Научная статья на тему 'Автоматизация контроля соответствия сведений планов-графиков закупок размещенным данным в Единой информационной системе'

Автоматизация контроля соответствия сведений планов-графиков закупок размещенным данным в Единой информационной системе Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
85
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖСИСТЕМНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБМЕН ДАННЫМИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / INTERSYSTEM INTERACTION / DATA EXCHANGE / INFORMATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Морозов Р.В.

Описываются этапы развития Единой информационной системы в сфере закупок России и проблемы взаимодействия с ней локальных систем поддержки процессов подготовки и размещения заказов. Предлагается простой и эффективный подход к организации межсистемной интеграции, который имеет ряд преимуществ. Рассмотренный подход реализован на примере обмена данными планов-графиков закупок между локальной и общероссийской системами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATION CONTROL OF PLANS-SCHEDULE FOR PROCUREMENT INFORMATION IN THE UNIFIED INFORMATION SYSTEM

The evolution of the Unified information system of Russia and the problems of interaction with it of local systems of preparation and placement of orders described in the paper. A simple and effective approach to arrangement of intersystem integration are offered, which have several advantages. The considered approach is realized on the example of data exchange of plans-schedule of procurements between local and all-Russian systems.

Текст научной работы на тему «Автоматизация контроля соответствия сведений планов-графиков закупок размещенным данным в Единой информационной системе»

Решетневские чтения. 2018

УДК 004.41

АВТОМАТИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ СООТВЕТСТВИЯ СВЕДЕНИЙ ПЛАНОВ-ГРАФИКОВ ЗАКУПОК РАЗМЕЩЕННЫМ ДАННЫМ В ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ

Р. В. Морозов

Обособленное подразделение ФИЦ КНЦ СО РАН Институт вычислительного моделирования СО РАН Российская Федерация, 660036, г. Красноярск, Академгородок, 50/44 E-mail: frozzen@icm.krasn.ru

Описываются этапы развития Единой информационной системы в сфере закупок России и проблемы взаимодействия с ней локальных систем поддержки процессов подготовки и размещения заказов. Предлагается простой и эффективный подход к организации межсистемной интеграции, который имеет ряд преимуществ. Рассмотренный подход реализован на примере обмена данными планов-графиков закупок между локальной и общероссийской системами.

Ключевые слова: межсистемное взаимодействие, обмен данными, информационные системы.

AUTOMATION CONTROL OF PLANS-SCHEDULE FOR PROCUREMENT INFORMATION

IN THE UNIFIED INFORMATION SYSTEM

R. V. Morozov

Institute of Computational Modelling SB RAS 50/44, Akademgorodok, Krasnoyarsk, 660036, Russian Federation E-mail: frozzen@icm.krasn.ru

The evolution of the Unified information system of Russia and the problems of interaction with it of local systems of preparation and placement of orders described in the paper. A simple and effective approach to arrangement of intersystem integration are offered, which have several advantages. The considered approach is realized on the example of data exchange of plans-schedule of procurements between local and all-Russian systems.

Keywords: intersystem interaction, data exchange, information systems.

Введение. Формирование и функционирование института государственных закупок в России находится в состоянии постоянных изменений. Этому процессу сегодня уделяется большое внимание со стороны общественности, правительства страны, а также со стороны контролирующих ведомств. Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» обязывает все заказы, которые будут финансироваться из бюджета, вносить в специальные планы-графики в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) до начала финансового года.

Для автоматизации деятельности департамента муниципального заказа администрации города Красноярска, а также других муниципальных учреждений города Красноярска, в рамках процедур планирования, размещения и контроля муниципального заказа внедрена и функционирует Автоматизированная система поддержки процессов подготовки и размещения заказов для муниципальных нужд администрации города Красноярска (АСП МЗ) [1; 2].

В перечень основных функций системы входят: ведение комплекса реестров и справочников, используемых в процедурах муниципального заказа, в том числе ведение реестра муниципальных потребностей и реестра муниципальных контрактов, управление информацией о размещении заказов с обеспечением оперативного формирования рабочих документов по шаблонам.

Подсистема АСП МЗ, отвечающая за ведение реестра муниципальных потребностей, была внедрена в промышленную эксплуатацию задолго до появления Федерального закона № 44-ФЗ [3]. Требование публикации планов-графиков закупок в ЕИС введено законодательно только с 2012 года. С этого момента задача контроля соответствия данных, содержащихся в АСП МЗ и в Единой информационной системе, приобрела актуальность.

Описание проблемы. К моменту возникновения Официального сайта Российской Федерации для публикации информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (Официальный сайт) в стране уже успешно функцио-

Программные средства и информационные технологии

нировали системы поддержки формирования и осуществления муниципального заказа. Красноярск по уровню автоматизации данной отрасли находился в группе городов лидеров. На начальном этапе своего развития Официальный сайт принимал планы-графики закупок в формате ехсе1-файлов и не предоставлял пользователю интерфейс для редактирования содержания планов-графиков закупок. Данные, хранящиеся в локальной системе поддержки процессов подготовки и размещения заказов, были первичны и использовались для автоматизированного формирования планов-графиков закупок.

С 1 января 2014 года Федеральный закон № 94-ФЗ утратил силу в связи со вступлением в действие Федерального закона № 44-ФЗ. Этим законом определяется создание Единой информационной системы в сфере государственных закупок, которая приходит на смену Официальному сайту. В ЕИС появился интерфейс создания и редактирования планов-графиков закупок, а также механизмы импорта и экспорта данных планов-графиков с использованием хт1-файлов. Муниципальные заказчики1 получили возможность формировать и редактировать данные планов-графиков не только в АСП МЗ, но и в ЕИС напрямую. Эта ситуация породила проблему первичности данных (данные из какой системы считать первичными), а также проблему синхронизации данных в двух гетерогенных системах.

После расширения функциональных возможностей системы АСП МЗ значительно увеличился круг ее пользователей. Всех муниципальных заказчиков города Красноярска обязали участвовать в электронном документообороте процесса формирования и согласования своих закупок в департаменте муниципального заказа, используя систему АСП МЗ. Произошло усиление проблемы синхронизации данных, поскольку большая часть «новых» заказчиков пользовалась средствами ЕИС для создания и редактирования планов-графиков закупок. В тоже время проблему усугубляли разработчики ЕИС, периодически лишая пользователей возможности импортировать данные планов-графиков закупок из сторонних систем, тем самым заставляя пользователей работать непосредственно в ЕИС.

Подход к организации взаимодействия. Анализ сложившейся ситуации показал, что необходимо сформулировать парадигму, в рамках которой будет функционировать система: план-график, размещенный в ЕИС, считать полным и достоверным. Исходя из этого допущения, для корректной работы локальной системы необходимо спроектировать и реализовать механизмы сверки сведений плана-графика закупок и размещенных данных в ЕИС. А также обеспечить возможность автоматизированного приведения планов-графиков в соответствие с опубликованными в ЕИС данными.

1 Орган, который действует от имени Российской Федерации или субъекта РФ и наделен полномочиями принимать бюджетные обязательства и проводить закупки. Закон позволяет называть его коротко - заказчик.

Для реализации предлагаемого подхода необходимо наличие транспортного протокола доступного обеим взаимодействующим системам, а также использование стандартного формата данных, обеспечивающего понимание семантики полученной информации. Для осуществления межсистемного обмена необходимо реализовать подсистему обмена данными с внешними информационными системами и дополнить этим функционалом корпоративную систему.

Кроме подсистемы обмена данными необходим механизм взаимодействия с корпоративной системой. Для этого предлагается в рабочей базе данных создать служебный раздел, выполняющий роль шлюза для обмена сообщениями между корпоративной системой и подсистемой обмена данными [4]. Средства контроля соответствия сведений планов-графиков закупок и средства приведения планов-графиков в соответствие с опубликованными данными в ЕИС должны реализо-вываться в виде хранимых процедур на стороне сервера. Это позволяет не вносить больших изменений в функционирующую систему, а также упрощает модификацию и функциональную расширяемость средств контроля и синхронизации данных.

Реализация предложенного подхода позволила достичь компромисса между оперативностью обновления данных в системе и обеспечением их достоверности и полноты. Удалось выстроить схемы информационного обмена данными с Единой информационной системой. Использование Автоматизированной системы поддержки муниципального заказа повышает эффективность процесса планирования и расходования финансовых средств, а также позволяет решать различные аналитические задачи.

Библиографические ссылки

1. Жучков Д. В. Адаптация автоматиз. системы поддержки муниципального заказа к актуальным изменениям законодательства. Красноярск : СФУ, 2011. С. 83-87.

2. Перспективные задачи автоматизации муниципального заказа как основа повышения качества управленческих решений / Л. Ф. Ноженкова, О. С. Исаева, Д. В. Жучков и др. // Проблемы информатизации региона : материалы XI Всерос. науч.-практ. конф. (ПИР-2009). Красноярск : СибГТУ, 2009. С. 26-33.

3. Морозов Р. В., Исаева О. С., Кочетков С. Н. Информационная поддержка планирования и контроля расходования муниципального бюджета // Системы управления и информационные технологии. 2009. Т. 37, №. 3.2. С. 299-304.

4. Морозов Р. В., Жучков Д. В. Межсистемное взаимодействие разнородных информационных систем // Решетневские чтения : материалы XX Между-нар. науч. конф. : в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2017. № 21-2. С. 351-354.

Решетневскуе чтения. 201S

References

1. Zhuchkov D. V. [Adaptation of the automated system of support of the municipal order to actual changes in legislation]. Krasnoyarsk: Sibirskiy federal'nyy universitet. 2011. P. 83-87. (In Russ.)

2. Shcherbenin V. F., Nozhenkova L. F., Isaeva O. S., Zhuchkov D. V. [Promising tasks of municipal order automation as a basis for improving the quality of management decisions] Materialy XI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii Problemy informati-zatsii regiona. PIR-2009. Krasnoyarsk : SibGTU, 2009. P. 26-33. (In Russ.)

3. Morozov R. V., Isaeva O. S., Kochetkov S. N. [Information support of planning and control of municipal budget expenditures]. Sistemy upravleniya i informatsionnye tekhnologii. 2009. T. 37, №. 3.2. P. 299-304. (In Russ.)

4. Morozov R. V., Zhuchkov D. V. [Inter-system interaction of heterogeneous information systems]. Reshetnevskie chteniya. 2017. №. 21-2. P. 351-354. (In Russ.)

© Морозов Р. В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.