Научная статья на тему 'АВТОКРЕДИТОВАНИЕ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: СПЕЦИФИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

АВТОКРЕДИТОВАНИЕ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: СПЕЦИФИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОКРЕДИТОВАНИЕ / РЫНОК АВТОКРЕДИТОВАНИЯ / ПРОГРАММЫ АВТОКРЕДИТОВАНИЯ / ВИДЫ АВТОКРЕДИТОВ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аджиева А.Ю., Дикарева И.А., Питенко К.С.

Статья посвящена автокредитованию в РФ на современном этапе. Рассмотрены основные виды автокредитования в России. Проанализированы показатели динамики автокредитов, выданных физическим лицам ведущими банками страны. Представлен анализ показателей задолженности по автокредитам, выданных населению Российской Федерации, также отмечены перспективы потребительского кредитования в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АВТОКРЕДИТОВАНИЕ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: СПЕЦИФИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

предприятия / Е. Матвейчева, Г. Вишнинская // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 4. - С. 23-28.

3. Моляков, Д.С. Дискуссионные вопросы анализа финансовых результатов предприятий / Д.С. Моляков// Вестник ФА. - 2015. - №4. - С. 26.

4. Лисицына, Е.В., Токаренко, Г.С. Управление финансовыми результатами компании / Е.В. Лисицына, Г.С. Токаренко // Финансовый менеджмент. -2014. - №6. - С. 125-130

5. Грищенко, О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / О.В. Грищенко. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2015. - 112 с.

6. Шеремет, Е.В. Негашев, Е.Г. Методика финансового анализа / Е.В. Шеремет, Е.Г. Негашев. - М.: Инфра М, 2013. - 321 с.

7. Юркова, Т.И. Основные источники получения прибыли. Факторы и пути ее увеличения / Т.И. Юркова // Финансовый менеджмент. - 2014. - № 5. - С. 26.

Аджиева А.Ю., к. э. н. доцент ВАК Дикарева И.А. старший преподаватель Питенко К. С. студент 3 курса факультет «Финансы и кредит» Кубанский государственный аграрный университет

Россия, г. Краснодар АВТОКРЕДИТОВАНИЕ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ:

СПЕЦИФИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Аннотация: Статья посвящена автокредитованию в РФ на современном этапе. Рассмотрены основные виды автокредитования в России. Проанализированы показатели динамики автокредитов, выданных физическим лицам ведущими банками страны. Представлен анализ показателей задолженности по автокредитам, выданных населению Российской Федерации, также отмечены перспективы потребительского кредитования в нашей стране.

Ключевые слова: автокредитование, рынок автокредитования, программы автокредитования, виды автокредитов программы государственной поддержки автомобильного рынка

Автокредитование для российских банков - не только крупный, но также один из самых перспективных сегментов. Именно этот сектор на протяжении многих лет остается локомотивом, двигающим отечественный кредитный рынок вперед.

Развитие рынка автокредитования, как и любого другого, зависит от многих условий — макроэкономических показателей, состояния автомобильного рынка, а также внутренних системных факторов. Рекордное

развитие автокредитование получило с 2003 года, тогда между кредитными организациями возникла реальная конкуренция за клиентов, вследствие чего были снижены процентные ставки, сроки кредитования увеличены, а также был упрощен порядок оформления кредитов и появления большого количества различных программ автокредитования.

Автокредит можно получить не только с помощью банка, но и посредством автосалона без участия банка. Большое количество крупных автосалонов предоставляют данную услугу, определяя условия автокредита самостоятельно и, конечно, они могут быть более лояльны по отношению к кредиту.

Сейчас выделяют несколько видов автомобильного кредита в зависимости от потребностей, а также финансовых возможностей заемщиков. Самыми востребованными из них являются следующе:

1. Классический автокредит

2. Экспресс-автокредитование

3. Кредит без первоначального взноса

4. Факторинг

5. Traid-in

6. Buy-in

Классическая схема автокредитования является наиболее востребованной. Экспресс-автокредитование являлось наиболее проблематичным до недавнего времени, из-за необходимости быстрого принятия решения о выдаче кредита. Банки используют скоринговые системы для уменьшения рисков, что позволяет быстро и качественно определить кредитоспособность заемщика. Автокредит без первоначального взноса подойдет для тех, кто не умеет копить деньги, но имеет большую потребность в автомобиле. Факторинг выгоден в том случае, если у банка нет ежемесячной комиссии на обслуживание счета, и клиент планировал купить именно новую иномарку. Buy-back(обратный выкуп) стал предлагаться на рынке российского автокредитования в рамках совместных специальных программ автодилеров, банков и автопроизводителей.

Проведем обзор объёмов автокредитных портфелей банков, уровень просрочки по ним, а также объём выдачи и количество выданных автокредитов по регионам, виду и цели кредитования.

Впервые за последние полтора года банки группы Societe Generale (SG) в России смогли обойти банки группы Сбербанка в автокредитном рейтинге.Согласно данным, Росбанк и Русфинанс Банк, входящие в группу SG,совокупно достигли объема портфеля автокредитов физлиц на 1 января 2016 года в размере 111,8 млрд рублей. Группа Сбербанка России, в которую входят непосредственно Сбербанк и Сетелем Банк, немного отстала — ее портфель равен 111,6 млрд рублей. При этом на Сетелем Банк, в который «Сбер» планомерно переводит весь свой автобизнес, приходится 71,7% портфеля.

Следует обратить внимание, что Сбербанк и «Сетелем» представлены

в рейтинге Банки.ру в единой группе с января 2014 года, а Росбанк и «Русфинанс» объединены в рейтинге в единую банковскую группу с июля 2015 года. До этого момента совокупные портфели «будущих» групп шли вровень, однако Сбербанк лидировал. Тем не менее на 1 января 2014 года совокупный портфель банков группы SG приближался к 151 млрд рублей, а

группы Сбербанка России — к 143 млрд рублей.

Место в рейтинге Банк Регистрац ионный номер Портфель автокредит ов, предоставл енных физлицам на 01.01.2016 Доля в рознично м кредитно м портфеле на 01.01.2016, % Портфель автокредит ов, предоставл яемых физлицам, на 01.07.15 тыс.руб. Доля в рознично м кредитно м портфеле на 01.07.2015, % Портфель автокреди тов ,предостав ляемых физлицам и, на 01.01.2015 тыс.руб Доля в рознично м кредитно м портфеле на 01.01.2015 Динамика портфеля автокреди тов за год,%

1 Группа Societe Generale в России 111 761 719 124 364 978 143 845 13 2 -22,3

В том числе Русфинан с Банк 1792 75 056 386 77,1 76 920 380 78,89 84 462 010 76,81 -11,14

В том числе Росбанк 2272 36 705 333 20,16 47 444 598 22,77 59 383 122 24,56 -38,19

2 Группа Сбербанк а России 1481 111 656 397 - 126 663 768 144 494 13 1 -22,73

В том числе Сетелем Банк 80 055 684 82,86 80 294 836 84,37 80 694 131 81,38 -0,79

3 ВТБ 24 1623 91 772 915 6,6 101 068 107 7,5 117 581 512 8,43 -21,95

4 ЮниКред ит Банк 1 55 000 761 41,86 60 505 395 44,83 73 049 298 46,54 -27,45

5 Тойота банк 3470 35 988 336 96,93 39 523 707 98,45 45 877 065 99,84 -21,55

6 Меткомба нк 901 19 954 420 97,55 18 993 656 97,24 18 793 152 97,15 6,18

7 Плюс Банк 1198 17 865 640 95,16 10 947 005 92,55 8 560 635 90,46 108,89

8 БМВ Банк 3482 16 131 611 99,98 Н.д. н.д. Н.д. н.д.

9 Уралсиб 2275 14 539 606 Н.д. 19 000 172 19,17 24 647 178 21,87 -41,01

Таблица 1. Рейтинг банков по объему портфеля розничных автокредитов на 01 января 2016 года

Данные об уровне просроченной задолженности по автокредитам согласились раскрыть 26 банков. Средний уровень просрочки по ним — 9,89%. Самая низкая просрочка у банка «Центр-Инвест» (0,87%), самая высокая — у банка «Возрождение» (28,58%).

Место в рейтинге Банк Регистра-ционны й номер Доля просроч енной задолжен ности в портфеле автокред итов на 01.01.16, % Объем просрочен ной задолженн ости по портфелю автокредит ов физлицам на 01.01.16, тыс. Доля просроч енной задолже нности в портфел е автокред итов на 01.07.15, % Объем просрочен ной задолженн ости по портфелю автокредит ов физлицам на 01.07.15, тыс. Доля просроч енной задолже нности в портфел е автокред итов на 01.01.15, % Объем просрочен ной задолженн ости по портфелю автокредит ов физлицам на 01.01.15, тыс.

рублей рублей рублей

1 Центр-инвест 2225 0,87 21 235 0,79 18 350 0,61 14 214

2 Тойота Банк 3470 1,12 404 133 0,97 383 660 0,54 250 458

Банк

3 « Санкт-Петербу рг» 436 1,82 47 213 1,34 41 100 1,46 56 296

4 Плюс Банк 1189 2,35 420 330 2,48 271 673 1,81 154 689

5 Связь-Банк 1470 2,56 62 429 2,15 32 411 0,8 11 585

Таблица 2. Банки с наименьшей долей просроченной задолженности в портфеле розничных автокредитов на 1 января 2016 года

Несмотря на то что группа Сбербанка «проиграла» гонку портфелей, по объемам выдач она по-прежнему лидер. В 2015 году Сетелем Банк (именно в него передан весь автобизнес «Сбера») выдал кредитов на приобретение автомобилей на сумму свыше 42 млрд рублей. Показатели группы SG несколько ниже — 37,6 млрд рублей. Ну а замыкает тройку топов ВТБ 24 — 34,7 млрд рублей.

Место в рейтинге Банк Регистрационный номер Количеств о автокреди тов, предостав ленных физически м лицам в 2015 году, шт. Количество автокредитов, предоставленный физическим лицам во втором полугодии 2015 года, шт. Количество автокредитов, предоставленных физическим лицам в первом полугодии 2015 года, шт. Количество автокредитов, пр едоставленнвк физическим лицам во втором полугодии 2014 года, шт.

Всего В Москве и Московск ой области В Санкт- Петербурге и Ленинградс кой области В др угих регионах Всего В М оскве и М осковс кой области В Санкт- Петербу рге и Ленингра дской области В др угих р егионах Всего В Москве и М осковск ой области В др угих р егионах

i Группа Societe Generale в России* 80 290 45 462 6 479 3 097 35 886 34 828 5 086 2 490 27 252 81 237 17 621 63 616

в том числе Русфинан с Банк 1792 79 317 45 323 6 445 3 082 35 796 33 994 4 751 2 442 26 801 55 924 9 637 46 287

в том числе Росбанк 2272 973 139 34 15 90 834 335 48 451 25 313 7 984 17 329

2 Группа Сбербанк а России** 1481 79 374 42 227 10 380 3 948 27 899 37 147 8 493 28 654 79 598 н.д. н.д.

в том числе Сетелем Банк*** 2168 79 374 42 227 10 380 3 948 27 899 37 147 8 493 28 654 71 210 15 359 55 851

3 ВТБ 24 1623 74 924 45 280 8 876 3 207 33 197 29 644 5 318 1 965 22 361 59 796 11 232 48 564

4 Плюс Банк 1189 29 493 20 841 7 691 2 168 10 982 8 652 3 174 828 4 650 7 345 3 845 3 500

5 ЮниКред ит Банк 1 25 601 15 669 3 728 2 778 9 163 9 932 2 567 1 590 5 775 24 111 6 419 17 692

Таблица 3. Рейтинг банков по количеству автокредитов, предоставленных в 2015 году физлицам, с разбивкой по городам кредитования.

В настоящее время наблюдается тенденция снижение автокредитования, а именно оно началось с 4 квартала 2014 года, когда темп выдачи новых автокредитов снизился на 25% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Главной причиной такой динамики является повышение ключевой ставки Центральным Банком Российской Федерации до 17% в середине декабря 2014 года. Вместе с ростом инфляции это привело к тому, что некоторые банки стали предлагать автокредиты в рублях по ставке от 48 до 50% годовых, а такие организации, как АйМаниБанк, НордеаБанк, НС Банк, ВТБ24, Уралсиб и Альфа-Банк, представляющие значительный удельный вес в общем количестве выдаваемых автокредитов, - по ставкам от 18,9% до 35% годовых. Казалось бы, что кэптивные банки, имеющие уникальные условия кредитования ввиду тесных взаимоотношений с автодилерами, могут продолжать деятельность при прежних значениях, однако из-за стремительного роста цен на автомобили им тоже приходится пересматривать свои ставки. Так, по данным Объединенного кредитного бюро, из-за роста цен на импортные автомобили средняя сумма выдаваемых автокредитов выросла примерно на 200 тысяч рублей за 2014 год, и на начало 2015 года составила 707 тысяч рублей. При этом средневзвешенная цена легковых автомобилей к концу 2015 года составила 1,15 млн рублей, увеличившись на 16,5% с начала года. Вследствие этого, рассматривая динамику объема выдаваемых автокредитов,

мы не увидим резких проседаний, так, как это отображено количеством, поэтому в дальнейшем исследуемой переменной будет именно количество выдач, а не их сумма и объем.

Повышение ключевой ставки ЦБ стало, безусловно, результатом негативного макроэкономического шока, произошедшего в нашей стране в конце 2014 года. Вместе с ним произошло удешевление рубля, снижение реальных доходов населения, повышение уровня безработицы и инфляции. Банки стали опасаться нестабильного финансового положения населения, вследствие чего многие ужесточили требования для заемщиков, что еще больше усугубило ситуацию на рынке автокредитования.

Ввиду образовавшейся негативной тенденции, 1 апреля 2015 года Министерство промышленности ввело новую программу льготного автомобильного кредитования, которая действовала вплоть до 31 декабря 2015 года. Стоит отметить, что такие программы уже вводились ранее и действовали с 2009 года с перерывом лишь в 2012 году, но условия для получения льготного автокредита были более ограниченными, в то время как последняя программа давала возможность получить автокредит по сниженной процентной ставке на сумму не более 700 тысяч рублей при минимальном первоначальном взносе в 30% от стоимости авто. Важным условием было то, что машина должна быть выпущена на территории России в 2015 году максимальной разрешённой массой не более 3,5т. Список банков, работающих с данной программой, практически не изменялся из года в год; в него входят такие кредитные учреждения, как Банк Зенит, Банк «Санкт-Петербург», ВТБ24, Ханты-Мансийский банк «Открытие» и многие другие.

Льготная программа автокредитования помогла не допустить критического снижения спроса на автомобили, а как следствие и на автокредит.

Использованные источники:

1. АДЖИЕВА А.Ю., ДИКАРЕВА И.А. Некоторые подходы к аудиту финансовых результатов / А.Ю. Аджиева, И.А. Дикарева // Новая наука: теор. и практич. взгляд. - 2016. № 8 (88). - С. 245-248.

2. МИСАКОВ А.В., АДЖИЕВА А.Ю., ДИКАРЕВА И.А. Организационные аспекты аудита финансовых организаций / А.В. Мисаков, А.Ю. Аджиева, И.А. Дикарева // International Scientific Review. - 2016. № 11 (21). - С. 56-58.

3. МИСАКОВ А.В., АДЖИЕВА А.Ю., ДИКАРЕВА И.А. Задачи аудита финансовых результатов. / А.В. Мисаков, А.Ю. Аджиева, И.А. Дикарева //

International Scientific Review. - 2016. № 11 (21). - С. 54-56.

4. Рейтинг российских автокредитных банков по итогам 2015 года http://www.banki.ru/news/research/?id=9042796

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.