Соблюдая указанные условия, мы построили градуировочный график зависимости оптической плотности окрашенных растворов от концентрации двуокиси углерода в объемных процентах (см. рисунок).
Ход определения заключается в следующем. Сначала готовят 2 эталонных раствора. Для этого в стеклянный шприц отбирают 50 мл чистого воздуха, освобожденного от С02 путем просасывания через очистительную систему. Туда же из бюретки помещают 5 мл поглотительного раствора. После 2-минутного встряхивания жидкость выливают в кювету. С пробой воздуха поступают также, только отобранный воздух предварительно переводят в шприц, где готовят эталонные растворы. Для отбора проб
Градуировочный график зависимости оптической плотности поглотительного раствора от концентрации двуокиси углерода. По оси ординат — оптическая плотность; по оси абсцисс — концентрация двуокиси углерода (в об.%).
воздуха используют сухие шприцы. Приготовленные растворы фотометрируют на приборе ФЭК-Н-54, соблюдая описанные выше условия.
Для оценки точности фотоэлектроколориметрического метода мы провели сравнительную оценку, взяв за основу наиболее точный микротитрометрический метод (см. таблицу). Из этой таблицы видно, что средняя арифметическая ошибка определения двуокиси углерода в воздухе фотоэлектроколориметрическим методом составляет ±3,6%.
Таким образом, разработанный вариант фотометрического определения двуокиси углерода в воздухе с помощью фотоэлектроколориметра модели ФЭК-Н-54 позволяет проводить исследования с точностью ±3,6% при времени отбора проб около 5 мин.
Поступила 17/III 19G6 г.
УДК 628.32:615.777.111]:683.58
АВТОМАТИЧЕСКОЕ ДОЗИРОВАНИЕ РАСТВОРА ХЛОРА ПРИ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИИ СТОЧНЫХ ВОД
Канд. тех. наук И. А. Нетылькин
Московский институт инженеров железнодорожного транспорта
На дезинфекционно-промывочных станциях (ДПС), дезинфекционно-промывоч-ных пунктах (ДПП) и пунктах очистки и промывки вагонов санитарной обработке подвергается значительное число крытых грузовых вагонов, при этом расход воды на один условный вагон составляет от 1,1 до 1,5 м3.
Сточные воды после санитарной обработки вагонов по характеру загрязнения похожи на хозяйственно-фекальные, но, кроме загрязнений, характерных для хозяйственно-фекальных вод, в них могут содержаться навозная жижа, шерсть, кость, опилки, остатки корма животных, зерно, мука, мясо и различные органические вещества, ядохимикаты, кислоты и другие остатки перевозимых грузов, а также бактерии, в том числе и весьма стойкие болезнетворные (ящур и др.).
Известны случаи эпнзоотий, возникшие от неудовлетворительного обеззараживания таких сточных вод.
Основным методом обеззараживания сточных вод как на пунктах санитарной обработки вагонов, так и на многих других промышленных ветеринарных и санитарных объектах (мясокомбинатах, кожевенных заводах, больницах и т. п.) является хлорирование.
Дозировка хлорной воды при хлорировании сточной воды производится обычно вручную; количество хлорной воды регулируется с помощью крана в помещении хло-раторной в зависимости от количества поступающей для хлорирования сточной воды.
Такая регулировка не обеспечивает правильного дозирования хлора, что ведет к перерасходу реагента, вынуждает работника постоянно находиться у крана в хлора-торной.
Эти недостатки полностью исключает применение автоматического дозатора, предложенного инженером В. М. Мануйловым. В настоящее время такой дозатор построен и успешно эксплуатируется для обеззараживания сточных вод на дезинфек-ционно-промывочной станции Мочшце Западно-Сибирской ж. д. и в дорожной больнице Западно-Сибирской ж. д.
В основу автоматизации работы хлораторной положена периодическая работа сифона в зависимости от наполнения бака сточной водой (рис. Г). При заполнении бака сточной водой уровень ее поднимается как в баке, так и в открывной трубе сифона. Сечение бака выше уровня А—А резко уменьшается, благодаря чему ускоряется заполнение сточной водой верхней емкости его. При этом верхнее колено сифона так же быстро заполняется сточной водой, как и верхняя емкость бака, что позволяет автоматически включать сифон в работу. Диаметр трубы сифона больше трубы, через которую бак заполняется сточной водой. Таким образом, через некоторое время уровень сточной воды в баке опустится ниже трубы сифона (Б—Б). Воздух, заполнив трубу сифона, прекращает его работу и сточная вода снова начинает заполнять бак. Под давлением сточной воды, вытекающей через трубу сифона, в сечении В—В отклоняется рычаг, связанный с задвижкой дозатора. Последняя отходит назад и открывает отверстие дозатора, через которое хлорная вода по шлангу поступает из дозирующего бачка в сточную воду.
Рис. 1. Схема автоматического дозатора. / — регулирующий бак; 2 — открытая труба сифона; 3 — дозатор; 4 — шланг для дезраствора; 5 — смотровое окно; 6 — канализационная сеть.
Рис. 2. Схема установки автодозатора в системе канализационной сети.
/_ двухъярусный отстойник; 2 — деконтатор; 3 — хлораторная; 4 — дозирующий бачок; 5 — отстойные баки; 6 —затворные баки; 7 — автодозатор; 8 — контактный
резервуар.
Отверстие дозатора делается таким, чтобы через него за время одного сифониро-вания прошло столько хлорной воды, сколько требуется для обеззараживания сточной воды, вытекающей за одно сифонирование. Определение отверстия производится обычным гидротехническим расчетом. Схема установки автодозатора в системе канализационной сети представлена на рис. 2.
При использовании автодозатора рабочие находятся в хлораторной только когда готовят дезинфицирующий раствор. Время пребывания их в хлораторной зависит от емкости затворного и дозирующих баков, а также количества сточной воды. Дезинфицирующий раствор приготовляется раз в 1—4 суток.
Внедрение автоматического дозатора для хлорирования сточных вод как на пунктах санитарной обработки вагонов, так и на других объектах, где предусматривается местное хлорирование сточных вод, обеспечит автоматизацию и надежность хлорирования сточных вод, более безопасные условия труда обслуживающего персонала и даст определенный экономический эффект
Поступила 25/IV 1966 г.
1 К сожалению, автор не указывает, как решается вопрос о соответствии концентрации раствора хлорной воды степени загрязнения сточных вод и как быстро дозатор выходит из строя вследствие коррозии. — Ред.