Научная статья на тему 'Австралийские аборигены в трудах Г. В. Плеханова'

Австралийские аборигены в трудах Г. В. Плеханова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
383
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г.В. ПЛЕХАНОВ / АБОРИГЕНЫ АВСТРАЛИИ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / АНТРОПОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Антошин Алексей Валерьевич,

Задача данной статьи анализ места социальных структур и традиционной культуры австралийских аборигенов в исторической концепции выдающегося деятеля русского революционного движения Г.В. Плеханова. Опираясь на труды ведущих западных этнологов и антропологов своего времени (Дж. Фрэзера, Э. Тайлора, Э. Эйра и др.), Г.В. Плеханов характеризовал социальные отношения в обществе аборигенов Австралии, специфику их культуры, место австралийских аборигенов среди других народов, проживавших в мире в конце XIX начале ХХ вв. В статье доказано, что Г.В. Плеханов обладал высоким уровнем научной эрудиции, был хорошо знаком с трудами, посвященными социальным структурам и культурным практикам, существовавшим в обществе аборигенов (в том числе с сочинениями, изданными в самой Австралии). Автор приходит к выводу, что анализ социальных и культурных процессов, протекавших в обществе аборигенов Австралии в XIX начале ХХ вв. занимал достаточно важное место в трудах Г.В. Плеханова, сыграв роль в формировании его исторической концепции. Оригинальность представленной статьи состоит в том, что в ней впервые в историографии предпринят анализ места австралийских аборигенов в исторической концепции Г.В. Плеханова. Научная значимость данной статьи связана с высокой актуальностью темы эволюции общества австралийских аборигенов в условиях первых контактов с европейцами, которая активно изучается в современной австралийской историографии (Дж. Блэйни, М. Меггитт, Д. Малвейни и др.). Актуальность данной темы особенно возросла в связи с принятием в конце ХХ начале XXI вв. в Австралии специального законодательства, посвященного правам аборигенов, что сопровождается резким подъемом их социально-политической активности в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUSTRALIAN ABORIGINES IN THE WORKS OF G.V. PLEKHANOV

The main task of this article is analysis of the place of social structures and traditional culture of Australian aborigines in historical concept by outstanding Russian revolutionary George Plehanov. His works were based on the studies by leading Western ethnologists and anthropologists (E.Tylor, J. Frazer, E. Eyre and some others). Plehanov characterized social relations in Australian aborigines society, special characteristics of their culture, their place among the others peoples in the world at the end of the XIX the beginning of the XX centuries. The author proves high level of Plehanov’s scholar, he knew about all main studies devoted to Australian aborigines (particularly studies published in Australia). The author concludes that analysis of the place of social structures and traditional culture of Australian aborigines had an important place in historical concept by George Plehanov. Originality of this article is connected with its first attempt to study the place of Australian aborigines in historical concept by George Plehanov. Importance of this article is also connected with high relevance of the problem of first contacts between Australian aborigines and Europeans which actively studied in contemporary Australian historiography (J. Blainey, M. Meggitt, D. Mulvainy etc). High relevance of this problem is also connected with adoption special legislation in Australia and the growth of social-political activity of Australian aborigines.

Текст научной работы на тему «Австралийские аборигены в трудах Г. В. Плеханова»

Антошин А.В.

АВСТРАЛИЙСКИЕ АБОРИГЕНЫ В ТРУДАХ Г.В. ПЛЕХАНОВА

Антошин Алексей Валерьевич, доктор исторических наук, доцент; профессор кафедры востоковедения Уральского федерального университета. Екатеринбург, Российская Федерация. E-mail: alex_antoshin@mail.ru

Аннотация. Задача данной статьи - анализ места социальных структур и традиционной культуры австралийских аборигенов в исторической концепции выдающегося деятеля русского революционного движения Г.В. Плеханова. Опираясь на труды ведущих западных этнологов и антропологов своего времени (Дж. Фрэзера, Э. Тайлора, Э. Эйра и др.), Г.В. Плеханов характеризовал социальные отношения в обществе аборигенов Австралии, специфику их культуры, место австралийских аборигенов среди других народов, проживавших в мире в конце XIX - начале ХХ вв. В статье доказано, что Г.В. Плеханов обладал высоким уровнем научной эрудиции, был хорошо знаком с трудами, посвященными социальным структурам и культурным практикам, существовавшим в обществе аборигенов (в том числе с сочинениями, изданными в самой Австралии). Автор приходит к выводу, что анализ социальных и культурных процессов, протекавших в обществе аборигенов Австралии в XIX - начале ХХ вв. занимал достаточно важное место в трудах Г.В. Плеханова, сыграв роль в формировании его исторической концепции. Оригинальность представленной статьи состоит в том, что в ней впервые в историографии предпринят анализ места австралийских аборигенов в исторической концепции Г.В. Плеханова. Научная значимость данной статьи связана с высокой актуальностью темы эволюции общества австралийских аборигенов в условиях первых контактов с европейцами, которая активно изучается в современной австралийской историографии (Дж. Блэйни, М. Меггитт, Д. Малвейни и др.). Актуальность данной темы особенно возросла в связи с принятием в конце ХХ - начале XXI вв. в Австралии специального законодательства, посвященного правам аборигенов, что сопровождается резким подъемом их социально-политической активности в стране.

Ключевые слова: Г.В. Плеханов, аборигены Австралии, традиционная культура, антропология.

ВВЕДЕНИЕ

Проблематика истории австралийских аборигенов относится к числу весьма актуальных тем. Принятие в конце ХХ - начале XXI вв. в Австралии специального законодательства, посвященного признанию прав аборигенов, привело к глубочайшим изменениям в австралийском обществе. Рост социально-политической активности аборигенов не мог не затронуть австралийскую историческую науку. Произошло кардинальное «переформатирование» национальной историографии, «аборигенизации» подверглись все ведущие исторические музеи Австралии.

Особый интерес у современных австралийских исследователей вызывает начальный период контактов аборигенов с европейцами [10; 11]. При этом австралийские историки не могут игнорировать тот факт, что антропологами XIX в. было немало сделано для изучения состояния общества аборигенов. Описания путешественников, заметки этнологов и антропологов XIX в. уже не раз анализировались современниками. Среди тех, кто постоянно обращался в своих трудах к теме австралийских аборигенов был и выдающийся деятель русского революционного движения, основоположник марксизма в России Г.В. Плеханов (1856-1918). Именно место социальных структур и традиционной культуры австралийских аборигенов в исторической концепции Г.В. Плеханова составляет предмет исследования в данной статье.

Уровень социально-экономического развития австралийских аборигенов в трудах Г.В. Плеханова

Анализ сочинений Г.В. Плеханова показывает, что он многократно обращался к примерам, связанным с австралийскими аборигенами, в своих исторических сочинениях. Утверждая материалистическое понимание истории, борясь со своими политическими оппо-

нентами, первый русский марксист создавал историческую концепцию, в которой начальному этапу истории человечества отводилась важная роль. Как и многим его современникам, Г.В. Плеханову представлялось, что именно изучение общества австралийских аборигенов поможет понять, как жили народы в условиях первой общественно-экономической формации. При этом он исходил из популярного в конце XIX - начале ХХ в. тезиса: «Австралийцы и огнеземельцы принадлежат к числу самых низших между известными теперь дикими племенами» [4: 352]. В другой своей работе он высказался еще резче: «Австралийцев с полным основанием относят к самым низшим охотничьим племенам. Культурное их развитие ничтожно» [6: 348].

Вместе с тем, исключительно важно подчеркнуть: Г.В. Плеханов не принимал на веру все суждения об отсталости аборигенов Австралии. Он сомневался в истинности тезиса известного немецкого экономиста Карла Бюхера о том, что общественные отношения австралийцев «едва ли заслуживают названия общественного союза» [Там же: 326]. Ему была ближе точка зрения Р.Г. Мэтьюза, представленная в работе «Классовая система Камиларуа у австралийских туземцев». В данном труде, опубликованном в «Трудах и протоколах Квинслендского отделения Австралийского Королевского географического общества», подчеркивалось: «Австралийское племя - это организованное общество, управляемое согласно строгим нормам обычного права через посредство вождей племени или правителей различных частей общины» [Там же]. Конечно, особенно важно то, что Г.В. Плеханов был знаком с этим изданием, выходившим в Брисбене. Заметим, что тщательное изучение трудов Г.В. Плеханова показывает: русский марксист был знаком и с другими выпусками этой серии. Так, он активно использовал другую работу Р.Г. Мэтьюза «Наскальные рисунки австралийских туземцев»,

опубликованную в одном из выпусков «Трудов и протоколов Квинслендского отделения Австралийского Королевского географического общества» [6: 353].

Г.В. Плеханов в своих сочинениях активно использовал австралийский материал для аргументации своих тезисов. Наиболее ярко это заметно в книге «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», которую составители его пятитомного собрания сочинений, вышедшего в СССР в условиях хрущевской «оттепели», оценивали как «лучшую из марксистских работ Плеханова» [8: 811]. Эта работа вышла в свет в 1895 г. под псевдонимом Бельтов. Данное полемическое произведение (не случайно оно имело подзаголовок: «Ответ господам Михайловскому, Карееву и комп.») было посвящено, прежде всего, борьбе с философским идеализмом.

Обосновывая материалистические взгляды, Г.В. Плеханов замечал: «Все существование австралийского дикаря зависит от его бумеранга, как все существование современной Англии зависит от ее машин. Отнимите от австралийца его бумеранг, сделайте его земледельцем, и он по необходимости изменит весь свой образ жизни, все свои привычки, весь свой образ мыслей, всю свою «природу» [1: 609]. При этом он подчеркивал, что превращение австралийцев в земледельцев приведет к радикальным изменениям средств производства и производительных сил, т.е. принципиально изменит само австралийское общество.

В своих рассуждениях Г.В. Плеханов опирался на работы крупнейших правоведов своего времени, в частности, М.М. Ковалевского. Так, первый русский марксист использовал труд выдающегося специалиста по сравнительному правоведению под названием «Кар -тина происхождения и эволюции семьи и собственности», изданный на французском языке в Стокгольме в 1890 г. В этой работе М.М. Ковалевский указывал, что «в Австралии охота на кенгуру производится вооруженными отрядами из нескольких десятков и даже сотен туземцев». По мнению известного русского либерала, это было связано с тем, что человек нуждается в создании «ассоциаций» с другими индивидами, чтобы обеспечить свое существование. Эти теоретические положения, высказанные М.М. Ковалевским, необходимы были Г.В. Плеханову для того, чтобы показать: общественное присвоение предшествовало частной собственности, являлось более «древним» институтом [Там же: 628].

В марте 1901 г. Г.В. Плеханов прочитал цикл лекций в Женеве в школе для часовых мастеров. По воспоминаниям Р.М. Плехановой, аудитория состояла из швейцарских и итальянских рабочих и представителей интеллигенции (в том числе русских политэмигрантов) [9: 792]. Лекции были посвящены обоснованию Г.В. Плехановым принципа исторического материализма. Характеризуя связь между состоянием производительных сил общества и формированием в нем определенных социальных отношений, русский марксист вновь обратился к примерам, связанным с жизнью австралийских аборигенов. Так, он отмечал, что «строй собственности зависит от способа производства, ибо распределение и потребление богатств тесно связано со способом их добывания» [2: 660]. Поэтому, по его мнению, первобытные охотники часто объединялись

для поимки крупной дичи: так, «австралийцы охотятся за кенгуру отрядами в несколько десятков человек» [2: 660]. Г.В. Плеханов указывал, что территория каждого охотничьего племени считается у австралийских аборигенов коллективной собственностью, при этом каждый человек охотится в ее пределах по своему усмотрению (важно только не переходить на территорию других племен). Вместе с тем, отмечал основоположник русского марксизма, существует и личная собственность на оружие, одежду и т.д. Таким образом, им обосновывалась тесная связь между уровнем развития производительных сил и господствующими в данном обществе формами собственности.

Г.В. ПЛЕХАНОВ О СПЕЦИФИКЕ КУЛЬТУРЫ АВСТРАЛИЙСКИХ АБОРИГЕНОВ

Как последовательный марксист Г.В. Плеханов доказывал, что происхождение разных видов искусства также тесно связано с формами производства. Он подчеркивал, что первые танцы были во многом связаны с подражанием движениям животных, на которых охотились люди. Так, австралийские аборигены, замечал он, пытались подражать движениям кенгуру и эму, «потому что охота за этими животными и ловля их являются главным делом их жизни» [Там же: 665].

Таковы же, указывал русский марксист, и женские танцы. Женщины австралийских аборигенов, замечал он, представляли в танце, как они ныряли на ловле раковин, выкапывали съедобные корни и т.д. Таким образом, делал вывод Г.В. Плеханов, в танцах происходило воспроизведение производственной деятельности людей. «Искусство есть непосредственный образ процесса производства», - подчеркивал русский марксист [Там же].

В более поздних работах Г.В. Плеханов продолжал обращаться к сюжетам, связанным с Австралией, для обоснования своих взглядов. Таков один из важнейших трудов Г.В. Плеханова «Основные вопросы марксизма», написанный в ноябре-декабре 1907 г. для так и не вышедшего в свет сборника к 25-летию со дня смерти К. Маркса. В итоге работа увидела свет в 1908 г. в издательстве «Наша жизнь», а затем многократно переиздавалась: только к середине 1950-х гг. вышло более 40 изданий этой брошюры на разных языках.

В данном труде Г.В. Плеханов, прежде всего, боролся с тем «богоискательством», которое было характерно в начале ХХ в. (особенно после окончания революции 1905-1907 гг.) для многих представителей русской интеллигенции. Полемизируя с А.В. Луначарским, А.А. Богдановым и другими публицистами, он предпринимал попытку анализа исторического процесса формирования религиозных представлений. Для этого он обращался к работе Э. Эйра «Нравы и обычаи туземцев Австралии в журнале исследовательских экспедиций в Центральной Австралии и на австралийском материке», изданной в Лондоне в 1847 г. В ней британский исследователь доказывал, что австралийские племена не могли долго находиться по соседству в одной местности: «еще прежде, чем австралийцев заставит разойтись недостаток пищи или необходимость заняться преследованием дичи, между ними начинаются враждебные столкновения, очень скоро ведущие, как

Антошин А.В.

известно, к битвам» [3: 155]. Данный пассаж был необходим Г.В. Плеханову для того, чтобы доказать: от уровня развития производительных сил зависит характер международного, «между прочим, и междуплеменного» права, присущий данному обществу [Там же].

Чтобы доказать определяющее влияние бытия на сознание человека, Г.В. Плеханов в этом труде обращался и к сюжетам, связанным с мифологией австралийских аборигенов. Поскольку, как указывал он, «главнейшим источником опыта были у первобытного охотника животные», то неудивительно, что, по данным этнографов, «боги австралийцев...преимуще-ственно птицы и животные» [3: 161].

В своих сочинениях Г.В. Плеханов весьма активно опирался на труд А. ван Геннепа «Мифы и легенды Австралии» (был издан в Париже без указания года выпуска; предисловие подписано 1881 г.). Отсюда заимствованы сюжеты о космологических представлениях австралийских аборигенов, мифы о происхождении луны, лунных циклах и т.д. [6: 331]. Русский марксист указывал на большую роль животных в этих мифах. По мнению Г.В. Плеханова, приведенные им примеры убедительно доказывали, что «в миросозерцании дикаря в самом деле нет границ между ним и животным, и все это делает понятным для нас тот факт, что первоначально человек воображает своих богов в виде животных» [Там же: 349].

Однако, на наш взгляд, более важно другое. Именно мифы австралийских аборигенов являлись для Г.В. Плеханова наиболее убедительным доказательством того, что атеистическая картина мира была наиболее древней. Он полагал, что космологические представления австралийцев относятся к числу «тех теорий, которые стараются объяснить эволюцию живых существ, не прибегая к «гипотезе бога» [Там же: 344].

Этот тезис подводил основоположника российской версии марксизма еще к одному важному выводу: «Первобытный охотник - эволюционист по преимуществу. Во всех известных нам действительно первобытных мифах говорится не о создании человека и животных, а об их развитии» [Там же: 342]. И вновь в качестве доказательства Г.В. Плеханов приводит один из мифов австралийских аборигенов, заимствованный им из книги А. ван Геннепа.

Доказывая, что тотемистические представления были созданы людьми для поддержания существующего общественного порядка, русский марксист обращался к особенностям обряда инициации. Он показывал, что только дети в первобытном обществе наивно верили, что за дурные проступки они будут наказаны духами; в ходе прохождения обряда инициации мальчики узнавали, что духи не интересуются общественной нравственностью, а за проступки мальчики будут наказаны племенем. В связи с этим Г.В. Плеханов делал вывод: «Первобытный божественный клан наказывает людей только за их грехи по отношению к нему самому» [Там же: 351]. При этом в данном случае он использовал материалы статьи Дж. Фрэзера «Зачатки религии и тотемизма у австралийских туземцев», опубликованной в 1905 г.

Г.В. Плеханов обращался и к проблеме эстетического сознания австралийских аборигенов. Эта попытка была предпринята в «Письмах без адреса», написанных

им в 1899-1900 гг. Уже в первом «Письме», опубликованном в 1899 г. на страницах марксистского журнала «Начало», он указывал, что австралийские аборигены «никогда не украшают себя цветами», хотя в Австралии их немало. Данный пример был необходим русскому марксисту для того, чтобы подтвердить важный для него тезис: отсутствие в орнаментах племен первобытных охотников растений. «Современная наука и это объясняет ни чем иным, как состоянием производительных сил», - подчеркивал Г.В. Плеханов [5: 307].

Эти же факторы, по мнению русского марксиста, развивали у австралийских аборигенов и чувство симметрии. Он признавал, что «способность наслаждаться симметрией» дается людям от природы, но подчеркивал, что развивается оно в ходе производственного процесса. При этом Г.В. Плеханов опирался на рисунки австралийских щитов, приведенные в книге известного немецкого этнографа и искусствоведа Э. Гроссе «Происхождение искусства». Любопытно, что, проанализировав их, Г.В. Плеханов заявил: «Австралийский дикарь, украшающий свой щит, в такой же мере признает чувство симметрии, в какой признавали его и высоко цивилизованные строители Парфенона» [Там же: 312].

Характеризуя искусство аборигенов Австралии, Г.В. Плеханов использовал также труд германского путешественника Р. Земона «В австралийских джунглях и на побережьях Кораллового моря», изданный в Лейпциге в 1896 г. При этом русский марксист полагал, что информацию Р. Земона об отсутствии украшений у многих австралийских племен не следует понимать буквально: очевидно, определенные украшения у них все-таки были. Тем более что далее Г.В. Плеханов приводил массу фактов, которые свидетельствовали о развитом искусстве наскальной живописи у австралийских аборигенов [7: 387]. Но фраза Р. Земона была важна русскому марксисту, чтобы еще раз подтвердить тезис: «Нельзя предположить, что эти несложные и немногочисленные украшения явились у австралийца раньше и занимают в его деятельности больше места, чем заботы о пропитании и соответствующие им орудия труда» [6: 353]. Таким образом, именно производительные силы определяли, согласно воззрениям русского марксиста, остальные сферы жизни общества.

В данном сочинении Г.В. Плеханов обращался и к сюжетам, связанным с музыкальным творчеством аборигенов Австралии. Для этого он вновь использовал уже упомянутую работу Э. Эйра «Нравы и обычаи туземцев Австралии в журнале исследовательских экспедиций в Центральной Австралии и на австралийском материке». На основе этого труда Г.В. Плеханов сделал вывод о том, что в музыке аборигенов сильно развито чувство ритма, между тем как они «очень слабы в мелодии и не имеют, по-видимому, ни малейшего понятия о гармонии» [5: 308]. Казалось бы, замечал русский марксист, чувство ритма - это то, что сближает человека с животными, что свойственно его «естественному состоянию». Но Г.В. Плеханов не был бы марксистом, если бы удовлетворился таким объяснением. Нет, доказывал он, ритм также зависит от «технологического характера данного производительного процесса, от техники данного производства» [Там же: 309].

С аналогичных позиций Г.В. Плеханов оценивал и игры детей у австралийских аборигенов. Тот приведенный в работе Э. Эйра факт, что дети часто играли в войну, по его мнению, свидетельствовал о том, что вооруженные конфликты играли большую роль в жизни австралийского общества и сформировали потребность в хорошо подготовленных воинах [6: 342]. Дискутируя с немецким антропологом К. Гроосом, русский марксист полагал, что в социальном плане не игра предшествовала практической деятельности, а, наоборот, труд предшествовал игре. Именно социальная среда и определяет те игры, в которые играют люди (в том числе и австралийские аборигены), доказывал Г.В. Плеханов.

ВЫВОДЫ

Анализ сочинений Г.В. Плеханова показывает, что сюжеты, связанные с австралийскими аборигенами, занимали достаточно важное место в его творчестве. Естественно, сам Г.В. Плеханов не проводил полевых исследований в Австралии, но он был хорошо знаком с многочисленными записками путешественников, исследованиями этнологов и антропологов. Факты, касающиеся социальных отношений и культурных практик, присущих австралийскому обществу, использовались Г.В. Плехановым для обоснования ключевых положений исторического материализма и марксизма. По мнению основоположника российской версии марксизма, австралийские аборигены являлись убедительной иллюстрацией того, что уровень развития производительных сил определял все сферы общественной жизни.

Ныне, к сожалению, Г.В. Плеханов относится к числу забытых фигур, которыми интересуются лишь специалисты по истории русской социал-демократии. Между тем, выход в свет в 1956-1958 гг. его пятитомного

собрания избранных философских произведений стал знаковым событием, одним из символов «оттепели», а само данное издание быстро стало очень редким. Анализ представленных в нем трудов Г.В. Плеханова демонстрирует весьма высокий уровень научной эрудиции философа. Русский марксист был хорошо знаком с творчеством ведущих этнологов и антропологов своего времени, следил за всеми новинками философской, исторической и культурологической литературы, выходившей не только в Европе, Америке и России, но даже в Австралии. На наш взгляд, имя Г.В. Плеханова должно остаться в истории русской общественной мысли, а его труды все еще нуждаются в дополнительном изучении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1956. Т. 1. С. 507-730.

2. Плеханов Г.В. Материалистическое понимание истории // Плеханов Г.В. Указ. соч. М., 1956. Т. 2. С. 634-668.

3. Плеханов Г.В. Основные вопросы марксизма // Плеханов Г.В. Указ. соч. М., 1957. Т. 3. С. 124-196.

4. Плеханов Г.В. О так называемых религиозных исканиях в России // Плеханов Г.В. Указ. соч. М., 1957. Т. 3. С. 326-437.

5. Плеханов Г.В. Письма без адреса. Письмо первое // Плеханов Г.В. Указ. соч. М., 1958. Т. 5. С. 282-318.

6. Плеханов Г.В. Письма без адреса. Письмо второе // Плеханов Г.В. Указ. соч. М., 1958. Т. 5. С. 318-354.

7. Плеханов Г.В. Письма без адреса. Письмо четвертое // Плеханов Г.В. Указ. соч. М., 1958. Т. 5. С. 357-392.

8. Примечания // Плеханов Г.В. Указ. соч. М., 1956. Т. 1. С. 775-825.

9. Примечания // Плеханов Г.В. Указ. соч. М., 1956. Т. 2. С. 726-800.

10. Blainey G. The Story of Australian People. The Rise and Fall of Ancient Australia. Penguin Random House Australia, 2015.

11. Tompson S. Victoriana Sydney. Anchor Books Australia, 2016.

AUSTRALIAN ABORIGINES IN THE WORKS OF G.V. PLEKHANOV

Antoshin A.V.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью доктора исторических наук А.В. Антошина «Австралийские аборигены в трудах Г.В. Плеханова»

Проблематика истории коренных и малочисленных народов относится к числу весьма актуальных тем в современной гуманитаристике. Международное законодательство нацелено на защиту прав этих народов, однако, во многих странах мира еще существует немало проблем в области реализации правовых норм на практике. Одной из тех стран, где коренному народу удалось добиться признания своих прав в полном объеме, является Австралия. Анализируя положение австралийских аборигенов, исследователи неизбежно обращаются к истории их первых контактов с европейцами в XIX в. Именно это делает актуальным исследование А.В. Ан-тошина.

Автор обращается к практически не изученной теме: анализу австралийского общества в трудах ос-

новоположника марксизма в России Г.В. Плеханова. Источниковая база статьи является репрезентативной: А.В. Антошин анализирует широкий круг сочинений Г.В. Плеханова, начиная с его первых марксистских сочинений и вплоть до начала Первой мировой войны.

Структура статьи соответствует сформулированной задаче исследования. В работе рассмотрены проблемы социально-экономического развития аборигенов и их культурной специфики. В конце работы сделаны обоснованные выводы, характеризующие вклад Г.В. Плеханова в разработку проблемы.

Статья соответствует требованиям, предъявляемым к научным трудам по историческим наукам, и может быть опубликована в журнале.

Доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории, экономики и права Уральского государственного медицинского университета

Г.Н. Шапошников

AUSTRALIAN ABORIGINES

IN THE WORKS OF G.V. PLEKHANOV

Antoshin Alexey Valer'evich, doctor of History, associate professor; professor chair of Oriental Studies, Ural Federal University. Yekaterinburg, Russian Federation. E-mail: alex_antoshin@mail.ru

Abstract. The main task of this article is analysis of the place of social structures and traditional culture of Australian aborigines in historical concept by outstanding Russian revolutionary George Plehanov. His works were based on the studies by leading Western ethnologists and anthropologists (E. Tylor, J. Frazer, E. Eyre and some others). Plehanov characterized social relations in Australian aborigines society, special characteristics of their culture, their place among the others peoples in the world at the end of the XIX - the beginning of the XX centuries. The author proves high level of Plehanov's scholar, he knew about all main studies devoted to Australian aborigines (particularly studies published in Australia). The author concludes that analysis of the place of social structures and traditional culture of Australian aborigines had an important place in historical concept by George Plehanov. Originality of this article is connected with its first attempt to study the place of Australian aborigines in historical concept by George Plehanov. Importance of this article is also connected with high relevance of the problem of first contacts between Australian aborigines and Europeans which actively studied in contemporary Australian historiography (J. Blainey, M. Meggitt, D. Mulvainy etc). High relevance of this problem is also connected with adoption special legislation in Australia and the growth of social-political activity of Australian aborigines.

Key words: Plehanov, Australian aborigines, traditional culture, anthropology.

LIST OF REFERENCES

1. Plehanov G.V. On problem of monoview on history // Plehanov G.V. Selected Philosophical Works. M., 1956. Vol. 1. P. 507730.

2. Plehanov G.V. Materialist meaning of history // Plehanov G.V. Spec. comp. M., 1956. Vol. 2. P. 634-668.

3. Plehanov G.V. Main questions of marxism // Plehanov G.V. Spec. comp. M., 1957. Vol. 3. P. 124-196.

4. Plehanov G.V. On so called religious searches in Russia // Plehanov G.V. Spec. comp. M., 1957. Vol. 3. P. 326-437.

5. Plehanov G.V. Non-address letter. First letter // Plehanov G.V. Spec. comp. M., 1958. Vol. 5. P. 282-318.

6. Plehanov G.V. Non-address letter. Second letter // Plehanov G.V. Spec. comp. M., 1958. Vol. 5. P. 318-354.

7. Plehanov G.V. Non-address letter. Forth letter // Plehanov G.V. Spec. comp. M., 1958. Vol. 5. P. 357-392.

8. Notes // Plehanov G.V. Spec. comp. M., 1956. Vol. 1. P. 775-825.

9. Notes // Plehanov G.V. Spec. comp. M., 1956. Vol. 2. P. 726-800.

10. Blainey G. The Story of Australian People. The Rise and Fall of Ancient Australia. Penguin Random House Australia, 2015.

11. Tompson S. Victoriana Sydney. Anchor Books Australia, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.