ные, описывающие поведение образца вооружений, и обычно имеют вид наборов многомерных векторов большой размерности. Как показано выше, эффективность подсистемы идентификации, а также эффективность функционирования реализованного в ней соответствующего алгоритма распознавания состояний образца вооружений характеризуется степенью достижения цели функционирования. Оценка
показателя эффективности 08 зависит от качества
алгоритма реализации подсистемы идентификации.
Результаты оценки эффективности двух моделей подсистем идентификации АСУ ТО по предложенному показателю сведены в таблицу.
Синтез и идентификация модели одной подсистемы выполнены на основе информационной модели объекта распознавания и применения разработанного метода селекции признаков (классов) описания объекта управления. Другая система построена на основе классического метода к-ближайших соседей без селекции информативных признаков.
Предлагаемый показатель оценки эффективности подсистемы идентификации АСУ ТО имеет ясный физический смысл, позволяющий адекватно оценить вклад подсистемы в эффективность автоматизированного управления техническим состоянием систем вооружения и военной техники.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОБХОДИМОГО УРОВНЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФЛОТА
С.А. Андреев, А.В. Бекасов (Метрологическая служба ВМФ, г. Москва)
Одним из основных видов подготовки личного состава является специальная подготовка, в рамках которой проводится метрологическая подготовка. В ходе метрологической подготовки личного состава осуществляется обучение владению техникой и вырабатываются навыки эксплуатации, поддержания необходимого уровня готовности к ее использованию и умелого применения. Успех в решении поставленных задач метрологического обеспечения может быть реализован только при наличии квалифицированных специалистов.
Информационная поддержка процессов подготовки специалистов и выработки твердых навыков в системе метрологического обеспечения является составным элементом обеспечения готовности флота.
Подготовка специалистов в современных условиях требует информационной компьютерной поддержки на всех уровнях управления метрологическим обеспечением. Автоматизация (компьютеризация на основе современных информационных технологий) процессов подготовки кадров по метрологическому обеспечению направлена на:
- повышение оперативности, надежности и качества управления силами и средствами метрологического обеспечения руководящим составом;
- повышение специальных навыков специалистов-метрологов метрологических воинских частей при проведении поверки (ремонта) средств измерений;
- повышение качества технического обслуживания, проводимого личным составом частей (кораблей) с применением средств измерений.
Методика и программы метрологической подготовки строятся от простого к сложному и должны отражать следующие основные аспекты.
• Изучение требований руководящих документов всех уровней по вопросам метрологического обеспечения (в том числе метрологического обслу-
живания технических средств).
• Изучение нормативной документации по проведению метрологического обслуживания специального оборудования и техники с помощью средств измерений.
• Изучение основ метрологии. Освоение применяемых на эксплуатируемом специальном оборудовании и технике методов измерений параметров.
• Отработка практических навыков.
Выделяют три вида метрологической подготовки: подготовку личного состава кораблей и частей, использующих средства измерений при техническом обслуживании и применении специального оборудования и техники; подготовку специалистов метрологических воинских частей и подразделений и подготовку слушателей и курсантов в вузах.
Подготовка личного состава кораблей и частей осуществляется на корабле (в части) или в учебных центрах. Метрологическая подготовка личного состава, осуществляющего метрологическое обслуживание техники, должна быть направлена на изучение: назначения, тактико-технических характеристик средств измерений и порядка подготовки их к проведению измерений; объема и порядка проведения измерений и контроля параметров, требований техники безопасности; правил оформления результатов измерений, а также на совершенствование практических навыков по техническому обслуживанию и умелому использованию средств измерений при проведении метрологического обслуживания специального оборудования и техники.
Подготовка специалистов метрологических воинских частей и подразделений осуществляется в базах измерительной техники и на курсах повышения квалификации. Подготовка личного состава метрологических воинских частей (подразделений) должна включать изучение: порядка передачи размера единиц величин в соответствии с военными поверочны-
ми схемами; устройства, назначения, тактико-технических характеристик и технологии восстановления измерительной техники; требований безопасности при проведении работ по ремонту и поверке средств измерений, а также при проведении измерений и контроля параметров технических средств.
Важной задачей является подготовка руководящего состава метрологических служб флотов, соединений, частей. Метрологическая подготовка руководящего состава метрологических служб проводится по вопросам организации, планирования и управления метрологическим обеспечением.
Содержание метрологической подготовки личного состава органов управления техническим обеспечением, в подчинении которых находятся метрологические воинские части и подразделения, включает изучение: основ обеспечения единства измерений; задач, структуры и производственных возможностей метрологических воинских частей и подразделений и способов их использования; требований руководящих документов по организации метрологического обеспечения.
Таким образом, анализ задач подготовки личного состава показывает целесообразность создания в рамках автоматизированной системы подготовки специалистов метрологического обеспечения двух видов комплексов программ АРМ для подготовки, обучения и тренировки личного состава:
— подготовки руководящего состава органов управления;
— специалистов-метрологов, осуществляющих непосредственную поверку и ремонт средств измерения (СИ).
Особенности метрологической подготовки слушателей и курсантов в вузах заключаются в том, что они должны готовить как руководящий, так и инженерно-руководящий и инженерно-эксплуатационный состав соединений и объединений. При метрологической подготовке слушателей и курсантов в вузах должны использоваться оба комплекса программ.
Основные подходы для разработки автоматизированной системы подготовки специалистов метрологического обеспечения состоят в следующем.
Автоматизированная система подготовки специалистов метрологического обеспечения должна базироваться на единой системе классификации и кодирования, на утвержденных документах (методических, руководящих, табельного обращения).
Для создания комплекса программ подготовки руководящего состава метрологических служб флотов, объединений, соединений, частей, начальников метрологических воинских частей, до уровня начальника метрологической службы флота включительно могут быть использованы комплексы программных средств автоматизированной системы технического обеспечения Военно-морского флота. На их базе могут быть с наименьшими затратами реализованы соответствующие средства обучения и подготовки (тренажа), позволяющие воспроизводить различные условия исходной обстановки, варианты принятия решений, осуществлять выбор методов и средств метрологического обеспечения и т.п.
Комплекс программ подготовки руководящего состава метрологических служб должен обеспечивать подготовку для управления метрологическим обеспечением. Комплекс должен реализовывать набор методик и алгоритмов для проведения оперативно-технических расчетов, проводимых при планировании (моделировании) метрологического обеспечения, обеспечивать формирование формализованных документов и поиск необходимой нормативно-справочной и оперативной информации в БД. В диалоговом режиме должны проводиться расчеты производственных возможностей метрологических частей и подразделений с использованием нормативно-справочных данных.
При разработке комплекса программ для метрологической подготовки личного состава кораблей и частей, осуществляющего метрологическое обслуживание специального оборудования и техники, следует учитывать, что их подготовка должна быть направлена на изучение:
— назначения, тактико-технических характеристик средств измерений и порядка подготовки их к проведению измерений;
— объема и порядка проведения измерений и контроля параметров, требований техники безопасности;
— правил оформления результатов измерений, а также на совершенствование практических навыков по техническому обслуживанию и умелому использованию средств измерений.
Проверка практических навыков проводится фактически на метрологическом оборудовании поверки СИ (по виду измерений) с соблюдением требований нормативных документов.
Актуальным является вопрос о возможности использования ПЭВМ совместно с соответствующим программным обеспечением и дополнительными аппаратными средствами в качестве средства измерения. Такие виртуальные СИ широко используются в отечественном и зарубежном приборостроении. Применительно к метрологическому обеспечению такого рода практика позволяет проводить поверку виртуальных СИ с использованием соответствующего программного обеспечения. Практическая ценность виртуального прибора состоит в том, что он может успешно применяться в практическом обучении поверителей без выезда к месту дислокации метрологических частей и использования ресурса эталонного оборудования.
Комплекс программ подготовки (тренировки) специалистов-метрологов должен обеспечивать реализацию таких функций, как:
• выбор из БД средства измерений, представляемого на поверку;
• выбор из базы научно-технических данных для проведения поверки;
• построение структурных цепей, эмитирующих поверочные схемы метрологической поверки СИ;
• воспроизведение режимов работы эталонного оборудования (виртуальный рабочий эталон) в поверочной схеме;
• регистрация результатов измерений параметров поверяемого средства измерений;
• расчет и оценка допустимой погрешности;
• оформление протокола измерений;
• формирование отчетных документов (свидетельства о поверке, извещения о непригодности к применению).
В дальнейшем могут наращиваться возможности
комплексов программ за счет наполнения БД методическими и научно-техническими данными. При поставке комплексов может учитываться номенклатура поверяемых СИ.
Автоматизированная система подготовки специалистов метрологического обеспечения позволит повысить качество отработки практических навыков и сократить затраты на ее обеспечение.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ПРОГНОЗИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
В.В. Извозчикова, к.т.н.; И.В. Матвейкин, к.т.н. (Оренбургский государственный университет)
При решении вопросов прогнозирования существенной проблемой является построение концептуальной схемы (информационной структуры) рассматриваемой предметной области. В работе предлагается методика определения границ предметной области путем декомпозиции задач прогнозирования с последующей обработкой суждений экспертов.
Процедура установления границ предметной области заключается в выделении из всего многообразия объектов, свойств и отношений тех, которые необходимы для решения задач прогнозирования.
Для определения границ предметной области введем понятие концептуальной схемы, под которой будем понимать схему, состоящую из объектов, их атрибутов и отношений и представленную парой <Ка,К^ , где Ка - отношение, интерпретируемое как «иметь атрибут»; Rd - отношение «зависеть от».
Будем считать, что концептуальная схема предметной области оптимальна, если она содержит только те объекты, атрибуты и отношения, которые необходимы для задач прогнозирования.
Отношение Ка «иметь атрибут» представляется как множество имен объектов О и множество имен атрибутов А, то есть Ка={<о,а>:о имеет атрибут а}, КаеОхА;оеО,ае А .
Задача определения значений атрибута объекта содержательно может быть сформулирована следующим образом: имеется множество вариантов решения (альтернатив), реализация каждой альтернативы приводит к наступлению некоторых последствий. Каждая альтернатива однозначно характеризуется критериальной оценкой. Требуется на основе системы предпочтений экспертов определить критериальную оценку каждой альтернативы и осуществить выбор альтернатив, имеющих критериальную оценку ниже требуемой. В качестве критерия выбора альтернатив К будем исполь-
зовать степень уверенности в том, что эксперт выберет данную альтернативу. Таким образом, постановку задачи определения значений атрибута объекта можно определить кортежем: << о,а>,
Ф,Х>, где Ф - нечеткое множество альтернатив (или фасет), являющихся множеством несовместимых событий; X - нечеткое множество исходов, или значения атрибута, носителем которого является фактор хь Е - условия, в которых осуществляется выбор альтернатив; 8П - система предпочтений экспертов; W - требуемое действие над множеством альтернатив (выбор, ссылка, пересечение множеств и т.п.).
Фасет может быть получен с помощью фасет-ной процедуры, определяемой экспертами, которая заключается в выделении из домена (области определения атрибута) подмножеств, являющихся несовместимыми событиями и в соединении элементов подмножеств с помощью синтаксической процедуры в семантически правильные конструкции. Будем считать, что значение одного атрибута зависит от значений другого атрибута, если
3(х (» * х <2)}(х <» ^ х(1),
х<2) ^х(2))(х(1)*х(2)), (1)
где х (1),х (2),х (¡1),х (2) - значение атрибутов объектов.
Любая пара <о,а>е Ка однозначно идентифицирует постановку задачи определения значений атрибута а объекта о и может выступать в качестве имени задачи.
Количество постановок задач К в предметной области определяется мощностью пар объектов и их атрибутов и определяется как К/= | Ка |, а множество постановок задач прогнозирования стратегического развития предприятий можно выразить через отношение Ка, то есть Ка(пр)={(«оп-ределение возможных вариантов решения научно-