Научная статья на тему 'Автоматизация процесса оценки обучающихся на тактических тренажерах'

Автоматизация процесса оценки обучающихся на тактических тренажерах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизация процесса оценки обучающихся на тактических тренажерах»

Возможно, внесение небольших изменений в таблицы БД и интерфейс контролирующей части АСО поможет облегчить создание тестовых заданий для контроля действий и знаний обучающихся. Тогда преподаватели больше будут пользоваться автоматизированным тестированием, особенно на этапах входного и текущего контроля. Эти же изменения помогут преподавателям и при корректуре тестовых заданий.

Литература

1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: ACADEMIA, 2003. С. 132-153.

2. Долгов А.И., Мартыненко А.Ф., Преснухин В.В. Обработка показателей в компьютерных методиках оценки образовательного процесса // Программные продукты и системы. 2012. № 1 (97). С. 107-111.

3. Положение о проведении текущего контроля и промежуточной аттестации слушателей (курсантов) ВУНЦ ВМФ «ВМА». СПб: ВУНЦ ВМФ «ВМА», 2010.

4. MyTest X. URL: mytest.klyaksa.net (дата обращения: 25.03.2013).

References

1. Zakharova I.G., Inform. tekhnologii v obrazovanii [IT in education], Moscow, ACADEMIA, 2003, pp. 132-153.

2. Dolgov A.I., Martynenko A.F., Presnukhin V.V., Programmnye produkty i sistemy [Software and Systems], no. 1 (97), 2012, pp. 107-111.

3. Polozhenie o provedenii tekushchego kontrolya i prome-zhutochnoy atte.stat.sii slushateley (kursantov) VUNTs VMF «VMA» [Regulation on realization of ongoing monitoring and interim attestation of students (cadets) of the Navy Military Training and Sci. Centre «Navy Academy»]. St. Petersburg, 2010.

4. MyTest X, Available at: mytest.klyaksa.net (accessed 25 March 2013).

УДК 007.681.136

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ТАКТИЧЕСКИХ ТРЕНАЖЕРАХ

В.Н. Довженко, к.в.н, профессор; С.Ю. Реньш, к.в.н, доцент (Военный институт дополнительного профессионального образования ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», Малоохтинский пр., 80/2, г. Санкт-Петербург, 195196, Россия); Н.А. Шустова, к.т.н., с.н.с. (Санкт-Петербургский филиал НИИ «Центрпрограммсистем», 193091, г. Санкт-Петербург, Октябрьская наб., 6б, komandor.99@mail.ru)

В статье показана важность использования тактических тренажеров для подготовки офицерского состава ВМФ. Рассматривается вопрос оценки действий обучающихся на тактических тренажерах и предлагается подход к созданию такой суммарно-параметрической оценки. Каждая задача на тренажере может быть разбита на элементарные действия, направленные на достижение промежуточного результата. Все оценочные параметры подготовленности обучающихся на тренажере предлагается разделить на два вида: критичные оценки, определяющие успех или неуспех решения поставленной перед обучающимся задачи, и оценки, определяющие величину отклонения от норматива или от правил. Получение интегральной оценки по этим параметрам представлено в модели выработки итоговой оценки на тренажере на основе графоаналитического метода.

Ключевые слова: тактический тренажер, контроль, суммарно-параметрическая оценка, модель оценки, графоаналитический метод.

ON THE QUESTION OF AUTOMATION OF THE APPRAISAL PROCESS OF STUDENTS TRAINED

ON TACTICAL SIMULATORS Dovzhenko V.N., Ph.D., professor; Rensh S.Yu., Ph.D., associate professor (Military Educational-Scientific Center of Air Forces «Military-Air Academy», Malookhtinskiy lane, 80/2, St. Petersburg, 195196, Russia);

Shustova N.A., Ph.D., senior researcher (St. Petersburg Branch of the R&D Institute «Centrprogrammsystem», Quay Oktyabrskaya, 6b, St. Petersburg, 193091, Russia, komandor.99@mail.ru) Abstract. The article shows the importance of tactical simulators for of Navy officers training. It emphasizes the issue of actions appraisal of the students trained on tactical simulators. It also suggests the approach to the creation of such a total-parametric estimator. Each simulator task can be split into elementary steps to achieve an output. All performance parameters of preparedness of the students training on simulator are divided into two types. The first type is critical evaluation determining the success or failure of the problem solution by students. The second type includes appraisal determining the overrange from norms or rules. Obtaining an integral estimation with these parameters is presented in the model of final appraisal generation on the simulator based on the graph-analytical method.

Keywords: tactical simulator, control, total-parametric estimator, assessment model, graphic-analytical method.

В системе дополнительного образования офицеров ВМФ все большее применение находят тренажеры, например, тактико-специальный трена-

жерный комплекс (ТСТК) «Командор». Опыт его использования в образовательном процессе показывает, что проведение части мероприятий такти-

Таблица 1

№ цели Способ постановки задачи ЗОС Выдача целеуказания Пуск зенитных управляемых ракет(начало артогня) Встреча зенитных управляемых ракет с целью (прекращение артогня) Результат (поражение, непоражение) Причины непоражения цели

С ПУ ПВО На корабле

Целеуказание По секторам В секторе Целеуказание Ракета-поиск Т П Д Т П Д Т П Д Определено программой Не в ЗП Сбита другим ЗОС, истребительной авиацией

ческой подготовки кораблей возможно с использованием тактических тренажеров.

Для управления подготовкой тренажеры должны обеспечивать контроль действий обучающихся.

Оценка уровня подготовленности дается руководителем занятия, который должен иметь практический опыт в оцениваемой деятельности и быть объективным, основываясь на зафиксированных данных действий обучающихся, представленных наглядно и полно.

При этом опыт использования тактического тренажера «Охта», составной части ТСТК «Командор», показывает, что подготовка к разбору и подготовка данных для оценивания занимают значительное время. Для снижения субъективности в оценке, сокращения времени, необходимого преподавателям для подготовки к разбору занятия, этот процесс целесообразно автоматизировать. Кроме того, тактические тренажеры зачастую не обеспечивают контроль со стороны самих обучающихся за уровнем своей подготовленности по определенным вопросам.

Следовательно, целесообразно, чтобы тактический тренажер имел модуль оценки действий обучающихся.

Тактический тренажер «Охта» предназначен для подготовки офицеров к противовоздушной обороне (ПВО) в составе расчетов командных пунктов (КП) ПВО надводных кораблей и пунктов управления (ПУ) ПВО тактических групп кораблей различных классов. Деятельность должностных лиц при отражении ударов средств воздушного нападения противника в ходе противовоздушного боя в значительной степени является эвристической, в которой из-за многообразия тактических ситуаций нельзя определить точный алгоритм решения задач в целях сохранения боеспособности кораблей.

Оценка такой деятельности довольно сложна, так как может быть дана только по конечному результату. Однако на успех этой деятельности оказывают влияние и действия, которые могут быть

оценены количественно (например дальность применения оружия). Определенные шаги в этом направлении сделаны.

Тактический тренажер «Охта» по окончании тренировки позволяет воспроизвести всю тренировку или необходимые эпизоды. При этом, чтобы сделать процесс разбора и оценки нагляднее и объективнее, сократить время на подготовку к оценке, в тренажере разработан и внедрен механизм автоматизированного сбора необходимых данных для каждого рабочего места обучающихся (РМО), а также обобщенных данных для тактической группы кораблей по принципу фиксирования действий обучающихся на каждом рабочем месте.

Приведем для примера таблицу результатов действий зенитных огневых средств (ЗОС) надводного корабля из состава тактической группы (см. табл. 1).

На флагманском корабле на РМО Ф-РАО (в составе ПУ ПВО) выводится обобщенная таблица результатов действий ЗОС кораблей тактической группы.

Для удобства и наглядности при разборе предусмотрена возможность селекции и отображения данных результатов действий ЗОС по каждой цели на фоне планшета ближней воздушной обстановки. Важно, что в таблице фиксируются причины непоражения воздушных целей. К каждому моменту, зафиксированному в таблицах, можно открыть и просмотреть, в том числе в динамике, действия сил на фоне карты. Данный механизм позволяет значительно повысить объективность при разборе и оценке действий обучающихся.

И все же итоговая оценка дается преподавателем, который использует собранные данные.

Учитывая уже реализованный механизм, целесообразно применить метод многокритериальной оценки подготовленности обучающихся на тактических тренажерах, предложенный в [1].

Задачи, отрабатываемые на тренажере, можно разбить на элементарные действия, направленные на достижение промежуточного результата. А

элементарные действия могут быть оценены количественно. Несмотря на то, что для каждой задачи они индивидуальны, вполне возможно определить их перечень и оценку каждого действия для контрольных, заранее сформированных вариантов. Требуется механизм объединения оценок по многим показателям (порой самого различного характера) в общую оценку.

В [1] все оценочные параметры (показатели) подготовленности обучающихся на тренажере предлагается разделить на два вида.

Первый - это критичные оценки, определяющие успех или неуспех решения поставленной перед обучающимся задачи, например, в отношении ПВО - сохранение боеспособности кораблей в ходе противовоздушного боя. В цифровом исчислении они соответствуют единице или нулю.

Ко второму виду относятся оценки, определяющие величину отклонения от норматива или от правил. Например, можно оценить дальность выдачи целеуказания ЗОС. Такие оценки могут иметь различные физические размерности. При этом получение неудовлетворительной оценки по одному из параметров может не сказаться на критичной оценке. Расчет оценки должен производиться на основании оценок, учитывающих отклонения от нормативов по каждому принятому для данной задачи параметру.

Итоговая оценка действий обучающихся на тренажере представляет собой произведение критичной и суммарно-параметрической оценок.

Модель выработки итоговой оценки на тренажере представлена на рисунке 1.

Для примера приведем в самом общем виде оценку отражения кораблями удара средств воздушного нападения.

Оценку сохранения боеспособности кораблей для решения поставленной боевой задачи по предназначению (цель противовоздушного боя) при-

мем за критичную, то есть при получении нулевого результата по ней итоговая оценка будет неудовлетворительной. На тренажере можно оценивать и варианты достижения цели противовоздушного боя. Например, сохранены все корабли тактической группы - 1; сохранены охраняемые корабли - 0,8; сохранена часть охраняемых кораблей, позволяющая решать задачу по предназначению, - 0,6. Это соответствует оценкам «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Предположим, что в ходе противовоздушного боя сохранены все корабли тактической группы, то есть критичная оценка равна 1.

Оценим действия кораблей по перечисленным далее параметрам, допустив, что все они равноценны.

1. Своевременность объявления боевой тревоги.

2. Выполнение противовоздушного маневрирования.

3. Применение средств тактической маскировки.

4. Целераспределение ЗОС.

5. Дальность выдачи целеуказания.

6. Использование средств радиоэлектронной борьбы.

За каждое нарушение (отклонение) предусматривается снижение оценки на основе сравнения нормативных и машинных величин.

Для совместной обработки различных параметров и получения суммарно-параметрической оценки предлагается графоаналитический метод. Суть его в том, что сравниваются две площади диаграммы, построенной на осях, представляющих собой графическое выражение параметров. Каждый луч в идеале означает правильное решение задачи по данному параметру, а определенное количество отклонений соответственно укорачивает этот луч.

Пусть динамические параметры, приведенные выше, приняли значения, представленные в таблице 2. Тогда многоугольник динамических параметров будет иметь вид заштрихованной фигуры, вписанной в правильный многоугольник максимальных динамических параметров (рис. 2).

Таблица 2

Сравнив площади идеального и фактического (заштрихованного) многоугольников, на основании коэффициента (0,53) определяем оценку (см. табл. 3).

Таблица 3

Согласно принятым данным итоговая оценка за тренировку - «хорошо».

Однако диаграмма (рис. 2) показывает, что в подготовке расчета есть недостатки (параметры 1 и 6).

Предложенный подход позволит преподавателю объективнее оценивать уровень подготовленности обучающихся и обеспечит контроль со стороны обучающихся за уровнем своей подготовки.

Литература

1. Довженко В., Шустова Н. Автоматизация процесса оценки обучающихся на тренажерах // Морской сборник. 2002. № 7. С. 59-61.

2. Руководство по учебной и методической работе (РУМР-2002). СПб: ВСОК ВМФ, 2002.

3. Положение о проведении текущего контроля и промежуточной аттестации слушателей (курсантов) ВУНЦ ВМФ «ВМА». СПб: ВУНЦ ВМФ «ВМА», 2010.

References

1. Dovzhenko V., Shustova N., Morskoy sbornik [Russian Navy], 2002, no. 7, pp. 59-61.

2. Rukovodstvo po uchebnoy i metodicheskoy rabote (RUMR-2002) [Educational and methodical manual], St. Petersburg, Military and Training Research Center of the Navy, 2002.

3. Polozhenie o provedenii tekushchego kontrolya i prome-zhutochnoy atte.stat.sii slushateley (kursantov) VUNTs VMF «VMA» [Regulation on realization of ongoing monitoring and interim attestation of students (cadets) of The Navy Military Training and Sci. Centre «Navy Academy»]. St. Petersburg, Military and Training Research Center of the Navy, 2010.

Коэффициент Оценка

К>0,7 «Отлично»

0,31<К<0,7 «Хорошо»

0,16<К<0,31 «Удовлетворительно»

К<0,16 «Неудовлетворительно»

Параметр Величина

1 0,3

2 0,7

3 0,8

4 1

5 0,4

6 0

Суммарно-параметрическая оценка «ХОРОШО»

УДК 004.415.2416

АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СЛОЖНЫХ ПРОГРАММНЫХ СИСТЕМ

А.В. Карпов, к.т.н., зав. отделом (НИИ «Цектрпрограммсистем», просп. 50лет Октября, 3а, г. Тверь, 170024, Россия, KarpovAV@pps.tver.ru)

Ключевым аспектом предметно-ориентированного проектирования является разработка архитектуры программных систем на основе модели предметной области. Применение предметно-ориентированного подхода к проектированию классических двухзвенных сложных программных систем зачастую приводит к распределению функционала, связанного с одними и теми же объектами единой модели предметной области, по разным программам.

Адаптация программной системы к изменившимся условиям применения может потребовать реализации централизованного доступа пользователей ко всей информации по объектам модели предметной области, который может быть обеспечен формированием единого информационно-функционального пространства системы.

Такое пространство можно сформировать за счет реализации специального взаимодействия между программными компонентами системы и использовать программой-порталом для предоставления централизованного доступа пользователей к информации по общесистемным объектам и функциям ее обработки. Данное решение позволяет применить ряд основных преимуществ сервис-ориентированной архитектуры в классических двухзвенных сложных программных системах.

Ключевые слова: предметно-ориентированное проектирование, модель предметной области, адаптация, централизованный доступ, сервис-ориентированная архитектура, связность, зацепление.

USING DOMAIN-DRIVEN APPROACH TO ADVANCED SOFTWARE SYSTEMS DESIGN Karpov А. V., Ph.D., head of department (R&D Institute «Centrprogrammsystem», 50 let Oktyabrya Av., 3a, Tver, 170024, Russia, KarpovAV@cps.tver.ru)

Abstract. Domain-driven design implies that software systems architecture development is based on domain model. When designing classic two-tiered advanced software systems, using domain-driven design often leads to functionality dis-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.