Научная статья на тему 'Авиационные асинхронные машины специального применения. Опыт эксплуатации'

Авиационные асинхронные машины специального применения. Опыт эксплуатации Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
616
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / ЧАСТОТА / СТАТОР / ASYNCHRONOUS MOTOR / OPERATION / FREQUENCY / STATOR

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Юрковец Н. В., Михайлов М. А., Шилин Г. В.

Проанализирован перечень специальных машин, применяемых в авиации, а также изучены их технические характеристики и проведен обзор опыта эксплуатации данных типов машин на воздушных судах гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AIR INDUCTION MACHINES FOR SPECIAL APPLICATIONS. OPERATING EXPERIENCE

Analyzed a list of the special machines used in aviation, as well as their characteristics and given the experience of operating the above types of machines.

Текст научной работы на тему «Авиационные асинхронные машины специального применения. Опыт эксплуатации»

УДК 621.313.1

АВИАЦИОННЫЕ АСИНХРОННЫЕ МАШИНЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ.

ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Н. В. Юрковец, М. А. Михайлов*, Г. В. Шилин

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярскийрабочий», 31

*E-mail: [email protected]

Проанализирован перечень специальных машин, применяемых в авиации, а также изучены их технические характеристики и проведен обзор опыта эксплуатации данных типов машин на воздушных судах гражданской авиации.

Ключевые слова: асинхронный двигатель, эксплуатация, частота, статор. AIR INDUCTION MACHINES FOR SPECIAL APPLICATIONS. OPERATING EXPERIENCE

N. V. Yurkovets, M. A. Mikhaylov*, G. V. Shilin

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: [email protected]

Analyzed a list of the special machines used in aviation, as well as their characteristics and given the experience of operating the above types of machines.

Keywords: asynchronous motor, operation, frequency, the stator.

Асинхронной машиной называется двухобмоточная электрическая машина переменного тока, у которой одна обмотка (первичная) получает питание от электрической цепи сети с постоянной частотой f1, а вторая обмотка (вторичная) замыкается накоротко или на электрические сопротивления. Наибольшее распространение получили асинхронные машины с трехфазной симметричной разноименнополюсной обмоткой на статоре, питаемой от сети переменного тока, и с трехфазной или многофазной симметричной разноименнополюсной обмоткой на роторе. Машины такого исполнения называют просто «асинхронными машинами», в то время как асинхронные машины иных исполнений относятся к «специальным асинхронным машинам». К специальным асинхронным машинам относят: автономные асинхронные генераторы, асинхронные преобразователи частоты, однофазные и двухфазные асинхронные двигатели, асинхронные двигатели с экранированными (расщепленными) полюсами, асинхронные тахогенераторы, сельсины, вращающиеся трансформаторы и другие - применяемые в схемах управления и автоматики. Специальные машины работают на более высоких частотах переменного тока (200, 400 Гц и более).[1]

В самолетах и вертолетах гражданской авиации применяются главным образом трех - и двухфазные асинхронные электродвигатели. Двухфазные асинхронные электродвигатели, именуемые также двухфазные индуктивные двигатели (ДИД),с короткозамкнутым ротором имеют две обмотки возбуждения, расположенные под углом 90 градусов друг к другу. Для того, чтобы напряжения на обмотках были сдвинуты по фазе на 90 градусов, последовательно с одной из обмоток подключается конденсатор. При таком положении обмоток и сдвиге их фаз образуется вращающееся магнитное поле, скорость которого пропорциональна частоте питающей цепи.[2]

Поворотные трансформаторы применяются в различных устройствах авиационного оборудования, радиооборудования, для преобразования угловых положений элементов в электриче-

Секция «Техническая эксплуатация электросистем и авионики»

ские сигналы. Они представляют собой индукционные машины переменного тока и имеют статор и ротор, в пазы которых уложены однофазные или двухфазные обмотки, причем обмотка статора '^присоединяется к сети переменного тока и является обмоткой возбуждения. К обмотке ротора '2 подключается нагрузка. В зависимости от положения ротора изменяется коэффициент взаимоиндукции между обмотками, соответственно э.д.с. во вторичной обмотке, также изменяется по определенному закону. Поворотные трансформаторы различают в соответствии этим законам: синусные, косинусные, линейные. Важными техническими характеристиками поворотных трансформаторов являются погрешность отображения синусной зависимости, асимметрией нулевых положений ротора, остаточная эдс, погрешность отображения линейной зависимости, полное входное сопротивление холостого хода, коэффициент трансформации, номинальное на-пряжение.[3]

Сельсин - это электрическая машина, предназначенная для осуществления углового перемещения вала какого - либо механизма, в соответствии с перемещением вала другого механизма, причем перемещением происходит без механического контакта, с помощью магнитного потока. Сельсин представляет собой поворотный трансформатор: он состоит из статора с трехфазной обмоткой, которая называется обмоткой синхронизации, и ротора с однофазной обмоткой - обмоткой возбуждения. При эксплуатации, одна из этих машин соединяется с ведущей осью и называется датчиком, а другой с ведомой осью и называется приемником. [2] Технически, сельсины характеризуются такими параметрами как: напряжение питания, частота питающей сети, потребляемая мощность, максимальное напряжение синхронизации, асимметрия нулевых точек сельсинов датчиков.[2]

Тахогенератор - измерительный генератор постоянного или переменного тока, предназначенный для преобразования мгновенного значения частоты вращения вала в пропорциональный электрический сигнал. Асинхронные тахогенераторы переменного тока

По конструкции подобны асинхронным электродвигателям с полым короткозамкнутым ротором. На статоре такого тахогенератора расположены под углом 90° две обмотки, одна из которых (обмотка возбуждения) питается переменным током постоянной частоты и постоянного напряжения, а вторая является выходной, и к ней может быть подсоединён измерительный прибор (вольтметр, отградуированный, например, в об/мин). Так как частота выходного напряжения не зависит от частоты вращения ротора и равна частоте напряжения в катушке возбуждения, такой тип тахогенератора и называется асинхронным. А благодаря двум независимым катушкам АТГ может не только отображать скорость вращения, но и определять направление вращения изменением фазы выходного сигнала на 180° при изменении направления вращения. [3]

Эксплуатация специальных асинхронных машин в гражданской авиации находит себя в различных системах работы летательного аппарата. Сельсины могут применяться в устройстве указателя положения закрылков, предназначенного для дистанционного измерения и индикации углов отклонения закрылков самолета. Примером такого самолета является ЯК - 40.[4] Двухфазные индукционные двигатели благодаря удобству регулирования скорости вращения, легкости осуществления реверса, малому моменту трения и т.д. нашли широкое применение в следящих электроприводах авиационного оборудования. В авиации асинхронные тахогенераторы используют как датчики угловой скорости, частоты вращения и ускорений. В последнем случае обмотка возбуждения асинхронного тахогенератора подключается к источнику постоянного тока.[2]

Достоинства асинхронных тахогенераторов - надежность, малая инерционность. Недостатки - наличие на выходе остаточной э.д.с. при неподвижном роторе, относительно большие габа-риты.[3]

На основе приведенных данных, можно сделать вывод о том, что благодаря возможности работы на более высоких частотах переменного тока, а также разнообразию и особенностям конструкции, асинхронные машины специального применения используются во многих электросистемах самолета: электроприводы, указатели положения закрылков, датчики угловой скорости и т.д. Таким образом, изучена и обоснована необходимость их использования на суднах гражданской авиации.

Библиографические ссылки

1. Р. А. Акзигитов А.В., КацураН.В., Юрковец Н.В. Специальные электрические машины. Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2016. С. 47-49.

2. Гамулин, Софронов - Специальное оборудование самолетов и вертолетов ГА Изд.2 1972. С. 76-77.

3. Кузьмичев С.П., Ященков Л.Н. Авиационное и радиоэлектронное оборудование. 1971. С.

34.

4. Харин В. И. Авиационные приборы самолета Як-40: Учеб.пособие. - М.: МГА, 1971. С.

170.

© Юрковец Н. В., Михайлов М. А., Шилин Г. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.