АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕКСТ КАК СМЫСЛОВОЕ
ОТРАЖЕНИЕ БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ
Ю. Б . Шлыкова1
В статье представлен теоретический анализ феномена автобиографического текста. Описаны особенности и ресурсы изучения автобиографии как текста. Проанализированы смежные понятия: автобиографическая память, воспоминание, история жизни, событие. Представлены основные факторы, определяющие организацию автобиографии как текста в сознании личности.
Ключевые слова: автобиография, текст, воспоминания, событие.
Shlykova Yu. B. Autobiographical text as a notional reflection of a personality being
The article presents theoretical analysis of term «autobiographical text». Described features and resources of researching an autobiography as a text. Analyzed related terms: autobiographical memory, memories, life story, event. Presented main factors which organize an autobiography as a text in personal consciousness. Key words: autobiography, text, memories, event.
Автобиографические тексты все чаще становятся предметом психологического исследования. Автобиографические воспоминания личности можно считать одним из способов ее взаимодействия с окружающим миром; механизмом освоения внешнего мира, переживания его как части самого себя, собственного жизненного опыта [9; 11; 12; 14].
Изучение автобиографических воспоминаний — один из способов познания как внутреннего мира личности, индивидуальной системы ценностей и смыслов, так и объективных обстоятельств развития человека. Автобиография демонстрирует те формы взаимодействия личности с миром, которые для нее актуальны и значимы. В том, какие воспоминания включаются в автобиографию как в историю собственной жизни, проявляется смысловая система личности. Те события, через которые человек описывает свою прожитую жизнь, свою роль в ней во многом отражают главные ценности личности, определяют зону ближайшего развития. Проблема автобиографических воспоминаний тесно связана с такими проблемами, как Я-концепция и Образ-Я, идентич-
1 Шлыкова Юлия Борисовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета. Эл. почта: [email protected]
ность, самоактуализация, самоопределение, удовлетворенность жизнью и др. [1; 5; 12; 14].
К важнейшим задачам данной проблемной области психологии относится определение механизмов организации и функционирования системы автобиографических воспоминаний как отражения бытия личности. На наш взгляд, наиболее полно эти механизмы проявляются при рассмотрении автобиографии человека как текста. В философии, лингвистике, социологии, психологии, психотерапии на данный момент накоплено большое количество знаний, описывающих структурные и содержательные особенности текста. Рассмотрим эти особенности в контексте конструирования автобиографического текста.
М. М. Бахтин, посвятивший множество работ исследованию текстов, считает текст первичной данностью всех гуманитарно-философских дисциплин. По его мнению, текст является непосредственной действительностью (мысли и переживания), из которой исходят все эти дисциплины. Ученый понимает текст широко — как всякий связный знаковый комплекс. Специфику гуманитарной мысли он видит в том, что она направлена на чужие мысли, смыслы, значения, которые могут реализоваться и предстать исследователю только в виде текста [2].
Н. Л. Мусхелишвили и Ю. А. Шрейдер под текстом понимают языковое выражение, способное выполнять знаковую и коммуникационную функцию. Авторы рассматривают образ как изначальное значение текста, которое автор стремится выразить словесно. Они считают, что образ в сознании потенциально вербален, обращение к этому образу способствует возникновению внутренней речи [8].
А. Ю. Агафонов определяет текст как структурированное смысловое содержание, совокупность смыслов, объединенных в текст синонимом сознания [1].
Мы видим, что максимально широкая трактовка текста выводит нас на понимание его как формы организации сознания человека, всей его смысловой сферы. Работая с автобиографическим текстом, мы имеем дело непосредственно со смысловой структурой, в которой отражаются особенности личности как носителя смысла и сознания.
А. Ю. Агафонов распространяет понятие текста как носителя знаковой информации и на Другого. По его мнению, Другой всегда выступает в виде иной знаковой системы, следовательно, является текстом [1].
Е. С. Жорняк тоже широко трактует понятие текста. Под текстом в нарративной терапии понимается вся жизнь человека [3].
Важным является понимание того, что Другой вносит изменения в структуру и содержание собственного текста личности. Личность проявляет себя в форме организованных знаков, т. е. в тексте. Более того, представления о себе, Я-концепция организуются человеком в виде текста.
Таким образом, человек в силу своих индивидных особенностей способен выразить в слове собственное Я. Вербализация Я — потребность человека, связанная с процессом социализации. Знаковая организация Я свидетельствует об осознанном, осмысленном самоотношении личности, характерном для взрослого человека.
Автобиография как текст обязательно имеет культурно-историческую природу [9; 12]. Текст всегда вербален, следовательно, культурно обозначен. Признавая огромное влияние неосознаваемых механизмов на формирование автобиографии и понимая инструментальную ограниченность изучения этих механизмов, мы ставим акцент на вербальных, осознанных социокультурных механизмах.
По мнению Е. С. Жорняк, люди предпочитают те знаково-смысловые формы самовыражения, которые разделяются их сообществом. Вербализация опыта имеет тесную связь с культурным контекстом, наполнена заданными в культуре знаками и практиками [3]. Многие авторы отмечают принципиальную связь осмысления человеком действительности с социальным опытом конкретного общества [7; 9; 12; 14].
На наш взгляд, нельзя познать личность как целостную и уникальную без учета ее речевых особенностей, способов общения с миром, форм вербального самовыражения. Личность развивается в социуме, и понимание личности вне связи с социумом (или даже в противопоставлении социуму) невозможно. Мы считаем, что неспособность рассказать о себе другому человеку есть особенность личности.
Связь речевой деятельности и культурного контекста заметна не только на примере одного человека. Культурно-историческая ситуация определяет и основную форму речевой деятельности. Нетрудно заметить, что отечественное речевое воспитание в большей степени направлено на процесс воспроизведения, т. е. чтения [6; 7; 12]. Процессу творческого создания собственных текстов, самовыражения в тексте практически нет места даже в современной системе обучения.
А. М. Лобок использует понятие «авторский текст», под которым подразумевается мир внутренних переживаний, мир индивидуально-авторского отношения к действительности [6].
Особенно ярко авторство личности отражается в письменном тексте.
Г. Уэллс основной функцией письма считал в опосредование размышления. Главная роль письма в развитии мышления состоит в том, что оно превращает сами мысли в значимый объект размышления [13].
А. Р. Лурия писал о том, что сама структура письменной речи особенна тем, что ее мотив и замысел полностью определяются субъектом, не зависят от другого человека, так как не предполагают собеседника, процесс контроля над
речью остается в пределах деятельности самого пишущего, без коррекции со стороны слушателя [7].
По мнению А. М. Лобока, письменная речь — «уникальное рефлексивное зеркало, позволяющее человеку затормозить и ощупать взглядом свою собственную мысль» [6]. Письменная речь выступает как возможность рефлексии, осознания. Автобиографический текст, представленный в письменном виде, дает возможность более объективного анализа. Но главным является создание с помощью письменного текста условий смыслоосознания и смыслостро-ительства [5]. Работая с устной автобиографией, человек стремится быть понятным. Письменный текст в большей степени приближен к бессознательным процессам, к их проявлению в сознании.
А. М. Лобок заметил, что для человека способность фиксации переживаемого опыта в письменной форме — это средство обретения истории самого себя, возможность видения себя со стороны и построения отношения к себе прошлому [6].
Таким образом, письменная речь служит мощным средством развития рефлексии и достижения Эго-идентичности. Г. Уэллс утверждал, что «письмо в большей мере захватывает индивида, чем чтение, ибо ставит перед ним требования большей креативности — в той мере, в какой описываемый предмет является значимым для пишущего, а следовательно, предстает для него как мотивирующее и вознаграждающее начало» [13]. Автобиографический текст максимально значим для человека, а значит, работа с автобиографией для личности значима. Очевидна роль письменной речи в конструировании и поддержании целостного Я человека, в достижении Эго-идентичности, в формировании смысловой системы личности.
Определение автобиографии как текста проистекает из убеждения, что истории жизни, жизненный опыт представлены в сознании личности как текст, в форме рассказа. Мы не используем в определении слова «рассказ», «история», так как данные понятия предполагают наличие определенной структуры (как и понятие «нарратив»). Автобиография не всегда имеет завершенную структуру рассказа, понятие автобиографии как текста расширяет возможности его использования.
Текст изначально несет в себе возможность рефлексивного анализа, текст — это результат работы мышления, смысловой сферы личности. Но важен момент, о котором говорил В. А. Петровский при анализе надситуативной, неадаптивной активности: конструирование одного текста как результата ведет к потребности проделать новую работу по его осмыслению, создать новый текст [10]. То есть текст — результат, но он может стать и процессом, и мотивом.
Если вернуться к нарративной терапии, где текст есть жизнь человека, то обнаружим большие возможности автобиографического текста как средства изучения и развития личности.
Автобиографический текст может выступать в трех ипостасях:
— как результат, максимально подходящий для изучения;
— как процесс, который предполагает совершение внутренней работы по структурированию, осознанию и созданию личного опыта;
— как мотив, движущая сила, порождающая потребность в создании нового текста, нового смысла.
Если субъективное значение чего-либо есть смысл [5], то автобиография есть система смыслов, представленная значимыми событиями. Если под единицей анализа личности понимать смысл, то автобиография является результатом и процессом работы смысловой системы личности. Личность в исследуемом контексте представляется нам как интегративная система, объединяющая события по их субъективной значимости и конструирующая автобиографию человека, а автобиография — как средство самовыражения, самореализации, самоактуализации личности.
Таким образом, можно определить автобиографический текст как структурированное смысловое содержание, отражающее процессы самовыражения, самореализации и самоактуализации личности, через описание личностно значимых событий.
Кроме понятия автобиографии нами используется понятие истории жизни. История жизни отличается от автобиографии по трём параметрам.
1. История жизни предполагает большую степень структурированности, осмысленности личного опыта. Это некоторый итог размышлений, результат. Автобиография в момент своего создания не имеет представлений о конечном результате. Автобиография есть момент непосредственного выхода бессознательного в текст.
2. Автобиография в большей степени зависит от актуального состояния, от мотивации личности. Автобиография тесно связана с тем, что человек хочет рассказать о себе, кем он хочет быть в данный момент, в данной ситуации. История жизни предполагает выделение общей, центральной стратегии. История жизни начинается с определения центральной линии повествования, а автобиография, как правило, подобным осознанием заканчивается.
3. История жизни более привязана к объективным событиям, более устойчива, ближе к понятию стратегии, жизненного сценария, Я-концепции. Автобиография более подвижна, спонтанна, теснее связана с бессознательным, чем история жизни, ближе к понятию Образ-Я. Автобиография представляет собой некоторое актуальное переживание моей истории в данный момент времени в данной ситуации.
Подвижность автобиографии является относительной, как и подвижность Я-концепции. Понятно, что другу и начальнику человек будет рассказывать разные события жизни, включая их в автобиографию. Это ситуативные компоненты автобиографии, они сильнее всего зависят от внешних условий. Есть и более устойчивые компоненты, которые в той или иной форме проявляются в разных автобиографических рассказах. Эти устойчивые компоненты проводят личность через все сферы ее жизнедеятельности, через все роли.
Как в любой структуре, в автобиографическом воспоминании имеется единица анализа — событие [9, с. 110].
Воспоминание можно определить как процесс воспроизведения (актуализации) элемента прошлого опыта, обусловленный наличным состоянием личности и направленный на работу с данным состоянием (усиление или ослабление, интеграция, анализ и др.). Мы вспоминаем нечто для того, чтобы что-то изменить в настоящем. Здесь четко прослеживается связь прошлого, настоящего и будущего. Мы извлекаем прошлый опыт, знания, которые релевантны настоящему, наличной ситуации и, на наш взгляд, будут полезны для будущего поведения, действия [14].
Автобиографическое воспоминание актуализирует те элементы прошлого опыта, которые необходимы для сохранения целостности Я, личности.
Мы можем определить автобиографическое воспоминание как процесс извлечения элементов прошлого опыта, обусловленный актуальным состоянием личности и направленный на будущее действие, обеспечивающее динамику личности.
Воспоминание, как и текст, может быть представлено как результат, процесс и побуждение к действию. Автобиографическое воспоминание — это всегда воспоминание о событии. В контексте теоретического анализа исследуемой проблемы мы оставляем за собой право использовать оба термина как относящиеся к единому феномену, однако при выделении единицы анализа автобиографического текста мы принципиально используем понятие «автобиографическое событие», поскольку акцент ставим не на когнитивной составляющей данного процесса, а на смысловой.
А. Н. Кимберг под событием понимает «определенным образом завершенную ситуацию». Событие вытекает из ситуации как ее реализация, как один из исходов ситуации, оказавшийся в плане личностной истории значимым для субъекта [4].
Большинство авторов понимают событие как новое для субъекта бытие, некий сдвиг бытийности, порождающий и сдвиг сознания этой бытийности [4; 11; 14].
Большинство авторов говорят об автобиографическом событии как о приводящем к изменениям, существенным в контексте всей жизни личности [9; 12; 13].
Таким образом, можно выделить основные свойства автобиографического события:
— значимость для личности;
— связь с изменениями в жизнедеятельности личности;
— включенность в сложную систему субъективной картины жизненного пути;
— представленность в воспоминании осознанных и неосознаваемых компонентов опыта;
— осмысленность в контексте всей жизни личности.
Автобиографическое событие как единица анализа текста представлена двумя основными элементами: описанием ситуации и осмыслением роли данной ситуации в контексте жизненного пути личности. Именно осмысление роли ситуации делает ее событием для личности. Кроме того, рассуждения о связи прошлого события с настоящим и будущим, представленные в автобиографическом тексте, есть главное отличие автобиографического события от события вообще.
Приведенные положения позволяют заключить, что автобиография как текст конструируется на основе:
— социокультурного контекста, в который включена личность;
— актуального состояния личности, целей и мотивов (каким я хочу быть для тех, кому рассказываю);
— особенностей внешней ситуации;
— личностных особенностей;
— особенностей выполняемой деятельности.
Осознание, осмысление жизненного опыта личности служат условием ее саморазвития. Эти механизмы осуществляются в процессе направленной рефлексии субъектом своих отношений с миром. Процесс написания автобиографического текста, как и процессы его чтения и интерпретации, включают и невербализованные смыслы. Во многих случаях мы непосредственно имеем дело с процессом осознания смыслов человеком при конструировании автобиографии.
Автобиография отражает смысловую сферу личности, интенция смысла направляет автобиографию на будущее поведение, намерения. Работа по конструированию автобиографического текста позволяет увидеть уже сложившиеся отношения и непосредственно определить место события в жизни лично-
сти. Создание автобиографии есть и результат решения задачи на смысл, и ее процесс.
Автобиография как совокупность событий, объединенных общим замыслом, позволяет исследователю увидеть смысл описываемых событий, а поскольку описываются события жизненного пути, то можно говорить о смысле жизненного пути личности. Актуальная Я-концепция определяет выделение отдельных событий как значимых в данный момент. В то же время части жизненного пути, выделяемые личностью в автобиографии как значимые, отражают его актуальную Я-концепцию.
Автобиографический текст есть одна из форм проявления смыслов в бытии. Изучение автобиографических текстов позволяет выделить особенности личности, ее становления и развития, значимые сферы и пространства жизнедеятельности личности, социальное окружение, систему смыслов.
Библиографический список
1. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Речь, 2003.
2. Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.
3. Жорняк Е. С. Нарративная терапия: от дебатов к диалогу // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. №4.
4. Кимберг А. Н. Субъект в мире контекста // Школьные технологии. 2007. №6.
5. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.
6. Лобок А. М. Диалог с Л. С. Выготским по поводу письменной речи // Вопросы психологии. 1996. № 6.
7. Лурия А. Р. Язык и сознание. Ростов н/Д: Феникс, 1998.
8. Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Значение текста как внутренний образ // Вопросы психологии. 1997. № 3.
9. Нуркова В. В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. М.: УРАО, 2000.
10. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО «Горбунок», 1992.
11. Рябикина З. И., Ожигова Л. Н. Общество и человек: объективное в субъективном пространстве личности // Человек. Сообщество. Управление. 1999. №4.
12. Сапогова Е. Е. «Римейки жизни»: конструирование автобиографического наррати-ва // Известия ТулГУ. Сер. Психология. 2002. Вып. 5, ч. 1.
13. Уэллс Г. Осмысление текста: опосредствующая роль письменной речи в деятельности // Вопросы психологии. 1996. № 6.
14. Шлыкова Ю. Б. Переживание личностью смысла бытия и тип автобиографического текста: дис.... канд. психол. наук. Краснодар, 2006.
b. mahkoba
Bibliography
1. Agafonov A. Yu. Osnovy smyslovoj teorii soznanija. SPb.: Rech', 2003.
2. Bahtin M. M. Problema teksta v lingvistike, filologii i drugih gumanitarnyh naukah // Estetika slovesnogo tvorchestva. M.: Iskusstvo, 1986.
3. Zhornjak E. S. Narrativnaja terapija: ot debatov k dialogu // Zhurnal prakticheskoj psihologii i psihoanaliza. 2001. №4.
4. Kimberg A. N. Subyekt v mire konteksta // Shkol'nye tehnologii. 2007. №6.
5. Leontyev D. A. Psihologija smysla. M.: Smysl, 1999.
6. Lobok A. M. Dialog s L. S. Vygotskim po povodu pis'mennoj rechi // Voprosy psihologii. 1996. № 6.
7. Luriya A. R. Yazyk i soznanie. Rostov n/D.: Feniks, 1998.
8. Mushelishwili N. L., Shreyder Yu. A. Znachenie teksta kak vnutrennij obraz // Voprosy psihologii. 1997. № 3.
9. Nurkova V. V. Svershennoe prodolzhaetsja: Psihologija avtobiograficheskoj pamjati lichnosti. M.: URAO, 2000.
10. Petrovsky V. A. Psihologija neadaptivnoj aktivnosti. M.: TOO "Gorbunok", 1992.
11. Ryabikina Z.I., Ozhigova L.N. Obshhestvo i chelovek: obyektivnoe v subyektivnom prostranstve lichnosti // Chelovek. Soobshhestvo. Upravlenie. 1999. №4.
12. Sapogova E. E. "Rimeyki zhizni": konstruirovanie avtobiograficheskogo narrativa // Izvestija TulGU. Ser. "Psihologija". Vyp. 5. Ch. 1. 2002.
13. Wells H. Osmyslenie teksta: oposredstvujushhaja rol' pis'mennoj rechi v dejatel»nosti // Voprosy psihologii. 1996. № 6.
14. Shlykova Yu. B. Perezhivanie lichnost'ju smysla bytija i tip avtobiograficheskogo teksta: dis.. kand. psihol. nauk. Krasnodar, 2006.