АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА, МОНИТОРИНГА И АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ОТ ВНЕШНЕГО ВЛИЯНИЯ
Сергин М.Ю.1
Ключевые слова: реестр, вредоносная организация, идентификация, признаки идентификации, функционал, проводники внешнего влияния, нечеткое отношение предпочтения, интересы государства.
Аннотация
Цель работы: исследовать современное состояние реестрового учета, проведения мониторинга и анализа деятельности некоммерческих организаций (НКО) и на этой основе предложить метод автоматизированного выявления деструктивных организаций, наносящим ущерб национальным интересам.
Методы исследования: системный анализ, теория принятия решений, теория нечетких множеств.
Результаты: показана актуальная проблема необходимости использования средств автоматизации для выявления проводящих деструктивную деятельность НКО с целью выставления барьеров от внешнего влияния на российское общество; введено понятие «проводники внешнего влияния» (ПВВ) для НКО, реализующих враждебную политику иностранных государств и внедряющих чуждую идеологию; сделан вывод, что применение данного метода для алгоритмов модуля автоматизации реестра НКО обеспечит наличие функционального инструмента по защите национальных интересов от внешнего влияния.
Предложен необходимый для реализации функционал составляющих реестр НКО элементов, обеспечивающий процессы автоматизации. Сформирован состав признаков идентификации НКО, соотносящихся с деятельностью ПВВ. Предложен метод распознавания НКО, являющихся или готовящихся быть ПВВ, на основе нечеткого отношения предпочтения.
DOI: 10.21681/1994-1404-2023-2-67-74
Введение и постановка задачи
Йэятельность некоммерческих организаций (НКО) в России является предметом функционирования важного для правового государства инсти-ажданского общества. В последние годы общее количество НКО имело тенденции как значительного их роста, так и небольшого снижения [1, 2]. При этом особый сектор национальной экономики Российской Федерации, образуемый составом разнообразных НКО, в настоящее время составляет ресурс, значительный по количеству организаций и заметный по мере вклада в решение актуальных социальных проблем в стране. Так, к примеру, по состоянию на 31 декабря 2022 г. в России зарегистрирована 209 741 НКО (95 461 — общественные объединения, 82 157 — некоммерческие организации иных организационно-правовых форм, 32 123 — религиозные организации) [3]. Многие НКО
позволяют преодолевать проблемы, связанные с несовершенством рынка, обеспечивать развитие социальной сферы, действовать там, где у государственных структур порой не хватает возможностей и времени.
Вместе с тем наряду с приносящими пользу НКО имеются общественные организации, финансируемые из-за рубежа, которые за вполне благопристойной вывеской своих целей скрывают истинные интересы, направленные на ослабление нравственных и духовных ценностей в нашем обществе. Отдельные российские неправительственные организации получают многие миллиарды рублей из иностранных источников с целью осуществить внешнее деструктивное влияние на процессы внутри России2.
2 Настоящий деструктив: на что НКО тратят иностранные миллиарды. URL: https://iz.ru/855086/egor-sozaev-gurev-sergei-izotov-inna-grigoreva/nastoiashchii-destruktiv-na-chto-nko-tratiat-inostrannye-
milliardy (23.05.2023).
' Сергин Михаил Юрьевич, доктор технических наук, профессор, начальник отдела научно-исследовательской и образовательной деятельности Федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
По словам министра юстиции Российской Федерации К.А. Чуйченко, по сути дела, НКО — это одно из основных гибридных орудий Запада, которое направлено на разрушение традиционных духовных ценностей3.
В этих непростых условиях важным направлением деятельности государства должно стать создание информационного ресурса учета, мониторинга и анализа деятельности НКО, одновременно способного быть автоматизированным инструментом защиты национальных интересов от внешнего влияния.
Возможность своевременного автоматизированного выявления НКО, подпадающих под статус иностранных агентов, их учета, пристального мониторинга деятельности и принятия мер по недопущению подрывной работы является абсолютно справедливым действием государства.
Обзор существующей информационной системы учета НКО
В настоящее время учет НКО осуществляется в Автоматизированной информационной системе «Учет некоммерческих и религиозных организаций» (далее — АИС УНРО), зарегистрированной в Федеральном реестре государственных информационных систем (электронный паспорт № ФС-77100028 от 24.09.2010).
АИС УНРО является информационной системой Минюста России и предназначена для решения следующих задач:
- обеспечения автоматизированного учета государственной регистрации общественных объединений, религиозных объединений, некоммерческих организаций, казачьих обществ Российской Федерации, структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций, торгово-промышленных палат, национально-культурных автономий и эффективного контроля за их деятельностью;
- формирования и ведения единой базы данных общественных организаций, некоммерческих организаций, религиозных организаций, филиалов и представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций, казачьих объединений и НКО, выполняющих функции иностранного агента, религиозных групп;
- реализации общих информационных, технологических и организационных принципов учета, хранения, обновления, поиска, доступа и обработки информации.
Функционал работы АИС УНРО обеспечивает наполнение реестра некоммерческих организаций; поиск и просмотр записей реестра некоммерческих организаций;
3 Из выступления Министра юстиции Российской Федерации К.А. Чуйченко на пленарном заседании «Традиционные ценности в праве» Международного молодежного юридического форума в рамках XI Петербургского международного юридического форума (10 мая 2023 г., Санкт-Петербург). URL: https://legalforum.info/ programme/youth-forum/3426/ (25.05.2023).
создание файлов выгрузки об информации всего реестра для его дальнейшей актуализации на Информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации о деятельности некоммерческих организаций.
К составу подсистем АИС УНРО относятся Порталы Министерства юстиции Российской Федерации о деятельности некоммерческих организаций (далее — Портал НКО4) и Системы межведомственного электронного взаимодействия (далее — Портал СМЭВ5).
Портал НКО обеспечивает решение перечисленных выше основных задач АИС УНРО, а также задач по сдаче и просмотру отчетности некоммерческих организаций, созданию и использованию учетных записей сотрудников некоммерческих организаций.
Работа Портала НКО осуществляется на трех уровнях: уровень публичного доступа, не требующего авторизации пользователя, уровень представителя некоммерческой, общественной, религиозной организации или представительства иностранной организации и уровень представителя территориального органа Минюста России.
Работа Портала СМЭВ осуществляется только для авторизованных пользователей (сотрудников Министерства юстиции); портал отвечает за непосредственное взаимодействие Единого портала государственных (муниципальных) услуг (ЕПГУ), Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда с Минюстом России.
Как видно из представленной характеристики АИС УНРО, данная система обладает функционалом по учету определенного набора параметров НКО, но не решает задачи по мониторингу деятельности и не обладает способностью проводить автоматизированный анализ с выдачей рекомендаций.
Анализ подходов создания реестра НКО на основе современных технологий
Наиболее детальное исследование по вопросам методического подхода к организации формирования реестра НКО на базе современных технологий проведено в работах Гришиной Е.А. [4, 5]. Автор выделяет два методических подхода к формированию государственных реестров НКО:
1. Формирование единого реестра НКО на федеральном уровне, содержащего ключевые направления и результаты деятельности НКО.
2. Создание отдельных реестров НКО, сгруппированных и включенных в общую базу по определенному признаку (например, реестр НКО, пострадавших в результате новой коронавирусной инфекции6; реестр иностранных агентов7 и др.).
4 URL: http://unro.minjust.ru
5 URL: http://nco-service.minjust.ru
6 Реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. URL: https://www.economy.gov.ru/material/ dokumenty/reestr_nko.html?ysclid=lie8eskmxs66357570 (02.06.2023).
7 Реестр иностранных агентов. URL: https://minjust.gov.ru/ uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-26-05-2023.pdf (02.06.2023).
По мнению Гришиной Е.А. [5], наиболее предпочтительным является ведение единого взаимосвязанного федерального реестра НКО с различным уровнем доступа со стороны пользователей и разработчиков. При этом предлагается поэтапно сформировать государственный реестр НКО, основываясь на классических информационных технологиях, а затем предусмотреть использование блокчейн-технологий и инновационных технологий больших данных. Это, по мнению автора, поможет создать дополнительные опции и компетенции для последующего применения в практике управления НКО.
В статье Молчанова И.Н. и Молчановой Н.П. [6] говорится о ключевой задаче построения сетевой организации социально ориентированных НКО путем циф-ровизации через применение искусственного интеллекта, роботов, чат-ботов, СКМ-систем8 и волонтерские платформы.
Таким образом, по сути, в данной статье речь идет об обособленном учете и многоуровневом взаимодействии внутри благотворительного сектора на основе инструментов цифровизации.
По мнению Шебунова Е.Д., методы анализа больших данных (например, пространственный анализ, анализ социальных сетей, машинное обучение и т. д.) могут быть использованы в целях осуществления государственного финансового контроля за деятельностью НКО [7].
Это предложение характеризует возможность автоматизации не только учетной информации о деятельности НКО, но и получение аналитической информации на основе совершенствования способов анализа данных.
В ходе изучения вопросов влияния цифровизации на учетные системы и отчетность Бурцева К.Ю. отмечает, что цифровизация не изменит компоненты учета, а скорее изменится их взаимодействие внутри структуры [8].
Данное предположение важно для понимания необходимости обработки компонентов учетной информации, приобретения интеллектуальных навыков для ее анализа и интерпретации с целью выработки проекта управленческого решения.
Принимая во внимание представленный анализ, по нашему мнению, целесообразным будет создание единого реестра НКО федерального уровня, обеспечивающего гибкое группирование в модули отдельные НКО по заданному признаку. Одновременно с этим данный реестр как инструмент защиты национальных интересов от внешнего влияния должен обладать функцией автоматизации по выявлению НКО, представляющих
8 CRM (Customer Relationship Management) — это система управления взаимоотношениями с клиентами, которая помогает улучшить взаимодействие между компанией и клиентами. Механизм позволяет собирать, хранить и анализировать информацию о клиентах, а также автоматизировать процессы взаимодействия с ними. URL: https://gendalf.ru/news/marketing/chto-takoe-crm-sistema/?ysclid=l iimvl7mbh664842810 (05.06.2023).
собой угрозу для государственных интересов и суверенитета Российской Федерации.
Указанная функция может быть реализована на основе алгоритмов идентификации, использующих соответствующую признаковую основу. При этом для обеспечения возможности обработки всей совокупности статистической и аналитической информации по деятельности НКО, а также принятия по ним обоснованных решений могут быть применены технологии больших данных.
Задачи и реализуемый функционал процессов автоматизации реестра НКО с учетом возможности
выявления проводников внешнего влияния
Основная идея развития функционала реестра НКО состоит в автоматизации процессов учета, мониторинга и анализа деятельности НКО, а также повышения эффективности деятельности федерального органа исполнительной власти, осуществляющего реализацию своих полномочий по государственному надзору за деятельностью НКО. При этом одной из функций автоматизации является определение НКО, подпадающих под категорию проводников внешнего влияния.
Под проводниками внешнего влияния (ПВВ) будем понимать НКО, проводящие системную или спорадическую деструктивную деятельность по реализации враждебной политики иностранных государств и внедрению чуждой идеологии.
Представляется, что основными задачами процессов автоматизации реестра НКО, в том числе обеспечивающих выявление ПВВ, являются:
- осуществление сбора и накопление сведений о существующих НКО;
- формирование детальной аналитики и значений показателей по различным аспектам типовой характеристики деятельности НКО;
- проведение мониторинга и анализа деятельности НКО по широкому спектру направлений;
- обеспечение автоматизированного выявления признаков и факторов, характеризующих деятельность НКО как иностранных агентов и проводящих деструктивную деятельность внешнего влияния на суверенные интересы России;
- направление заинтересованным органам государственной власти консолидированной информации по НКО, выявленным как ПВВ, для возможного принятия управленческого или процессуального решения.
При создании реестра НКО, снабженного процессами автоматизации, должен быть обеспечен реализуемый функционал составляющих реестр элементов со следующими возможностями:
- интеграции и обеспечения взаимодействия с внешними информационными ресурсами (государственными информационными системами);
- автоматизации сбора информации из внешних государственных источников данных и сведений из общедоступных электронных источников;
- автоматизации мониторинга, позволяющего оценить текущий уровень прозрачности и полезности деятельности организации, определяемый наблюдением определенного состава социально значимых сведений;
- интеллектуального анализа данных, позволяющего извлечь ценные знания о конкретной организации или группе НКО посредством поиска закономерностей и выстраивания прогноза;
- представления интерфейсов для администрирования, приема и формирования отчетности НКО, получения оперативной информации по сформированным запросам и демонстрации индикаторов по автоматически выявленным ПВВ.
Функционирование комплекса указанных функционалов в плане реализации возможности выявления ПВВ может базироваться на следующих сравнительных данных об НКО:
- сведениях о декларируемых и фактически реализуемых целях деятельности;
- информации о входящих финансовых потоках (пожертвования, субсидии, гранты, прямые или опосредованные иностранные источники и пр.) и отчетности о расходовании средств НКО;
- информации на официальных сайтах о направлениях деятельности и информации о фактической деятельности в общедоступных публикациях, комментариях в СМИ, социальных сетях.
Работа реестра и его элементов автоматизации должна быть рассчитана на длительный период своего функционирования. Следовательно, на протяжении всего периода эксплуатации реестра должна быть обеспечена возможность модернизации его архитектуры и адаптации к новым ступеням развития технического прогресса.
Формирование признаков идентификации НКО, являющихся проводниками внешнего влияния
Подробное представление взглядов разных авторов на классификацию НКО дано в работе Поповой Ю.С. и Пряхина Г.Н. [9], которые, обобщая опубликованные воззрения на этот счет, предлагают классифицировать их по признакам и по сущности.
При этом признаковая основа классификации включает организационно-правовую форму; форму собственности; масштаб деятельности; степень участия государства; возможность членства; право на имущество; специфику учредительных документов; сферу, вид и объект деятельности; источники доходов и расходы; опыт использования каналов информации; форму взаимодействия.
В свою очередь, сущностная основа определяется «истинной» (бескорыстной) деятельностью; «неистинная» — корыстная, стремящаяся к выгоде, но «маскируется» под бескорыстную.
Подробное рассмотрение предложенных Поповой и Пряхиным элементов признаковых основ НКО приво-
дит к заключению, что для применения в качестве признаков идентификации ПВВ могут быть использованы только «поступления от международных и зарубежных организаций» из раздела источников доходов.
Кроме того, по нашему мнению, сущностная классификация НКО, являющаяся, по сути, итоговым индикатором, должна быть дополнена элементом «деструктивная» (вредоносная и антиобщественная деятельность, наносящая ущерб национальным интересам).
В статье Клюстера Н.Ф. [10], посвященной признакам НКО, сосредоточено основное внимание на выявлении признаков, характеризующих деление НКО на унитарные и корпоративные. Сделан вывод, что признаками корпоративных НКО являются: объединение заинтересованных лиц, несвязанность деятельности с извлечением прибыли и ее направленность на получение общественно полезных благ, наличие права членства.
Данный контекст анализа признаков НКО делает интересным принятие во внимание критерия полезности деятельности, направленной на удовлетворение общественных (коллективных) потребностей людей.
Положительное или отрицательное индикативное значение этого критерия может служить дополнительной признаковой характеристикой конструктивной деятельности НКО.
Проблемам установления признаков НКО по данным зарубежной и российской практики посвящена работа Мухановой И.Н. [11], где главный интерес представляет разработанная классификация НКО по источникам (видам) финансирования в контексте подотчетности.
В качестве классификационных признаков источников финансирования НКО автором предлагается использовать: страну источника финансирования; наличие источника финансирования от приносящей доход деятельности; наличие источника финансирования с ограничениями.
По нашему мнению, для идентификации НКО как ПВВ может быть использован признак «страны источника финансирования» с детализацией по отечественному финансированию, опосредованно связанному с иностранным источником; странам-союзникам; нейтральным странам; недружественным странам.
В работе Харченко Д.В. [12], посвященной функционированию НКО, делается акцент на понятие организации, осуществляющей функции иностранного агента. К данным НКО относятся организации, действующие на территории России, но в интересах иностранного государства и получающие денежные средства из иностранного источника.
Учет обстоятельства включения Минюстом России конкретной НКО в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, является безусловным индикативным маркером.
Определение иностранного агента и порядок его включения в указанный реестр установлены Федеральным законом от 14.06.2022 № 255-ФЗ «О контроле
за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее — Федеральный закон № 255).
Введенный в настоящей статье термин «проводник внешнего влияния» является более широким понятием, чем термин «иностранный агент», т. к. предполагает выявление и учет НКО, финансируемых из отечественных источников, но «вдохновленных» извне чуждыми нашей стране деструктивными идеями.
Принимая во внимание проведенный выше анализ и учитывая положения Федерального закона № 255, предлагается следующий ограниченный набор признаков идентификации НКО, сопутствующих ПВВ:
- получение финансовых средств из иностранных источников с градацией по странам-источникам (отечественное финансирование; отечественное финансирование, опосредованно связанное с иностранным источником; страны-союзники; нейтральные страны; недружественные страны);
- проведение деструктивной деятельности, наносящей ущерб национальным интересам;
- отсутствие полезности деятельности по удовлетворению общественных потребностей людей;
- ведение политической деятельности;
- ведение целенаправленного сбора сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации;
- распространение печатных, аудио-аудиовизуальных и других сообщений и материалов иностранного влияния;
- создание сообщений и материалов иностранного влияния.
Полученный набор признаков позволяет перейти к формализованным процедурам идентификации НКО как ПВВ, обеспечивающим автоматизацию процесса установления искомой организации в общем реестре НКО.
Метод идентификации НКО, являющейся ПВВ, на
основе нечеткого отношения предпочтения
В силу того факта, что представленный выше набор идентификационных признаков не всегда можно определить однозначной трактовкой и выразить в цифровом значении «1» и «0» (да/нет), возникают условия неопределенности, которые можно формализовать на основе математического аппарата теории нечетких множеств. В этом случае появляется возможность отслеживать ситуации с НКО, которые не подпадают однозначно под характеристику ПВВ, но заслуживают пристального мониторинга своей деятельности.
Постановка задачи
Определим логику и запишем последовательность математических выражений, обеспечивающих в условиях нечеткой исходной информации возможность установления текущего состояния НКО на предмет соотнесения его с ПВВ.
Пусть задано множество признаков идентификации Р', определяющее наличие оцифрованных сведений из различных источников информации, характеризующих состояние НКО как ПВВ. Причем каждому возможному состоянию НКО («является ПВВ», «не является ПВВ», «пребывает в переходном состоянии и заслуживает дополнительного внимания») / е Ь,у = 1,п в той или иной степени присущ каждый из признаков множества Р'. Возможные оценочные значения по признакам рк е Р,к = 1,г определены в /-тые группы, характеризующиеся ограничениями по нижнему в. и верхнему е. пределам, то есть
ин1 < < ие1 / = к = й (1)
Для каждой группы оценочных значений по признакам известно нечеткое отношение предпочтения (НОП) у на множестве состояний НКО или, другими словами, известна функция принадлежности у. Ь х Ь х р^ ^ [0,1] значение у(11,12, которой понимается как степень предпочтительности альтернативы альтернативе по /-той группе -того признака. Таким образом, функция у описывает семейство НОП на множестве по параметру рк) .
Элементы множества Р', вообще говоря, различны по важности. Поэтому задано нечеткое отношение важности признаков © : Р'хР'^ [0,1]; величина 0(р'1, р\ ) понимается как степень, с которой признак р\ считается не менее важным, чем признак р'2.
В конкретный момент времени значения в /-тых группах -тых источников информации образуют комбинацию Р* из ), описывающую численно состояние НКО по параметру принадлежности к ПВВ.
Из множества по набору признаков Р' для текущей комбинации оценочных значений из источников информации Р* требуется выбрать элемент / з характеризующий текущее состояние НКО.
Алгоритм определения состояния НКО по параметру ПВВ
Пусть у"д (/, р) — нечеткое подмножество недоминируемых альтернатив [13], соответствующее НОП у{1х,/2,р) при фиксированном р е Р, то есть
С, Р) = 1" эир[Ку, I, р) - у(1, у, р)}. (2)
у^Ь
Если бы выбор альтернатив осуществлялся лишь с учетом одного признака, то рациональным следовало бы считать выбор альтернатив, доставляющих по возможности большее значение функции принадлежности у"д (/, р) (степени недоминируемости) на множестве . В данном же случае требуется осуществить выбор с учетом показаний от совокупности признаков, различающихся по важности. Нетрудно понять, что при фиксированном 10 е Ь функция /нй(/0,р) описывает нечеткое подмножество показаний признаков, по которым альтернатива является недоминируемой. Ясно, что если для двух альтернатив и нечеткое
множество показаний признаков у"д (/1з р) «не менее важно», чем нечеткое множество показаний признаков у (/2,р), то и альтернативу следует считать не менее предпочтительной, чем альтернатива .
Итак, в данном случае нужно обобщить заданное нечеткое отношение 0(р\,р'2) на множестве признаков Р' на класс нечетких подмножеств множества показаний и считать полученное нечеткое отношение результирующим НОП на множестве альтернатив
Основываясь на фундаментальных положениях и результатах теории принятия решений, приведенных в [14], получаем следующее НОП на множестве , индуцированное функцией /"д(1,р) и НОП 0:
у(1,, 1.) = sup min{rHÖ (/,., pk ),
Pk. Pm^P*
fÖ (l, , Pm ), ©( P\ , P\ )}.
rd (/) = 1 - sup[K/', /)-r(i,/')];
IgL
Г* (/,) = mini/"0 <Jt lr(h, /,)};
lf. = maxlr"0 (/Д..., (l,)}.
яд ,
(4)
(5)
(6)
(3)
Это НОП можно рассматривать как результат «свертки» семейства нечетких отношений Р)
в единое результирующее НОП с учетом информации об относительной важности признаков р, заданной в форме нечеткого отношения 0
Построением НОП у исходная задача выбора сведена к задаче выбора с единственным отношением предпочтения. Для ее решения достаточно определить соответствующее отношение у, скорректированное нечеткое множество недоминируемых альтернатив и выбрать альтернативы, доставляющие максимум функции у"" (/), то есть
Если наибольшую степень недоминируемости имеет не одна, а несколько альтернатив, определяющих строго выделенные состояния НКО, то это означает, что организация пребывает в переходном состоянии от одной ситуации к другой. Именно в этом состоит достоинство предлагаемого метода идентификации, который позволяет решить вопрос отслеживания состояния НКО не скачкообразно через четкую границу, а плавно. Определенность выбора в переходном состоянии может базироваться на принятии лицом, принимающим решение9, положения, в соответствии с которым выбирается состояние с наименьшим индексом выделенного состояния НКО. Такое решение может быть оправданным, так как характеризация объекта в данном случае соответствует и этой ситуации в том числе.
Заключение
Предложенный подход к автоматизации процесса идентификации НКО, относящихся к ПВВ, позволяет производить распознавание вредоносной организации в текущем состоянии с использованием признаковой основы, распространенной на нечеткие отношения предпочтения. Применение данного метода для алгоритмов модуля автоматизации реестра НКО обеспечит наличие функционального инструмента по защите национальных интересов от внешнего влияния.
Рецензент: Сухов Андрей Владимирович, доктор технических наук, профессор, старший научный сотрудник 27 Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны России, Российская Федерация, г. Москва. E-mail: [email protected]
Литература
1. Бочаренко О.О. Информационное сопровождение общественно полезной деятельности НКО / О.О. Бочарен-ко // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 78. С. 124—131.
2. Парфенов К.Б. Современное состояние и основные направления совершенствования законодательства о некоммерческих организациях // Право и государство: теория и практика. 2021. № 3. С. 31—34.
3. Наша цель — непрерывно взаимодействовать и поддерживать добросовестные некоммерческие организации // XI Петербургский международный юридический форум, 2023. С. 56—59. URL: https://legalforum.info
4. Гришина Е.Л. Управление государственным реестром некоммерческих организаций на основе использования возможностей цифровых технологий инновационной экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 1 (127). С. 172—177.
5. Гришина Е.Л. Управление некоммерческими организациями в современных условиях : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Гришина Е. Л.; место защиты: Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Санкт-Петербург, 2022. 148 с. URL: https://unecon.ru/sites/default/files/dissgrishinael.pdf
9 Под лицом, принимающим решение, понимается не обязательно человек, а любой источник информации о выборе.
6. Молчанов И.Н., Молчанова Н.П. Влияние цифровизации на управление финансами социально ориентированных некоммерческих организаций // Вопросы управления. 2020. № 6 (67). С. 40—58.
7. Шебунова Е.Д. К вопросу о совершенствовании правового регулирования государственного финансового контроля в условиях цифровизации // Актуальные проблемы государства и права. 2020. Т. 4. № 15. С. 319—326.
8. Бурцева К.Ю. Влияние цифровизации на учетные системы и отчетность // Глобализация и интеграция исследований в практическую деятельность. Санкт-Петербург, 2020. С. 61—72.
9. Попова Ю.С., Пряхин Г.Н. Современная классификация некоммерческих организаций // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 21 (350). С. 145—152.
10. Клюстер Н.Ф. Признаки некоммерческих корпоративных организаций // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 6 (131). С. 155—158.
11. Муханова И.Н. Негосударственные некоммерческие организации: информационная открытость деятельности в контексте подотчетности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 4 (130). С. 179—183.
12. Харченко Д.В. Законодательные основы функционирования некоммерческих организаций в Российской Федерации // Вестник экспертного совета. 2020. № 1 (20). С. 101 —104.
13. Айзерман М.А. О некоторых структурных условиях устойчивости систем автоматического регулирования / М.А. Айзерман // Автоматика и телемеханика. 1948. № 2. С. 104—122.
14. Орловский С.А. Проблемы принятия решений при нечеткой исходной информации / С.А. Орловский. М. : Наука, 1981. 208 с.
AUTOMATION OF ACCOUNTING, MONITORING AND ANALYSIS OF ACTIVITIES OF NON-PROFIT ORGANISATIONS AS A TOOL TO PROTECT NATIONAL INTERESTS FROM EXTERNAL INFLUENCE
Mikhail Sergin, Dr.Sc. (Technology), Professor, Head of the Department of Research and Educational Activities of the Scientific Centre for Legal Information under the Ministry of Justice of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Keywords: register, harmful organisation, identification, identification indications, functionality, conductors of foreign influence, fuzzy preference relation, interests of the state.
Abstract
Purpose of the work: studying the modern state of register accounting, carrying out monitoring and analysing the activities of non-profit organisations (NPO) and proposing a method, based on the study, for automated identification of destructive organisations that are harmful to national interests.
Methods of study: system analysis, decision-making theory, fuzzy set theory.
Study findings: the topicality of the problem of the need to use automation means for identifying NPOs carrying out destructive activities with a view to put a barrier against foreign influence on Russia's society is shown. The concept of "conductor of foreign influence" (CFI) is proposed for NPOs implementing hostile policies of foreign states and introducing foreign ideology. A conclusion is made that using this method in algorithms of the NPO register automation module would provide a functional tool for protecting national interests from external influence.
Research novelty: a functionality to be implemented ensuring automation processes for NPO register components is proposed. A list of indications for identifying NPOs possibly related to the activities of CFIs is composed. A method based on fuzzy preference relation for detecting NPOs that already are or are going to be CFIs is put forward.
References
1. Bocharenko O.O. Informatsionnoe soprovozhdenie obshchestvenno poleznoi deiatel'nosti NKO. O.O. Bocharenko. Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye nauki, 2017, No. 78, pp. 124-131.
2. Parfenov K.B. Sovremennoe sostoianie i osnovnye napravleniia sovershenstvovaniia zakonodatel'stva o nekommercheskikh organizatsiiakh. Pravo i gosudarstvo: teoriia i praktika, 2021, No. 3, pp. 31-34.
3. Nasha tsel' - nepreryvno vzaimodeistvovat' i podderzhivat' dobrosovestnye nekommercheskie organizatsii. XI Peterburgskii mezhdunarodnyi iuridicheskii forum, 2023, pp. 56-59. URL: https://legalforum.info
4. Grishina E.L. Upravlenie gosudarstvennym reestrom nekommercheskikh organizatsii na osnove ispol'zovaniia vozmozhnostei tsifrovykh tekhnologii innovatsionnoi ekonomiki. Izvestiia Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2021, No. 1 (127), pp. 172-177.
5. Grishina E.L. Upravlenie nekommercheskimi organizatsiiami v sovremennykh usloviiakh : dis. ... kand. ekon. nauk : 08.00.05. Grishina E. L.; mesto zashchity: Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi ekonomicheskii universitet. Sankt-Peterburg, 2022. 148 pp. URL: https://unecon.ru/sites/default/files/dissgrishinael.pdf
6. Molchanov I.N., Molchanova N.P. Vliianie tsifrovizatsii na upravlenie finansami sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii. Voprosy upravleniia, 2020, No. 6 (67), pp. 40-58.
7. Shebunova E.D. K voprosu o sovershenstvovanii pravovogo regulirovaniia gosudarstvennogo finansovogo kontrolia v usloviiakh tsifrovizatsii. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava, 2020. T. 4, No. 15, pp. 319-326.
8. Burtseva K.Iu. Vliianie tsifrovizatsii na uchetnye sistemy i otchetnost'. Globalizatsiia i integratsiia issledovanii v prakticheskuiu deiatel'nost'. Sankt-Peterburg, 2020, pp. 61-72.
9. Popova Iu.S., Priakhin G.N. Sovremennaia klassifikatsiia nekommercheskikh organizatsii. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, No. 21 (350), pp. 145-152.
10. Kliuster N.F. Priznaki nekommercheskikh korporativnykh organizatsii. Vestnik Saratovskoi gosudarstvennoi iuridicheskoi akademii, 2019, No. 6 (131), pp. 155-158.
11. Mukhanova I.N. Negosudarstvennye nekommercheskie organizatsii: informatsionnaia otkrytost'deiatel'nosti v kontekste podotchetnosti. Izvestiia Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2021, No. 4 (130), pp. 179-183.
12. Kharchenko D.V. Zakonodatel'nye osnovy funktsionirovaniia nekommercheskikh organizatsii v Rossiiskoi Federatsii. Vestnik ekspertnogo soveta, 2020, No. 1 (20), pp. 101-104.
13. Aizerman M.A. O nekotorykh strukturnykh usloviiakh ustoichivosti sistem avtomaticheskogo regulirovaniia. M.A. Aizerman. Avtomatika i telemekhanika, 1948, No. 2, pp. 104-122.
14. Orlovskii S.A. Problemy priniatiia reshenii pri nechetkoi iskhodnoi informatsii. S.A. Orlovskii. M. : Nauka, 1981. 208 pp.