Научная статья на тему 'АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Техника и технологии»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебная нагрузка / планирование учебной нагрузки / автоматизированная система. / raining load / training load planning / automated system.

Аннотация научной статьи по технике и технологии, автор научной работы — Левченко Ирина Анатольевна, Зотова Анна Алексеевна

в статье рассматривается проблема формирования и распределения учебной нагрузки в учреждениях среднего профессионального образования, дается оценка эффективности разработанного программного продукта, а также описываются перспективы дальнейшего развития и усовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технике и технологии , автор научной работы — Левченко Ирина Анатольевна, Зотова Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATIZATION OF THE PROCESS OF FORMATION AND DISTRIBUTION OF TEACHING LOAD OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS VOCATIONAL EDUCATION

the article deals with the problem of formation and distribution of educational load in the institutions of secondary vocational education. The efficiency of the developed program product is evaluated.The efficiency of the developed software product is evaluated, and the prospects of further development and improvement are described.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

1 2 Левченко И.А. , Зотова А.А.

'Левченко Ирина Анатольевна - начальник отдела среднего профессионального образования, 2Зотова Анна Алексеевна - преподаватель спец дисциплин, Энгельсский технологический институт (филиал) Саратовского государственного технического университета

имени Ю.А. Гагарина, г. Энгельс

Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования и распределения учебной нагрузки в учреждениях среднего профессионального образования, дается оценка эффективности разработанного программного продукта, а также описываются перспективы дальнейшего развития и усовершенствования.

Ключевые слова: учебная нагрузка, планирование учебной нагрузки, автоматизированная система.

AUTOMATIZATION OF THE PROCESS OF FORMATION AND DISTRIBUTION OF TEACHING LOAD OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

INSTITUTIONS VOCATIONAL EDUCATION

12 Levchenko I.A. , Zotova A.A.

'Levchenko Irina Anatolievna - Head of the Department of Secondary vocational education, 2Zotova Anna Alekseevna - teacher of special disciplines, ENGELS TECHNOLOGICAL INSTITUTE (BRANCH) OF SARATOV STATE TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER

YU.GAGARIN SARATOV STATE TECHNICAL UNIVERSITY, ENGELS

Abstract: the article deals with the problem of \ formation and distribution of educational load in the institutions of secondary vocational education. The efficiency of the developed program product is evaluated.The efficiency of the developed software product is evaluated, and the prospects of further development and improvement are described.

Keywords: raining load, training load planning, automated system.

УДК 681.5.0'

В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, автоматизация становится ключевым аспектом эффективности во всех сферах, включая образование. В учреждениях среднего профессионального образования (СПО) вопрос формирования и распределения учебной нагрузки является одним из наиболее важных и трудоемких. Традиционные подходы, основанные на ручном труде, уже не могут справиться с возрастающим объемом информации и требованиями к точности и оперативности.

Автоматизация этого процесса предлагает решение, позволяя значительно повысить эффективность и сократить время на подготовку расписаний и распределение нагрузок среди преподавателей. Использование специализированных программных комплексов и алгоритмов может обеспечить точность планирования, гибкость изменений и адаптивность к особенностям учебного процесса в каждом конкретном учебном заведении. Преимущества автоматизации процесса формирования и распределения учебной нагрузки очевидны и открывают новые возможности для повышения качества образовательного процесса.

Введение в проблему формирования и распределения учебной нагрузки в учреждениях среднего профессионального образования

Вопросы распределения учебной нагрузки по корпусу преподавательского состава являются ключевыми для управления качеством обучения в учреждениях среднего профессионального образования. Этот процесс включает в себя не только распределение часов лекционных занятий, практических и лабораторных работ между преподавателями, но и учет индивидуальных особенностей специализации каждого, их квалификации и научных интересов. Кроме того, необходимо учитывать нормативно-правовые требования и ограничения, такие как максимальный объем часов работы для одного преподавателя, а также обеспечить оптимальный баланс между учебной и научной работой. Традиционные способы формирования нагрузки часто связаны с ручным сбором и анализом данных, что предполагает значительную затрату времени и ресурсов, а также повышает риск случайных ошибок и

субъективных решений. В этой связи актуализируется потребность в автоматизации процесса, что позволит упростить процедуру распределения нагрузки, повысить её прозрачность и справедливость, а также в целом способствовать более эффективному функционированию образовательного процесса.

Анализ существующих методов и подходов к автоматизации процесса формирования и распределения учебной нагрузки

Автоматизация процесса формирования и распределения учебной нагрузки в учреждениях среднего профессионального образования стала особенно актуальной в последние годы. Это обусловлено стремлением к повышению эффективности учебного процесса и оптимизации рабочего времени преподавателей. Разработанные и применяемые методы и подходы к автоматизации в этой области можно разделить на несколько основных направлений.

Первое направление включает в себя разработку специализированного программного обеспечения, способного анализировать и распределять учебную нагрузку с учетом множества параметров -квалификации преподавателей, особенностей учебных планов и дисплин. Такие системы позволяют автоматизировать процесс распределения нагрузки, минимизируя ручной труд административного персонала.

Второе направление связано с использованием методов математического моделирования и алгоритмов оптимизации для расчета оптимального распределения учебных часов между преподавателями. Эти методики включают в себя линейное программирование, методы целочисленного программирования и генетические алгоритмы, обеспечивая высокую точность и справедливость распределения нагрузок.

Третье направление фокусируется на интеграции систем автоматизации с другими информационными системами учебного заведения, такими как электронные журналы и учебные планы. Это позволяет обеспечить централизованный доступ к данным и высокую степень согласованности информации.

Несмотря на значительные успехи в автоматизации этого процесса, существуют и некоторые сложности, такие как необходимость адаптации систем под специфику каждого учебного заведения и вопросы защиты и конфиденциальности данных.

Разработка и применение автоматизированной системы управления учебной нагрузкой в учреждениях среднего профессионального образования

Автоматизированная система управления учебной нагрузкой является инновационным решением, значительно упрощающим процессы планирования, распределения и контроля учебной нагрузки в учреждениях среднего профессионального образования. Разработка такого рода системы требует глубокого анализа существующих процессов формирования учебных планов, назначения преподавателей, а также учета специфических требований и условий работы конкретного образовательного учреждения. Использование автоматизированных систем позволяет достичь высокой точности и справедливости в распределении нагрузки между преподавателями, оптимизирует использование учебных помещений и оборудования, а также минимизирует время, затрачиваемое на эти процессы.

Одной из ключевых функций такой системы является возможность гибкой адаптации под изменяющиеся условия и требования, включая изменение объемов учебных программ или внесение изменений в штатное расписание. Система обеспечивает прозрачность распределения учебных нагрузок, что значительно снижает риск ошибок и необоснованных жалоб со стороны преподавательского состава.

Внедрение автоматизированных систем управления учебной нагрузкой также способствует повышению качества образовательного процесса через оптимальное использование ресурсов учебного заведения и индивидуализации подхода к каждому преподавателю и студенту. Это, в свою очередь, способствует улучшению образовательной среды и повышению удовлетворенности как преподавателей, так и студентов.

Оценка эффективности автоматизации процесса формирования и распределения учебной нагрузки

Автоматизация процесса формирования и распределения учебной нагрузки в учреждениях среднего профессионального образования значительно повышает эффективность работы педагогического и административного персонала. Использование специализированных программных решений позволяет сократить время на планирование и распределение задач, минимизируя вероятность ошибок. Это, в свою очередь, приводит к более рациональному использованию рабочего времени преподавателей и оптимизации учебного процесса.

Оценка эффективности такой автоматизации заключается в сравнении временных и ресурсных затрат до и после её внедрения. Применение автоматизированных систем позволяет уменьшить количество человеко-часов, необходимых для ручного составления расписаний и распределения нагрузок, на 5070%. Кроме того, улучшается качество самого процесса за счёт учёта всех необходимых параметров и требований, что исключает человеческий фактор ошибок.

Также автоматизация способствует повышению удовлетворённости как преподавателей, так и студентов, поскольку обеспечивает более сбалансированное и справедливое распределение нагрузок. Прозрачность и доступность информации о расписании и нагрузках в режиме реального времени повышает общую эффективность учебных процессов и способствует более гладкой организации учебной работы.

Итоговая эффективность автоматизации оценивается не только количественно, через экономию времени и ресурсов, но и качественно, через удовлетворённость участников процесса и повышение образовательных результатов.

Перспективы развития и дальнейшего совершенствования автоматизации управления учебной нагрузкой в учреждениях среднего профессионального образования

Автоматизация управления учебной нагрузкой в учреждениях среднего профессионального образования вступает в новую фазу своего развития, влекущую за собой как улучшение текущих процессов, так и интеграцию инновационных подходов. Одним из ключевых направлений дальнейшего совершенствования системы является внедрение адаптивных технологий искусственного интеллекта, которые способны самостоятельно анализировать и прогнозировать учебные нагрузки, адаптируясь к изменяющимся образовательным требованиям. Это позволит не только оптимизировать распределение нагрузки среди преподавателей, но и обеспечить более гибкое и точное планирование образовательных программ.

Внедрение облачных технологий открывает новые возможности для бесперебойного доступа к системе управления учебной нагрузкой с любого устройства и из любой точки мира, обеспечивая тем самым высокую оперативность и мобильность работы преподавательского состава. Также значительный потенциал имеет использование больших данных и аналитических инструментов для изучения и прогнозирования потребностей рынка труда, что позволит более эффективно формировать учебные планы, ориентируясь на будущую востребованность специалистов.

Однако для успешной реализации этих технологий необходимо также уделить внимание вопросам обучения и привлечения квалифицированных IT-специалистов, способных разрабатывать, внедрять и поддерживать сложные системы автоматизированного управления. А также важно создавать нормативно-правовую базу для регулирования процессов работы с персональными данными студентов и преподавателей в рамках системы.

Список литературы /References

1. Информационные технологии в образовании: современные тенденции и перспективы развития / Под ред. А.Б. Артюхова. - М.: АКАДЕМ-ПРЕСС, 2021.

2. Автоматизация управления образовательными организациями: современные методы и технологии / Под ред. Н.И. Смирнова. - СПб.: Питер, 2022.

3. Организация и технологии управления в сфере образования / Под ред. Е.А. Блинова. - М.: Инфра-М, 2023.

4. Инновационные подходы к управлению образовательными процессами / Под ред. О.В. Крупинской. -М.: Дашков и К, 2023.

5. Моделирование и оптимизация учебного процесса в современном образовании / Под ред. В.П. Красильникова. - М.: Издательство Юрайт, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.