Научная статья на тему 'АВИАЦИЯ КБФ: ИЮНЬ 1941 - ИЮНЬ 1942 ГОДА'

АВИАЦИЯ КБФ: ИЮНЬ 1941 - ИЮНЬ 1942 ГОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
326
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванова И.Б.

В публикуемом материале помещены обобщенные сведения о действиях морской авиации КБФ в первый год войны, показаны многочисленные нарушения и недостатки в летной боевой работе, а также приведены новые статистические данные. Введение этого документа в научный оборот позволит лучше представить картину того, что происходило в небе над Балтикой в первые месяцы Великой Отечественной войны, понять причины наших неудач того периода, а также даст в руки исследователей конкретные, ранее не известные цифры и факты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АВИАЦИЯ КБФ: ИЮНЬ 1941 - ИЮНЬ 1942 ГОДА»

АВИАЦИЯ КБФ: ИЮНЬ 1941 - ИЮНЬ 1942 ГОДА

НКВД о недостатках и упущениях командования КБФ в первые месяцы войны

В публикуемом материале помещены обобщенные сведения о действиях морской авиации КБФ в первый год войны, показаны многочисленные нарушения и недостатки в летной боевой работе, а также приведены новые статистические данные. Введение этого документа в научный оборот позволит лучше представить картину того, что происходило в небе над Балтикой в первые месяцы Великой Отечественной войны, понять причины наших неудач того периода, а также даст в руки исследователей конкретные, ранее не известные цифры и факты.

Справка начальника 3-го отделения особого отдела НКВД КБФ

батальонного комиссара [А.М.] Наталича о недочетах[в] боевой деятельности авиации ВВС КБФ за

период Отечественной войны

14 июня 1942 г.

Состояние ВВС КБФ к началу войны и в настоящее время

Военно-воздушные силы Краснознаменного Балтийского флота к началу Отечественной войны в своем составе имели 639 самолетов, из них: ДБ-3 — 91, СБ — 66, Ар-2 — 17, И-16 — 137, И-15 — 31, МиГ-3 — 38, Як-1 — 8, МБР-2 — 144, Че-2 — 5, И-153 — 100.

Потери авиации ВВС КБФ за период1 Отечественной войны составляют 685 самолетов, из них: 1. От истребителей противника — 228; 2. От зенитной артиллерии противника — 78; 3. Не вернулись с боев[ых] задан[ий] по неизвестным причинам — 95; 4. При вынужденных посадках — 72; 5. При взлете на своем аэродроме — 29; 6. При посадке на своем аэродроме — 40; 7. Сбито своими сам[олета]ми и зен[ит-

Окончание. Начало см.: Воен.-истор. журнал. 2006. № 4, 6.

ной] арт[иллерией] — 19; 8. Уничтожено при отходе — 25;

9. От бомбардировки и штурмовых ударов пр[отивни]ка по нашим аэродромам — 64;

10. От других причин — 27. За этот же период погибло

и пропало без вести 695 чел[овек], в том числе: летчиков — 351 чел[овек], штурманов — 167 чел[овек], стрелков-радистов — 177 чел[овек].

За период Отечественной войны Военно-воздушные силы флота пополнены 277 самолетами.

Отремонтировано на аэродромах и в мастерских ВВС КБФ самолетов2.

К 65-летию начала Великой Отечественной войны

Всего на 10 июня 1942 г[ода] авиация ВВС КБФ имеет 258 самолетов3, из них бомбардировочной авиации — 82 самолета, истребительной авиации — 136 самолетов, штурмовиков — 11.

За период войны переформированы и заново оснащены материальной частью 11 иап4, 21 иап, 73[-й] бомбардировочный авиаполк Героя Советского Союза [А.И.] Крохалева.

Причины больших потерь мат[ериальной]части и личного состава

Основной причиной больших потерь авиации ВВС КБФ за период войны является неумелое, а в ряде случаев совершенно неправильное руководство боевыми операциями и работой летных частей со стороны командования ВВС КБФ, в частности генерал-майора авиации [М.И.] Самохина и бывшего комиссара КБФ дивизионного комиссара [Л.Н.] Пурника.

В воздушных боях и от зенитного огня противника за период войны потеряно 404 самолета5. Эти потери были бы значительно меньше, если бы командование ВВС КБФ своевременно взялось за изучение тактики противника, тщательно готовило боевые операции, обобщало боевой опыт и совершенствовало тактику своей авиации, если бы каждая операция тщательно анализировалась и разбиралась с командованием частей и летным составом. Но этого и до сего времени нет.

Со стороны командующего ВВС КБФ генерал-майора авиации [М.И.] Самохина по-прежнему отдаются непродуманные приказания, нередко влекущие за собой гибель самолетов и экипажей6.

Штаб ВВС, штабы соединений и частей вопросами тактики и боевого управления занимаются мало и плохо, ограничиваются голым счетом посадок, часов налетов, количеством сброшенных бомб. Разборы боевых эпизодов не готовятся и не проводятся.

Непродуманное и неумелое руководство боевыми операциями можно проиллюстрировать следующими примерами.

Бомбардировочная авиация

30 июня 1941 г[ода] бомбардировочная авиация ВВС КБФ должна была нанести бомбовый удар по живой силе и технике противника под Двинском. Операция была подготовлена плохо. Не было серьезной воздушной разведки района скопления противника. Бомбардировщики были выпущены днем без прикрытия истребителей. Противник эффективно использовал свои истребители и зенитную артиллерию. В результате из 63 самолетов, вылетевших на проведение операции, не вернулось 32, из них 22 ДБ-3 и 10 СБ.

Казалось бы, из данного события нужно было немедленно извлечь надлежащие выводы, но на другой день, 31 июня7, 5 самолетов СБ были посланы бомбить аэродром Овсище под прикрытием трех истребителей, из которых один вернулся, не дойдя до цели, а два не могли принять боя. При атаке истребителей противника три самолета СБ были сбиты и два выведены из строя.

17 сентября 1941 г[ода] с аэродрома Новая Ладога вылетело звено бомбардировщиков для нанесения удара по войскам противника в районе Красного Села. При подходе к ст. Любань наши самолеты были атакованы и сбиты истребителями противника. Сопровождавшие бомбардировщиков истребители бой не приняли, т.к. летели на 3 км справа и на 1000 метров выше.

6 октября 1941 г[ода] в Балтийском море двумя Ю-88 сбит самолет ДБ-3ф, посланный на разведку без прикрытия истребителей.

24 октября 1941 г[ода] без прикрытия истребителей было послано звено бомбардировщиков Героя Советского Союза капитана [В.А.] Гречишникова. При выполнении задания Гречишников был сбит истребителями противника8.

В ночь с 8 на 9 января 1942 г[ода] 5 самолетов 1 гмтап9 получили задание нанести бомбоудар по г Луге. Командир полка Герой Советского

Союза полковник [Е.Н.] Преображенский в этот день перебазировался с аэродрома Углово в Новинку и чувствовал себя усталым. Примерно в три часа ночи оперативный дежурный позвонил начальнику штаба полка и сообщил: «Сейчас звонил командир бригады полковник [Н.К.] Логинов и приказал передать, что генерал-майор Короб-ков10 и полковник Логинов хотят, чтобы полковник Преображенский сегодня полетал».

Самолет полковника Преображенского был подготовлен к полету наспех и, возвращаясь с задания, полковник Преображенский совершил вынужденную посадку в районе Малой Вишеры и пять дней блуждал вместе с экипажем в лесу11.

Штурмовая авиация

За период войны только один 57[-й] авиаполк потерял 34 самолета Ил-2.

Эти потери объясняются главным образом неорганизованностью при проведении операции, отсутствием четкого взаимодействия между штурмовой и истребительной авиацией, несвоевременным доведением боевых задач до летного состава, а подчас и неправильной постановкой задач.

В августе 1941 г[ода] шесть самолетов Ил-2 должны были перебазироваться с аэродрома Лагсберг на аэродром Купля. Идя без прикрытия истребителей, штурмовики были атакованы 18 истребителями противника. При этом два наших самолета сбиты, а остальные получили повреждения.

С первых чисел сентября до 1 ноября 1941 г[ода] штурмовая эскадрилья 57-го авиаполка базировалась на аэро-

В

•К

дроме Новая Ладога, а боевые операции проводила с Комендантского аэродрома в г. Ленинграде. С утра самолеты вылетали в Ленинград на Комендантский аэродром и находились на нем целый день, а на ночь снова возвращались в Новую Ладогу.

Командир 57-го авиаполка подполковник [Ф.А.] Морозов все это время находился со своим штабом в Н[овой] Ладоге, а боевыми операциями руководил пом[ощник] начальника штаба полка майор Пересада. Задание на вылет летчики, как правило, получали от Пересады за 20— 30 минут до вылета, иногда в столовой за завтраком или обедом. Тщательной проработки задания не практиковалось. При постановке боевого задания не говорилось, что из себя представляют цель, маршрут к цели.

Истребители для сопровождения высылались с других аэродромов, задачи им ста-

вились по телефону, и зачастую они теряли штурмовиков.

В ряде случаев командование полка, посылая штурмовики на выполнение задания, не знало линии фронта. Так, 26 декабря 1941 г[ода] было дано задание штурмовать д. Падрила, и, если кого подобьют зенитки противника, садиться на аэродром Шум, в то время как Шум был занят немцами.

23.1.[19]42 г[ода] сбито 2 самолета Ил-2 вследствие того, что командование 57[-го] авиаполка не поставило конкретно задачи перед прикрытием, а просто сообщило по телефону: «Истребители идут штурмовать пункт "М"», которых в этом районе несколько. Истребители потеряли штурмовиков, на которых напали самолеты противника.

ОСНОВНОЙ причиной больших потерь авиации ВВС КБФ за период войны является неумелое, а в ряде случаев совершенно неправильное руководство боевыми операциями и работой летных частей со стороны командования ВВС КБФ

9.1 .[19]42 г[ода] не вернулся с задания летчик лейтенант Емельянченко. Причина — истребители 5 ап12 не знали, куда идут штурмовики, и потеряли их.

9.1 .[19]42 г[ода] по этой же причине погиб летчик Пыльнов.

27.3. [19]42 г[ода] погиб прекрасный летчик майор Карелов по причине того, что, несмотря на плохие метеорологические условия, генерал-майор авиации [М.И.] Самохин приказал лететь из Н[овой] Ладоги в

молета Як-1 и два самолета МиГ-3. Никаких выводов из этих боев командование бригады не сделало, тактику противника не учло, мероприятий не выработало. На следующий день, напав на 8 наших самолетов, Ме-109 в количестве двух самолетов безнаказанно сбили два МиГ-313.

С приходом в 61[-ю] авиабригаду генерал-майора [Н.Т.] Петрухина14 эта тактика была заменена тактикой активного нападения. В воздух стали высылать четное число самолетов. Оружие

ПОТЕРИ объясняются главным образом неорганизованностью при проведении операции, отсутствием четкого взаимодействия между штурмовой и истребительной авиацией, несвоевременным доведением боевых задач до летного состава

Кронштадт. В результате самолет врезался в лед Ладожского озера.

Истребительная авиация

Большие потери истребительной авиации в значительной мере являются следствием [ее] неправильного тактического использования. На боевые задания обычно высылалось нечетное число самолетов, причем каждый вел бой самостоятельно. Широко применялась тактика круга. Даже при встрече с меньшим числом самолетов противника наши истребители становились в круг и принимали оборону, обрекая себя на пассивность.

В сентябре м[еся]це 1941 г[ода] на острове Эзель* погиб летчик 13[-го] авиаполка Дорогов, который был послан один на штурмовку противника. В это же время погиб [14 сентября 1941] Герой Советского Союза [14 июля 1941] [П.А.] Бринько, посланный сбивать немецкий аэростат.

За два воздушных боя 5 февраля 1942 г[ода] 61 [-я] авиабригада потеряла 2 са-

* Прежнее название о. Сааремаа, существовавшее в дореволюционной России.

самолетов было приведено к точному бою.

В результате за март месяц 1942 г[ода] один 4 гиап15 сбил 57 самолетов противника при единичных потерях с нашей стороны.

Неправильное тактическое использование и неумелое применение авиации со стороны командования ВВС КБФ и частей продолжается и до сих пор. Например, в результате нечеткого руководства штабов ВВС КБФ и 61 аб16 боевой деятельностью 71[-го] авиаполка были допущены оперативные и тактические ошибки при выполнении полком боевых заданий.

28 марта зам[еститель] командира 61[-й] авиабригады майор Катков приказал выслать 8 самолетов на бомбометание и штурмовку сил противника на о. Гогланд.

Учитывая тактику противника — навязывать нашим самолетам бой на отходе, когда горючее у них на исходе и они вынуждены уклоняться от боя, командование полка просило майора Каткова выслать большее количество самолетов и выделить группу прикрытия. Майор Катков подтвердил свое приказание.

В результате после первого вылета не вернулся коман-

дир полка подполковник Ко-ронец и пилот Шахбазян (который затем был спасен) и четыре самолета разбиты при вынужденной посадке после выработки горючего.

Этого можно было бы избежать, если бы командование ВВС КБФ своевременно позаботилось создать промежуточную посадочную площадку на о. Лавенсаари.

4 апреля с.г. [1942] 71[-й] авиаполк выполнял задание по нанесению бомбового и штурмового удара по войскам противника в районе о. Тютерс.

Майор Катков по телефону передал в 16.55 приказание подготовить 9 самолетов для сопровождения 5 СБ, вылет произвести при появлении СБ над аэродромом в 17.28. К этому времени летчики вырулили на старт и сидели в самолетах. При появлении СБ истребители немедленно поднялись в воздух, но в это время майор Катков дает другое приказание: «Прикрытие СБ отставить и подготовить 12 самолетов для прикрытия наземных войск». Часть самолетов сумели вернуть по радио, а остальные ушли. После этого Катков еще два раза менял свои приказания, а летчики сидели в самолетах. В это время появились самолеты противника, шедшие на Ленинград. Вместо того чтобы дать возможность командованию полка вступить в бой и отвлечь на себя самолеты противника, Катков приказал летчикам сидеть в самолетах и ждать распоряжений. Авиация противника беспрепятственно прошла на Ленинград.

В ночь с 15 на 16 апреля штаб ВВС КБФ снова несколько раз менял полку задачи. При этом все распоряжения и сообщения о боевых действиях передавались открытым текстом.

12 мая 1942 г[ода] 1 гмтап потерял два самолета ДБ-3, один из них сбит нашей зенитной артиллерией в районе Окуловка, а второй до сих пор не обнаружен. Произошло это при следующих обстоятельствах. Генерал-майор [М.И.] Самохин отдал приказание нанести бомбовый удар по аэродрому про-

тивника в г. Пскове. Метеорологические условия были явно неблагоприятные, о чем Самохину было доложено. При отправлении шифровки командованию полка о прогнозе погоды он вычеркнул худшую часть прогноза, заявив при этом: «Еще испугаются и не полетят».

Для выполнения задания были выделены три самолета ДБ-3 под командованием майора Гончаренко, капитана Зорина и капитана Дроздова. Вылетом руководил командир полка Герой Советского Союза полковник [Е.Н.] Преображенский и зам[ести-тель] командующего ВВС КБФ генерал-майор [авиации В.А.] Русаков.

В связи с плохими метеорологическими условиями полковник [Е.Н.] Преображенский предложил вылет самолетов отставить, но генерал-майор [В.А.] Русаков приказал лететь.

Экипаж капитана Дроздова вернулся на свой аэродром через 7 час 15 мин, израсходовав все горючее, а экипажи майора Гончаренко и капитана Зорина погибли.

Ночью с 14 на 15 мая 1942 г[ода] намечен был перелет самолета ДБ-3 в Москву с командующим КБФ вице-адмиралом [В.Ф.] Трибуцем. Са-мохин убыл провожать командующего, оставив за себя начальника штаба полковника Игнатьева. На аэродром явился около 2 часов ночи в пьяном виде. В связи с ухудшением метеоусловий полковник Игнатьев несколько раз пытался вызвать Самохина к телефону, но тот разговаривать отказался.

Сопровождать вице-адмирала было выделено 12 истребителей И -16 11 [-го] авиаполка. Не добившись разговора с Самохиным, полковник Игнатьев в последний момент приказал отменить вылет истребителей, но истребители все же вылетели по приказанию командующего Самохина. В результате из 12 самолетов только один долетел до места (Богуслово), пять долетело до Новой Ладоги, а остальные вернулись.

23 мая летчиком ораэ17 ст[аршим] лейтенантом Сав-

ченко были обнаружены в Финском заливе два каравана судов противника. Командир 57[-го] авиаполка подполковник [Ф.А.] Морозов получил задание нанести штурмовой удар по караванам 5 самолетам Ил-2. Ст[арший] лейтенант Савченко предложил Морозову, что он пойдет с ним на Пе-2 и покажет им цель. Подполковник Морозов отверг это предложение, заявив, что он найдет цель сам, и повел 5 Ил-2 в сопровождении 4 Як-1. Выйдя в Финский залив, Морозов транспортов не нашел и принял решение бомбить Большой Тютерс, т.е. задание не выполнил и пропустил противника.

Потери авиации ВВС КБФ не в боевой обстановке

Отсутствие четкого конкретного руководства со стороны командования ВВС, командиров и военкомов соединений подчиненными им авиачастями и повседневного внимания к повышению личным составом летного мастерства и овладения опытом войны приводит к большим потерям самолетов и летчиков не в боевой обстановке.

За период войны при взлетах и посадках побито свыше 70 самолетов.

В ряде случаев командиры и комиссары руководство вылетами передоверяют своим подчиненным. Например, 5 февраля на аэродроме Выстав вылетом 9 самолетов 4 гиап руководил [один] краснофло-тец-стартер18, но имеются и обратные примеры, когда неорганизованность создается вследствие того, что руководство полетами осуществляется слишком большим количеством лиц.

В ноябре м[еся]це 1941 г[ода] на аэродроме Углово базировались 6 самолетов 1[-го] авиаполка, а руководи-

В

•К

ли этими машинами кроме командующего ВВС генерал-майора [М.И.] Самохина командир 8 аб полковник [Н.К.] Логинов, его помощник полковник Семенов, комиссар бригады бригадный комиссар Александров, инженер КБФ военный инженер 1 ранга Гуревич, инженер 8 аб военный инженер 2 ранга Криштан, командир полка Герой Советского Союза полковник [Е.Н.] Преображенский, инженер полка военный инженер 3 ранга Морозов и командиры подразделений.

Зачастую летные происшествия своевременно не расследуются. Больше того, некоторые командиры стараются их замазать, аварию посчитать за поломку и о ней молчать. Появилась теория закономерности летных происшествий в военное время, которой некоторые командиры пытаются прикрыть свою бездеятельность.

Так, например, командир 3 гиап подполковник [П.В.] Кондратьев даже не донес, что летчик Киреев разбил самолет МиГ-3. Летный состав пополнился большим количеством молодых летчиков, не имеющих опыта, но серьезной учебы с ними не организовано. Командиры подразделений своевременно не подмечают недостатки в их полетах и не учат на этих

недостатках остальной летный состав, [который] с начала войны не проверялся по технике пилотирования и не получал указаний. Некоторые летчики зазнались, решили, что они в совершенстве овладели техникой, стали халатно относиться к полетам и вследствие этого разбили по нескольку машин.

Инспекторы по технике пилотирования в соединениях и в штабе ВВС большую часть времени используются не по назначению. Начальник летной инспекции ВВС КБФ майор Пономаренко19 дли-

ДАЖЕ при встрече с меньшим числом самолетов противника наши истребители становились в круг и принимали оборону, обрекая себя на пассивность

тельное время использовался как командир экипажа самолета ПС-84 («Дуглас») и только во второй половине мая начал заниматься своей непосредственной работой.

Инспектор по технике пилотирования 8 аб капитан Кузнецов С.И. длительное время использовался как простой летчик для перевозки по личным и служебным делам начальствующего состава бригады, стал проявлять воздушное хулиганство и, наконец, добился снятия с этой должности и назначения командиром эскадрильи 1 гмтап.

Технико-эксплуатационная служба в ряде частей ВВС КБФ поставлена совершенно неудовлетворительно. Гл[ав-ный] инженер ВВС КБФ воен-инженер 1 ранга Гуревич, инженеры бригад, полков, эскадрилий упустили контроль за эксплуатацией боевых самолетов. В ряде случаев в воздух выпускаются непроверенные самолеты, что приводит к вынужденным посадкам и авариям.

2 января 1942 г[ода] в 3 ги-ап при взлете ст[аршего]

ститель [командира] 1 гмтап подполковник Тужилкин.

В ночь с 5 на 6 декабря 1941 г[ода] при посадке поломал самолет летчик 1 гмтап мл[адший] лейтенант Разгон.

10 января 1942 г[ода] при попытке взлететь с неприспособленной площадки разбил самолет Герой Советского Союза [13.8.1941] майор [М.Н.] Плоткин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 января 1942 г[ода] при взлете с бомбовой нагрузкой с аэродрома Углово потерпел аварию самолет ДБ-3ф младшего] лейтенанта Калинкина.

16 февраля на аэродроме Новинка потерпел аварию самолет ДБ-3 мл[адшего] лейтенанта Зеленского. При взлете летчик не выдержал направление,уклонился влево, не справился с машиной и разбил ее.

За последнее время летные происшествия не только не увеличиваются21, но еще более возросли.

Так, например, по 11 [-му] авиаполку с 25 апреля по 15 мая поломано 6 самолетов.

25.Щ19]42 г[ода] при взлете на барраж над кораб-

ПРИ ОТПРАВЛЕНИИ шифровки командованию полка о прогнозе погоды он вычеркнул худшую часть прогноза, заявив при этом: «Еще испугаются и не полетят»

лейтенанта Парфенова на самолете МиГ-3 обрезал20 мотор, при посадке с убранными шасси поломан винт, помят радиатор. Через десять дней у Парфенова снова обрезал мотор, и при посадке он разбил самолет.

27 января 1942 г[ода] летчик 3 гиап старшина Неделин по причине обрезания мотора садится на лес и разбивает самолет.

23 декабря 1941 г[ода] в 4 гиап совершили вынужденную посадку [с]заклиненными моторами 2 самолета И-16.

27 января 1942 г[ода] в этом же полку сержант Бунов сел на лед по причине недостачи масла. Масло вытекло через кран масляного радиатора, который был не законтрен.

21 января 1942 г[ода] при посадке разбил самолет заме-

лями летчик сержант Пету-нин на самолете И-16 уклонился на 60°. Самолет встал на нос и упал на костыль. Самолет сгорел.

27.IV.[19]42 г[ода] летчик подполковник Кудрявцев на посадке на аэродроме Прию-тино не дожал до конца рычаг выпуска шасси. Посадку произвел на фюзеляж. Самолет И-16 требует ремонта в мастерских.

28.IV.[ 19]42 г[ода] при облете самолета И-16 летчик мл[адший] лейтенант Тата-ренко не мог полностью убрать шасси. При заходе на посадку шасси полностью не выпустились. Летчик делал ряд эволюций в воздухе, шасси не выпускались. Посадка произведена на фюзеляж, самолет требует длительного ремонта. Причина:

захлестнулись тросы уборки шасси в патроннике.

28.IV.[19]42 [года] при рулежке на самолете И-16 сержант Цыганков попал в грязь, винтом задел за землю, погнут винт.

11 .V. [19]42 г[ода] сержант Макаров на самолете И-16 при боковом ветре совершил посадку, подломал подкосы шасси. Самолет требует ремонта.

11.У.[19]42 г[ода] во время маскировки самолета И-16 механик сержант Швецов от неосторожного обращения с маскировочным материалом задел за РС-82, РС22 взорвался, повредил фюзеляж самолета и плоскость. Самолет требует ремонта.

8.^[19]42 г[ода] сержант Парфенов на самолете И-16 произвел вынужденную посадку на фюзеляж на аэродроме Комендантский. Самолет требует ремонта.

8.^[19]42 г[ода] летчик лейтенант Абрамов произвел вынужденную посадку на фюзеляж.

11 .V.[19]42 г[ода] при возвращении с прикрытия кораблей летчик мл[адший] лейтенант Щербачев при посадке с боковым ветром на самолете И-153 сделал полный капот. Самолет требует длительного ремонта в мастерских.

10.^[19]42 г [ода] при посадке летчик сержант Розов на самолете И-16 не справился со скосом (ветер под 900 к посадочной), самолет встал на нос, требует ремонта.

11 .V. [19]42 г[ода] при посадке летчик сержант Иванов на самолете И-153 из-за боковика встал на нос. Самолет требует полевого ремонта.

По 3 гиап

28.IV.[ 19]42 г[ода] летчик капитан Костылев при расчете на посадке уклонился от посадочной полосы, посадку произвел на неукатанном поле, самолет встал на нос. Самолет требует ремонта.

27.Щ19]42 г[ода] летчик ст[арший] лейтенант Руден-ко на самолете МиГ-1 при тренировочном полете на выравнивании потерял скорость. Самолет упал, разбит.

18.^[19]42 г[ода] летчик капитан Ворисов при облете

самолета ЛаГГ-3 на аэродроме Приютино при посадке без щитков потерял скорость, свалился на правое крыло, снес шасси. Самолет требует длительного ремонта в мастерских.

По 1 гмтап

18.V. [ 19]42 г[ода] летчик лейтенант Калинкин при перелете из Новой Ладоги в Уг-лово при посадке на аэродром Капитолово промазал и срезал шасси.

За время войны ВВС КБФ потеряли 85 самолетов от бомбардировок и штурмовок авиацией противника наших аэродромов23.

19 августа 1941 г[ода] при штурмовке противником аэродрома Низино уничтожено 22 и выведено из строя 13 наших самолетов. Это произошло в результате перегрузки аэродрома, расположенного близко к фронту, на котором находилось 104 самолета почти без маскировки.

Виноват командующий ВВС КБФ генерал-майор авиации [М.И.] Самохин и командующий 61 [-й] авиабригадой полковник [Ф.А.] Морозов, не принявшие мер к разгрузке аэродрома.

29 августа 1941 г[ода] на аэродром оз. Копенское налетели 25 самолетов Ме-109 и сожгли большое количество наших самолетов МБР-2, стоявших на воде и на берегу. Это опять-таки произошло потому, что самолеты были плохо замаскированы и не рассредоточены.

Неправильное использование боевых самолетов

В течение зимы по приказанию генерал-майора авиации Самохина и командиров бригад большое количество боевых самолетов использовалось для перелетов в тыл по личным и служебным делам. Вылетая в дальние рейсы по неизученным маршру-

там, самолеты зачастую терпели аварии.

В период января—февраля 1942 г[ода] только по 1 гмтап и 57 ап сидели на вынужденной посадке в тылу 5 боевых самолетов. Все вынужден-

ные посадки сопровождались серьезными поломками, после которых самолеты в течение месяца ремонтировались.

4 декабря 1941 г[ода] потерпел аварию в 130 км на запад от г. Молотов24 самолет ДБ-3, пилотируемый старшим лейтенантом Болебиным. Причина аварии точно не установлена, но имеется предположение, что Болебин совершил аварию, будучи в нетрезвом состоянии, т.к. до этого Боле-бин, будучи пьяным, разбил самолет на аэродроме Новинка, за что был осужден25 ВТ26 на 10 лет. Самолет до сих пор не введен в строй.

Состояние связи и сохранение военной тайны

Крупным недостатком в руководстве боевой деятельностью авиации является отсутствие должного внимания к работе средств связи и систематическое нарушение военной тайны.

Двусторонняя радиосвязь с самолетами в воздухе не на-

лажена. Средства наземной связи часто на длительный период выходят из строя. Например, телеграфная цепь между приемным центром и штабом ВВС КБФ была прервана с 26.IV до 12Лф9]42 г[ода]. Телеграфная цепь Приютино — штаб ВВС была прервана с 11 до 20 мая. Телефонная и телеграфная связь между приемным и передающим центрами прервана уже

В

•К

длительное время, единственным средством связи здесь является мотоцикл.

При перебазировании летных частей командиры их не заботятся об обеспечении себя средствами связи на новом месте базирования. 3 гиап перебазировался из Н[овой] Ладоги на аэродром Гражданка без средств связи и сразу же вынужден был обращаться в штаб ВВС КБФ об обеспечении его связью.

Совершенно секретная корреспонденция хранится в ряде случаев небрежно и пересылается попутными самолетами. Было принято 16 совершенно секретных пакетов штаба ВВС КБФ, которые и до сих пор не обнаружены. Из штаба ВВС КБФ пропала схема связи ВВС, разработанная начальником связи майором Куркиным.

Переговоры по телефону о боевых операциях, как правило, ведутся открыто, без соблюдения кода. Между штабом ВВС КБФ и 71 ап телефонная связь проходит через четыре коммутатора, несмотря на это, сообщения о боевых действиях и заданиях полку передавались открытым разговором, чем мог воспользоваться противник. Открытые разговоры по телефону ведут командующий ВВС генерал-майор [М.И.] Самохин, начальник штаба полковник Игнатьев, а вслед за ними и их подчиненные. Например, капитан Возняк из 58[-й] авиаэскадрильи открыто по телефону требовал добавить ему иприта27.

Систематически нарушается установленный порядок скрытой связи. Начальник штаба 8[-й] авиабригады майор Смирнов допустил к пользованию шифрперепи-ской лиц, которым это не положено. Эти лица читали вслух полученные шифртеле-граммы. Составляли шиф-рдокументы работники штаба, а начальник штаба майор Смирнов только подписывал.

ЗА ВРЕМЯ войны ВВС КБФ потеряли 85 самолетов от бомбардировок и штурмовок авиацией противника наших аэродромов

ИЗ ШТАБА ВВС КБФ пропала схема связи ВВС, разработанная начальником связи майором Куркиным

Длительное время шифрпост был размещен в коридоре и отделен тонкой фанерной перегородкой. Все разговоры шифровальщиков были слышны посторонним лицам.

В самом штабе ВВС КБФ отношение к шифровальной службе также недостаточно серьезное, несмотря на то, что управление ВВС на 80 проц. осуществляется шифром. По шифровке по флоту о том, что противник читает наши шифрдокументы, никаких мер принято не было. 22 мая на просьбу начальника СКС28 выделить самолет для отправки шифрдокументов генерал-майор Самохин нецензурно выругал его, заявив: «Берите резиновую лодку и плывите со своими документами».

Систематически нарушается установленный порядок обращения с шифрдокумен-тами. Шифровки задерживаются у Самохина и других работников штаба по 5—6 дней. Шифрдокументы отправляются в ряде случаев на попутных самолетах, без прикрытия. Так, был сбит самолет МБР-2, на борту которого находились шифрдокументы. Самолет сгорел. Судьба шифрдокументов точно не известна. В ночь на 21 мая командир 57 ап подполковник Морозов отправил действующие документы из Н[овой] Ладоги в Приютино на У-2 без прикрытия. Самолет с шиф-рдокументами не пришел.

Отношение командования к сохранению военной тайны характеризует такой факт: 13.III.[19]42 г[ода] на КП29 ВВС КБФ в Н[овой] Ладоге была вызвана парикмахерша для бритья генерал-майора Самохина и [В.А.] Русакова. В ее присутствии Самохин вел разговор по ВЧ30 с Москвой о боевых действиях авиации, о наличии самолетов и потерях.

Работа тыла

Эффективность боевых действий авиации снижает в ряде случаев нечеткая работа тыла.

Успешной работе тыла мешает, в частности, нечеткая организационная структура. Все тыловые учреждения

должны были бы замыкаться на пом[ощника] командующего по тылу, фактически авиабазы приданы летным частям и подчинены командирам этих частей. При перебазировании этих частей базы перебазируются вместе с ними с одного места на другое, загружают транспорт излишними перевозками, теряют и портят ценное имущество, отстают при перебазировании от летных частей и срывают их работу. Так было, в частности, с 11-й авиабазой, которая в течение зимы перебазировалась несколько раз вместе с 57 ап и уже в начале мая вновь перебазировалась на аэродромы Новинка и Белые Кресты, т.е. в тыл, в то время как авиация подтягивается ближе к Ленинграду и необходимо укреплять тыловые учреждения под Ленинградом.

О личных качествах командования ВВС КБФ

Генерал-майор авиации [М.И.] Самохин, член ВКП(б), в должность командующего ВВС КБФ назначен в июле м[еся]це 1941 г[ода], до этого был зам[естителем] командующего. Имеет большую склонность к выпивке, что отражается на работе.

К решению боевых задач относится поверхностно, в ряде случаев принимает непродуманные и неправильные решения, приводящие к неэффективному использованию авиации и излишним потерям материальной части и летного состава.

Как командир авторитетом среди командиров и комиссаров частей не пользуется.

Об ограниченности Самохина, ведущей к антигосударственным действиям, свидетельствует занятая Самохи-ным позиция, наносящая серьезный вред обороне Ленинграда. Например, с 1 ап-

реля проводится линия на «сохранение ВВС КБФ от уничтожения» и с этой целью всяческого сокращения взаимодействия с воздушными силами Ленинградского фронта. Эта линия осуществляется путем увода боевых частей на переучивание, затяжки формирования новых частей, отказа от крупных совместных операций с авиацией Лен[инградского] фронта и выделения небольших сил там, где отказаться нельзя (удар по Красногвардейску).

Была поднята кампания о снятии с ВВС КБФ прикрытия Ладожской водной трассы, которая кончилась тем, что Лен[инградский] фронт оперативно подчинил себе 4 гиап ВВС КБФ. В ходе этой кампании была отведена в тыл на переучивание на самолетах МиГ-3, ЛаГГ и Як-3 12 коаэ31, отлично владевшая

истребителями И-16. Ей были переданы самолеты МиГ-3 3 гиап. В то же время летчики этого полка остались без материальной части и также отведены в тыл. Таким образом, была заморожена одна эскадрилья МиГ-3, которая могла оставаться на фронте.

С целью скрыть силы ВВС КБФ от Лен[инградского] фронта затягивается формирование и ввод в боевые действия новых частей — 21 ап, 73 ап. Так, 21 ап еще в начале апреля прибыл на аэродром Богуслово и до сих пор находится там, не вступая в боевые действия. Там же находится в настоящее время 73-й авиаполк. Неофициальным оправданием этому служит ссылка, что ВВС Ленинградского] фронта скоро получат свою материальную часть.

Взаимодействия между авиацией флота и ВВС Лен[инградского] фронта на случай изменения обстановки на фронте не отработаны, что может привести к большим

С 1 АПРЕЛЯ проводится линия на «сохранение ВВС КБФ от уничтожения» и с этой целью всяческого сокращения взаимодействия с воздушными силами Ленинградского фронта

в

К

потерям и неэффективным действиям. Проводя линию укрытия сил, Самохин объективно не освещает вопросы военному совету КБФ и Лен[инградского] фронта. Потери при операциях совместно с авиацией Лен[инград-ского] фронта представляются в свете пагубности этих операций для авиации флота.

Практика руководства генерал-майора Самохина в течение 10 м[еся]цев и особенно в свете сегодняшних задач ВВС КБФ показала, что он не соответствует этой должности и не может успешно руководить авиацией флота.

Зам[еститель] командующего ВВС КБФ генерал-майор [В.А.] Русаков снят с должности командующего ВВС ЧФ за бытовое разложение и пьянство, но это не явилось для него уроком. Русаков — морально разложившийся человек, что можно характеризовать рядом фактов. Запасной командный пункт ВВС КБФ в авиагарнизоне Новая Ладога, возглавлявшийся генерал-майором Русаковым, был расформирован 30 марта с.г. [1942]. Командиры запасного пункта были откомандированы в Ленинград, а генерал-майор Русаков оставался там до 12 апреля и ежедневно пьянствовал. Вечером 12 апреля с.г. [1942] в 8-й авиабазе ВВС КБФ была организована попойка, где Русаков напился до полного опьянения.

28 апреля с.г. [1942] около 21 часа Русаков прилетел на аэродром Приютино в нетрезвом виде. В столовой, позднее на квартире командира 11 ап Рассудкова, Русаков, напившись пьяным, учинил дебош, неоднократно вызывал к себе по телефону мед[ицинских] работников. Ругань и крики Русакова продолжались до 3 часов ночи.

29 апреля с.г. [1942] Русаков пьянку продолжал, требуя к себе на квартиру зубного врача и официантку столовой, одновременно требуя вина и закуски.

30 апреля с.г. [1942] Русаков явился в столовую и по-

требовал вина. По распоряжению командира 11 ап Рассудкова ему было подано 200 граммов, не удовлетворившись этим, он стал требовать еще вина. Начальник штаба 4 гиап еще дал 200 граммов, после чего Русаков идти сам не мог, и его пришлось из столовой отвести в соседнюю комнату.

Как командир генерал-майор Русаков ничем себя в авиации ВВС КБФ не проявил.

По большинству приведенных фактов нами своевременно информировался военный совет КБФ.

Начальник 3-го отд[еления] о[собого] о[тдела] НКВД КБФ батальонный комиссар (подпись) НАТАЛИЧ32

«С о г л а с е н» Начальник особого отдела НКВД

КБФ

дивизионный комиссар (подпись) ЛЕБЕДЕВ

Центральный архив ФСБ РФ. Ф. 14. Оп. 4. Д. 1047. Л. 403—419. Подлинник. Машинопись.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Видимо, имеется в виду период с 22 июня 1941 г. по 14 июня 1942 г.

2 Цифра в документе не указана. В целом приводимые здесь цифры могут отличаться от данных других источников.

3 Имеется приписка от руки: «В том числе на ремонте в авиамастерских 54».

4 иап — истребительный авиационный полк.

5 Эта цифра расходится с приведенными выше статистическими данными.

6 Самохин Михаил Иванович — родился 19 января 1902 г , в ВМФ — с 1924 г Окончил Военно-теоретическую школу ВВС (1929) и Качинскую военную авиационную школу пилотов (1931). С 1939 г — заместитель командующего ВВС Балтийского флота. Участник Советско-финляндской войны 1939—1940 гг В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 г Командовал ВВС Балтийского флота, участвовал в бомбардировке Берлина в августе 1941 г За умелое руководство боевыми действиями ВВС флота, личное мужество и отвагу генерал-полковнику М.И. Самохину 29 июня 1945 г. присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны окончил Высшие академические курсы при Военно-морской академии (1947) и Военной академии Генерального штаба (1951). Командовал ВВС ряда флотов. С 1951 г.

— начальник ПВО ВМС — заместитель командующего авиацией ВМС, с 1957 г. — заместитель, а в 1961—1963 гг.

— помощник главнокомандующего Войсками ПВО страны. В 1963 г. уволился в запас.

7 Так в тексте документа. Возможно, это описка.

8 Свой подбитый самолет В.А. Гречишников направил на танковую колонну противника и погиб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 гмтап — гвардейский минно-тор-педный авиационный полк.

10 Не ясно, кто такой генерал-майор Коробков: в конце 1941 г. ВВС КБФ были сведены в 8-ю бомбардировочную бригаду (полковник Н.К. Логинов), 61-ю истребительную бригаду (командир Герой Советского Союза полковник И.Г. Романенко) и 15-й отдельный морской разведывательный полк (командир майор А.В. Арефьев).

11 Не ясно, почему органы не уделили внимания такому важному факту, как нанесение в августе 1941 г. первых бомбовых ударов по военным объектам Берлина силами 1-го минно-тор-педного авиационного полка 8-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС КБФ под командованием полковника Е.Н. Преображенского, за что 13 августа 1941 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. С 1942 г. Е.Н. Преображенский командовал авиационной бригадой, с сентября 1944 г. — исполнял обязанности командующего ВВС Тихоокеанского флота. В 1950—1962 гг. — командующий авиацией ВМФ.

12 ап — авиационный полк.

13 Примечание на полях: «Что же было нового в тактике противника?».

14 Генерал-майор авиации Н.Т. Пет-рухин ранее успешно командовал 10-й авиационной бригадой.

15 гиап — гвардейский истребительный авиационный полк.

16 аб — авиационная бригада.

17 ораэ — отдельная разведывательная авиационная эскадрилья.

18 Здесь: лицо, руководящее порядком взлета самолетов.

19 Видимо, речь идет о майоре И.Н. Пономаренко, помощнике командира 51-го минно-торпедного авиационного полка, Герое Советского Союза (22 июля 1944 г.).

20 Летный жаргон — резкая остановка двигателя.

21 Так в тексте документа. Следует читать: «не уменьшились».

22 РС — реактивный снаряд.

23 Эта цифра расходится со статистическими данными, приведенными выше.

24 Имеется в виду г. Молотовск (1938—1957 гг.), ныне Северодвинск.

25 Из текста не ясно, была ли снята с Болебина судимость.

26 ВТ — военный трибунал.

27 Автор докладной записки, видимо, использует жаргон. Иприт как отравляющее вещество в годы войны не применялся.

28 СКС — Служба кодированной связи.

29 КП — командный пункт.

30 ВЧ — высокочастотная связь.

31 коаэ — корректировочная отдельная авиационная эскадрилья.

32 Наталич Алексей Матвеевич (1909 г.р.) — в органах госбезопасности с 1934 г., батальонный комиссар, начальник 3-го отделения особого отдела НКВД КБФ (на 14 июня 1942 г.); майор, служил на различных должностях в отделе контрразведки «СМЕРШ» КБФ и НКГБ-МГБ Эстонской ССР (1942—1946 гг.), уволен из органов госбезопасности в 1946 г. Дальнейшая судьба не известна.

Публикация И.Б. ИВАНОВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.