Научная статья на тему 'АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА. НОМЕНКЛАТУРНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ЦЕХОВ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА'

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА. НОМЕНКЛАТУРНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ЦЕХОВ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО / АВТОМАТИЗАЦИЯ / БАЗЫ ДАННЫХ / ORACLE / APEX

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Носова Ирина Сергеевна

Одно из последних и наиболее актуальных направлений в развитии системы планирования - Формирование номенклатурного плана для цехов основного производства и контроль за его выполнением. Большой перечень программ (направлений) работы, сжатые сроки производства, слабая комплектация цехов АСП необходимыми ДСЕ со стороны цехов МОП, ШЗП, длительный процесс проработки перечня ДСЕ и, как следствие, несвоевременная выдача заданий на цеховом уровне, усиление контроля выполнения графиков производства вызвало острую необходимость получения перечней ДСЕ, подлежащих обязательной сдаче, доведение их до цеховых-участковых номенклатурных планов и контроль их исполнения. Основная проблема при формировании и проработке перечня номенклатуры к обязательной сдачи заключается в том, что в настоящее время на объединении имеются базы данных и программное обеспечение для работы с номенклатурой дефицитных ДСЕ, но оно настолько разрозненно, что нет возможности получить ПОЛНЫЙ сводный перечень номенклатуры по всем направлениям (программам) и увязать его с объемными показателями. Работникам цеховых служб, специалистам ПДУ приходится работать с программными продуктами, каждый из которых имеет свою специфику работы, различный интерфейс, и организацию хранения и обработки информации. И в итоге все это не позволяет формировать сводные отчеты и проводить аналитику работы цехов основного производства в течение отчетного периода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА. НОМЕНКЛАТУРНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ЦЕХОВ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА»

Электронный журнал «Труды МАИ». Выпуск № 45

www.mai.ru/science/trudy/

УДК 658.5

Автоматизация процессов планирования производства. Номенклатурный план для цехов основного производства.

Носова И. С.

Одно из последних и наиболее актуальных направлений в развитии системы планирования - Формирование номенклатурного плана для цехов основного производства и контроль за его выполнением.

Большой перечень программ (направлений) работы, сжатые сроки производства, слабая комплектация цехов АСП необходимыми ДСЕ со стороны цехов МОП, ШЗП, длительный процесс проработки перечня ДСЕ и, как следствие, несвоевременная выдача заданий на цеховом уровне, усиление контроля выполнения графиков производства вызвало острую необходимость получения перечней ДСЕ, подлежащих обязательной сдаче, доведение их до цеховых-участковых номенклатурных планов и контроль их исполнения.

Основная проблема при формировании и проработке перечня номенклатуры к обязательной сдачи заключается в том, что в настоящее время на объединении имеются базы данных и программное обеспечение для работы с номенклатурой дефицитных ДСЕ, но оно настолько разрозненно, что нет возможности получить ПОЛНЫЙ сводный перечень номенклатуры по всем направлениям (программам) и увязать его с объемными показателями. Работникам цеховых служб, специалистам ПДУ приходится работать с программными продуктами, каждый из которых имеет свою специфику работы, различный интерфейс, и организацию хранения и обработки информации. И в итоге все это не позволяет формировать сводные отчеты и проводить аналитику работы цехов основного производства в течение отчетного периода

Ключевые слова: планирование; производство; автоматизация; базы данных; oracle; apex.

В ходе нашей работы была изучена работа следующих систем:

• АСУ BAAN (Рис.1) на основе БД Oracle со своим специфичным интерфейсом, не позволяющим выгружать номенклатурный план в полном объеме и проводить аналитику выполнения производственных заданий в течение месяца. И система отчетов «БААН+», являющаяся удобным средством сбора информации из БД BAAN в формате Excel, но работающая с большим перечнем спецификации изделий довольно продолжительное время.

Рис.1 - ИСУ BAAN

• БД «ЦКМ» (Рис.2) разработанная в виде таблиц и процедур обработки данных Paradox и интерфейсом в среде MS Access. При получении информации из этой системы нет возможности увязывания количественных показателей с объемными.

мне ппдн текущего месяц» деоицит мече! пмна ммтм смадм ги «вдапю д госсмотрпоммгшуры mww» 4 i; 5 у й

-2s* I- Q.I Рисцвловкв 1 Сводка на щеху \ 1 (/ире.птиш цгха) в6.0в.г010 тцу-лд Г^ Свопка по изделию *! Плановая неге 08 21)19 HTV-iVl

I Потребители 1 I- 3] МЕНЮ ППЙН ТЕКУЩЕГО МЕСЯЦА ДЕФИЦИТ РАСЧЕТ ППДН А РАСЧЕТНАЯ СВОДКА ПО ИЗДЕЛИЮ -Г :111 J li "Я V i-i.-i Г-i 1 «Ч 1 AI Я1 1 Vr Nft .Г 1 ЯА -Я - Я

~иаия 8Ш •о т :aia О** 1 Л ' 1 Я+ А+ 1 У tsl ■ 1 on 1 г 1 isa ^Я 1 чг> g

_ Пост Потр | Чертежный Na | Изделие | Г/01 Примен| Серия ши ш —

СУЭ0М2 «ти — 11.0255.3.957.900 СУ30М2 9 ТГ~ 8715

СУЭ0М2 8712 $ 11.0720.3.919.900 СУ30М2 3 1 8714

СУЭ0М2 8713 f 11.0730.0.311.900 20010050 0 _2 1 I

СУЭ0М2 8714 Т 1 11.0730.0.311.900 СУ30М2 6 1 8712

СУЗОМ2 ш ~9 - 11.0730.0.313.900 11.0730.0.313.900 20008028 20003079 0 } 4012

СУ30М2 871« 10 11.0730.0.313.900 20010050 0 1

СУЭ0М2 11 11.0730.0.313.900 20031016 0 401 1

20070004 20070006 т 0 0 - 11.0730.0.313.900 11.0730.0.313.900 11 0730 0 313 900 20063401 20063402 20063403 0 0 ! 4013 4014

20070008 20070010 т 0 0 11.0730.0.313.900 11.0730.0.323.900 СУ30М2 20008028 10 0 8716 4006

20070013 0 11.0730.0.323.900 20003079 0 4012 -—

20070014 0 11.0730.0.323.900 20010050 0 1

г ым<т | - 11.0730.0.323.900 11.0730.0.323.900 11.0730.0.323.900 20031016 20063401 20063402 0 0 -J 401 4013 -

1 | ^_ - 11.0730.0.323.900 11 073П 0 323 9ПП 20063403 п\-зпм? 0 1П 1 4015 8716 ■I

Рис.2 - БД «ЦКМ»

• ПО «Заказы Россыпи» (Рис.3) и «ДСЕ по предложениям (ЛР)» (Рис.4) на основе СУБД

MS SQL Server, в которых ведется номенклатура только по заказам россыпи и разовым заявкам.

1 42 22 20 4_47__17_Ю_

^_-IPI*

3l|'«i|m| дефицитные позиции цеха 4

на заказ: 20010050 по: Август 2010

Рис.3 - «Заказы россыпи»

ДСЕ yjyejui £aflr Сйо км иомен клатура £>кно ¿правка

Jl'C i

Штат.ЛР SSJ сводка Расчет: 06.08.2010 перечень(док.ОГТ) ЛР-Т7-646 10124:40

Цех изготовитель всего едено остаток

1 1 1

23 jnjxj

26 34 73 изделие (зак позиции цеха яз) :|Штат1лР553|^ перечень(док.ОГТ): ЛР-Т7-646 23

ие обозначение сборка №п/п ДОК.0ГТ 1

23 30 7-М6 Т7.92.0400.401.007.73/Д 1

ЛР-Т7-646 S Кпоз.З

ЛР-Т7-646 6 К поз,6

23 30 ВИНТ 2.5-12-Ц-ОСТ 131521-811 ЛР-Т7-646/4

23 30 ниш 3-Ю-Ц-ОСТ131521-ЯП ПР-Т 7-646 —J

Итог' ПР-Т 7-646 9 Кп □3.9

23 30 ВИНТ -Ш1 4-16-Ц-ОСТ 131521-80

Рис.4 - «ДСЕ по предложениям»

• ПО «АСУ-Цеха-Трудоемкость» (Рис.5) на основе БД в формате Oracle и интерфейсом, разработанном в среде Delphi, в котором ведется работа нормировщиками цехов по нормированию номенклатуры.

Рис.5 - «АСУ-Цеха-Трудоемкость»

В каждом из этих программных продуктов ведется учет работы цехов объединения по определенным направлениям (программам). Поэтому для получения наглядного представления общей картины загруженности цехов приходилось выгружать информацию из каждого приложения в отдельности и затем приводить к общему формату для получения полных сводок по заводу.

Но даже после этого не было возможности увязывать планируемую номенклатуру с объемными показателями, включаемыми в план цеха и видеть динамику выполнения производственных заданий в течение отчетного периода по всем изделиям.

Для снижения затрат рабочего времени на выборку, учет, контроль за изготовлением ДСЕ в ручном режиме была проанализирована работа всех этих систем и реализован ряд процедур по сбору и приведению информации в нужный вид, и учету изменений информации в ходе работы подразделений.

В результате были реализованы следующие функции:

• автоматический сбор и систематизация информации из других систем;

• анализ, обработка полученной информации, дополнение данных по участкам и трудоемкости;

• выставление полученных данных для работы цехов;

• подготовка необходимых отчетов (о ходе изготовления обязательной номенклатуры ДСЕ в цехах основного производства, служебных записок на корректировку перечня обязательной номенклатуры, просмотр долговых позиций по определенным изделиям, сводные отчеты в интересующих разрезах);

• автоматический сбор и обновление данных в соответствии с изменениями, проводимыми в системах-источниках информации.

Автоматизированная система формирования номенклатурного плана выполнена в

виде

• Таблиц и процедур обработки данных на основе СУБД Oracle

При этом была изучена структура таблиц имеющихся баз данных: BAAN с множеством взаимосвязанных таблиц Oracle, таблицы БД CKM разработанные в системе Paradox,

базы данных ПО «Заказы Россыпи» и «ДСЕ по предложениям», разработанные под управлением СУБД SQL Server,

и хранение информации по участкам и трудоемкости в ПО «АСУ-Цеха-Трудоемкость»).

В результате вся имеющаяся информация была систематизирована и для дальнейшей работы отобрана та, которая необходима для проработки и контроля выполнения номенклатурных планов. Так, в основной созданной таблице имеется информация о

Цехе-поставщике деталей, Участке, выпускающем деталь, Цехе-потребителе, Обозначении, Наименовании детали,

Изделии, на которое выпускается деталь,

Программа,

Агрегат,

Трудоемкость,

Применяемость,

Плановое и Сданное кол-во,

Группа опережения,

Серия плановая, Серия текущая,

Дата сдачи детали.

В дополнение к этому разработана таблица для систематизации информации по изделиям, в которой для каждого изделия (заказа) проставляется

Альтернативное наименование (более понятное или привычное для работы),

Порядковый номер (для упорядочивания сводных отчетов),

Отметка о принадлежности изделий по направлениям работ (Военная или Гражданская продукция)

Отметка о важности исполнения (для возможности контроля «первоочередных» изделий)

При помощи разработанных процедур на языках PL SQL и VBScript информация закачивается в начале месяца в единую сводную таблицу, прорабатывается для составления перечня номенклатуры к Обязательной сдаче, а в течение месяца обновляется отметками о сдаче, сданном кол-ве, для отнормированных позиций - значением трудоемкости.

• WEB-приложение (Рис.6) создано при помощи инструментария Oracle Application Express. Оно позволяет просматривать обязательные, сданные, внеплановые, исключенные позиции ДСЕ по поставщикам, потребителям, изделиям, группам опережения; дает возможность исключать ДСЕ из номенклатуры к обязательной сдаче, изменить плановую серию.

Рис. 6 - WEB-интерфейс программы

Положительными сторонами такой разработки является то, что для работы с web-приложением

1) не требуется установки дополнительных программных компонентов (работа выполняется в окне Интернет-браузера);

2) оно не требует оборудования большой мощности (т.к. обработка данных выполняется не на компьютере, а на сервере, а в окно программы возвращается только готовый сформированный ответ);

3) не требует создания и настройки большого кол-ва учетных записей на сервере Oracle (т.к. подключение к серверу из приложения выполняется под одной учетной записью, а идентификация и настройка ролей и уровней доступа реализована в самой программе).

• Система автоматического получения отчетов выполнена в виде надстройки Excel. Представляет собой разработанные формы и шаблоны для быстрого получения сводных удобных для работы и анализа отчетов, таких как - «Номенклатурный план цеха», «Служебная записка на исключение из обязательной номенклатуры или изменение плановой серии», «Выполнение обязательной номенклатуры по объединению», «Долги по изделиям» (Рис.7).

Рис.7 - Система сводных отчетов о выполнении обязательной номенклатуры

Для сравнения изменений при работе в разных системах и после автоматизации формирования Номенклатурного плана можно привести следующие показатели:

№ п/п Процедура сбора и обработки обязательной номенклатуры до создания автоматизированных отчетов Процедура сбора и обработки обязательной номенклатуры после внедрения автоматизированных отчетов

1 Проработка плана 81888 мин Проработка плана 11456 мин

1.1 Формирование плановых заданий из 4-х баз данных ("База данных ЦКМ", БААН, "Россыпь", "ДСЕ по предложениям") 4программы * 7мин * 16 цехов (МОП и ШЗП) = 448 мин Формирование одного сводного отчета по объединению с выведением номеров участков, трудоёмкостью, итогами по заказам на участках, по цеху, по объединению 1программа * 1мин * 16цехов = 16мин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.2 Первоначальная проработка номенклатуры, проставление участков-изготовителей ДСЕ в бумажном носителе, внесение в электронную форму 50000поз * 0,8мин = 40000 мин Проставление участков-изготовителей ДСЕ на отсутствующем объёме (-30%) в электронной форме 15000поз * 0,4мин = 6000мин

1.3 Формирование номенклатуры по участкам, передача в БТЗ или ПДБ для проставления трудоёмкости и просчета планового объема по номенклатуре, внесение в электронную форму 50000поз * 0,8мин = 40000 мин Формирование номенклатуры по участкам, передача в БТЗ для проставления трудоёмкости на отсутствующем объёме (-20%), внесение в электронную форму 10000поз * 0,4мин = 4000мин

1.4 Свод данных в разрезе каждого участка по заказам 60мин * 16 цехов = 960 мин Свод данных в разрезе каждого участка по заказам 60мин * 16 цехов = 960 мин

1.5 Свод данных по заказам в цеховые данные 30 мин * 16цехов = 480мин Свод данных по заказам в цеховые данные 30 мин * 16цехов = 480мин

№ п/п Процедура сбора и обработки обязательной номенклатуры до создания автоматизированных отчетов Процедура сбора и обработки обязательной номенклатуры после внедрения автоматизированных отчетов

2 Отслеживание хода сдачи 6408 мин Отслеживание хода сдачи 16мин

2.1 Формирование отчетов из 4-х баз данных на предмет подтверждения сдачи 4программы * 7мин*16цехов = 448мин Формирование одного сводного отчета по объединению с выведением номеров участков, трудоёмкостью, итогами по заказам на участках, по цеху, по

2.2 Перенос номеров участков и трудоёмкости из первоначальной формы объединению

50000поз * 0,1мин = 5000 1отчет * 1мин * 16цехов = 16мин

2.3 Свод данных по заказам на участках и по цеху. 60мин * 16 цехов = 960 мин

Итого 88296 11472

Экономический эффект от внедрения работы составил 1 857 534,29руб., что подтверждено актом внедрения.

Программа обеспечивает моментальный свод номенклатуры по заданным критериям, тем самым значительно упрощает работу и обеспечивает наглядность выполнения производственных заданий. Формируется полный детальный перечень обязательной номенклатуры на отчетный период в разрезе цехов и изделий, который выдается на производственные участки в виде заданий. Данные автоматически обновляются несколько раз в сутки, обеспечивая работу в режиме реального времени. В зависимости от того, в каком разрезе необходим просмотр информации по ходу выполнения производственных заданий, разработаны и активно применяются в работе цеховых служб, руководства цехов, работниками ПДУ разнообразные отчеты. Данные, получаемые в результате работы системы, ежемесячно используются при подведении итогов работы объединения как первостепенные показатели.

Автоматизация формирования номенклатурного плана не единственное направление нашей работы. Разработано программное обеспечение для учета и отчетности товарно-валовой продукции цехов основного производства. В автоматическом режиме можно получить

• Производственную программу цеха,

• Сводную загрузку,

• План-Отчет цеха по участкам,

• Справку поступления и обработки нарядов на ИВЦ,

• Справку начальника цеха на ожидаемый отчет,

• Сводный ожидаемый отчет за месяц по объединению,

• Отчет о выполнении плана производства,

• Отчет о производственно-хозяйственной деятельности цехов.

Создание комплекса программного обеспечения для автоматизации процессов планирования производства позволяет достичь

• Упорядочивание учета товарно-валовой продукции цехов основного производства,

• Приведение к единой форме отчетности,

• Повышение оперативности и достоверности предоставления данных,

• Снижение затрат рабочего времени цеховых служб и специалистов ПДУ,

• Удобство анализа и обработки данных,

• Усиление контроля за выполнением производственных заданий.

Носова Ирина Сергеевна, инженер АСУП ОАО «Комсомольское-на- Амуре авиационное производственное объединение им.Ю.А.Гагарина»; e-mail: ISNosova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.