Научная статья на тему 'Авангард в архитектуре эпохи Лужкова'

Авангард в архитектуре эпохи Лужкова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
151
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / "ЛУЖКОВСКИЙ" СТИЛЬ / ARCHITECTURE / "LUZHKOV-STYLE" ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Юшина Софья Алексеевна

Начиная с 1990-х годов, в российской архитектуре наблюдались серьезные метаморфозы, вызванные колоссальными изменениями в политической и культурной жизни страны. Разрабатывая новый стиль, архитекторы искали вдохновение в искусстве различных эпох. Каким образом отечественные архитекторы в рамках «лужковского» стиля использовали авангардные идеи? Эта статья посвящена некоторым архитектурным проектам 1990-х 2000-х годов, выполненным в городе Москва. Работа ставит перед собой задачу найти потенциальные связи этих проектов с искусством советского авангарда. В статье будут проанализированы такие постройки, как, например, гараж и заправочная станция на Олимпийском проспекте и найдены релевантные примеры в искусстве 1920-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Avant-garde in "Luzhkov-Style" architecture

Huge metamorphoses were in Russian architecture at the beginning of 1990th. It was motivated by colossal changes not only in political, but also in cultural life of the country. Developing the new style, architects searched the inspiration in the different epoch’s art. How did local architects use Avant-garde’s ideas in their projects? This article dedicated to some architectural projects of 1990th-2000th, which were erected in Moscow-city. This paper aims to find potential linkage these works with the soviet Avant-garde. Thus such buildings were analyzed, as, for instant, garage and gas station on Olympiysky prospect, and it was found relevant examples in the art of 1920th.

Текст научной работы на тему «Авангард в архитектуре эпохи Лужкова»

Авангард в архитектуре эпохи Лужкова The Avant-garde in "Luzhkov-Style" architecture

Юшина Софья Алексеевна

Студент 4 курса

Факультет исторический (отделение истории искусств) Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Москва, Ленинские горы, д. 1 e-mail: sophieyushina@gmail.com

Yushina Sofya

Student 4 term Faculty of history (art history department) Moscow State University Moscow, Leninstiye gori, d. 1 e-mail: sophieyushina@gmail.com

Аннотация.

Начиная с 1990-х годов, в российской архитектуре наблюдались серьезные метаморфозы, вызванные колоссальными изменениями в политической и культурной жизни страны. Разрабатывая новый стиль, архитекторы искали вдохновение в искусстве различных эпох. Каким образом отечественные архитекторы в рамках «лужковского» стиля использовали авангардные идеи? Эта статья посвящена некоторым архитектурным проектам 1990-х - 2000-х годов, выполненным в городе Москва. Работа ставит перед собой задачу найти потенциальные связи этих проектов с искусством советского авангарда. В статье будут проанализированы такие постройки, как, например, гараж и заправочная станция на Олимпийском проспекте и найдены релевантные примеры в искусстве 1920-х годов.

Annotation.

Huge metamorphoses were in Russian architecture at the beginning of 1990th. It was motivated by colossal changes not only in political, but also in cultural life of the country. Developing the new style, architects searched the inspiration in the different epoch's art. How did local architects use Avant-garde's ideas in their projects? This article dedicated to some architectural projects of 1990th-2000th, which were erected in Moscow-city. This paper aims to find potential linkage these works with the soviet Avant-garde. Thus such buildings were analyzed, as, for instant, garage and gas station on Olympiysky prospect, and it was found relevant examples in the art of 1920th.

Ключевые слова: архитектура, «лужковский» стиль.

Key words: architecture, «Luzhkov-Style» architecture.

В начале 1990-х в стране произошли глобальные изменения, которые стали диктовать совершенно иные потребности. В это время в стране появились такие феномены, как демократия, свободный рынок, собственность. Для всего этого требовались не только новый архитектурный язык, но и новые типологии зданий (частные офисы, банки, МЖК, ТРЦ), которых не было до этого. Григорий Ревзин отмечал, что за последние 20 лет мы исследовали два аспекта: проверка опыта вхождения России в современную европейскую цивилизацию и потенциальная возможность отделение России от коммунистической истории. Таким образом, перед архитекторами стояла сложная задача разработки проектов, которые не только теперь имеют новые функции, но также обладают уникальным стилем. В отечественной архитектуре этот период связывают прежде всего с таким явлением, как «лужковский» стиль и с Юрием Лужковым в частности, которые был мэром города Москва с 1992 по 2010 год.

В историографии «лужковской» архитектуры было издано еще не так много исчерпывающих книг. Но одной из такой работ, претендующей на подробный анализ, стала книга Дарьи Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: Архитектура Эры Лужкова». Также в помощь для изучения этого вопроса могут оказаться статьи Григория Ревзина, например «Великолепная двадцатка: архитектура Москвы и зачем она была». Мною также

было использованы интернет-порталы, например, сайт «Другая Москва», проект Николая Малинина, где собраны отзывы различных критиков, а также интервью с архитекторами. Однако еще многие аспекты этой архитектуры не были исследованы до сих пор.

В рамках этой работы я поставила перед собой цель проследить в архитектурных проектах времени Лужкова потенциальные отсылки к искусству советского авангарда. Мною были выбраны работы, в которых, на мой взгляд, наиболее явно выразилась эта связь.

Что из себя представляет «лужковский» стиль? Одной из важной деталью становится коммерческий функционализм - возможность использовать любой участок как источник доходов. Это становится основной оценкой эффективности здания. Первого «лужсковского» десятилетия проходит под эгидой права на личное мнение. Личное становится символом современного и прогрессивного. А городская среда в этом случае становится сценой, для выражения новых ценностей. Важно также отметить, что этот период также отличался архитектурным плюрализмом.

Между двумя культурными эпохами - авангардом и 1990-ми больше общего, чем может показаться на первый взгляд. С одной стороны, они пытались создать почву для новой истории. С другой, они старались найти свой новый художественный язык, в том числе архитектурный. Но если в начале XX века этот процесс шел через чистое формотворчество, например, попытки создать нового «суперстиля», то в конце XX века эти поиски были сконцентрированы на компиляцию уже готовых форм.

Постепенное увеличение количества автомобилей в городе способствовало появлению новых гаражных комплексов. Таким примером может стать гараж и заправочная станция на Олимпийском проспекте, который создается с 1997 по 2004 года проектным бюром СИАС. В 2003 года, после того как основные работы были уже завершены, Николай Малинин, критик архитектуры, в журнале "Штаб-Квартира" описывая феномен гаражей в европейской архитектуре, автор упомянает утилитарность и скрытость как то, что отличает Европу от России, где утилитарное "обретает по каким-то причинам статус высоко-художественного» (намекая и на московское метро, и на гаражи Мельникова и на высокое художественное качество этого гаража).

Основной массив здания визуально стремится к идеям «Пяти отправным точкам архитектуры». Это приподнятое на столбах-«опорах» здание (пусть и фиктивно), ленточное остекление, плоская кровля. Но как и многие здания эпохи Лужкова, которые обшиваются, может и самым «хай-тек» материалом, который был доступен - металлопластиком, смотрится сегодняшним взглядом не самым удачным вариантом.

В конструкции этого гаража можно выделить главный акцент - вынесенный угол треугольника. Мы можем искать истоки в разных местах, но напрямую такой угол в архитектуре выделить сложно. Первая возможная связь - с домом Ленинградского совета 1935 года, архитекторами которого были Игорь Фомин и Евгений Левинсон. В этом здании мы встречаемся с трехчастной формой буквой П, где одна из частей выгибается и образуются на краях резкие углы.

Но более релевантным примером может быть работа Эля Лисицкого «Клином красным бей белых». Тогда этот акцентированный угол - «красный клин», который пробивает останки старого общества, пробивает путь к новому демократическому миру.

Это «клин» встречается довольно часто. Например, другое здание - Бизнес-центр Китеж (2003-2006). Для нового типа здания архитекторы выбрали стилистику, которая широко используется для бизнес-центров на западе - хай-тек. Но с использование новейших технология, как пишет Даша Парамонова, были сложности: «они имитируют стиль хай-тек, но игнорирует главный принципы подлинного западного хай-тека - использования высоких технологий в проектировании, конструкция и инженерных системах». Также стоит отметить, что начала

2000-х годов - это уже тот период, когда самые экстравагантные эксперименты позади, а впереди декларация стабильности и успеха.

Николай Малинин писал, что он был особенно красив в бетоне, но на фасадах экономили. Возможно и правда, без обшивки металлопластиком здания были бы более органичны?

Проект разрабатывался «Моспроектом 4» и в интервью один из архитекторов - Дмитрий Буш говорил, что этот «клин» - акцент на ту единственную точку восприятия, по его мнению, Киевская площадь и другая сторона Ростовской набережной. И эта одна точна восприятия - одна ось - один акцент.

Кроме того, в 1990-х в Москве начали появляется большие торговые центры, одним из которых стал мебельный центр Гранд на Ленинградском шоссе, который был открыт в 1996 году. С уровня человеческого взгляда здание выглядит инопланетным. Ленточное остекление, которое искривляется под сильным углам, фантазийные формы и яркий цвет. Идеальной отсылкой можно назвать супрематистские работы Эля Лисицкого. Тогда это может быть выражением того самого проуна или абстрактной композиции, пропущенные сквозь призму коммерческого функционализма.

Одним из самых очевидных примеров связи авангардных работ и архитектурных проектов 1990-х может быть дом Патриарх на Патриарших, который строился с 1997 по 2002 год. Хотя в этом случае интересует даже не само здание, а его завершение. Это стальная конструкция отсылает напрямую к башне 3-му Интернационалу Татлина. Сергей Ткаченко, один из архитекторов, в интервью говорил: «для наше мастерской ирония архитектурного образа - одна из центральных категорий, мы ее очень тщательно продумываем. Архитектурная ирония - это очень серьезная вещь». Отсылались ли они точно к Татлину или нет, мы не знаем. Но можно привести и другие гипотетические источники влияния, например, завершение римской церкви Сан-Ива алла Сапиенса или вовсе, «Вавилонская башня», например Питера Брейгеля Старшего.

Само тело здание - выражение того стиля, который называют московским, или «лужковским». Это классические детали, такие как арки, ордер, валюты, которые лишены здравого смысла в рамках заданной формы. В этом здании создается ощущение коллажа, впрочем, это именно то, о чем говорил сам архитектор. В статье «Москва: десять лет после СССР» Георгий Ревзин называет этот стиль «постмодернизм как Культура Два», проводя параллель с архитектурой сталинского времени, а точнее, отсылая нас к книге Владимира Паперного «Культура Два». Так, под «Культурой Два» подразумевается «парадигматическое состояние русской культуры, в которое оно впадает время от времени независимо от индивидуальной воли архитекторов или властителей, хотя первые время от времени, чувствуя эту одержимость, могут становиться шизофрениками.» И мне кажется, это один из тех примеров шизофренической архитектуры.

На протяжении этого периода - с 1992 по 2010 год, было построено более 80 млн квадратных метров, половина из которых жилые массивы. Архитекторы искали почву для нового стиля, в том числе, как видно на примерах рассмотренных выше, в советском авангарде. Но этот источник не оказался в списке наиболее предпочтительных в современных проектах, так и оставшись лишь в тех немногих архитектурных экспериментах новейшей истории России.

Список используемой литературы:

1. Малинин Н. HELLO, ГАРАЖ! ДОМ ДЛЯ МАШИНЫ ТОЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЭЛИТНОЙ АРХИТЕКТУРОЙ. [Электронный ресурс] // «Штаб-квартира». - 2003. - № 11. - URL: http://www.drumsk.ru/arch/detail.php?ID= 1392 (дата обращения 10.12.2019).

2. Малинин Н. КИТЕЖ НАД ПУТЯМИ. // Made in Future. - 2008. - № 3 (5). - URL: http://www.drumsk.ru/arch/detail.php?ID=4970 (дата обращения 10.12.2019).

3. Парамонова Д. Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова. - М.:Стрелка, 2013.

4. Ревзин Г. Великолепная двадцатка: архитектура Москвы и зачем она была. - М.: Стрелка, 2013.

5. Ревзин Г. Москва: десять лет после СССР[Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас.2002. - № 5. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2002/5/moskva-desvat-let-posle-sssr.html (дата обращения 10.12.2019).

6. Тарханов А. ШАГИ ХРЯКОСТРОЯ. ДОМ «ПАТРИАРХ» СОЧЛИ ДОСТОЙНЫМ МУЗЕЯ. [Электронный ресурс] // «Коммерсант». - 02.07.2002. URL: http://www. drumsk.ru/arch/detail.php?ID= 1074 (дата обращения 10.12.2019).

7. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. - М.:Стройиздат, 1996.

8. Хан-Магомедов С.О. Супрематизм и архитектура (проблемы формообразования). - М.: Стройиздат,

2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.