy stem/Lector, aspx | + |_

^ P □ 192.168.0.2/PistanceEducationSystem/Lector,aspx_" С | | Д- Google ■#•

Система дистанционного обучения Вы зашли по. а именем Пользователь Лектор! [ Выйти 1

На главную 0 программе

I Выход I Чат ["инструменты [

[ Отправить I

1/20_I Вперед

Рис. 2. Презентация в СДО

В настоящее время система дистанционного обучения успешно протестирована в различных Интернет-браузерах, таких как Internet Explorer, Opera, Google Chrome и Mozilla Fire Fox, и в ближайшее время возможно внедрение данной системы для обучения студентов.

Список литературы:

1. Гуртяков А.С. Организация дистанционного обучения / А.С. Гуртяков, А.Г. Кравец // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2012. - Т. 4. - № 13. - С. 103-107.

2. Дистанционное обучение [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: www.edu.glavsprav.ru/spb/vpo/manuals/441.

3. Гуртяков А.С., Кравец А.Г., Юдин Д.В., Кравец А.Д. Фрактальная компетентностная архитектура корпоративных систем дистанционного образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. - Режим доступа: www.science-education.ru/103-6238 (дата обращения: 15.05.12).

4. RTMP [Электронный ресурс] // Википедия. - 2012. - Режим доступа: www.ru.wikipedia.org/wiki/RTMP.

5. AdobeActionScript 3.0. Работа с файлами данных [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: www.help.adobe.com/ru_RU/ActionScript/ 3.0_PшgrammingAS3/WS5b3ccc516d4fbf351e63e3dШa9b90204-7cf8.html.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ИСПЫТАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

© Куюмчев Г.В.*

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, г. Санкт-Петербург

Методы математического моделирования в настоящее время нашли широкое применение при исследовании современных технических систем. Это стало возможно благодаря бурному развитию вычислительной техники, особенно развитию парка персональных машин, позволяющему проводить анализ сложных систем за сравнительно короткие сроки. Вопросы синтеза алгоритмов моделирования, используемых в программном обеспечении современных ЭВМ, включение их в стандартные библиотеки и, особенно, подключение соответствующих программных продуктов к широко распространенным пакетам прикладных программ, являются вопросами исключительной важности [1]. В данной работе и рассмотрены некоторые аспекты затронутой проблемы.

1. Использование метода моделирования при разработке и испытании информационно-измерительных систем и систем управления.

* Аспирант кафедры 41 Моделирования вычислительных и электронных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.