Научная статья на тему 'Авиационные асинхронные машины специального применения. Опыт эксплуатации'

Авиационные асинхронные машины специального применения. Опыт эксплуатации Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1457
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Ларченко И.А., Шмелев Ю.О., Юрковец Н.В.

Проанализированы основные технические и эксплуатационные данные авиационных асинхронных машин специального применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Ларченко И.А., Шмелев Ю.О., Юрковец Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Авиационные асинхронные машины специального применения. Опыт эксплуатации»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Технические науки

УДК 629.73.08; 629.7.004.67

И. А. Ларченко, Ю. О. Шмелев Научный руководитель - Н. В. Юрковец Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АВИАЦИОННЫЕ АСИНХРОННЫЕ МАШИНЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ. ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Проанализированы основные технические и эксплуатационные данные авиационных асинхронных машин специального применения.

Электрические машины представлены на самолетах генераторами постоянного и переменного тока, преобразователями тока и напряжения, электромашинными усилителями, электродвигателями привода и электромеханизмами. Для удобства анализа все эти устройства относят к одному из двух основных видов электрических машин - генераторам или электродвигателям [1].

Асинхронные преобразователи частоты применяются преимущественно для получения переменного напряжения с частотой 100-200 Гц, необходимого для питания асинхронного привода с частотами вращения выше 3 000 об/мин (электропилы и другие ручные электрические машины).

Однофазные асинхронные двигатели - машины небольшой мощности, которые по конструктивному исполнению напоминают аналогичные трехфазные электродвигатели с короткозамкнутым ротором [2].

Статор асинхронного двигателя с экранированными полюсами имеет явнополюсную конструкцию. На полюсах размещается однофазная обмотка, которая подключается в однофазную сеть. Часть полюса охватывает короткозамкнутый виток К. На роторе двигателя имеется обычная короткозамкнутая обмотка в виде беличьей клетки.

Исследования влияния частоты на размеры и вес асинхронных электродвигателей и трансформаторов самолетного типа показали, что оптимальной частотой переменного тока для самолетов является частота 400 Гц, при которой наибольшая возможная скорость вращения электродвигателей составляет 24 000 об/мин.

Вес асинхронных электродвигателей самолетного типа при частоте 400 Гц примерно на 40 % меньше веса электродвигателей постоянного тока, рассчитанных на 24 В, имеющих ту же номинальную мощность и скорость вращения. В связи с этим в последние годы была установлена как наиболее рациональная для тяжелых самолетов трехфазная система при частоте 400 Гц с нейтралью, соединенной с корпусом самолета, линейным напряжением 208 В и фазовым 120 В Во многих случаях самолетные электродвигатели должны иметь большие кратности пусковых моментов. В связи с этим асинхронные электродвигатели самолетного типа выполняются с глубоким пазом для обмотки ротора и беличьей клеткой из латуни, обладающей значительно большим удельным сопротивлением, чем медь.

Специальные асинхронные машины включают: Автономный асинхронный генератор,

• асинхронный преобразователь частоты;

• однофазный асинхронный двигатель;

• однофазный асинхронный двигатель с пусковой обмоткой;

• асинхронный двигатель с экранированными (расщепленными) полюсами, и другие, которые рассмотрены ниже.

Асинхронные тахогенераторы. Тахогенераторы применяют для преобразования механического вращения в электрический сигнал. На выходе тахогене-ратора возникает напряжение, пропорциональное частоте вращения вала какой-либо машины. Шкала прибора, включенного на выходе тахогенератора, градуируется непосредственно в оборотах в минуту (об/мин) или километрах в час (км/ч) [3].

Асинхронный тахогенератор устроен так же, как двухфазный асинхронный двигатель с полым немагнитным ротором. На статоре в пазах уложены две обмотки, сдвинутые в пространстве на 90°. Одна из обмоток В (возбуждения) постоянно включена в сеть переменного тока, другая обмотка Г (генераторная) присоединена к нагрузке (электроизмерительному прибору V), т. е. является выходной.

Сельсины. Сельсины синхронной связи служат для синхронного и синфазного поворота или вращения двух или нескольких осей, механически не связанных между собой. В простейшем случае синхронную связь осуществляют с помощью двух одинаковых, электрически соединенных между собой индукционных машин, называемых сельсинами. Одну из этих машин, механически соединенную с ведущей осью, называют датчиком, а другую, соединенную с ведомой осью (непосредственно или с помощью промежуточного исполнительного двигателя), - приемником.

Вращающиеся трансформаторы. К ним относятся электрические микромашины переменного тока, преобразующие угол поворота ротора 0 в напряжение, пропорциональное этому углу или некоторым его функциям. В зависимости от закона изменения напряжения на выходе их подразделяют на следующие типы:

а) синусно-конусный трансформатор, позволяющий получать на выходе два напряжения, одно из которых пропорционально Бт0, а другое - соб0;

б) линейный вращающийся трансформатор, выходное напряжение которого пропорционально углу 0;

в) вращающийся трансформатор-построитель, выходное напряжение которого имеет связь с подаваемыми первичными напряжениями и и и2 в виде закона

Секция « Техническая эксплуатация электросистем и авионика »

ивых = С^и2 + и 2,

где С - конструктивная постоянная.

Для получения вращающихся трансформаторов различных типов можно использовать одну и ту же машину с двумя обмотками на статоре и двумя на роторе при различных способах их включения. Эти трансформаторы применяют в автоматических и вычислительных устройствах, предназначенных для решения геометрических и тригонометрических задач, выполнения различных математических операций, построения треугольников, преобразования координат, разложения и построения векторов и пр. В системах автоматического регулирования их используют в качестве измерителей рассогласования, фиксирую-

щих отклонение системы от некоторого заданного положения.

Библиографические ссылки

1. Панасюк Г. И., Попов И. А., Привалов Г. В. Авиационные электрические машины. М. : ВВИА им. Н. Е. Жуковского, 1985.

2. Специальные электрические машины / А. И. Бер-тинов, Д. А. Бут и др. М. : Энергоиздат, 1982.

3. Бут Д. А. Бесконтактные электрические машины. М. : Высш. шк., 1986.

© Ларченко И. А., Шмелев Ю. О., 2014

УДК 629.73.08; 629.7.004.67

Е. А. Лосев, С. В. Полежаев Научный руководитель - Н. В. Юрковец Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТИПОВ АВИАЦИОННЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН. МЕСТО АВИАЦИОННЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

Рассматривается актуальность использования авиационных электрических машин в системе современного оборудования воздушных судов.

Электрические машины являются основными элементами электрических установок. Электрические машины, предназначенные для преобразования механической энергии в электрическую называются генераторами, а электрической в механическую - двигателями. К электрическим машинам также относят и трансформатор. Принцип действия электрических машин основан на физических законах электромагнитной индукции и электромагнитных сил [1].

Авиационные электрических машины применяются в качестве электромашинных преобразователей (ПТ-750, ПО-750), синхронных однофазных и трёх-

фазных машин (ГТ-40ПЧ-6), асинхронных однофазных и трёхфазных машин, машин постоянного тока (СТГ-18ТМО).

Место авиационных электрических машин в системе современного оборудования воздушных судов рассмотрим на примере последней модели самолёта американской компании Boeing - Boeing 787 Dreamliner [2]. В самолете Boeing 787 Dreamliner для питания систем самолета используется электроэнергия, а не пневматика, и он зависит от электроэнергии в большей степени, чем все другие самолеты компании Boeing.

Размещение электрооборудования на самолете Boeing 787 Dreamliner

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.