УДК 821.161.1.09. 882 (092) Окуджава
Матюшкина Е. Н.
Авантюрность в исторической прозе Б. Окуджавы
В статье рассматривается авантюрность как романное начало исторических произведений Б. Окуджавы. Авантюрность воплощается через специфическую формуль-ность - соответствующие повествовательные приемы и сюжетные схемы (путешествие, погоня, любовная интрига, обыск). Авантюрный сюжет используется для раскрытия сложности современной писателю действительности.
In article adventurousness is considered as the novelistic beginning of historical novels of B. Okudzhava. Adventurousness embodied through specific formularity - corresponding narrative devices and plot scheme (travel, chase, a love affair, the search). The adventurous plot helped the writer to open complexity modern to it reality.
Ключевые слова: исторический роман, авантюрность, авантюрный герой, сюжет, ирония, свобода, «частный» человек.
Key words: historical novel, adventurousness, adventurous hero, plot, irony, freedom "private" person.
Исторические романы Б. Окуджавы являются неотъемлемой частью литературного наследия поэта и прозаика, репрезентативным явлением литературы позднего советского периода. Проза образует художественное единство, целостную систему взглядов писателя, в основе которой проекция русской истории XIX века на современную автору реальность.
Ориентация Б. Окуджавы на создание исторической прозы с ярко выраженным лирическим и философским началом не препятствует проникновению в нее авантюрности. По точному замечанию Н. Тамарченко, главным признаком исторического романа является «сочетание авантюрности и историзма», которое рассматривается в качестве «структурного, то есть формального и содержательного принципа» [9, с. 97]. Это утверждение вполне применимо для характеристики произведений Б. Окуджавы, где авантюрность, воплощаясь через специфическую формульность - соответствующие повествовательные приемы и сюжетные схемы (путешествие, бегство, погоня, любовная интрига, обыск и т.д.), - обеспечивает необходимую свободу для романного сюжета.
В первом историческом романе Б. Окуджавы «Бедный Авросимов» авантюрный романный сюжет разворачивается вокруг фигуры главного героя. Важным представляется то, что писатель всегда показывает историческое событие через восприятие «частного» человека. Иван Евдокимович Авросимов служит писарем в Следственном комитете, фиксируя показания участников мятежа на Сенатской площади: «молодой рослый розовощекий человек <...> выражение его лица было всегда удивленным и даже вос-
© Матюшкина Е. Н., 2013
торженным» [4, с. 26]. Свою должность он получил благодаря протекции дядюшки. Авантюрой являются в романе поиски закопанного «ужасного документа, именуемого Русской Правдой» [4, с. 152], которую должен найти Авросимов, сопровождая в Малороссию арестованного подпоручика Заикина, готового указать властям место сокрытия рукописи. Авантюристическим предприятием в произведении выглядят так и неосуществленные планы Авросимова по освобождению Пестеля из Петропавловской крепости: «“Мешкать нельзя, - подумал наш герой, нацеливая перо на бумагу, - не ровен час - все переменится, а переменится - прощай, полковник несчастный, не жди добра!” <...> План крепости со всеми подходами и углами неожиданно получился весьма верно <...>. Осуществить готовый план он решил нынче же в среду, в полночь» [4, с. 234]. Авантюрное в этом романе Б. Окуджавы имеет особый оттенок. Все, что происходит с героем, выглядит случайным и неожиданным: внезапно выявляется подлинный контекст и смысл сказанного декабристом, появляется та идея, которая меняет жизнь Авросимова. Автору важно показать, как меняется отношение Авросимова к Пестелю: в начале романа - «злодей», затем герой произносит следующие слова «мне вас жалко, жалко, жалко». Постепенно писарь проникается идеями декабризма, мечтает о благородном самопожертвовании во имя свободы и самоутверждения: «Господи, за что ты меня-то помиловал? Вот он весь я, живу на свободе, как голубь лесной. Разве ж это не счастье?..» [4, с. 223] или «свобода не казалась райскими кущами <.. > но у него было такое чувство, будто он уже касался ее когда-то, где-то, однажды, совершив первый и теперь уже последний глоток» [4, с. 245].
Авантюрная линия проходит через весь роман, усиливая иронический оттенок в освещении происходящего. В центре повествования не яркая фигура декабриста, его мысли и поступки, а бедный «писарь», оказавшийся свидетелем исторических событий. Авросимов является вымышленным персонажем. Б. Окуджава подчеркивал, что этот собирательный образ почерпнут из протоколов допросов декабристов.
На фоне исторической романистики 1960-80-х годов произведение Б. Окуджавы «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» выделяется, прежде всего, неожиданной в рамках избранной жанровой формы трактовкой прошлого. Критика того времени не смогла адекватно оценить роман, осознать его документальный характер. Исследователи определяли роман как «непонятную вещь» или «странную прозу» [3, с. 190]. Особое значение в этой связи приобретают слова Б. Окуджавы: «Старинный водевиль - это роман, роман исторический. Исторический потому, что он рассказывает об истинном происшествии, имевшем место в России сто лет назад. Водевиль потому, что в основу его положено истинное происшествие, совершенно анекдотическое, водевильное по своей сути» [7, с. 24]. В произведении «Похождения Шипова» оригинальность подхода Б. Окуджавы к жанру исторического романа заключается в нарочитом вкраплении в
текст элементов водевиля: песенок-куплетов. Повествование постоянно прерывается повторением строк: «Зачем тебе алмазы и клятвы все мои? / В полку небесном ждут меня. / Господь с тобой, не спи».
В первой журнальной публикации произведение называлось «Мерси, или Похождения Шипова: Старинный водевиль: Истинное происшествие» («Дружба народов», 1971, № 12). В последующих изданиях исчезает слово «Мерси», затем Б. Окуджава убирает из названия «Истинное происшествие», оставляя его только на первой странице. Показательно, что именно слово «мерси» обозначает завязку всего действия. Так, Шипову предлагают узнать, что происходит в имении Л. Толстого, не собирается ли писатель организовать тайное общество. На это герой отвечает: «Мерси <...>. Рад стараться» [5, с. 19]. Водевильная история заканчивается неожиданным «воспарением» Шипова, перед которым он произносит следующие слова: «Вот теперь хорошо, - сказал преступник. - Мерси... - И сложа на груди руки, вытянулся весь, застыл на мгновение и вдруг начал медленно подниматься в воздух, все выше, выше и полетел легко и свободно, не меняя торжественной позы, с едва заметной благостной улыбкой на устах, озаренный пламенем заката, все выше, выше, пока не превратился в маленькую красную точку и не исчез совсем в сумеречном небе» [5, с. 200]. Становится очевидным, что «Истинное происшествие» и «Старинный водевиль» уже заглавием свидетельствуют о несомненной фарсовости документального повествования.
История с доносом на Льва Толстого, результатом которой явился обыск в Ясной Поляне, имела место в действительности. Водевильность этой ситуации описана в статье И. Ильинского «Жандармский обыск в Ясной поляне в 1862 г.» (1932), которая является главным источником для романа Б. Окуджавы. Не будет преувеличением сказать, что И. Ильинский ярко очертил абсурдность обстоятельств, а также раскрыл специфику главного героя Шипова (реального персонажа): «Постоянное появление на сцене этого горохового пальто среди блестящих мундиров шефа жандармов кн. Долгорукова, московского генерал-губернатора Тучкова <...> и других действующих лиц яснополянского охранительного фарса делают фигуру Шипова не только колоритной, но и загадочно-интересной» [2, с. 375]. Шипов - «специалист по карманным воришкам» и Гирос - «доносчик, филер» становятся героями авантюрного сюжета романа Б. Окуджавы. Характеры произведения гротескны в соответствии с законами авантюрного повествования. Сыщик Шипов вводит в заблуждение даже самого «шефа жандармов» князя Долгорукова. Вокруг героя-авантюриста постоянно происходят нелепые водевильные ситуации: то волки на него напали, и он всю ночь проводит на дереве, то Гирос растратил все казенные деньги, то в трактире его ограбят, после чего он отправляется пешком из Тулы в Москву. Комичными выглядят поиски подземных катакомб, тайных помещений или типографических станков для печатанья «противозаконных изданий»: «У пруда собрались уже все. Был полдень. Солнце пекло невыносимо.
Мужики и бабы из окрестных деревень собрались, как на ярмарку. Полковник Дурново сидел на взгорке в плетеном кресле под тенью молодой липы. Фуражку он держал в руке, <...> тонкая шея тянулась из воротника, готовая выскочить из него и мчаться туда, где два жандарма, закатав панталоны, готовились с бреднем зайти в воду <...>. Становой пристав Кобе-ляцкий стоял у самой воды <...>, надеялся различить очертания злополучного типографского станка» [5, с. 190]. Ирония Б. Окуджавы проявляется в противоречии между «миссией», которую должен был выполнить Шипов, и общей оценкой его действий.
Авантюрная канва романа «Похождения Шипова» помогает автору добиться остроты в постановке многих актуальных вопросов, так как он обращался только к тем историческим фактам, которые присутствовали в современной ему действительности. Собирая материалы о Л. Толстом, Б. Окуджава заинтересовался, почему жандармы постоянно преследовали писателя. Тема сыска, начатая в «Похождениях Шипова», будет развита в следующем романе «Путешествие дилетантов», в котором доносительство и преследование представляются абсурдными и трагическими: «Шпионство у нас - не служба, а форма существования» [6, с. 41]. Показательно, что роман «Похождения Шипова» создавался в тот период, когда разворачивалась писательская кампания в защиту А. Гинзбурга, создавшего «Белую книгу» (лето 1966 года), когда Б. Окуджава подписывает письмо в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля. В контексте данных событий становится очевидным, почему в списке из 18 действующих лиц на первое место поставлен не авантюрист Шипов, а «Толстой Лев Николаевич, граф, отставной артиллерии поручик, тульский помещик, литератор, 34 лет» [5, с. 4]. Л. Толстой является ключевой фигурой исторического романа. Именно вокруг него завязывается водевильная история с обыском и слежкой, о которых он долгое время даже не подозревает. Толстой в романе «Похождения Шипова» - «частный» человек, не знающий, что ждет его впереди. Ни о чем даже не догадываясь, он отправляется «на кумыс», пишет письма тетушке Т. Ергольской. С. Бойко обращает внимание на то, что эти письма Толстого служат камертоном обычной жизни, противостоящей государственной системе, в них складывается мотив «прогулки фрайеров» [1, с. 16]. Данный мотив в дальнейшем актуализируется как в поэзии, так и в прозе Б. Окуджавы, особенно в его романах «Путешествие дилетантов» и «Свидание с Бонапартом».
В историческом романе Б. Окуджавы «Путешествие дилетантов» авантюрна история «бегства» Лавинии и Мятлева из Петербурга на Кавказ, которая составляет основное содержание романа. «Путешествие» в заглавии произведения маркирует фабулу, является косвенным указанием на его стилевые особенности. Сюжетные блоки романа соответствуют авантюрной традиции: тайна, путешествие, любовная интрига, погоня и др.
Нельзя не согласиться с точкой зрения С. Уваровой, которая, анализируя особенности сюжета романа «Путешествие дилетантов», справедливо
отметила: «Авантюрный и исторический хронотопы сосуществуют, разделив “сферы влияния”. Первый определяет внутреннюю жизнь героев и мотивированные ею поступки (вторичное бегство Лавинии, побег Мятлева и др.), второй - внешнюю, видимую, предназначенную для чужого глаза. При этом авантюрный хронотоп предстает как избранный путь, ведущий к идеальному бытию, тогда как исторический воспринимается как бремя судьбы, преграда на пути к идеальному бытию» [10, с. 126]. Героев Б. Окуджавы, вырвавшихся «за шлагбаум» обыденной жизни, преследуют сыщики. В произведении воссоздана эпоха царствования Николая I. Преследование и выслеживание представляются абсурдными: «главную массу составляют шпионы по любительству, шпионы-бессеребреники, совмещающие благородную службу с доносительством и слежкой» [6, с. 41]. Влюбленные по дороге знакомятся с помещиком Иваном Евдокимовичем, у которого надолго задерживаются, лишь в день отъезда выясняется, что это — Авросимов. Бедный «писарь», повстречавшийся на пути беглецов, показан одиноким, страдающим недоверием к людям: «вызывал ощущение чего-то недосказанного, недосмотренного <...> с непонятной тоской в голубых глазах <...>. Какая-то драма свела его с ума» [6, с. 310 - 321]. Через Москву и Тулу Лавиния и Мятлев отправляются в сторону Пятигорска, но неожиданная встреча с дружелюбно настроенным полковником фон Мюф-лингом заставляет их повернуть в Тифлис, к родственникам Амирана Амилахвари. По дороге их задерживают и препровождают в Петербург: князя - в крепость, Лавинию - к законному супругу. Данная любовная коллизия в прозе Б. Окуджавы, увлекающая читателя, - продолжение разработки главной темы его творчества этого периода: судьба и свобода. Понятия «рока» и «судьбы» в исторических романах писателя определяют бессилие «частного» человека перед обстоятельствами, а шире - исторической действительностью. Все действия и поступки героев в романе «Путешествие дилетантов» так или иначе оправдываются действием судьбы, тем самым продолжая формировать авантюрную линию романа: «они обсудили свою незавидную долю, два маленьких человечка, брошенных друг к другу не собственным капризом или прихотью, а Судьбою, а с нею, как известно, шутки плохи» [6, с. 266]; «судьба тайно делала свое дело. Это она заставила его с радостной поспешностью одаривать своих друзей всякими милыми мелочами, будто бы в память об их совместной удаче, а вышло - в память о нем самом, ибо он был убит в самом начале дела» [6, с. 9]; «ночь была насыщена роковыми предзнаменованиями. Они царили во всем» [6, с. 516] и т.д.
В последнем историческом романе Б. Окуджавы «Свидание с Бонапартом» героями авантюрного сюжета становятся авторы трех дневников: Опочинин, Бигар и Волкова. Произведение начинается «записками» отставного генерал-майора Опочинина, который, находясь в своем имении Липеньки, планирует убийство Наполеона во время торжественного обеда: «Император Александр нервничает в Петербурге, поджимая обиженные
губы и негодуя на своих полководцев. Горячий Багратион интригует против осторожного Барклая, Тимоша бьет по щекам липеньского старосту, распорядившегося высечь мужика перед лицом гибели отечества. Я приготовляю нечто в надежде разом облагородить искаженный лик истории <...>. Когда обед достигнет апофеоза и все слова будут сказаны, я совершу предназначенное, подожгу фитиль <...>. И вот белые губы молвы разносят, что лазутчики Багратиона спасли Россию в тот самый момент, когда старый безумец Опочинин потчевал Бонапарта обедом и расточал хвалу французам?» [8, с. 276 - 277]. Герой не может остаться равнодушным к происходящему, хотя его идеи выглядят абсурдными. Когда читатель ожидает начала реализации авантюристического предприятия, дневник Опо-чинина обрывается, он исчезает из повествования, и о его смерти от пули французского солдата говорится уже вскользь.
«Горестные воспоминания о минувшем» французской «певички» Луизы Бигар посвящены событиям в горящей Москве: «Запах удушливой гари, надвигающийся огонь, канун гибели» [8, с. 382]. Во время длительного скитания по горящему городу судьба ее сводит со многими героями: племянником Опочинина Тимошей Игнатьевым, «безумным» гувернером Францем Мендером, с возлюбленным Варвары Волковой - Свечиным. Луиза Бигар рассказывает о событиях в горящей Москве, подробно описывая улицы и свои чувства: «Более недели я не выходила из дому и постепенно, не соприкасаясь с царящим на улицах адом, стала приходить в себя. Где-то там, за стенами, за картоном в окнах, продолжались, видимо, бесчинства <...>. Иногда по ночам до меня доносились из-за окон выстрелы, и я понимала, что жива лишь по милости божьей. В воздухе пахло переменами» [8, с. 410 - 411]. Показательно, что о происходящих событиях читатель узнает только по «горестным воспоминаниям» героини, которая только шесть лет прожила в Москве. Однако Луиза Бигар не снимает с себя ответственности за действия своих соотечественников: «Мне было стыдно, что я француженка, что мои соотечественники прервали нашу милую, почти беззаботную жизнь» [8, с. 369].
Авантюрной представляется история и Варвары Волковой - трансформация бунта ее мужиков в партизанские действия против отступающих французов под предводительством той самой помещицы, которую они еще вчера пытались сжечь: «Со мною собрались двенадцать мужиков, да повар Ефрем, да Дуня. Четыре ружья нашлось, штык, топоры, вилы. Получилось отличное воинство» [8, с. 445].
В рассказе о судьбе Тимоши Игнатьева автор затрагивает вопрос о декабризме, обращается к событиям, связанным со следствием над декабристами. В произведении Б. Окуджавы «Свидание с Бонапартом» появляется образ Пестеля, который является героем его первого исторического романа «Бедный Авросимов». Тимоша «укатил на Украину знакомиться с “замечательным человеком” <...> с холодной и неотвратимой немецкой фамилией» [8, с. 487 - 488]. Однако если идеи декабриста полностью изменили
жизнь Авросимова, то Тимоша, вернувшись в Липеньки после встречи с Пестелем, «был растерян и удручен. Долго молчал и глядел в сторону» [8, с. 487]. Декабризм в представлениях Тимоши не олицетворение свободы и справедливости как для Авросимова, а «смерть и разрушение» [8, с. 488].
Так, авантюрность в исторических романах Б. Окуджавы служит «пружиной» в развитии сюжета. Авантюрно не только стремление героев к свободе, обретению собственного смысла жизни, но авантюрно их бытие. Высокие помыслы и благородные порывы оказываются иллюзорными, романтически настроенные персонажи терпят поражение, страдают, гибнут или со временем примиряются с исторической действительностью. За обыденными на первый взгляд поступками кроется трагедия судеб «частных» людей. Следует подчеркнуть, что авантюрный сюжет помог Б. Окуджаве раскрыть сложность социокультурной ситуации своего времени: свобода творческого самовыражения в условиях «несвободного» общества.
Список литературы
1. Бойко С. С. Творческая эволюция Булата Окуджавы и литературный процесс второй половины XX века: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - М., 2011.
2. Ильинский И. Жандармский обыск в Ясной поляне в 1862 г.: По архивным и печатным материалам // Звенья. - 1932. - С. 374 - 412.
3. Меженков В. Странная проза // Октябрь. - 1972. - № 7. - С. 189 - 203.
4. Окуджава Б. Ш. Бедный Авросимов // Окуджава Б. Ш. Избр. соч. в 2 т. - М.: Современник, 1989. - Т. 1. - С. 25 - 265.
5. Окуджава Б. Ш. Похождение Шипова, или Старинный водевиль: Истинное происшествие // Окуджава Б. Ш. Избр. соч. в 2 т. - М.: Современник, 1989. - Т. 2. -С. 3 - 202.
6. Окуджава Б. Ш. Путешествие дилетантов. - М.: Известия, 1986.
7. Окуджава Б. Тайные агенты: Отрывок из романа «Старинный водевиль» // Памир. - 1970. - № 4 (август). - С. 24.
8. Окуджава Б. Ш. Свидание с Бонапартом // Окуджава Б. Ш. Избр. соч. в 2 т. -М.: Современник. - 1989. - Т. 1. - С. 265 - 527.
9. Тамарченко Н. Д. О своеобразии русского исторического романа («Князь Серебряный» А. К. Толстого) // Вопросы теории и истории русской литературы: Межвузовский сб. научных трудов. - Брянск, 1994. - С. 97 - 107.
10. Уварова С. «Путешествие дилетантов» Булата Окуджавы. Особенности сюжета // Миры Булата Окуджавы: материалы Третьей междунар. конференции, 18 - 20 марта 2005 г. - Переделкино, 2007. - С. 121 - 127.