УДК 004.41
РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И КОНСУЛЬТАЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ ПРИ РАБОТЕ С ГОСУСЛУГАМИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ «ДРОВОСЕК».
Т.Н. Иванилова, И.В. Василенко, И.Д. Шалунова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет», e-mail: [email protected]
Стремительное развитие информационных технологий и их внедрение в отрасли образования, позволяют говорить о многих возможностях применения информационно-коммуникационных образовательных технологий, одной из которых является система дистанционного обучения.
Для обучения муниципальных служащих работе с госуслугами на сайте электронного правительства Красноярского края была спроектирована и разработана информационная система дистанционного обучения и мониторинга.
Этап проектирования проводился при помощи BPwin. Этап разработки в LMS (Learning Management System) Moodle.
Основными целями обучения муниципальных служащих являются: изучить информационный материал; проверить, насколько результативно прошло усвоение материала; пообщаться с преподавателями и другими учащимися.
Мониторинг в системе Moodle позволяет получать информацию о процессе обучения, сформировывать разного рода отчеты и представлять статистику обучения в виде таблиц, диаграмм и отчетов, выгруженных в отдельные файлы.
Ключевые слова: информационная система (ИС), дистанционное обучение (ДО), мониторинг, электронное правительство (ЭП), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), госуслуги.
The rapid development of information technologies and introduction in the education industry, allow us to speak about the many vistas applications information and communication technologies education, one of which is a distance learning system.
For education of municipal officials with public services on the website of e-government of the Krasnoyarsk region was designed and developed an information system distance learning and monitoring.
Stage design conducted using BPwin. Stage development conducted using LMS (Learning Management System) Moodle.
The main goals development of municipal officials is study information material, verify result development material, communicate with teachers and other students.
Monitoring in the Moodle system provides information on the process of learning, forms the various kinds of reports and provide training statistics, diagrams and reports uploaded in separate files.
These courses contain reference information in the form of documents and videos, images, lectures-rubricators, the final test.
This resource was developed for the Ministry of informatization and communications of the Krasnoyarsk region and the Ministry of natural resources and ecology of the Krasnoyarsk region.
Keywords: information system (IS), distance learning (DL), monitoring, electronic government (EG), information and communication technologies (ICT), state services.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день стало актуальным использование портала государственных услуг Красноярского края. Зайдя на сайт, изображенный на рисунке 1, (http://www.gosuslugi.krskstate.ru/) можно проверить баланс ЖКХ, очередь с детский сад, записаться на прием к врачу и т.д.
Рассмотрим еще одну востребованную услугу, которую житель Красноярского края может получить, перейдя с сайта государственных услуг на сайт Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, изображенный на рисунке 2, (http:// www.mpr.krskstate.ru//): продажа древесины.
Одной из важных проблем вставшей перед Министерством информатизации и связи стала проблема недостаточного уровня распространения в обществе базовых навыков использования ИКТ среди государственных и муниципальных служащих и работников бюджетной сферы.
Основываясь на Соглашении о совместной деятельности между Министерством информатизации и связи Красноярского края и Сибирским Государственным Технологическим Университетом были начаты работы по созданию информационной системы дистанционного обучения и контроля над результатами обучения контингента муниципальных образований навыкам работы с государственными услугами, представляемыми информационными подсистемами электронного правительства.
В качестве первой обрабатываемой услуги была выбрана продажа лесных насаждений. Данная услуга позволяет приобрести небольшой участок леса под вырубку для личных нужд, таких как: строительство жилого дома, реконструкция жилого дома, капитальный ремонт жилого дома, капитальный ремонт надворных построек, отопление жилого дома, отопление и ремонт построек на садовом участке, текущий ремонт жилого дома и(или) надворных построек. Эта услуга более всего востребована в сельской местно-
сти, что еще более подчеркивает значимость дистанционного обучения для нее.
ЭТАП ПРОЕКТИРОВАНИЯ
На этапе проектирования информационной системы была разработана функциональная модель IDEF0, при помощи программы ERWin, изображенная на рисунке 3.
На рисунке 4 показана декомпозиция реализации процесса обучения и мониторинга.
Информационная система была разработана в LMS (Learning Management System) Moodle.
Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) — это свободная система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного обучения.
Используя Moodle, преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом, Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.
ЭТАП РАЗРАБОТКИ
На данном этапе работы были разработаны курсы для муниципальных служащих Министерства экологии и природных ресурсов Красноярского края по работе с информационной системой «Дровосек». Информационная система «Дровосек» разработана для обеспечения автоматизации процессов заключения договоров в соответствии с Указом Губернатора Красноярского края «Об утверждении порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд» № 60-уг от 22.04.2008г.
Разработка курсов велась для следующих работников:
1. Специалист по работе с населением;
2. Специалист по работе с таксационными описаниями;
3. Специалист по лесосекам;
4. Руководитель лесничества.
Созданные курсы содержат: видео-инструкции, текстовый материал, промежуточные вопросы, которые расположены в лекциях-рубрикаторах и итоговый тест, с помощью которого оценивается результат работы обучаемого.
Лекция-рубрикатор состоит из последовательности карточек - страниц с вопросами и переходами между ними. Пример лекции и вопроса к ней представлен на рисунке 5 и рисунке 6.
Тест состоит из различного вида вопросов. Каждая попытка прохождения тестов автоматически фиксируется. После прохождения теста обучаемому могут быть доступны правильные ответы на вопросы теста. Кроме того, данный элемент курса содержит инструменты для выставления оценок преподавателем. Пример вопросов теста представлен на рисунке 7.
Для примера рассмотрим курс для специалиста по работе с таксационными описаниями (рисунок 8). Данный курс состоит из четырех разделов: роль специалиста, ответственного за ведение таксационных описаний; создание таксаций; создание нового выдела; итоговый тест. Наполнение разделов следующее:
1. Роль специалиста, ответственного за ведение таксационных описаний: краткая информация о функциях специалиста в ИС в виде вложенных страниц и видеофайла;
2. Создание таксаций: инструкция создания так-саций в виде лекции-рубрикатора и видео;
3. Создание нового выдела: инструкция создания нового выдела в виде лекции-рубрикатора и видео;
4. Итоговый тест: тест по всем разделам курса.
Мониторинг очень важная часть контролирующего процесса, с его помощью можно отслеживать посещаемость, успеваемость, сложность и эффективность проводимых занятий.
Система Moodle предоставляет достаточно средств для осуществления контроля успеваемости обучаемых и их посещаемости данного курса:
1. Журнал оценок - это репозиторий оценок: учебные элементы отправляют свои оценки в журнал, но журнал оценок не передает никакой информации в обратном направлении;
2. Журнал оценок можно выгружать из базы. Moodle предоставляет несколько форматов файлов для выгрузки журнала: таблица OpenDocument, текстовый файл, таблица Excel, файл XML;
3. Система Moodle позволяет сформировать отчет о деятельности по всему курсу, в котором показано количество и даты просмотров каждого раздела (рисунок 9);
4. Логи в реальном времени показывают, кто в данный момент просматривает курс, какой раздел, какие действия выполняет. Так же логи можно посмотреть за любой день, по любому курсу или его разделу. Их можно посмотреть как на странице, так и выгрузить в текстовом формате, формате Excel и ODS;
5. Можно вывести отчет по попыткам прохождения теста обучаемыми. В нем показано правильно ли пользователь ответил, количество баллов начисляемых за вопрос и время за которое был пройден тест.
Для контроля обучения муниципальных служащих планируется процесс визуализации отобразить на карте Красноярского края по районам. На карте будет отображаться такая информация как:
• наименование лесничества;
• руководитель;
• период;
• количество людей, поступивших на обучение;
• количество людей, закончивших обучение.
Примерно карта будет иметь следующий вид, показанный на рисунке 10.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработанный дистанционный курс встроен в информационную систему «Дровосек», получен акт о внедрении ресурса.
Осуществлено тестирование курсов работниками Министерств (около 120 человек) и было проведено обсуждение и устранение возникших вопросов, обучение ряда специалистов, собран статистический материал по обучению и проведен анализ мониторинга и возможности его визуализации.
Данный проект имеет большую значимость для развития информационной структуры Красноярского края. Дистанционное обучение очень удобно для обучения сотрудников, потому что они могут обучаться в любое удобное для них время, не выходя из дома или офиса. А это может значительно сократить материальные затраты фирмы на обучение сотрудников, ведь нет необходимости куда-то
выезжать, а значит не нужно оплачивать проезд, проживание и т.д.
Стоит отметить, что задачей ИС является не только обучить муниципальных служащих, но и дать возможность использовать учебный материал в качестве справочной информации.
БИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
Василенко, И.В. Дистанционное обучение специалистов по работе с населением на сайте госуслуг / И. В. Василенко, И. Д. Шалунова, Т. Н. Иванилова // Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 8-9 апреля 2014 г. В 2-х частях. Часть 1./ отв. ред. Г.П.Карлов. -Красноярск: СибГТУ, 2014. - 238 с. Иванилова, Т.Н. Руководство по работе в системе дистанционного обучения Moodle: учебно-методическое пособие для преподавателей, студентов высших и средних учебных заведений, слушателей курсов ФПКП: издание второе, дополненное и переработанное /Т.Н.Иванилова, Н.В.Лутошкина, А.Г.Доррер. - Красноярск: СибГТУ, 2013. - 143 с.
Основы объектно-ориентированного подхода к анализу и проектированию информационных систем. Режим доступа: http://edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/YAT/ ITIS/PROEK_INF_SIS/METOD/KURS_L/frame/frame_ tema1.htm.
Поступила в редакцию 25.09.14 Принята к печати 20.12.14
ПРИЛОЖЕНИЕ К СТАТЬЕ «РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И КОНСУЛЬТАЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ ПРИ РАБОТЕ С ГОСУСЛУГАМИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ "ДРОВОСЕК"».
Рисунок 1.
Пресс-центр I Приемная I Приказы I Проекты нормативных актов I Документы
КРАСНОЯРСКИМ КРАЙ
' Л % МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ и
fovgr экологии
fit
ftJV 1934
2014
о на ?
□ КЮ
■ Министерство
■ Направления деятельности
■ Подведомственные структуры
■ Общественный совет I Коордннационнь
I Приоритетные h¡
АЛЛЕЯ РОССИИ
■ Состояние окружающей среды
■ Красная книга Красноярского края
АЛЛЕЯ РОССИИ
Красноярского края: Нр://шбрпгос!а ги/
ОТКРЫТОЕ МИНИСТЕРСТВО
Открытое министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (информационные материалы}
I Кадровое обеспечение ■ Памятка №
х деятельности министерства за
30 октября 2014, четверг
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Какую кнопку нужно нажать для проверки наличия лесосеки в Вазе?
© Никакую £> "Фильтр" О "Новая лесосека"
Рисунок 6.
Далее
Рисунок 7.
Рисунок 10.