Научная статья на тему 'АВТОМАТИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

АВТОМАТИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / бизнес-процесс / ритейл / продажи / программа лояльности / эффективность / digital technologies / business process / retail / sales / loyalty program / efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т.Г. Черепанова

В статье рассмотрены актуальные вопросы применения цифровых технологий в деятельности крупной дистрибьютерской компании. В рамках совершенствования стратегии развития компании предлагается внедрение автоматизации бизнес-процессов, комплексной аналитики каналов дистрибуции в FMCG, бизнес-анализа и системы предотвращения оттока клиентов. Внедрение рекомендаций позволит существенно повысить точность планирования и прогнозирования продаж, поднять производительность труда персонала компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Т.Г. Черепанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATION OF BUSINESS PROCESSES AS A FACTOR OF INCREASING THE EFFICIENCY OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

The article deals with topical issues of the use of digital technologies in the activities of a large distribution company. As part of the improvement of the company's development strategy, it is proposed to introduce automation of business processes, comprehensive analysis of distribution channels in FMCG, business analysis and a system to prevent customer churn. The implementation of the recommendations will significantly improve the accuracy of sales planning and forecasting, and increase the productivity of the company's staff.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

АВТОМАТИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Т.Г. Черепанова, канд. экон. наук, доцент

Уральский государственный экономический университет

(Россия, г. Екатеринбург)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-2-2-133-137

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы применения цифровых технологий в деятельности крупной дистрибьютерской компании. В рамках совершенствования стратегии развития компании предлагается внедрение автоматизации бизнес-процессов, комплексной аналитики каналов дистрибуции в FMCG, бизнес-анализа и системы предотвращения оттока клиентов. Внедрение рекомендаций позволит существенно повысить точность планирования и прогнозирования продаж, поднять производительность труда персонала компании.

Ключевые слова: цифровые технологии, бизнес-процесс, ритейл, продажи, программа лояльности, эффективность.

Внедрение современных цифровых решений в сфере оптовой и розничной торговли дает возможность оптимизировать бизнес-процессы и получать больше необходимой информации, а значит, принимать более рациональные и обоснованные решения и успешно конкурировать на рынке [3, 5]. Одна из центральных проблем продуктового ритейла - обеспечение наиболее оптимального уровня запасов торгово-материальных ценностей для удовлетворения спроса потребителей и получения прибыли [9]. В рамках совершенствования стратегии развития компании предлагается внедрение автоматизации бизнес-процессов, а именно комплексной аналитики каналов дистрибуции в FMCG, бизнес-анализа и системы предотвращения оттока клиентов [6, 7].

Комплексная аналитика каналов дистрибуции в FMCG Navicon FMCG TDC (Trade Data Consolidation) позволит ускорить загрузку и очистку данных по вторичным продажам, закупкам и складским остаткам. Рассмотрим преимущества внедрения автоматизации бизнес-процессов. Комплексная аналитика каналов дистрибуции в FMCG Navicon FMCG TDC позволит:

- оперативно получать аналитические данные по вторичным продажам, закупкам и складским остаткам;

- своевременно выплачивать бонусы торговым сетям и дистрибьюторам;

- своевременно и точно рассчитывать бонусы коммерческого департамента;

- устранить сложности, связанные с out-of-stock и overstock;

- прогнозировать выпуск продукции с учетом данных о реализации;

- детально и комплексно оценивать маркетинговые активности с торговыми сетями;

- знать всё о результатах деятельности компании на определённой территории;

- отслеживать результаты работы разных каналов сбыта.

Возможностями разрабатываемого решения являются.

а) Объединение всех данных по вторичным продажам, закупкам и складским остаткам. Navicon FMCG TDC обеспечивает автоматическую загрузку информации о вторичных продажах, закупках и складских остатках, а также сортировку и соотнесение адресов торговых точек с точностью до 95%. Следовательно, ручной труд составит приблизительно всего 5% работы, что минимизирует вероятность ошибок при импорте данных. Кроме того, помимо возможности прямой интеграции с системами продаж, Navicon FMCG TDC может импортировать отчёты в формате CSV или Excel (самого разного уровня

сложности) от дистрибьюторов и торговых сетей.

б) Анализ данных о продажах, закупках и складских остатках. Navicon FMCG TDC обеспечивает анализ всей информации о продажах, закупках и складских остатках. Полученная информация может быть в дальнейшем использована для подробного анализа сбыта: информация по продажам может стать основой для вычисления бонусного числа торговых сетей, дистрибьюторов и коммерческого департамента. Как показывает опыт Navicon, в 70% случаев внедрение Navicon FMCG TDC становится первым этапом в создании комплексной аналитики деятельности FMCG-компании.

в) Прогнозирование и построение производственного плана. Полученные данные о продажах позволят FMCG-компании составить реалистичный план выпуска продукции «снизу-вверх». Плановые дан-

ные рассчитываются исходя из прогноза, построенного на базе исторических данных в Navicon FMCG TDC. Модуль прогнозирования устанавливается отдельно. Точность получаемого прогноза составляет 93% в разрезе каждого города и бренда.

г) Интеграция с TPM и CRM. Благодаря интеграции с CRM и TPM, полевой персонал получает online- и offline-доступ к данным о выполнении торговыми сетями маркетинговых соглашений в режиме реального времени. Это позволяет территориальному менеджеру отслеживать динамику продаж через торговые сети и дистрибьюторов. Navicon может реализовать интеграцию как с вашими системами, так и с системами Navicon FMCG SFA и Navicon FMCG TPM.

Схема автоматизации - комплексной аналитики каналов дистрибуции в FMCG -представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Схема автоматизации - комплексной аналитики каналов дистрибуции в FMCG

Преимуществами автоматизации -комплексной аналитики каналов дистрибуции в FMCG - являются:

- готовое «коробочное» решение гарантирует запуск за 2 недели;

- стабильность системы доказана более чем 20 заказчиками;

- постоянное развитие и ежегодное обновление решения благодаря выделенной команде;

- интеграция решения - первый шаг к комплексной аналитике деятельности компании;

- 95% информации обрабатывается в автоматическом режиме, что сводит к минимуму вероятность ошибок;

- время на подготовку ежемесячной отчётности сокращается в 3 раза;

- контроль перепродаж между дистрибьюторами или торговыми сетями даёт полную картину продаж в торговую точку;

- аналитика сбыта в автоматическом режиме с детализацией до розничной торговой точки.

Решение предотвращения оттока клиентов представлено в рамках стратегического партнёрства Navicon и Expasoft для развития технологий интеллектуального анализа данных. Система предотвращения оттока клиентов позволит:

- увеличить прибыль за счет сокращения оттока клиентов;

- снизить расходы на удержание клиентов;

- повысить лояльность клиентской базы;

- получить возможность своевременной коррекции стратегии продаж.

Возможностями разрабатываемого решения являются:

а) Построение прогнозной модели оттока клиентов. Решение позволяет прогнозировать объём оттока клиентов на основе накопленных и вновь поступающих дан-

SQL сервер SQL сервер

клиента для сбора данных

Преимуществами автоматизации системы предотвращения оттока клиентов -являются:

- сокращение расходов на массовое повышение лояльности клиентов за счет точечной работы с «группой риска»;

- рост прибыли за счет своевременного удержания заказчиков;

- возможность обучения системы с помощью новых данных.

Комплексное решение для бизнес-анализа позволит:

- оперативно обрабатывать и анализировать данные из множества источников;

- получать достоверную и актуальную информацию в любое время в удобном формате;

ных, что дает бизнесу корректировать проводимую в их отношении политику.

б) Разработка персональных рекомендаций по удержанию. Прогнозирование оттока клиентов позволяет сформировать список персональных рекомендаций по экономической целесообразности удержания или потери того или иного клиента из «группы риска».

Схема автоматизации - системы предотвращения оттока клиентов - представлена на рисунке 2.

Модель обработки данных

-о-

После проведения пилота по обучению модели по предотвращению оттока сервер передает результат (в каком виде - на выбор)

оттока клиентов

- быстро адаптироваться под изменяющиеся условия предоставления отчётности;

- увеличить точность предоставляемых данных;

- снизить трудозатраты на формирование отчётности;

- получать глубокую аналитику о деятельности компании, выявлять неявные закономерности;

- повысить качество и скорость принимаемых решений.

Возможностями разрабатываемого решения являются:

а) Загрузка и очистка данных. Технологии В1 позволяют в автоматическом режиме загружать данные из разрозненных источников и производить необходимую очистку и преобразование для создания

Данные с сервера клиента передаются на сервер сортировки данных (он может быть размещен на нашей стороне или сервере клиента)

Рис. 2. Схема автоматизации - системы предотвращения

консолидированнои отчетности по предприятию и дальнейшего анализа информации. С помощью специализированных инструментов появляется возможность достать те данные, которые до этого были недоступны по различным причинам (например, сложность консолидации данных от поставщиков / покупателей, длительные сроки подготовки информации и т.д.) или проводить анализ в разрезе конкурентных сред на основе данных, получаемых от сторонних маркетинговых агенств (Nielsen, IMS, DSM, Comcon etc.).

б) Бизнес-аналитика, кубы. Технология даёт возможность проводить многомерный анализ собранных данных. Это значит, что аналитик получает возможность исследовать данные в различных плоскостях и находить неявные взаимосвязи между ними. Например, аналитик может посмотреть продажи компании в разрезе географии, клиентов, продуктов и пр., отследить взаимосвязь продаж с различными факторами.

в) Прогнозирование. Также есть возможность на основе математических моделей прогнозировать данные. Например, на основании предыдущих лет спрогнозировать продажи в будущем. Таким образом, основываясь на статистических данных, решение позволит существенно повысить точность планов и прогнозов продаж.

г) Отчётность. В зависимости от выбранной платформы технология предо-

ставляет широкие возможности для визуализации полученных данных. При этом использовать можно как продукты Майкрософт (SSRS, Performance Point, Power BI, DataZen), так и продукты сторонних разработчиков (например, Pyramid Analytics, QlikView, Tableau, Cognos).

Преимущества автоматизации - решения для бизнес-анализа - являются:

- существенное повышение точности планирования и прогнозирования продаж.

- готовые аналитические модели.

- возможность изменения функционала.

- широкие возможности визуализации данных.

- быстрое внедрение - 1 месяц до результата.

- постоянное развитие решения.

Проведенные расчеты показывают, что

в результате реализации предложенных мероприятий общий рост производительности составит 7,5%, условное высвобождение численности работников - 37 человек, а условно-годовая экономия в целом составит 6297,45 тысяч рублей, что существенно для исследуемой организации ввиду общей численности персонала и размеров бизнеса. Появляется возможность для более эффективной работы этих сотрудников. Представленные решения автоматизации бизнес-процессов позволят увеличить производительность труда персонала, улучшить взаимодействие с поставщиками и потребителями, повысить конкурентоспособность компании.

Библиографический список

1. Горбашко, Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности. - Санкт-Петербург: СПбГУЭФ, 2021. - 488 с.

2. Казакова Н. А. Методология риск-ориентированного контроля и контроллинга эффективности бизнеса: монография / Н.А. Казакова, Е.И. Ефремова. - Москва: ИНФРА-М, 2021. - 234 с.

3. Махинова, Н.В. Направления совершенствования конкурентной стратегии торговой сетевой компании / Н.В. Махинова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. -№ 5-2(99). - С. 133-137. - DOI 10.24412/2411-0450-2023-5-2-133-137. - EDN QZDKUD.

4. Москвитин, Г.И. Финансовый менеджмент: технологии, методы, контроль : сборник материалов. - М.: Русайнс, 2021. - 109 с.

5. Новые технологии для ритейла. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://new-retail.ru.

6. Принципы ритейла и его технологии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://blog.oy-li.ru/principy-ritejla-i-ego-tekhnologii/.

7. Наговицина, Л.П. Развитие цифровых технологий в современном ритейле / Л.П. Наговицина, Ж.П. Шнорр // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2018. - № 5(72). - С. 9-25. - EDN UZCOEE.

8. Цифровизация бизнеса - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rpa-robin.ru/blog/cifrovizaciya-biznesa/.

9. Чернавских Е.Н. Совершенствование стратегии предпринимательской деятельности компании // Экономические исследования и разработки. - 2022. - № 7. - С. 50-57.

AUTOMATION OF BUSINESS PROCESSES AS A FACTOR OF INCREASING THE EFFICIENCY OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

T.G. Cherepanova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Ural State University of Economics (Russia, Yekaterinburg)

Abstract. The article deals with topical issues of the use of digital technologies in the activities of a large distribution company. As part of the improvement of the company's development strategy, it is proposed to introduce automation of business processes, comprehensive analysis of distribution channels in FMCG, business analysis and a system to prevent customer churn. The implementation of the recommendations will significantly improve the accuracy of sales planning and forecasting, and increase the productivity of the company's staff.

Keywords: digital technologies, business process, retail, sales, loyalty program, efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.