Научная статья на тему 'Автоматизация информационных процессов градостроительной и дорожно-транспортной деятельности'

Автоматизация информационных процессов градостроительной и дорожно-транспортной деятельности Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
418
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / AUTOMATION / INFORMATION PROCESSES / TOWN BUILDING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Паджев Д. В.

В статье приводится анализ информационных процессов градостроительной и дорожно-транспортной деятельности в г. Москве и предлагаются подходы к их автоматизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Паджев Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATION OF INFORMATION PROCESSES OF TOWN BUILDING AND ROAD TRANSPORT ACTIVITIES

In this article an analysis of information processes of town building and road transport activities in Moscow is made and the ways of their automation are discussed.

Текст научной работы на тему «Автоматизация информационных процессов градостроительной и дорожно-транспортной деятельности»

ответственность за состояние дел в группе и переложить ее на других членов трудового процесса. Стремление уйти от ответственности, обвинить в просчетах и недостатках своих коллег или подчиненных -верный показатель дефицита тех личностных качеств, которые необходимы для выполнения роли руководителя. Эта линия поведения руководителя губительна для состояния организационного климата.

В практике управления встречается самообвинительная установка на отношения, при которой руководитель полностью снимает вину с членов коллектива, считая себя единственно виновным в создавшейся производственной ситуации.

Здесь возможно 2 варианта:

1) если руководитель действительно принял неверное решение, то самокритичная позиция, принципиальное признание собственной ошибки во имя ее исправления психологически оправданны и способствует росту личного авторитета руководителя в глазах коллектива и укреплению морально-психологического климата;

2) если руководитель всегда берет вину на себя, независимо от объективных причин создавшейся ситуации, то такая социально-психологическая установка себя не оправдывает: она ведет к потере авторитета, появлению в коллективе других лидерских центров и в конечном итоге - к снижению продуктивности деятельности коллектива.

Важнейшее условие для формирования положительного организационного климата - отсутствие давления со стороны руководителя на своих подчиненных. То есть преобладание демократического стиля руководства в организации. Ведь, испытывая давление, исполнитель может принять позицию руководителя вопреки собственной, однако психологический результат этого скорее всего будет отрицательным, что скажется на конечных результатах деятельности по формированию положительного организационного климата.

Опыт компаний, являющихся мировыми лидерами в своей области, такие как McDonald's, IBM, Hewlett Packard и др.), свидетельствуют о том, что степень эффективности труда работников, в итоге, можно определить на основе такого компонента корпоративной культуры компании, как организационная приверженность.

Изучение и оценка приверженности работников своей организации позволяет использовать одновременно ряд методов:

- интервью с самими работниками;

- оценки экспертов.

О степени приверженности работников своей организации можно судить также на основании наблюдения за поведением работников в таких критических ситуациях, как тяжелое финансовое положение компании, трудности со сбытом продукции, при нарушении ритмичности в работе.

Оценка организационной приверженности сотрудников традиционно проводится методами анкетирования и интервьюирования.

Рассматривая средства и методы, с помощью которых организация может обеспечить рост приверженности персонала, следует иметь в виду, что успех здесь решающим образом зависит от готов-

ности компании проявить ответную приверженность к своим работникам, то есть учебсть их потребности, устремления и ожидания. Речь идет о подготовке и практической реализации долгосрочных программ, утверждающих приоритетное значение человеческих ресурсов для успешного развития бизнеса, и о целенаправленных изменениях в корпоративной культуре, поддерживаемых высшим руководством.

Для выработки программ и запуска программы действий, реализующей росту приверженности сотрудников, могут быть предложены следующие шаги:

1. определение, уточнение или более ясное формулирование перед руководящим составом и представителями кадровой службой целей организации и стратегии, которая будет использована для их достижения.

2. выявление проблем и барьеров, которые в настоящее время стоят на пути эффективного использования человеческих ресурсов компании при реализации намеченной стратегии организационного развития.

3. определение приоритетных направлений в сфере управления персоналом. Важнейшим приоритетом при этом является формирование приверженности организации и стоящим перед нею целям.

4. определение механизма реализации: выделение сотрудников, которые будут осуществлять руководство работой по подготовке и контролю за выполнением программы, необходимых для этого подразделений, постоянные или временные группы, которые будут принимать участие в работе, определение порядка и форма отчетности, разработка принципов стимулирования и поощрения работников, принимающих участие в подготовке и реализации программы.

5. подготовка программы и утверждение ее высшим руководством. Программа должна содержать как направления работы, сроки исполнения, ответственных за решение отдельных задач, так и источники финансирования. Обеспечение необходимой информационной и идеологической поддержки утвержденной программы.

6. начало реализации утвержденной программы.

7. регулярная (не реже раза в месяц) оценка достигнутых результатов и контроль за реализацией программы, поощрение подразделений, целевых групп, команд, отдельных работников, отличившихся в ходе реализации программы.

Эффективная система управления персоналом - это не только высокая результативность производства, но и всесторонняя социальная защищенность человека, благоприятный морально-психологический климат, комфортные условия труда, широкие возможности для самореализации личности. В конечном счете - это высокое качество жизни, что полностью совпадает с главными устремлениями человека.

Таким образом, оценка каждого из факторов эффективности поможет выявить слабые стороны в системе управления персоналом, которые приводят к снижению эффективности его труда.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ И ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Паджев Д.В., аспирант Научно-исследовательского центра информатики при Министерстве иностранных дел Российской Федерации

В статье приводится анализ информационных процессов градостроительной и дорожно-транспортной деятельности в г. Москве и предлагаются подходы к их автоматизации.

Ключевые слова: автоматизация, информационный процесс, градостроительство.

AUTOMATION OF INFORMATION PROCESSES OF TOWN BUILDING AND ROAD

TRANSPORT ACTIVITIES

Padzhev D., The post-graduate student, NICI at the Ministry for Foreign Affairs of Russia

In this article an analysis of information processes of town building and road transport activities in Moscow is made and the ways of their automation are discussed.

Keywords: automation, information processes, town building.

В настоящее время Москва переживает период бурного развития. Ежегодно вводятся в эксплуатацию миллионы квадратных метров новых жилых площадей. В новых микрорайонах города сдаются в эксплуатацию социальные объекты. Нарастающими темпами

осуществляет реконструкция зданий и сооружений, осваиваются резервные территории, производится реформирование промышленных зон города. Реализуется программа обеспечения малого предпринимательства нежилыми помещениями, модернизируется и раз-

вивается улично-дорожная сеть, сеть автостоянок, метро, планируется и осуществляется строительство легкого метро, увеличиваются мощности инженерной инфраструктуры [3].

Для обеспечения управляемости, соблюдения норм комфортности и безопасности территорий города органам власти города Москвы требуется актуальная, достоверная информация об основных параметрах развития города. При этом информационные процессы в целях повышения оперативности и достоверности принятия решения должны быть в достаточной мере автоматизированы

[4].

Каждому специалисту, работающему в структуре муниципалитета, ежедневно приходится сталкиваться с проблемой недостаточности информации как в сфере нормативно-правовой области, так и в сфере обеспеченности конкретными комплексными аналитическими сведениями о конкретном объекте градостроительной деятельности. Своевременное обеспечение информацией является неотъемлемым и обязательным элементом полноценной деятельности в сфере градостроительства. Таким образом, автоматизация информационных процессов для участников градостроительной деятельности в г. Москве является актуальной задачей.

Градостроительная деятельность в общем информационном пространстве города - одна из важнейших и крупнейших составляющих. Почти 1/3 всех городских информационных систем и ресурсов связано с инвестиционно-строительным процессом. Поэтому последовательное развитие процессов интеграции информационных систем является стратегическим направлением градостроительной деятельности [2].

Основными информационными процессами градостроительной деятельности являются:

1) актуализация Генерального плана города Москвы и мониторинг его исполнения;

2) разработка, учет и актуализация градостроительной документации, межевание территории города Москвы;

3) контроль за архитектурными решениями, экспертиза проек-тно-сметной документации;

4) формирование программ и перечней строительства, реализация комплексной застройки, комплексная реконструкция кварталов и районов, реконструкция памятников, вывод промышленных зон с территории города;

5) осуществление надзора:

- за ведением строительных работ;

- за оснащением строительных площадок;

- за соблюдением технических регламентов и других нормативно-правовых документов;

- контроль качества строительных материалов;

- контроль ввода в эксплуатацию;

- контроль поручений по объектам самовольного строительства и долгостроя;

6) мониторинг и контроль за нормативным и финансовым обеспечением реализации строительных программ:

- по бюджетным объектам - адресных инвестиционных программ;

- по инвестиционным объектам - инвестиционных контрактов (в т.ч. проблем, связанных с обманутыми вкладчиками).

Основными факторами, детерминирующими необходимость автоматизации информационных процессов, являются:

1) изменение нормативно-правовой базы - принятие нового Градостроительного кодекса;

2) реализация национального проекта «Доступное жилье»;

3) переход от точечной застройки к комплексной реновации территорий.

Все это вызывает потребность в организации новых информационных потоков и модернизации соответствующих прикладных информационных систем.

Реализация полномочий муниципалитета в области градостроительной деятельности невозможна без обеспеченности комплексными сведениями о территории, ее отдельных объектах и элементах. Следовательно, логическая последовательность действий по реализации полномочий должна начинать формироваться с создания и внедрения автоматизированной информационной системы (АИС) [1].

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности должны быть открытыми, что обеспечит возможность дальнейшего расширения и наращивания. Состав и содержание решаемых задач постоянно видоизменяется, что естественно сопровождается изменением технологий, структуры и содержания информации.

Само же понятие «информационная система обеспечения гра-

достроительной деятельности» (ИСОГД) — это взаимосвязанная совокупность средств, методов и процедур, используемых для хранения, обработки и выдачи информации для достижения цели управления градостроительной деятельностью [4].

Структуру информационных систем обеспечения градостроительной деятельности составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами [1].

В состав обеспечивающих подсистем обычно входит:

- информационное обеспечение - методы и средства построения информационной базы градостроительной деятельности, включающее системы классификации и кодирования информации, унифицированные системы документов, схемы информационных потоков, принципы и методы создания баз данных;

- техническое обеспечение - комплекс технических средств, задействованных в технологическом процессе преобразования информации в системе обеспечения градостроительной деятельности. В первую очередь это вычислительные машины, периферийное оборудование, аппаратура и каналы передачи данных;

- программное обеспечение, которое включает в себя совокупность программ регулярного применения, необходимых для решения функциональных задач, и программ, позволяющих наиболее эффективно использовать вычислительную технику, обеспечивая участникам градостроительной деятельности наибольшие удобства в работе;

- математическое обеспечение — совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых в системе;

- лингвистическое обеспечение — совокупность языковых средств, используемых в системе с целью повышения качества ее разработки.

Рассмотрим некоторые наиболее распространенные варианты реализации АИС ОГД, предлагаемые на российском рынке.

1. АИС ОГД от НВЦ «Интеграционные технологии» (рис. 1).

Данное решение предусматривает как автоматизированное ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в соответствии с действующим законодательством, так и автоматическое формирование регламентируемой документации, в том числе - градостроительного плана земельного участка; ведение картографических и градостроительных материалов.

2. АИС ОГД «Мониторинг» от ЦСИ «Интегро» (рис. 2). Идеология системы «Мониторинг», базирующаяся на взаимоучете технических процессов с градостроительным изменением объектов недвижимости, формировании градостроительной документации с использованием пространственных запросов, изначально исходит из внутренний логики градостроительства как процесса преобразования и управления городской территорией.

С помощью системы «Мониторинг» можно собирать, хранить и обрабатывать информацию о динамике развития поселений, их частей, межселенных территорий, отдельных объектов капитального строительства, а также о степени соответствия фактического использования территории предусмотренным документацией территориального планирования показателям, градостроительного зонирования и планировки территорий.

Система «Мониторинг» обладает способностью адаптироваться к изменениям в законодательной базе и позволяет оперативно формировать необходимые документы (например, градостроительный план земельного участка).

Однако существующие системы, не смотря на свою эффективность, автоматизируют только некоторые информационные процессы, не обеспечивая своей деятельностью процессы управления всей градостроительной деятельностью. Следовательно, существует необходимость в создании единой московской геоинформационной автоматизированной системы (ЕМГАС) для автоматизации всех информационных процессов градостроительной деятельности, которая обеспечивала бы поддержку своевременного принятия компетентных и ответственных решений по управлению градостроительной деятельностью в г. Москве.

ЕМГАС должна стать основой автоматизации прикладных информационных процессов в градостроительной деятельности, объединять информационные ресурсы структурных подразделений и организаций градостроительной деятельности и осуществлять информационную поддержку управления строительной отраслью города. В настоящее время на территории Москвы отдельно функционируют АИС, которые будут составлять основные блоки и подсистемы ЕМГАС (рис. 3) [6].

Используя легко настраиваемую систему запросов и технологию построения «витрин данных», система позволяет получать как сводную информацию по объектам, так и детализировать инфор-

Рис. 2. Структура АИС ОГД «Мониторинг»

Единая точка входа

Мониторинг программ

Органы власти бизнес _ а. _ Граждане

ttt

Портал Комплекса ttt

Конплексная реконструкция >гёллиш,иое строительство СоцкультСыт Гераяи Инженерия I Промзоны ГостWMupt Самострой

Интеграция информации в единое Хранилище

I

Хранилище данных

Корпоративная тепесвть Комплекса

ттт

Сквозная система документооборота

ь

АИС ¿РИЯОС/ ИРД

АИС ПСД

лис

Разреш ения

АИС Надзор АИС Горячая л жил

АИС Сертмфжгция стройматериалов

ЖС Титула

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АИС Финаноово -инЕестидиожьй КОНфОЛЬ

Автоматизация производственных функции

Рис. 3. Основные блоки и подсистемы ЕМГАС

мацию по отдельным видам документов [1].

Информация от производственных систем поступает в единое хранилище ЕМГАС, с помощью системы мониторинга строительных программ формируется сводная информация, которая предоставляется пользователям.

ЕМГАС, объединяющая информационные ресурсы организаций градостроительной деятельности и осуществляющая автоматизированную поддержку управления строительной отраслью города, должна функционировать на базе Корпоративной телекоммуникационной сети градостроительной деятельности и городской мультисервисной транспортной сети Правительства Москвы.

Пользователями ЕМГАС должны стать: Управление координации деятельности Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы; Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы; Моско-мархитектура; Институт Генерального плана города Москвы; Главное архитектурно-планировочное управление; основной городской заказчик - Москапстрой; а также такие городские структуры, как контрольно-надзорные органы в области строительства, органы сертификации строительной продукции и лицензирования строительной деятельности. В ЕМГАС должен быть доступ к информации для всех префектур города.

Таким образом, будет реализована одна из главных задач автоматизации информационных процессов градостроительной деятельности - сделать максимально открытой и прозрачной всю строительную деятельность в г. Москве, обеспечить постоянное повышение качества государственных услуг в сфере инвестиционно-строительной деятельности и предоставить больше возможностей открытого доступа гражданам и бизнесу к информации с обеспечением им необходимых сервисов.

Развитие и автоматизация информационных процессов градостроительной деятельности предполагает последовательную реализацию:

- автоматизации информационных процессов на уровне предоставления данных (производственные системы);

- автоматизации информационных процессов на уровне данных (ЕМГАС);

- автоматизации информационных процессов для органов власти, осуществляющих градостроительную деятельность.

Литература:

1. Автоматизированные системы обработки учетно-аналитичес-кой информации: Учебник / Под. ред. В.С. Рожнова. - М.: Финансы и статистика, 1992.

2. Петрович М.Л. Анализ зарубежного опыта организации информационных систем обеспечения градостроительной деятельности: Предварительный отчет. - СПб.: ЗАО «Петербургский НИПИг-рад». 2005.

3. Вильнер М.Я. Градостроительный кадастр. Создание. Разработка. Ведение. Информационные материалы. Пособие для архитектурных и строительных вузов и факультетов - М.: РААСН, 2000.

4. Вильнер М.Я. Информационное обеспечение градорегули-рования // ГИС-Обозрение, 2002. - № 1-4.

5. Жуков Д., Егорова Л., Муравьев В. Система документооборота и ведения архива // Открытые системы, 2000. - № 9.

6. СНиП 14-01-96 г. «Основные положения создания и ведения Государственного градостроительного кадастра Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.