Научная статья на тему 'Автоматизация рейтингового контроля успеваемости в Moodle'

Автоматизация рейтингового контроля успеваемости в Moodle Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС / LMS MOODLE / РЕЙТИНГОВЫЙ КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басев И.Н.

Рассматриваются возможности LMS Moodle для организации автоматического рейтингового контроля успеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Басев И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизация рейтингового контроля успеваемости в Moodle»

96

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ

2. Алексеева М.Б., Балан С.Н. Технологии использования мультимедиа. -М., 2002.

3. Зайцева Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе / Л.А. Зайцева. - М., 2004.

4. Кузнецов Е.В. Использование новых информационных технологий в учебном процессе / Е.В. Кузнецов. - М., 2003.

5. Зайцева С.А., Иванов В.В. Современные информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sgpu2004. narod.ru/infotek/infotek2.htm.

АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ В MOODLE

© Басев И.Н.*

Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС),

г. Новосибирск

Рассматриваются возможности LMS Moodle для организации автоматического рейтингового контроля успеваемости.

Ключевые слова: электронный курс, LMS Moodle, рейтинговый контроль успеваемости.

LMS Moodle является одной из самых распространенных систем управления обучением в мире. В настоящее время она имеет более 60 тысяч инсталляций более чем в 100 странах, переведена на несколько десятков языков. Система хорошо масштабируется: существуют инсталляции, обслуживающие до миллиона пользователей. LMS Moodle предназначена для создания и проведения качественных дистанционных курсов [1]. Возможности системы позволяют реализовать требования, предъявляемые к электронной информационно-образовательной среде организации, которая должна обеспечивать доступ к необходимым учебным и организационным материалам,

Старший преподаватель кафедры «Общая информатика».

Информационные технологии в образовании

97

контроль и фиксацию результатов обучения, синхронное и асинхронное взаимодействие между участниками образовательного процесса, формирование электронного портфолио обучающегося [2].

В последнее время в вузовской практике активно используется рейтинговая система, представляющая собой объективную шкалу сопоставления качества и объема знаний студентов, по которой определяется индивидуальный рейтинг каждого из них. Основной целью рейтинговой системы является определение уровня качества и успешности освоения студентом учебной дисциплины через балльные оценки и рейтинги с измеряемой в зачетных единицах трудоемкостью каждой дисциплины и образовательной программы в целом [3]. Использование рейтинговой системы в СГУПС выявило ряд положительных и отрицательных моментов при ее использовании.

К положительным моментам можно отнести: повышение ритмичности аудиторной и внеаудиторной работы студентов в течение семестра; возможность учащимся оперативно корректировать свой учебный процесс по результатам непрерывного мониторинга учебной деятельности; деканатам стало проще отслеживать отстающих студентов и своевременно применять необходимые меры; преподаватели могут более объективно определять итоговую оценку по дисциплине.

Основной недостаток - большая трудоемкость для организации постоянного контроля текущей успеваемости. При ведении контроля средствами LMS Moodle эта задача несколько упрощается. Здесь основная трудоемкость приходится на создание электронного курса по дисциплине и настройке его параметров. Как правило, это делается один раз. Затем ежегодно обновляется только состав участников курса и при необходимости вносятся небольшие коррективы в сам курс.

Рассмотрим, каким образом автоматизировать рейтинговый контроль в Moodle.

1. Создается электронный курс и разбивается на типовые модули (дидактические единицы), содержащие необходимые материалы.

Например, курс «Информатика» содержит шесть дидактических единиц (ДЕ). Переход между элементами модуля и между модулями настраивается в соответствии с требуемой траекторией прохождения и заданными времен-

98

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ

ными интервалами. Каждая ДЕ содержит лекцию, тренировочный и контрольный тесты, лабораторную или практическую работу, дополнительные материалы. Важный момент - лекции должны создаваться с помощью элемента курса «Лекция», что позволит осуществлять автоматический контроль и фиксацию ее прохождения. Контроль лабораторной или практической работы выполняется вручную, данные заносятся в соответствующий элемент курса (как правило - это элемент «Задание»). Возможна и автоматическая проверка некоторых типов работ. Для этого в Moodle создается тест с контрольными значениями, которые необходимо ввести в лабораторную работу, а затем полученные в работе результаты ввести в тест. После сдачи теста лабораторная или практическая работа будут автоматически проверены. Создание такой пары «лабораторная работа - тест» весьма трудоемко, но в конечном итоге экономит много времени на проверке работ.

2. Осуществляется структурирование информации в журнале оценок.

В блоке курса «Настройки» открыть ссылку «Оценки», в появившемся окне выбрать вид отображения журнала «Простой вид» (рис. 1).

Отчёт по оценкам

Просмотр

Отчёт по оценкам Отчет по оценкам (LAE Grader) Отчёт по показателям Обзорный отчёт Отчет по пользователю Категории и элементы

Простой вид

Полный вид

Рис. 1. Меню выбора вида журнала

Откроется журнал оценок с элементами учебного курса (рис. 2).

Внизу журнала нажать кнопку «Добавить категорию». В появившемся окне заполнить поля, приведенные на рис. 3 (остальные поля можно не заполнять) и нажать кнопку «Сохранить».

В нижней части журнала появятся созданные категории (рис. 4). Аналогично создать остальные категории (по количеству ДЕ).

Информационные технологии в образовании

99

Редактировать категории и элементы: Простой вид

Название Итоговая оценка (^)

^ Информатика ВМС. 1 семестр 2015-2016 | Простое среднее взвешенное оценок т |

JC Итоговая оценка за курс '

gb Лекция "Информатика Сигналы, данные, информация, й Тест №1. "Информация и ее свойства"' "

Лр Кг'4 "Теггтг.еый процессор" "

<£l Л р №5 «Табличный процессор» “

Рис. 2. Фрагмент журнала оценок

Категория оценки

Название категории*

Итоговая оценка

Учитывать только непустые оценки Включать оценки за показатели в итоговую оценку Учитывать оценки из подкатегорий при расчёте итоговой Не учитывать худших оценок

Итог категории

Название итога категории

Информация Идентификатор Тип оценки Шкала

Максимальная оценка Минимальная оценка Проходной Валл

Формат представления оценки Знаков после запятой

ДЕ1__________________

| Среднее взвешенное оценок т

| Пусто тI

1ДЕ1 I

1ДЕ1 I

1ДЕ1 I

| Значение

I не использовать шкалу *~|

|юо I

Ю I

|50 I

|Значение

| По умолчанию (□) т |

Ш ДЕ1

,V ДЕ1

Рис. 3. Задание параметров категории

| Простое среднее взвешенное оценок т |

В <з> А

S

Калькулятор

Рис. 4. Созданные категории

100

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ

Используя кнопку «Перенести» *v. расположенную в правой части журнала. разнести элементы курса (левый столбец журнала) по соответствующим категориям и вернуться на страницу курса. Пример элементов, перенесенных в категорию ДЕ1, показан на рис. 5.

ДЕ1 Простое среднее Д Q

взвешенное оценок

X ДЕ1 - |юо |

ge, Лекция "Информатика Сигналы, данные, информация ~ □ 100

£ Л.р. №1. "Представление, кодирование информации" ' □ 100

Й Тест №1. "Информация и ее свойства" _ п 100

Рис. 5. Содержание категории ДЕ1

3. Задаются идентификаторы элементам курса для того, чтобы оценки за элементы можно было подставлять в формулы.

Для этого на странице курса щелкнуть по кнопке «Редактировать» А рядом с оцениваемым элементом. В появившемся окне в поле «Идентификатор» задать краткое название элемента курса и нажать кнопку «Сохранить» Это позволит идентифицировать элемент курса при вычислении оценки. Если элемент не участвует в вычислении оценки, тогда поле «Идентификатор» можно оставить пустым.

4. Задаются формулы расчета оценок по дидактическим единицам.

Для этого перейти в журнал оценок (блок «Настройки» ^ «Оценки» ^ «Простой вид»). В строке «Итоговая оценка» нажать кнопку «Калькулятор» (рис. 4). В появившемся окне в поле «Вычисление» набрать формулу расчета баллов для данной ДЕ. На рис. 6 приведена формула расчета среднего значения баллов по ДЕ1. Для получения справки по набору формул и использованию встроенных функций достаточно нажать кнопку с вопросительным знаком в строке «Вычисление». После нажатия кнопки «Сохра-нигь» окно ввода формул закроется, а пиктограмма X ДЕ1 сменится на И де1. В результате выполненных операций в строке ДЕ1 будет отображаться рейтинговый балл.

Информационные технологии в образовании

101

1 - окно ввода формулы, 2 - идентификаторы элементов ДЕ1 Рис. 6. Ввод формулы для ДЕ1

5. Создаются категории «Рейтинг 1», «Рейтинг 2», «Рейтинг 3» (по количеству контрольных сроков) и в этих категориях также вводятся формулы, включающие соответствующие идентификаторы элементов курса.

Теперь расчет рейтинговых баллов в электронном курсе будет производиться автоматически. Результаты доступны как преподавателю - он видит все данные, так и студенту - он видит информацию, относящуюся только к нему. Кроме этого учащийся видит, на каком месте по успеваемости он находится среди других студентов, что немаловажно для его мотивации.

Таким образом, в результате несложных настроек электронного журнала, удалось автоматизировать рейтинговый контроль успеваемости.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Moodle - система дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Открытые технологии: http://Opentechnology.ru. - Режим доступа: www.open-technology.ru/products/moodle.

2. Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.01. Утв. 6.03.2015.

3. Тарасенко О.В. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов в условиях аграрного вуза [Текст] / О.В. Тарасенко, Ж.А. Димиденок // Молодой ученый. - 2014. - № 1. - С. 579-581.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.