Решетневские чтения. 2018
УДК 004.41
АВТОМАТИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ СООТВЕТСТВИЯ СВЕДЕНИЙ ПЛАНОВ-ГРАФИКОВ ЗАКУПОК РАЗМЕЩЕННЫМ ДАННЫМ В ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ
Р. В. Морозов
Обособленное подразделение ФИЦ КНЦ СО РАН Институт вычислительного моделирования СО РАН Российская Федерация, 660036, г. Красноярск, Академгородок, 50/44 E-mail: frozzen@icm.krasn.ru
Описываются этапы развития Единой информационной системы в сфере закупок России и проблемы взаимодействия с ней локальных систем поддержки процессов подготовки и размещения заказов. Предлагается простой и эффективный подход к организации межсистемной интеграции, который имеет ряд преимуществ. Рассмотренный подход реализован на примере обмена данными планов-графиков закупок между локальной и общероссийской системами.
Ключевые слова: межсистемное взаимодействие, обмен данными, информационные системы.
AUTOMATION CONTROL OF PLANS-SCHEDULE FOR PROCUREMENT INFORMATION
IN THE UNIFIED INFORMATION SYSTEM
R. V. Morozov
Institute of Computational Modelling SB RAS 50/44, Akademgorodok, Krasnoyarsk, 660036, Russian Federation E-mail: frozzen@icm.krasn.ru
The evolution of the Unified information system of Russia and the problems of interaction with it of local systems of preparation and placement of orders described in the paper. A simple and effective approach to arrangement of intersystem integration are offered, which have several advantages. The considered approach is realized on the example of data exchange of plans-schedule of procurements between local and all-Russian systems.
Keywords: intersystem interaction, data exchange, information systems.
Введение. Формирование и функционирование института государственных закупок в России находится в состоянии постоянных изменений. Этому процессу сегодня уделяется большое внимание со стороны общественности, правительства страны, а также со стороны контролирующих ведомств. Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» обязывает все заказы, которые будут финансироваться из бюджета, вносить в специальные планы-графики в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) до начала финансового года.
Для автоматизации деятельности департамента муниципального заказа администрации города Красноярска, а также других муниципальных учреждений города Красноярска, в рамках процедур планирования, размещения и контроля муниципального заказа внедрена и функционирует Автоматизированная система поддержки процессов подготовки и размещения заказов для муниципальных нужд администрации города Красноярска (АСП МЗ) [1; 2].
В перечень основных функций системы входят: ведение комплекса реестров и справочников, используемых в процедурах муниципального заказа, в том числе ведение реестра муниципальных потребностей и реестра муниципальных контрактов, управление информацией о размещении заказов с обеспечением оперативного формирования рабочих документов по шаблонам.
Подсистема АСП МЗ, отвечающая за ведение реестра муниципальных потребностей, была внедрена в промышленную эксплуатацию задолго до появления Федерального закона № 44-ФЗ [3]. Требование публикации планов-графиков закупок в ЕИС введено законодательно только с 2012 года. С этого момента задача контроля соответствия данных, содержащихся в АСП МЗ и в Единой информационной системе, приобрела актуальность.
Описание проблемы. К моменту возникновения Официального сайта Российской Федерации для публикации информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (Официальный сайт) в стране уже успешно функцио-
Программные средства и информационные технологии
нировали системы поддержки формирования и осуществления муниципального заказа. Красноярск по уровню автоматизации данной отрасли находился в группе городов лидеров. На начальном этапе своего развития Официальный сайт принимал планы-графики закупок в формате ехсе1-файлов и не предоставлял пользователю интерфейс для редактирования содержания планов-графиков закупок. Данные, хранящиеся в локальной системе поддержки процессов подготовки и размещения заказов, были первичны и использовались для автоматизированного формирования планов-графиков закупок.
С 1 января 2014 года Федеральный закон № 94-ФЗ утратил силу в связи со вступлением в действие Федерального закона № 44-ФЗ. Этим законом определяется создание Единой информационной системы в сфере государственных закупок, которая приходит на смену Официальному сайту. В ЕИС появился интерфейс создания и редактирования планов-графиков закупок, а также механизмы импорта и экспорта данных планов-графиков с использованием хт1-файлов. Муниципальные заказчики1 получили возможность формировать и редактировать данные планов-графиков не только в АСП МЗ, но и в ЕИС напрямую. Эта ситуация породила проблему первичности данных (данные из какой системы считать первичными), а также проблему синхронизации данных в двух гетерогенных системах.
После расширения функциональных возможностей системы АСП МЗ значительно увеличился круг ее пользователей. Всех муниципальных заказчиков города Красноярска обязали участвовать в электронном документообороте процесса формирования и согласования своих закупок в департаменте муниципального заказа, используя систему АСП МЗ. Произошло усиление проблемы синхронизации данных, поскольку большая часть «новых» заказчиков пользовалась средствами ЕИС для создания и редактирования планов-графиков закупок. В тоже время проблему усугубляли разработчики ЕИС, периодически лишая пользователей возможности импортировать данные планов-графиков закупок из сторонних систем, тем самым заставляя пользователей работать непосредственно в ЕИС.
Подход к организации взаимодействия. Анализ сложившейся ситуации показал, что необходимо сформулировать парадигму, в рамках которой будет функционировать система: план-график, размещенный в ЕИС, считать полным и достоверным. Исходя из этого допущения, для корректной работы локальной системы необходимо спроектировать и реализовать механизмы сверки сведений плана-графика закупок и размещенных данных в ЕИС. А также обеспечить возможность автоматизированного приведения планов-графиков в соответствие с опубликованными в ЕИС данными.
1 Орган, который действует от имени Российской Федерации или субъекта РФ и наделен полномочиями принимать бюджетные обязательства и проводить закупки. Закон позволяет называть его коротко - заказчик.
Для реализации предлагаемого подхода необходимо наличие транспортного протокола доступного обеим взаимодействующим системам, а также использование стандартного формата данных, обеспечивающего понимание семантики полученной информации. Для осуществления межсистемного обмена необходимо реализовать подсистему обмена данными с внешними информационными системами и дополнить этим функционалом корпоративную систему.
Кроме подсистемы обмена данными необходим механизм взаимодействия с корпоративной системой. Для этого предлагается в рабочей базе данных создать служебный раздел, выполняющий роль шлюза для обмена сообщениями между корпоративной системой и подсистемой обмена данными [4]. Средства контроля соответствия сведений планов-графиков закупок и средства приведения планов-графиков в соответствие с опубликованными данными в ЕИС должны реализо-вываться в виде хранимых процедур на стороне сервера. Это позволяет не вносить больших изменений в функционирующую систему, а также упрощает модификацию и функциональную расширяемость средств контроля и синхронизации данных.
Реализация предложенного подхода позволила достичь компромисса между оперативностью обновления данных в системе и обеспечением их достоверности и полноты. Удалось выстроить схемы информационного обмена данными с Единой информационной системой. Использование Автоматизированной системы поддержки муниципального заказа повышает эффективность процесса планирования и расходования финансовых средств, а также позволяет решать различные аналитические задачи.
Библиографические ссылки
1. Жучков Д. В. Адаптация автоматиз. системы поддержки муниципального заказа к актуальным изменениям законодательства. Красноярск : СФУ, 2011. С. 83-87.
2. Перспективные задачи автоматизации муниципального заказа как основа повышения качества управленческих решений / Л. Ф. Ноженкова, О. С. Исаева, Д. В. Жучков и др. // Проблемы информатизации региона : материалы XI Всерос. науч.-практ. конф. (ПИР-2009). Красноярск : СибГТУ, 2009. С. 26-33.
3. Морозов Р. В., Исаева О. С., Кочетков С. Н. Информационная поддержка планирования и контроля расходования муниципального бюджета // Системы управления и информационные технологии. 2009. Т. 37, №. 3.2. С. 299-304.
4. Морозов Р. В., Жучков Д. В. Межсистемное взаимодействие разнородных информационных систем // Решетневские чтения : материалы XX Между-нар. науч. конф. : в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2017. № 21-2. С. 351-354.
Решетневскуе чтения. 201S
References
1. Zhuchkov D. V. [Adaptation of the automated system of support of the municipal order to actual changes in legislation]. Krasnoyarsk: Sibirskiy federal'nyy universitet. 2011. P. 83-87. (In Russ.)
2. Shcherbenin V. F., Nozhenkova L. F., Isaeva O. S., Zhuchkov D. V. [Promising tasks of municipal order automation as a basis for improving the quality of management decisions] Materialy XI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii Problemy informati-zatsii regiona. PIR-2009. Krasnoyarsk : SibGTU, 2009. P. 26-33. (In Russ.)
3. Morozov R. V., Isaeva O. S., Kochetkov S. N. [Information support of planning and control of municipal budget expenditures]. Sistemy upravleniya i informatsionnye tekhnologii. 2009. T. 37, №. 3.2. P. 299-304. (In Russ.)
4. Morozov R. V., Zhuchkov D. V. [Inter-system interaction of heterogeneous information systems]. Reshetnevskie chteniya. 2017. №. 21-2. P. 351-354. (In Russ.)
© Морозов Р. В., 2018