Научная статья на тему 'Автобалансировка жесткого ротора в вязко-упругих ортотропных опорах'

Автобалансировка жесткого ротора в вязко-упругих ортотропных опорах Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
200
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАРОВОЕ АВТОБАЛАНСИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО / СТАТИЧЕСКИ НЕУРАВНОВЕШЕННЫЙ РОТОР / АНИЗОТРОПНЫЕ ОПОРЫ / AUTOMATIC BALL BALANCER / STATICALLY UNBALANCED ROTOR / ANISOTROPIC SUPPORTS

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Быков В. Г.

Исследуется динамика статически неуравновешенного жесткого ротора, закрепленного в ортотропных, вязко-упругих опорах и оснащенного шаровым автобалансировочным устройством. Методом осреднения выведена автономная система приближенныхуравнений, позволяющая исследовать как сбалансированные, так и несбалансированные стационарные режимы движения ротора. Установлено, что условие существования сбалансированного стационарного режима в случае изотропных опор остается неизменным и для случая ортотропных опор. Получены аналитические формулы для 159 критических частот, амплитудно и фазово частотных характеристик. Путем численного интегрирования точных и осредненных уравнений проведено исследование переходных режимов движения ротора, вращающегося с постоянной угловой скоростью. Результа ты расчетов демонстрирует высокую эффективность использования метода осреднения в данной задаче. Численно исследованы нестационарные режимы прохождения критической области частот с постоянным угловым ускорением. Отмечено, что в закритической области полная балансировка ротора в ортотропных опорах происходит быстрее, чем у аналогичного ротора в изотропных опорах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Auto-balancing of orthotropic supported rigid rotor

The dynamics of a statically unbalanced rigid rotor, fixed in orthotropic, visco-elastic bearings and equipped with automatic ball balancer is investigated. Autonomous system of approximate equations allowing to investigate both the balanced and unbalanced fixed modes of motion of the rotor is derived by the averaging method. It is found that the condition of existence of the balanced steady-state mode for isotropic supports remains the same for the case of orthotropic supports. We derived analytical formulas for the critical frequencies, amplitude and phase frequency characteristics. The transient motion of the rotor spinning with a constant angular velocity is studies by numerical integration of the exact and the averaged equations. Numerical results demonstrate the high efficiency of the averaging method in this task. Nonstationary regimes of passing through the critical frequency range with a constant angular acceleration are investigated numerically. It is noted that, in the supercritical region, the full balance of orthotropic supports rotor actually comes earlier than for equivalent isotropic ones.

Текст научной работы на тему «Автобалансировка жесткого ротора в вязко-упругих ортотропных опорах»

УДК 531.36:62-565

Вестник СПбГУ. Сер. 1. 2013. Вып. 2

АВТОБАЛАНСИРОВКА ЖЕСТКОГО РОТОРА В ВЯЗКО-УПРУГИХ ОРТОТРОПНЫХ ОПОРАХ

B. Г. Быков

C.-Петербургский государственный университет, доцент, vgbykov@mail.ru

Проблемам автобалансировки жестких роторов, закрепленных в анизотропных упругих опорах, посвящены работы [1—4]. В [1] и [2] на основе разработанного И. И. Блехманом [5] метода прямого разделения движений установлено существование двух зон асимптотической устойчивости сбалансированного режима для симметрично закрепленного, статически неуравновешенного ротора. Аналогичная методика использована в [3] для исследования автобалансировки несимметрично закрепленного ротора. В [4] модель динамически неуравновешенного ротора, оснащенного двухплос-костным автобалансировочным устройством, изучается методами теории бифуркации. В настоящей работе для исследования автобалансировки ротора в ортотропных опорах используется метод осреднения.

1. Механическая модель и уравнения движения. Рассмотрим жесткий, динамически симметричный, статически неуравновешенный ротор массы Ы, закрепленный в вертикальных вязко-упругих ортоторопных опорах. Для компенсации статического дисбаланса ротор оснащен одноплоскостным шаровым автобалансировочным устройством (АБУ), представляющим собой заполненную жидкостью кольцевую полость, в которой могут свободно передвигаться п шариков одинаковой массы т. В рамках модели Джеффкотта [6] будем рассматривать движение ротора и балансировочных шариков только в плоскости статического эксцентриситета, т.е. горизонтальной плоскости, проходящей через центр масс ротора О и пересекающей ось ротора в точке С. Статический эксцентриситет ротора СО обозначим через в. Балансировочные шарики будем считать материальными точками, расстояния от которых до оси ротора одинаковы и равны г.

Введем неподвижную систему координат OXYZ, ось Z которой направим вертикально вверх вдоль прямой, проходящей через центры опор, а начало координат выберем так, чтобы оси X и Y лежали в плоскости статического эксцентриситета. Не умаляя общности, будем считать, что оси X и Y направлены вдоль осей эллипса податливости опор. Соответствующие этим осям коэффициенты упругости и демпфирования обозначим через кх, ку и сх, су (рис. 1).

Если АБУ содержит п шариков, а угол поворота ротора в = в(Ь) является заданной функцией времени, то описанная механическая система в силу сделанных допущений имеет п + 2 степени свободы. Выберем в качестве обобщенных координат безразмерные координаты х = Х/г, у = Y/г точки С в неподвижной системе и углы фг (г = 1,.. .,п) отклонения балансировочных шариков В¿, отсчитываемые от прямой СО. Коэффициент вязкого демпфирования в АБУ обозначим через сф. Запишем

© В. Г. Быков, 2013

Рис. 1. Жесткий ротор с АБУ в ортотропных опорах.

уравнения Лагранжа второго рода в безразмерном виде:

X + öxX + кхх = —

y + öyy + Ky y = —

1 d2 (1 + n() dr2

1 rf2 (1 + n() dr2

£ cos 9 + ( ^^ cos(9 + фг)

i=1 n

£ sin 9 + U ^^ sin(9 + фг)

s

фг H—~Фг = £ Sin(6» + ?/>?.) — У COS(6» + V7?.) — г = 1, .. ., гг..

(1)

В системе (1) точки обозначают производные по безразмерному времени

V 2(M + nm)

параметры £ = s/r и ^ = m/M считаем малыми, а остальные параметры имеют следующий смысл:

2kx 2ky

к

kx + ky

kx + ky

xy x = (M+ пт)П' y = (M+m?7.)iV

Mr2ü'

ö

к

■Ф

x

3. Стационарные режимы. Рассмотрим вращение ротора с постоянной безразмерной угловой скоростью в = ш = const. В случае ротора без АБУ, т.е. при ц = 0, первые два уравнения системы (1) независимы и имеют частные решения вида

xo = aox cos(wr + фох), yo = aoy sin(wr + фоу), (2)

где

X X

eWX eWX

«о* - , 9 ,, a0y - , (á)

V(Kx - wX)X + S2XWX - W2)2 + S^2

—Sxw — Sy W

tg</>0x =-:—-, tg ф0у =-y—. (4)

Kx — Wx Ky — Wx

Движение ротора, описываемое формулами (2)—(4), имеет характер эллиптической прецессии. На рис. 2 представлены графики стационарных амплитудно- и фазо-частотных характеристик, рассчитанных при следующих значениях безразмерных параметров: е = 0.05, кх = 0.67, ку = 1.33, Sx = Sy = 0.15. Характеристики демонстрируют наличие двух критических частот woi и Wox, которые являются точками экстремума амплитуд aox и аоу. Анализ графиков показывает, что траектория точки C в окрестности woi имеет вид эллипса, вытянутого в направлении оси X, а в окрестности Wox — эллипса, вытянутого вдоль оси Y, при этом в докритической области w < woi имеет место прямая прецессия (угол сдвига фаз фу — фх < п/2), в области woi < w < wox —обратная прецессия (п/2 < фу — фх < п), а в закритической области w > wox — прямая эллиптическая прецессия, стремящаяся с ростом угловой скорости к круговой.

Для исследования стационарных режимов движения ротора с АБУ перейдем в уравнениях (1) к новым переменным £х, пх и £х, пх, удовлетворяющим следующим соотношениям:

x = £х cos wt — пх sin wt, y = £y sin wt + ny cos wt, (5)

X = — £xW sin WT — nxW cos wt, y = £y W cos WT — ny W sin wt. (6)

Новые переменные являются функциями времени, мало меняющимися на протяжении периода одного оборота ротора. Дифференцируя выражения (5) по т и сравнивая результат с (6), имеем

{£х cos wt — nx sin wt = 0, £y sin wt + ny cos wt = 0. В свою очередь, дифференцируя по т выражения (6), имеем

{X = — £xWX cos WT + nxWX sin WT — ¿xW sin WT — nxW cos WT, y = — £y WX sin WT — ny WX cos WT + £y W cos WT — ny W sin WT.

(7)

Подставляя соотношения (5), (6) и (8) в уравнения (1), получаем

(1+ ир) ((¿х + 5х£х)ш + (кх -ш2)^х) вт шт +((Пх + 5х'Пх)и - (кх - ш2)£х) сов шт =

п

- еш2 сов шт — р^^ ((ш + фг )2 С0в(шт + фг) + фг в1п(шт + фг),

г=1

(1+ ир) ^(¿у + ¿у¿у )ш + (ку -ш2)п^ сов шт - ((Пу + 5уПу )ш - (к у -ш2)£у) вт шт =

. .. (9)

еш2 втшт + р ^^((ш + фг)2 сов(шт + фг) - фг вт(шт + фг),

г=1

Фг + — фг = - - МГ]Х) ЙШШГ + (г]х + СОЯ ШТ^ ап(шг +

^(¿у - шпу) сов шт + (г/у + ш£у) вт шт^ сов(шт + фг ), , = 1,..., и.

Разрешив систему уравнений (7), (9) относительно «медленных» переменных ¿х, пх, ¿у, пу и проведя осреднение полученных выражений по времени за период 2п/ш, получим приближенную систему «осредненных уравнений»:

=- ¿.и* - + ^тттм ^ сов -

г=1

1 К ш2 1 ( п \

1 К ш2 п

^ = ■- 2^ " + 20,(1 + пр) ? + 8111 ^ С°8 фг) ' (10)

_ „ I г ^^ / Л , I „/,Л2 ,

г=1

Ку -ш2 1 I 2

, = 1 , . . . , и.

Система уравнений (10), в отличие от исходной системы (1), является автономной и позволяет провести исследование стационарных режимов движения ротора с АБУ.

Полагая в уравнениях (10) значения всех производных равными нулю, получаем систему трансцендентных уравнений, описывающих стационарные режимы:

1 + «м)(^Сж + («ж - W2)^) = М^2 53 SÍn

i=i

n

1 + «мХ^Пж - («ж - ^2)6ж) = -ew2 - Mw2 cos

i=i

n

1 + «м)(£уw£y + («y - w2)%) = Mw2 sin ,

(11)

1 + «м)(^уw^y - («y - w2)Cy) = -ew2 - Mw2 53cos^j,

i=i

Сж + Cy) sin = (пж + Пу) cos =0, i = 1,..., n.

Первые четыре уравнения системы (11) удобно представить в виде двух комплексных уравнений

(1 + - i («ж - w2)(^ - ¿Сж) = - е + м53е^Ч

fc=i

(12)

(1 + «м)(^уw - ¿(«у - w2)(^y - ¿Су) = - е + м£У

w2.

fc=i

Ранее было установлено [7], что ротор в изотропных опорах имеет два типа стационарных режимов — сбалансированный и несбалансированный. Положив в (12) Сж = Су = Пж = Пу = 0, получим уравнение для определения углов отклонения балансировочных шариков в условиях сбалансированного стационарного режима

53 = -

fc=i

М

(13)

которое совпадает с аналогичным выражением для ротора в изотропных опорах. При п = 2 уравнение (13) имеет единственное решение

^io = -^2о = arccos(-е/2м),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(14)

существующее при выполнении условия а = 2^,/е > 1. В случае п > 2, при выполнении условия п^ > £, уравнение (13) будет иметь бесконечное множество решений. Таким образом, можно констатировать, что анизотропность опор не влияет на условия существования сбалансированного стационарного режима.

Для исследования несбалансированных стационарных режимов представим комплексные координаты в виде пж — ¿Сж = ажегфх, пу — ¿Су = ауегфн и разделим первое уравнение (12) на второе. В результате получим соотношение

^ еКФ*-ФУ) = кУ ~ + i5vw ay кж - w2 + i^w'

е

позволяющее найти аналитические выражения для отношения амплитуд эллипсовидной прецессии и разности фаз в зависимости от угловой скорости ротора:

<(ку-со2)2 + (6усо)2 (кх-ш2)2 + (6хш)2'

tg (Фх - Фу )

(кх - Ш2)6у - (Ку - т2)6х

(кх - и2)(к,у - и2) - Зх6уи;2 '

(16)

На рис. 3 соотношения (16) представлены в виде графиков, анализ которых позволяет полностью описать характер эллипсовидной прецессии ротора.

Рис. 3. Несбалансированные стационарные режимы ротора с АБУ.

Критические скорости находим как точки экстремума отношения амплитуд:

- кХ ± Л/М + Ку+ (ку - Кх)2)2 - 4д2х5у

1,2

- 61 + 2(ку - Кх)

В случае, когда 6х = 6у = 6, формула (17) принимает более простой вид

1,2

1 ±1 62 +

(17)

(18)

Из рис. 3 видно, что в докритической области ш < <¿1 имеет место прямая эллиптическая прецессия, причем эллипс вытянут вдоль оси ОХ. В области <1 < ш < <2 разность фаз по модулю превышает п/2, и мы наблюдаем обратную эллиптическую прецессию. С ростом угловой скорости эллипс вытягивается вдоль оси ОУ, превращаясь при ш = 1 в окружность. В закритической области ш > <2 эллиптическая прецессия становится снова прямой, но при этом эллипс вытянут вдоль оси ОУ. Далее с ростом угловой скорости эллипс вытягивается вдоль оси ОХ, стремясь в пределе к окружности.

3. Устойчивость сбалансированного стационарного режима. Исследуем устойчивость сбалансированного стационарного режима в случае, когда АБУ содержит два балансировочных шарика. Пусть Д£х, Дпх,Д£у, Дпу и Дфi (г = 1, 2) — малые отклонения обобщенных координат от стационарных значений, соответствующих сбалансированному режиму. Подставляя выражения

£х = Д£х, Пх = Дпх, Су = Д£у, Пу = Д'Пу, Фi = 'Фм + ДФi

в уравнения (10), разлагая в ряд по малым отклонениям и пренебрегая малыми второго и выше порядка, получаем, с учетом выражений (13), линейную систему уравнений

а

X

а

у

2

2

2

к„ — к

2

у ■ -х

в вариациях, которую запишем в матричной форме

+ В 2 = 0.

Здесь

2 = {Д£*, Дпх, Д£у, Д%, Д^2, ДА 1, ДА2

а матрицы А и В имеют блочную структуру:

А

где

а = (1 + 2р)(, С = С =

2аЕ О О рС1 аСх О р(2С1 -2р(2С2

О 2аЕ О рС1 , В = О аСу р(2С1 -2р(2С2

О О 1 О О О О -Е

О 2Е УСТ (2С2Т О 26^/р

-(Кх -(2)

СУ =

-(ку - (2)

сов А10 вт А10

сов А20 вт А20

С =

вт А10 ВШ А20 - сов А10 - сов А20

, Е = 1 0 , О = 0 0

0 1 0 0

Анализ коэффициентов характеристического полинома

8

Лк = 0

(20)

к=1

системы (19) показывает, что в случае, когда 6х = 6у = 0 необходимое условие устойчивости, вытекающее из соотношения а7 > 0, можно записать в виде

6^, > 0, (( - 1)(( - (1)(( - (2) > 0.

(21)

Отсюда следует вывод о невозможности автобалансировки ротора шаровым АБУ в частотных диапазонах (<(1 и 1 <(<(2- Это утверждение согласуется с условиями асимптотической устойчивости сбалансированного стационарного режима анизотропного ротора с АБУ, полученными ранее [1, 2].

Необходимым и достаточным условием отрицательности действительных частей корней характеристического полинома (20) является положительность коэффициентов Рауса с^д, г = 1,..., 9, вычисляемых по рекуррентным формулам

С^ = Сг_2,^-+1 - Сг_1 ,¿+1^-2,1/^-1,1,

2

2

5

6

Кх — (

К„ — (

х

У

У

где

С1,1 = а0, С1,2 = а2, С1,з = а4, С1,4 = ав, С1,5 = а«, С2,1 = а1, С2,2 = аз, С2,з = а5, С2,4 = аг, С2,5 = 0.

На рис. 4 представлены двухпараметрические диаграммы устойчивости в плоскости параметров ( - , рассчитанные при следующих значениях безразмерных параметров: £ = 0.05, р = 0.04, 5х = 5У = 0.15. Левая диаграмма соответствует ротору в изотропных опорах (кх = ку = 1), а правая — в анизотропных (кх = 0.67, ку = 1.33). Области асимптотической устойчивости сбалансированного стационарного режима

Рис. 4. Двухпараметрические диаграммы устойчивости.

выделены темным цветом. Из рисунков видно, что анизотропия опор приводит к разрыву области устойчивости на две части: первая лежит в диапазоне ш1 < ш < 1, а вторая — в области ш > <2, что полностью соответствует условиям (21).

4. Переходные режимы движения ротора и балансировочных шариков. Представляет интерес исследование нестационарного прохождения ротора через критическую область при его вращении с постоянным угловым ускорением. Для простоты рассматривалось АБУ только с двумя балансировочными шариками. Расчеты проведены для следующих значений безразмерных параметров: е = 0.05, ц = 0.04, 6х = 6у = 0.15, 6ф = 0.26. На рис.5 показаны результаты численного интегрирования системы (1) в случае, когда угол поворота ротора меняется по закону в(г) = 0.0005^¥2. Штриховые кривые соответствуют ротору в изотропных опорах (к1 = К2 = 1), а сплошные — в анизотропных (к1 = 0.67, К2 = 1.33).

а) ст=0.8 б) ст=1.6

Рис. 5. Прохождение критической области с постоянном угловым ускорением.

В случае, когда а < 1 (рис. 5, а), условие существования сбалансированного стационарного режима не выполняется, поэтому, несмотря на то, что в закритической

области балансировочные шарики занимают наиболее удаленную от точки О позицию (—1 = —2 = —п), полной балансировки ротора не происходит. Анизотропия опор приводит к появлению двух критических частот, соответствующих максимальным значениям амплитудной кривой. В случае а > 1 (рис. 5, б) условия существования сбалансированного режима выполнены, и мы наблюдаем процесс автобалансировки ротора после прохождения второй критической частоты. Интересно отметить, что полная балансировка у ротора в ортотропных опорах наступает раньше, чем в случае изотропных опор.

На рис. 6 и рис. 7 показаны результаты численного интегрирования системы (1) в случае вращения ротора с постоянной угловой скоростью и>. Огибающие быстро осциллирующих функций ах = ^£2 + ц2, и ау = 2 + , полученные путем численного интегрирования системы (10), демонстрируют хорошую точность осредненных уравнений. Кривые, показанные штриховой линией, рассчитаны для случая изотропных опор.

Рис. 6. Прецессионные движения ротора и движение балансировочных шариков в окрестности первой критической скорости (^х = 0.796).

Если ш < <¿1 (рис. 6, а), то движение ротора в установившимся режиме представляет собой эллиптическую прецессию, а балансировочные шарики занимают положение, соответствующее несбалансированному стационарному режиму (шарики вместе). В малой окрестности первой критической скорости (рис. 6, б) движение ротора име-

а) 0=1.1

X.Y ФиФг

6)0=1.2

Рис. 7. Прецессионные движения ротора и движение балансировочных шариков в окрестности второй критической скорости (^2 = 1.13).

ет характер биений, при этом балансировочные шарики входят в соприкосновение и совершают неравномерные движения относительно корпуса АБУ. В области частот Ш1 < ш < 1 (рис. 6, в) наблюдается процесс установления сбалансированного режима, при котором отклонение ротора стремится к нулю, а шарики занимают положение, определяемое формулой (14).

Рисунок 7, а демонстрирует неустойчивость сбалансированного режима в области частот 1 < ш < ш2, проявляющуюся в нестационарном характере движения ротора и балансировочных шариков. Рисунок 7, б соответствует устойчивой закритиче-ской области ш > Ш2, и мы опять наблюдаем процесс установления сбалансированного стационарного режима.

Литература

1. Нестеренко В. П. Автоматическое устранение статической неуравновешенности ротора с анизотропными опорами // Машиноведение. 1984. №1. С. 24—25.

2. Агафонов Ю. В., Базыкин Ю. В. Исследование устойчивости шарового автобалансира роторной системы на анизотропных опорах // Машиноведение. 1985. №5. С. 111—113.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ryzhik B., Sperling L., Duckstein H. Auto-balancing of anisotropically supported rigid rotors // Technische Mechanik. 2004. N24. P. 37-50.

4. Rodrigues D. J. , Champneys A. R., Friswell M. I., Wilson R. E. Two-plane automatic balancing: A symmetry breaking analysis // International Journal of Non-Linear Mechanics. 2011. Vol.46. P. 11391154.

5. Блехман И. И. Синхронизация динамических систем. М.: Наука, 1971. 806 с.

6. Genta G. Dynamics of Rotating Systems. Springer, 2005. 658 р.

7. Быков В. Г. Стационарные режимы движения неуравновешенного ротора с автобалансировочным механизмом // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 1. 2006. Вып. 2. С. 90-102.

8. Быков В. Г. Нестационарные режимы движения статически неуравновешенного ротора с автобалансировочным механизмом // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 1. 2010. Вып.3. С. 89-96.

Статья поступила в редакцию 28 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.