Научные труды Дальрыбвтуза. 2022. Т. 61, № 3. С. 70-76.
Scientific Journal of the Far Eastern State Technical Fisheries University. 2022. Vol. 61, no 3. P. 70-76.
СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ИХ ЭЛЕМЕНТЫ (ГЛАВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ)
Научная статья УДК 656.085
Аварийность морских судов и методология поиска причинно-следственных связей,
приведших к аварии
Виталий Витальевич Ганнесен1, Екатерина Евгеньевна Соловьёва2
1 2 Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, Владивосток, Россия
Аннотация. Морские аварии вызывают огромную озабоченность во всем мире особенно из-за их воздействия на окружающую среду. Рассматриваются основные виды аварий на судне. Приводится мировая статистика потерь судов по их типам и по причинам гибели. Акцентируется внимание на технических аварийных ситуациях. Рассматривается вариант развития причинно-следственных связей, повлекших за собой аварийную ситуацию, на примере возникновения судовых пожаров.
Ключевые слова: аварийный случай, инцидент, безопасность мореплавания, статистический анализ, человеческий фактор
Для цитирования: Ганнесен В.В., Соловьёва Е.Е. Аварийность морских судов и методология поиска причинно-следственных связей, приведших к аварии // Научные труды Дальрыбвтуза. 2022. Т. 61, № 3. С. 70-76.
MARINE POWER PLANTS AND THEIR ELEMENTS (MAIN AND AUXILIARY) Original article
The accident rate of sea vessels and the methodology for searching for the accident causes Vitalii V.Gannesen1, Ekaterina E.Soloveva2
1,2 Far Eastern State Technical Fisheries University, Vladivostok, Russia
Abstract. Marine accidents are of great concern around the world, especially because of their impact on the environment. The article discusses the main types of accidents on the ship. The world statistics of losses of ships by their types and causes of death are given. Attention is focused on technical emergencies. A variant of the development of cause-and-effect relationships that led to an emergency is considered, using the example of the occurrence of ship fires.
Keywords: emergency, accident, safety of navigation, statistical analysis, human factor
Ганнесен В.В., Соловьёва Е.Е., 2022
For citation: Gannesen V.V., Soloveva E.E. The accident rate of sea vessels and the methodology for searching for the accident causes. Scientific Journal of the Far Eastern State Technical
Fisheries University. 2022; 61(3): 70-76. (in Russ.).
Введение
Безопасность была важным предметом морских исследований и практики в течение очень долгого времени. Оценка последствий аварий, анализ безопасности, снижение рисков и управление ими являются одними из ключевых тем исследований в области портов и судоходства. Тем не менее морские транспортные операторы и заинтересованные стороны постоянно сталкиваются с различными типами аварий и опасностей.
Судоходство и морские перевозки являются строго регулируемой мировой отраслью. Благодаря повышению осведомленности общественности об экологических и человеческих последствиях морских аварий, а также ужесточению законодательства правительств и международных органов в отношении судов и судоходных операций, безопасная и эффективная эксплуатация судов является приоритетом для всех судостроителей, владельцев и операторов.
Обсуждение
Согласно анализу, проведенному Allianz Global Corporate & Specialty (AGCS) (ведущий глобальный оператор корпоративного страхования и ключевое бизнес-подразделение группы Allianz), за последнее десятилетие произошел значительный прогресс в области безопасности судоходства, поскольку количество аварий судов снизилось одновременно с ростом размера мирового флота [1]. Общие транспортные потери по годам представлены на рис. 1 (суда валовой вместимостью более 100 т).
140 120 100 80 60 40 20 0
Рис. 1. Общие транспортные потери судов валовой вместимостью более 100 т Fig. 1. Total transport losses of ships with a gross tonnage of more than 100 t
Южный Китай, Индокитай, Индонезия и Филиппины являются основными глобальными очагами потерь, на которые приходится каждая пятая потеря, хотя активность снизилась по сравнению с 2020 г. В Персидском заливе наблюдался значительный рост аварийных случаев, он занял второе место, опередив регион Восточного Средиземноморья и Черного моря. Воды Юго-Восточной Азии также являются местом основных потерь за последнее десятилетие, что обусловлено такими факторами, как высокий уровень местной и международной торговли, перегруженные порты, старый флот и экстремальные погодные условия.
По типам судов аварии распределились следующим образом, рис. 2:
Транспортные потери по годам
127
111
10 90 5 102 94
73 71
■ ■ ■ 54
I
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Танкеры Кониейнеровозы Ролкеры Химовозы Буксиры Пассажирские Балкеры Рыболовные Грузовые
0 5 10 15 20
Рис. 2. Аварийность в зависимости от типа судна за 2021 г.
Fig. 2. Accident rate depending on the type of vessel for 2021
Следует отметить, что затопление было основной причиной общих потерь всех типов судов в 2021 г., составляя около 60 %. Пожар/взрыв занял второе место (15 %), а повреждение/отказ оборудования - третье (11 %). Сообщается, что экстремальные погодные условия стали причиной как минимум 13 потерь в 2021 г., в то время как декабрь и май были наиболее частыми месяцами потерь, по семь в каждом соответственно. В совокупности затопление (52 %), авария/посадка на мель (18 %) и пожар/взрыв (13 %) являются тремя основными причинами общих потерь за последнее десятилетие (2011-2020 гг.), на которые приходится более 80 % из 892 зарегистрированных потерь.
В то время как общее количество потерь за последний год снизилось, количество зарегистрированных аварийных случае (АС) или инцидентов на судах увеличилось. Повреждение/отказ оборудования приходится на каждое третье происшествие в мире. Пожар/взрыв является третьей основной причиной (после столкновения), при этом количество пожаров ежегодно увеличивается почти на 10 %. В табл. 1 приведена статистика аварийных случаев по видам.
Таблица 1
Статистика аварийных случаев по видам (по данным Allianz Global Corporate & Specialty (AGCS)
Table 1
Accident statistics by type (according to Allianz Global Corporate & Specialty (AGCS)
Тип АС 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Затопление 46 54 70 50 66 48 57 31 31 24 477
Крушение 28 29 21 18 19 20 15 4 4 7 127
Пожар 9 14 15 7 9 12 8 9 9 10 99
Повреждение техники 6 15 1 5 2 10 9 0 0 1 51
Повреждение корпуса 3 7 1 5 2 4 5 1 1 0 29
Столкновение 3 5 2 2 7 2 1 1 1 2 27
Удар о портовую стену 0 2 0 1 0 0 0 0 0 0 3
Пропажа 0 0 0 0 0 2 0 1 1 0 3
Пираты 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
Другое 2 2 1 2 0 1 0 1 1 5 14
Итого 98 128 111 90 105 99 95 53 48 49 876
Аварийность в зависимости от типа судна
Исходя из данных Европейского агентства по безопасности на море в 2021 г. потеря остойчивости и плавучести была основной причиной общих потерь всех типов судов, составляя около 60 % [2], пожар/взрыв занял второе место (15 %), а повреждение/отказ оборудования - третье (11 %). Большинство (85 %) аварий и инцидентов, подлежащих регистрации, связаны с полным отказом какого-либо механизма или технической системы. В 2021 г. чаще всего происходили инциденты с полным отказом каких-либо механизмов или технических систем на судах рыболовного промысла (55 %) и сухогрузных судах (23 %).
Статистические данные по показателям аварийности, полученные на основании годовых отчетов Госморречфлота за 2015-2021 гг. [3], и технические аварийные случаи с судами под флагом РФ распределились следующим образом, табл. 2, процентное соотношение - рис. 3.
Таблица 2
Показатели аварийности на море по видам (по данным Госморречфлота)
Table 2
Indicators of accidents at sea by type (according to Rosmorrechflot)
Вид АС 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 Итого
Повреждение судовых устройств и механизмов 21 23 32 30 20 20 20 1 167
Пожар/взрыв 4 5 7 9 4 4 2 - 35
Потеря остойчивости 5 2 3 6 3 4 3 1 27
Повреждение корпуса 7 1 3 1 4 2 2 4 24
Взрыв/пожар 15%
Технические АС
Потеря Остойчивости 11%
Повреждение корпуса 9%
Повреждение
судовых устройств и механизмов -65%
Повреждение судовых устройств и механизмов Повреждение корпуса Потеря Остойчивости Взрыв/пожар
Рис. 3. Распределение технических аварийных ситуаций Fig. 3. Distribution of technical emergencies
Из приведенных в таблицах и на рис. 3 данных видно, что технические аварийные ситуации занимают основное место среди всех аварий, из которых особого внимания требуют такие аварии, как пожар/взрыв. Следует отметить, что пожары стоят на третьем месте по числу потерь, являясь одной из наиболее частых причин гибели судна и доказывая необходимость особенно внимательно подходить к вопросу обеспечения противопожарных мер.
На сегодняшний день пожары на борту крупных судов остаются главной проблемой судоходной отрасли. Катастрофические пожары на крупных судах обычно начинаются с горючих грузов, которые затем быстро распространяются и превосходят возможности пожаротушения экипажем. Размер и конструкция больших судов делают обнаружение пожара и борьбу с ним более сложной задачей, как только экипаж вынужден покинуть судно, аварийное реагирование и спасательные операции становятся более сложными и дорогостоящими, а риск гибели судна возрастает. Анализ безопасности судоходства показывает, что только на борту контейнеровозов за последние пять лет было зарегистрировано более 7О пожаров. Так, в 2О19 г. судно Grande America затонуло в результате пожара, а образовавшийся разлив нефти растянулся на 1О км, в 2О21 г. пожар на борту контейнеровоза X-Press Pearl привел к его затоплению вместе с грузом, в 2О22 г. судно Felicity Age в результате пожара затонуло вместе с грузом, ущерб составил более 4 миллионов долларов.
Заключение
В качестве примера развития причинно-следственных связей, повлекших за собой аварийную ситуацию, с помощью диаграммы Исикавы описана процедура расследования причин возникновения пожара на судне, рис. 4.
Анализ аварийных ситуаций показывает, что все они в большинстве случаев характеризуются комбинацией каких-то причин, возникающих на различных стадиях развития аварии [4, 5]
Список источников
1. https://www.agcs.allianz.com/news-and-insights/reports/shipping-safety.html.
2. Сведения об аварийности с судами на море и ВВП [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sea.rostransnadzor.gov.ru/funktsii/rassledovanie-transportny-h-proisshes/analiz-isostoyanie-avarijnost.
3. https://www.emsa.europa.eu/publications/reports.html.
4. Маликова, Т.Е. Причинно-следственный анализ аварийности судов, перевозящих пакетированные грузы / Т.Е. Маликова, Н.М. Аносов, А.И. Филиппова // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. 2О15. № 4. С. 86-89. EDN VONRRH.
5. Маликова Т.Е. Аварийность морского флота и анализ внешних факторов, повлёкших за собой аварии со смещением грузов // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. 2О14. № 1-2. С. 162-165. EDN THBVZV.
References
1. https://www.agcs.allianz.com/news-and-insights/reports/shipping-safety.html.
2. Information about accidents with ships at sea and GDP [Electronic resource]. Access mode: https://sea.rostransnadzor.gov.ru/funktsii/rassledovanie-transportny-h-proisshes/analiz-i-sostoyanieavarijnost.
3. https://www.emsa.europa.eu/publications/reports.html.
4. Malikova T.E. Prichinno-sledstvennyy analiz avariynosti sudov, perevozyashchikh paketiro-vannye gruzy / T.E. Malikova, N.M. Anosov, A.I. Filippova // Nauchnye problem transporta Sibiri i Dal'nego Vostoka. 2О15. № 4. S. 86-89. EDN VONRRH.
5. Malikova T.E. Avariynost' morskogoflota i analiz vneshnikh faktorov, povlekshikh za soboy avarii so smeshcheniem gruzov / T.E. Malikova // Nauchnye problem transporta Sibiri i Dal'nego Vostoka. 2О14. № 1-2. S. 162-165. EDN THBVZV
Техническое состояние судна
Контроль пожарной безопасности
Готовность экипажа к борьбе с пожаром
Состояние системы обнаружения пожара
. Наличие и состояние перереносных средств пожаротушения
Состояние систем профилактики и тушения пожара
. Наличие вахтенной службы
Достаточность количества людей
Действие вахтенной службы при получении сигнала о пожаре
Умышленный поджог
Нарушение правил проведения огневых работ
Нарушение правил перевозки опасных грузов
Неосторожное обращение с огнем
Нарушение правил курения
Нарушение правил хранения материалов склонных к самовозгоранию
Квалификация
Пожар/взрыв
Нарушение правил эксплуатации паровых котлов
Нарушение правил эксплуатации электрооборудования
Неисправности электрокабелей и электрооборудования
Нарушение правил эксплуатации судовых механизмов
■ Нарушение правил эксплуатации бытовых нагревательных приборов
Пожарно-профилактический _режим_
Рис. 4. Причинно-следственная диаграмма развития аварийной ситуации возникновения пожара/взрыва Fig. 4. Cause-and-effect diagram of the development of an emergency situation of fire/explosion
Информация об авторах
В.В. Ганнесен - доцент, доцент кафедры судовождения, SPIN-код: 8351-9640, AuthorlD: 812731;
Е.Е. Соловьёва - старший преподаватель кафедры судовождения, SPIN-код: 2621-0656, AuthorlD: 1108787.
Information about the authors
V.V. Gannesen - Associate Professor, Associate Professor of the Department of Navigation, SPIN-code: 8351-9640, AuthorlD: 812731;
E.E. Soloveva - Senior Lecturer of the Department of Navigation, SPIN-code: 2621-0656, AuthorlD: 1108787.
Статья поступила в редакцию 03.10.2022; одобрена после рецензирования 05.10.2022; принята к публикации 07.10.2022.
The article was submitted 03.10.2022; approved after reviewing 05.10.2022; accepted for publication 07.10.2022.