2005 НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА №84(2)
серия Аэромеханика, прочность, поддержание летной годности ВС
УДК 629.7.017.1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ПОДСИСТЕМА НАКОПЛЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ПО РЕСУРСНОМУ СОСТОЯНИЮ И ОСОБЕННОСТЯМ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
О.Е. ДРОЗДОВА, Б.В. ОЛИМОВ
Статья представлена доктором технических наук, профессором Шапкиным В.С.
Предложена автоматизированная подсистема накопления и обработки данных по ресурсному состоянию и особенностям эксплуатации воздушных судов (ВС), позволяющая эксплуатанту накапливать информацию о ресурсном состоянии и особенностях эксплуатации экземпляров ВС, и формировать отчет в электронном виде для мониторинга летной годности ВС, имеющих действующий сертификат летной годности.
В основе системы поддержания летной годности воздушных судов лежит периодическая переоценка их технического состояния. При этом разработчик должен обеспечить летную годность типовой конструкции, эксплуатант - соответствие каждого экземпляра ВС его типовой конструкции, а авиационная администрация - осуществить государственный контроль за летной годностью каждого экземпляра ВС и всеми компонентами системы поддержания летной годности. Г осударственный контроль летной годности реализуется, прежде всего, через процедуру выдачи (продления) сертификата летной годности экземпляра ВС [1].
Сегодня на передний план системы поддержания летной годности воздушных судов выходит задача индивидуального подхода к поддержанию летной годности воздушного судна как обеспечивающая необходимый уровень безопасности полетов, так и экономически доступная для эксплуатантов [1]. Одной из центральных задач такого подхода должна стать задача сертификации экземпляра ВС.
При этом экземпляр ВС получает сертификат летной годности - документ, подтверждающий соответствие экземпляра ВС установленным требованиям. Сертификат летной годности удостоверяет соответствие экземпляра ВС требованиям к летной годности, которые приведены в Приложении № 1 Федеральных авиационных правил (ФАП) [2], и выдается (продлевается, отменяется, приостанавливается и возобновляет действие) только в соответствии с ФАП.
Сертификат летной годности выдается не более чем на два года, а в процессе эксплуатации ВС проводится инспекционный контроль и мониторинг летной годности экземпляра ВС.
Инспекционный контроль летной годности экземпляра ВС - это контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что экземпляр ВС продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным при сертификации [3].
Мониторинг летной годности заключается в периодическом анализе поступающей от эксплуатантов информации о ресурсном состоянии каждого экземпляра ВС и об особенностях их эксплуатации [3]. Состав информации о ресурсном состоянии и об особенностях эксплуатации экземпляра ВС должен соответствовать форме справочного Приложения 10 Методов оценки соответствия (МОС) [3]. Эту информацию следует ежеквартально передавать в центр по сертификации, который проводил последнюю процедуру сертификации этого ВС, а также в Научный центр поддержания летной годности (НЦ ПЛГВС) ГосНИИ ГА для формирования, сопровождения единой базы данных и ее публикации на едином Web-сервере Органа по сертификации
[4].
В НЦ ПЛГВС разработана автоматизированная подсистема (АС) накопления и обработки данных по ресурсному состоянию и особенностям эксплуатации ВС.
АС позволяет фиксировать и накапливать в базе данных ежеквартальную информацию о ресурсном состоянии и особенностях эксплуатации каждого экземпляра из парка ВС эксплуа-
танта с последующим ее анализом, формированием отчетов в электронной форме и рассылкой по электронной почте, а также дает возможность создавать выборки из базы данных по ряду параметров и формировать отчеты и прогнозы по ресурсному состоянию парка ВС.
Для создания АС выбрана реляционная модель описания данных, СУБД Visual Fox Pro 6, операционная система Microsoft Windows 98/Ме/2000/ХР. Кроме того, в АС используются возможности среды Microsoft Office Excel 2000.
Общая схема автоматизированной подсистемы накопления и обработки данных по ресурсному состоянию и особенностям эксплуатации ВС представлена на рис.1.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ПОДСИСТЕМА
Комплекс
программ
База данных
1. Ресурсное состояние
2. Особенности эксплуатации
3. Архив данных
Нормативная база
Справочники и кодификатор ы
ЦЕНТРЫ
СЕРТИФИКАЦИИ
Экспорт
Отчеты в электронной форме
Рассылка по электронной почте
Выборки из баз данных
Рис. 1.
Комплекс программ - совокупность взаимосвязанных программ, управляющих работой в АС и написанных на командном языке СУБД Visual Fox Pro 6 и языке Visual Basic.
База данных состоит из таблицы ресурсов, куда заносятся данные по наработкам экземпляров ВС за отчетный период, таблицы особенностей эксплуатации, куда записываются данные о произошедших в минувший квартал особых ситуациях при эксплуатации экземпляров ВС, а также таблиц архива, накапливающих описанные выше сведения.
Нормативная база состоит из таблиц справочников и кодификаторов, содержащих информацию о типах ВС, центрах сертификации и эксплуатантах ВС ГА.
АС поддерживает следующие основные режимы:
• Ввод данных о ресурсном состоянии и особенностях эксплуатации каждого экземпляра из парка ВС эксплуатанта. Гибкий программный интерфейс обеспечивает легкий ввод информации с автоматическим контролем заполнения полей данных и возможностью их повторного определения в случае обнаружения ошибок
• Накапливание ежеквартально вводимой информации в базе данных с раздельным хранением текущих данных (т.е. данных о состоянии экземпляров ВС на конец последнего отчетного квартала) и информации о каждом экземпляре из парка ВС эксплуатанта по времени его эксплуатации.
• Подготовка и просмотр в электронной форме отчета о ресурсном состоянии каждого экземпляра ВС и об особенностях их эксплуатации для обеспечения мониторинга летной годности. Каждая строка электронной таблицы отчета содержит информацию об экземпляре ВС в соответствии с Приложением 10 МОС ВС [3].
• Пересылка отчета, созданного в электронной форме по электронной почте.
• Работа со справочниками: типов ВС, эксплуатантов и центров сертификации.
• Выборка и экспорт информации из базы данных о ресурсном состоянии и об особенностях эксплуатации экземпляра по типам ВС, по регистрационным номерам ВС, по датам представления данных, по эксплуатантам, месту выдачи сертификатов и др.
Таким образом, разработанная автоматизированная подсистема накопления и обработки данных по ресурсному состоянию и особенностям эксплуатации экземпляров ВС позволяет эксплуатанту собирать информацию о ресурсном состоянии каждого экземпляра ВС и об особенностях его эксплуатации и формировать отчет в электронном виде для обеспечения мониторинга летной годности экземпляров ВС, имеющих сертификат летной годности. Это дает возможность осуществлять документооборот в электронной форме без использования бумажных носителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Громов М.С., Шапкин В.С. Проблемы поддержания летной годности воздушных су-дов//Научный Вестник МГТУ ГА, серия Аэродинамика, прочность, поддержание летной годности ВС, № 73, 2004.
2. Федеральные авиационные правила «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации», утвержденные приказом Министра транспорта Российской Федерации от 16.05.03 г. № 132 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июня 2003 г., регистрационный № 4653).
3. Методы оценки соответствия Федеральных авиационных правил «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.05.03 г. № 132. Зарегистрирован Минюстом России 06 июня 2003 г., регистрационный № 4653.:М. 2004.
4. Указание управления по надзору за поддержанием летной годности гражданских воздушных судов федеральной службы надзора в сфере транспорта Министерства транспорта России от 20.05.04 №24.10-64ГА «О порядке подготовки и передачи информации, связанной с сертификацией экземпляра ВС».
THE AUTOMIZED SUBSYSTEM OF ACCUMULATION AND DATA PROCESSING OF A SOFTWARE TO A RESOURCE CONDITION AND SINGULARITIES OF MAINTENANCE OF AIRCRAFTS
Drozdova O.J., Olimov B.V.
This article deals a. computer-based system for data collection of airworthiness monitoring of aircraft.
Сведения об авторах
Дроздова Ольга Евгеньевна, окончила МАИ (1978), кандидат технических наук, старший научный сотрудник НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА, автор 20 научных работ, область научных интересов - эксплуатационная надежность, авиаконструкций, разработка прикладных программ.
Олимов Борис Викторович, 1955 г.р., окончил МАИ (1979), начальник отдела информационных технологий НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА, автор 16 научных работ, область научных интересов - разработка и использование прикладных систем обработки компьютерной информации.