Научная статья на тему 'Автоматизация процесса регулирования естественных монополий'

Автоматизация процесса регулирования естественных монополий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / АСУ "ENERGY"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хузмиев Измаил Каурбекович, Анисимов Сергей Петрович

Автоматизированная система определения тарифов на услуги естественных монополий с целью увеличения прозрачности цен на энергоносители может стать одной из форм реализации функций электронного правительства. Разработка указанной системы предусматривает выполнение работ по созданию идеологии, схемы построения, программного обеспечения, поставке и монтажу оборудования и специальных технических средств, обучению пользователей работе в условиях создаваемой системы. Создаваемая система должна отвечать всем требованиям, обеспечивающим возможности её модификации и адаптации к изменяющимся условиям и требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хузмиев Измаил Каурбекович, Анисимов Сергей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Automation of the natural monopolies regulation process

Development of automated tariff determination system on natural monopolies services with the increasing the transparen cy of prices and tariffs for energy resources purpose and its components is one of the e-government's main tasks. Implementation of this system provides the works fulfillment on creation of the ideology, development scheme of the subsys tems software, equipment delivery and installation and special technical equipment, training users to work in conditions of the developed system. This system must meet all the requirements of providing opportunities it easy modification and adaptation to the changing conditions and requirements.

Текст научной работы на тему «Автоматизация процесса регулирования естественных монополий»



УДК 621.311.21

Автоматизация процесса регулирования естественных монополий

И. К. Хузмиев,

Северо-Кавказский горно-металлургический институт,

заведующий кафедрой организации промышленности и управления производством,

доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Академии электротехнических наук

С. П. Анисимов,

Межрегиональная ассоциация региональных энергетических комиссий, исполнительный директор, кандидат экономических наук

Автоматизированная система определения тарифов на услуги естественных монополий с целью увеличения прозрачности цен на энергоносители может стать одной из форм реализации функций электронного правительства. Разработка указанной системы предусматривает выполнение работ по созданию идеологии, схемы построения, программного обеспечения, поставке и монтажу оборудования и специальных технических средств, обучению пользователей работе в условиях создаваемой системы. Создаваемая система должна отвечать всем требованиям, обеспечивающим возможности её модификации и адаптации к изменяющимся условиям и требованиям.

Ключевые слова: электронное правительство, автоматизированные системы управления, АСУ «ENERGY».

Для обеспечения устойчивого развития социально-экономического комплекса страны требуются кардинальные изменения системы мониторинга и управления всеми отраслями. В процессе реформирования экономики предпринята попытка повышения эффективности власти за счёт принятия концепции электронного правительства, что должно привести к сокращению аппарата чиновников на всех уровнях, уменьшению коррупции, повышению эффективности и скорости принятия решения.

Одной из задач электронного правительства может стать разработка автоматизированной системы определения тарифов на услуги естественных монополий с целью увеличения прозрачности цен и тарифов на энергоносители, а также на их составляющие. Основная проблема государственного регулирования цен и тарифов сегодня вызвана ростом количества регулируемых организаций за счёт количества самих отраслей и разделения бизнеса на конкурентный и монопольный, который не может быть оставлен без контроля со стороны государства. Это требует значительного роста числа работников на региональном и муниципальных уровнях в подразделениях регуляторов. Автоматизация процессов определения составляющих и конечных тарифов в регулируемых отраслях позволит решить данную проблему. При этом федеральный тарифный орган должен быть сохранен, так как на его виртуальной площадке будет происходить процесс регулирования и в его обязанностях останется разработка методик и правил, регулирование на федеральном уровне и надзорные функции по отношению к регионам [1].

Проведённый анализ тенденций и особенностей системы государственного регулирования естественных монополий в сфере энергетики, ЖКХ, газоснабже-

ния показывает, что успешная реализация поставленных целей невозможна без решения трёх ключевых задач:

1. Создание и постоянное совершенствование системы эффективного мониторинга деятельности субъектов регулирования, обеспечивающего получение достоверной информации о финансово-экономических показателях и всех транзакциях субъектов регулирования путём формирования необходимого информационного ресурса на базе ведомственной отчётности и специальных обследований (аудит) компаний естественных монополий.

2. Комплексный анализ экономической обоснованности затрат, включаемых в структуру тарифов, и услуги регулируемых предприятий и принимаемых для их расчёта согласно действующей методологии, ценовой анализ рынков продукции (услуг), потребляемых субъектами регулирования для осуществления регулируемой деятельности; перспективный анализ тенденций динамики финансово-экономических показателей деятельности субъектов регулирования (все это невозможно без привлечения новых автоматизированных технологий).

3. Обучение и систематическое повышение квалификации специалистов ФСТ и РСТ по вопросам регулирования с учётом опыта различных стран и различных моделей функционирования рынка энергоресурсов и услуг в условиях постоянного обновления технологий и инноваций в регулировании.

Указанная деятельность должна осуществляться с использованием региональных автоматизированных систем управления (АСУ), включающих подсистемы.

Реализация указанной системы предусматривает выполнение работ по созданию идеологии, схемы построения, разработке программного обеспечения

энергобезопасность и энергосбережение / www.fndf.rn № 1 (49) 2013, январь-февраль

указанных подсистем, поставке и монтажу оборудования и специальных технических средств, обучению пользователей работе в условиях создаваемой системы. При этом создаваемая система должна отвечать всем требованиям, обеспечивающим возможности её легкой модификации и адаптации к изменяющимся условиям и требованиям. Концепция автоматического регулирования тарифов естественных монополий сводится к следующему:

- на виртуальной площадке ФСТ России должны находиться программы расчёта регулируемых услуг естественных монополий, работающие по принципу калькулятора расчёта коммунальных платежей, который имеется сейчас на сайте ФСТ России;

- в режиме реального времени органам государственного регулирования автоматически поступает информация о хозяйственной деятельности и показателях финансово-экономического состояния субъектов регулирования;

- хранение вышеуказанной информации в рамках комплексных баз данных, предусматривающих возможность иерархической системы обмена данными по схеме «ФСТ России - региональные муниципальные регуляторы - субъекты регулирования»;

- обработка и всесторонний объективный анализ полученной информации, учитывая принятие решений о регулировании тарифов на основе полученной информации и данных её анализа.

На основе анализа тенденций и особенностей развития системы государственного регулирования энергетики были сформулированы основные принципы, положенные в основу при разработке АСУ «ENERGY».

1. Относительная независимость подсистем. Этот принцип предусматривает наличие в системе функционально независимых подсистем, централизованного банка данных и информационного обмена между подсистемами с помощью управления базой этих данных.

2. Эволюционность подсистем и системы в целом. Данный принцип предполагает развитие (расширение) функциональных возможностей как отдельных подсистем, так и системы в целом, что даёт возможность решать всё более сложные задачи управления на базе новых информационных технологий.

3. Оперативность взаимодействия «система - пользователь». Этот принцип предполагает наличие простых для освоения, но развитых процедур взаимодействия (интерфейса) между пользователем и системой, предлагающей ему альтернативные варианты для продолжения решения, с которым он либо соглашается, либо предлагает собственный вариант.

4. Универсальность автоматизированной системы для групп родственных по характеру работы объектов. Этот принцип позволяет снизить затраты на создание системы за счёт объединения вычислительных ресурсов.

Основная тенденция в развитии многоуровневой АСУ «ENERGY» должна заключаться в повышении надёжности и универсальности в определённом классе решаемых задач. Таким образом, усилия по разработке ENERGY должны быть направлены на решение трёх основных взаимосвязанных задач:

- создание и объединение ресурсов управления (принятия решений);

- разработка информационной базы системы;

- разработка средств взаимообмена пользователя с системой.

Под ресурсами управления понимаются всевозможные модули и подсистемы для анализа и синтеза задач управления. Их объединение направлено на образование множеств, в пределах которых ресурсы логически связаны релевантными отношениями между модулями и подсистемами, а также между системой и пользователем. Таким образом, ресурсы управления -это совокупность знаний (фундаментальных и специальных) о процессе управления естественными монополиями. По этой причине представление прикладных программ в виде модулей по существу является формой унификации правил их составления, что облегчает их использование в различных подсистемах и упрощает объединение с другими модулями.

Важной особенностью информационной базы АСУ «ENERGY» является то, что она должна быть полной, так как отсутствие данных приводит к ситуациям, которые не может разрешить ни система, ни пользователь. По существу, базу данных в общей структуре АСУ можно отнести к совокупности знаний о проблеме; вместе с алгоритмами она составляет фундамент проблемы.

Известно, что на структуру и методику построения иерархических АСУ большое влияние оказывает применяемый подход к её разработке и внедрению. Известны три подхода:

1. Разработкой охвачена вся система во всех её деталях, и внедрение производится по завершении работ над созданием системы.

2. Поэтапная детальная проработка и внедрение отдельных задач и подсистем.

3. Первоначальная разработка облика всей системы с последующей постепенной детализацией промежуточных результатов.

При постановке задачи разработки АСУ «ENERGY» был принят третий подход. При этом сначала предполагалось определение укрупнённой конфигурации всей системы, задач каждой части и формирование общих принципов построения частей и их взаимодействия. Упрощённая схема информационных и управляющих потоков в рамках создаваемой АСУ субъектов естественных монополий в сфере энергетики представлена на рис. 1. Необходимо отметить, что приведённая на рисунке схема строилась в предположении соответствия иерархии разрабатываемой АСУ приведённой выше схеме взаимодействия «ФСТ - РСТ - субъекты регулирования» с определёнными правами организаций соответствующих уровней по осуществлению управления в том же порядке. Приведённый на схеме блок «Научно-методический расчётный центр» рассматривается в этом случае как составная часть ФСТ России. Естественно, возможен и вариант отсутствия такого центра.

По большому счёту, все приведённые ниже результаты исследования разработки структуры и состава основных задач АСУ «ENERGY» основываются на развитии концепции иерархического

Рис. 1. Структурная схема информационньк и управляющих потоков АСУ «ENERG Y»

управления, позволяющей в целом эффективно распределять ресурсы системы при сохранении необходимых условий эффективного взаимодействия её подсистем, и не предусматривают строго установленной жёсткости в составе управляющих воздействий каждого из уровней.

В состав АСУ «ENERGY» входят территориаль-но-распределённые и информационно взаимосвязанные, через выделенные каналы связи, автоматизированные рабочие места (АРМ) операторов подсистем всех уровней.

Результаты проведённого анализа основных принципов построения многоуровневых информационно-управляющих систем позволили выявить структуру средств подсистем многоуровневого информационно-управляющего комплекса «ENERGY».

Среди компонентов системы особое место занимает программное обеспечение, поскольку в нём находят отражение все идеи и методы, заложенные в

структуру системы. В основу организации программного обеспечения системы положен принцип модульности, который служит одним из условий успешного решения многих задач, возникающих при разработке и развитии системы. Формой представления программного обеспечения системы «ENERGY» является пакет прикладных программ (ППП).

Основным блоком (ядром) подсистемы на каждом уровне АСУ «ENERGY» является управляющий программный комплекс, который обеспечивает необходимую последовательность выполнения этапов обработки информации и координацию информационного обмена между программными модулями и базой данных в процессе решения задач. Настройка системы на решение конкретной задачи заключается в установлении управляющих и информационных связей между соответствующими программными модулями программных комплексов и набором внутренних и внешних параметров системы.

ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТЬ и ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / mvw.endi.ru

№ 1449) 2013, январь-февраль

Системный принцип организации программного обеспечения комплекса «ENERGY» определил необходимость использования структурированной для каждого уровня информационной базы данных (БД), которая обеспечивает возможность автоматической передачи информации между различными задачами в процессе работы системы.

Информационная совместимость достигается использованием всеми модулями подсистем стандартных величин предметной области пакета и реализации информационных связей между модулями. Информационное обеспечение модулей и программных комплексов подсистем является функцией соответствующей управляющей программы.

Ввод необходимых исходных данных для выполнения устанавливаемых заданий, корректировка массивов базы данных, контроля и корректировки выполнения заданий со стороны пользователя осуществляются с помощью периферийных устройств и средств связи ЭВМ.

Все программы комплексов и отдельных пакетов системы «ENERGY» составляются с учётом возможности их самостоятельного использования при решении отдельных задач на различных уровнях системы.

Программное обеспечение системы создаётся на основе разрабатываемой единой концепции построения вычислительной сети, информационных баз данных, организации информационного обмена, доступа к информационным базам данных и управления субъектами энергетики, охватываемыми разрабатываемой АСУ.

Информационный обмен между рабочими станциям субъектов регулирования, региональных служб по тарифам, научно-методических центров (НМЦ) и Федеральной службы по тарифам осуществляется с использованием как выделенных каналов связи телефонной сети РФ, так и использованием всех возможностей, предоставляемых глобальными компьютерными сетями, действующими на территории РФ. При этом

особое внимание уделяется вопросам обеспечения защиты информации.

Наряду с решением приведённых выше задач комплекс «ENERGY», благодаря наличию в нём развитых процедур расчёта сложных энергетических сетей большой размерности, позволяет оперативно рассчитывать необходимый для принятия решений набор технологических параметров и финансово-экономических показателей в условиях налагаемых на систему ограничений.

Кроме того, комплекс позволяет проводить различные вычислительные эксперименты в условиях изменения входных условий, с использованием указанных расчётных процедур, позволяющие:

- эффективно решать множество прогнозных задач оптимизационного характера как в части технологической организации энергоснабжения, так и в части финансово-экономического анализа;

- проверить чувствительность отдельных методик и алгоритмов расчёта с целью выработки рекомендаций по их использованию в практических расчётах;

- осуществить эффективный контроль за технологическим состоянием отдельных элементов и участков сложных сетей с целью принятия решений по поддержанию их работоспособности и повышению их эффективности.

По предварительным расчётам, разрабатываемая система, которая должна рассматриваться как часть электронного правительства, обеспечивает повышение оперативности управления естественными монополиями и эффективности их функционирования, также позволит сократить численность административного аппарата, снизить бюджетные расходы, понизить уровень коррупции в сфере регулирования. Годовой экономический эффект может составить не менее 1 млрд рублей. Ожидаемый срок окупаемости проекта в целом не превышает трех лет. Данная система позволит сократить сроки принятия тарифов, снизить количество чиновников, уменьшить расходы из бюджетов различного уровня.

Литература

1. Хузмиев И. К. Регулирование энергетических естественных монополий и энергоменеджмент // Научные труды ВЭО РФ. Т. 42. - М., 2003.

Automation of the natural monopolies regulation process I. K. Khuzmiev,

North Caucasian Institute of Mining and Metallurgy, head of industrial organization and production management Department, doctor of technical Sciences, Professor, corresponding member of electrotechnical Sciences Academy

S. P. Anisimov,

Inter-regional Association of Regional Energy Commission, chief executive, PhD in economics

Development of automated tariff determination system on natural monopolies services with the increasing the transparency of prices and tariffs for energy resources purpose and its components is one of the e-government's main tasks. Implementation of this system provides the works fulfillment on creation of the ideology, development scheme of the subsystems software, equipment delivery and installation and special technical equipment, training users to work in conditions of the developed system. This system must meet all the requirements of providing opportunities it easy modification and adaptation to the changing conditions and requirements.

Keywords: e-government, automated control systems, ACS "ENERGY".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.