Научная статья на тему 'Авангард, психоанализ и pr-креатив: перформативное творчество в дискурсе интегрированных коммуникаций'

Авангард, психоанализ и pr-креатив: перформативное творчество в дискурсе интегрированных коммуникаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
598
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ АВАНГАРД / ПСИХОАНАЛИЗ / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / РЕКЛАМА / ДИСКУРС / ПЕРФОРМАТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО / СУГГЕСТИЯ / RUSSIAN LITERARY AVANT-GARDE / PSYCHOANALYSIS / MASS COMMUNICATION / PUBLIC RELATIONS / ADVERTIZING / DISCOURSE / PERFORMANCE ART / SUGGESTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шукуров Дмитрий Леонидович, Красильникова Мария Юрьевна

В данной статье представлен теоретический обзор вопросов, связанных с изучением креативного потенциала авангардной эстетики и поэтики в контексте развития современных интегрированных коммуникаций (связи с общественностью, реклама, дизайн, политтехнологии). Обращение к психоаналитическим контекстам крайне интересный поворот в осмыслении этой проблематики. Проведенное исследование позволяет также утверждать, что в дискурсе современной массовой коммуникации первостепенное значение имеет психоанализ, поскольку психоаналитические методики используются для выявления неосознаваемых форм воздействия на реципиента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AVANT-GARDE, PSYCHOANALYSIS AND PR CREATIVE IDEAS: PERFORMANCE ART IN THE INTEGRATED COMMUNICATIONS DISCOURSE

The article observes some questions concerning research of creative potential of the avant-garde aesthetics and poetics in the contexts of contemporary integrated communications development (public relations, advertizing, design, political engineering). Referring to psychoanalytic contexts is an interesting turnaround in comprehension of this problematic. The undertaken research allows the authors to contend that psychoanalysis is regarded as of paramount importance in the discourse of current mass communication, as far as psychoanalytic techniques are used for identification of subconscious forms of impact on recipients.

Текст научной работы на тему «Авангард, психоанализ и pr-креатив: перформативное творчество в дискурсе интегрированных коммуникаций»

УДК 659.4 Шукуров Дмитрий Леонидович

доктор филологических наук,

профессор кафедры культурологии и литературы

Шуйского государственного

педагогического университета

dom-hors@mail.ru

Shukurov Dmitry Leonidovich

D.Phil. in Humanities, Professor of the Cultural Science and Literature Department, Shuya State Teachers' Training University dom-hors@mail.ru

Красильникова Мария Юрьевна

Krasilnikova Maria Yuryevna

кандидат культурологии,

доцент кафедры культурологии и литературы

Шуйского государственного

педагогического университета

dom-hors@mail.ru

АВАНГАРД, ПСИХОАНАЛИЗ И PR-КРЕАТИВ:

ПЕРФОРМАТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ДИСКУРСЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОММУНИКАЦИЙ [1]

PhD in Cultural Science, Assistant Professor of the Cultural Science and Literature Department, Shuya State Teachers' Training University dom-hors@mail.ru

AVANT-GARDE, PSYCHOANALYSIS AND PR CREATIVE IDEAS: PERFORMANCE ART IN THE INTEGRATED COMMUNICATIONS DISCOURSE [1]

Аннотация:

В данной статье представлен теоретический обзор вопросов, связанных с изучением креативного потенциала авангардной эстетики и поэтики в контексте развития современных интегрированных коммуникаций (связи с общественностью, реклама, дизайн, политтехнологии). Обращение к психоаналитическим контекстам - крайне интересный поворот в осмыслении этой проблематики. Проведенное исследование позволяет также утверждать, что в дискурсе современной массовой коммуникации первостепенное значение имеет психоанализ, поскольку психоаналитические методики используются для выявления неосознаваемых форм воздействия на реципиента.

Ключевые слова:

русский литературный авангард, психоанализ, массовая коммуникация, связи с общественностью, реклама, дискурс, перформативное творчество, суггестия.

Summary:

The article observes some questions concerning research of creative potential of the avant-garde aesthetics and poetics in the contexts of contemporary integrated communications development (public relations, advertizing, design, political engineering). Referring to psychoanalytic contexts is an interesting turnaround in comprehension of this problematic. The undertaken research allows the authors to contend that psychoanalysis is regarded as of paramount importance in the discourse of current mass communication, as far as psychoanalytic techniques are used for identification of subconscious forms of impact on recipients.

Keywords:

Russian literary avant-garde, psychoanalysis, mass communication, public relations, advertizing, discourse, performance art, suggestion.

Очищение языка и сознания от рациональности, от «гнета культуры», от всего безжизненного, искусственного и наносного - таковой была эстетическая программа русского авангарда [2]. Сознание должно быть очищено от разума и логики, поскольку они не соответствуют бессознательному автоматизму природных процессов. В этом пункте авангардизм сближается с психоаналитическим дискурсом, в рамках которого была разработана уникальная техника освобождения сознания от немотивированных психологических защит, стереотипов и шаблонов восприятия, диктата ratio. Обращение к психоаналитическим контекстам - крайне интересный поворот в осмыслении теории художественного слова в русском авангардизме. Одновременно такое изучение авангардного творчества обогащает историю восприятия психоаналитических идей в России.

Принципы авангардной поэтики деструктивности, выразившиеся в приемах коллажности, монтажности, бессюжетности, визуализации экспериментального текста, а также использование креативного потенциала алогизма, нонсенса и парадокса, навсегда закрепляются в таких разновидностях искусства ХХ века, как плакат, афиша, дизайн, реклама (кино- и видеореклама в том числе) [3]. Психоанализ в дискурсе названных искусств имеет первостепенное значение, поскольку психоаналитические методики используются для выявления неосознаваемых форм воздействия на реципиента.

В сфере современных интегрированных коммуникаций (связи с общественностью, копирайтинг и спичрайтинг, реклама, дизайн, политтехнологии, психологическое консультирование и

арт-терапия) авангардная эстетика приобретает характер новейшего прагматического художественного дискурса. Экспрессивность, свобода ассоциаций, поэтика ошибки и каламбура, свободное понимание композиции, нетрадиционные фабульные решения, цитатность, культурная опосредованность, поиск новых выразительных форм - эти концептуальные основания авангардной эстетики могут использоваться сегодня в работе современных PR-специалистов, спичрайтеров, политконсультантов и политтехнологов, имиджмейкеров, рекламистов, журнали-стов-ньюсмейкеров, специалистов в области психологического консультирования.

Далеко идущие планы осуществляемого авторами научного проекта «Русский литературный авангард и психоанализ в контексте интеллектуальной культуры Серебряного века» предполагают детальную концептуализацию данной проблематики. Это позволит разработать инновационную модель перформативного словесного творчества в дискурсе современных интегрированных коммуникаций и предложить новейшие методики и рекомендации для эффективной коммуникативной деятельности.

Методологическое обоснование принципов создания этой инновационной модели определяет новые направления исследований в сфере современных интегрированных коммуникаций. Русский литературный авангард может стать источником большого количества дискурсивных практик, которые будут востребованы в современном информационном обществе. Новаторские идеи русских авангардистов стимулируют инновационные подходы в современной социокультурной парадигме российского общества: в массовых коммуникациях, в рекламе, в искусстве дизайна, в психологическом консультировании, в работе специалистов по связям с общественностью, в политике. Цель нашей работы - анализ влияния авангардной поэтики деструктивности на дискурсивные практики в сфере современных интегрированных коммуникаций.

Для достижения этой цели в ходе работы используются лингвосемантический, психолингвистический и сравнительно-типологический подходы с привлечением в процессе исследования герменевтического метода и метода деконструкции текста, которые сочетаются с психоаналитическими приемами и практикой дискурсивного анализа [4]. Лингвосемантический и психолингвистический научные подходы используются для концептуализации коммуникативных единиц (метатекст - текст - жанр - произведение - интертекстуальные элементы) в дискурсе современных интегрированных коммуникаций. Сравнительно-типологический научный подход необходим для проведения анализа на уровне фундаментальных лингвистических структур в рамках типологии авангардного и постмодернистского дискурсов. Использование герменевтического метода исследования обусловлено логикой научного анализа, в котором толкование парадоксальных литературных текстов русских авангардистских и постмодернистских авторов эксплицирует их экспрессивные качества и суггестивные основания. И, наконец, метод деконструкции текста вкупе с избирательно используемыми психоаналитическими приемами и практикой дискурсивного анализа позволяют существенно расширить сферу современных представлений о социокультурной специфике интегрированных коммуникаций [5]. Дискурсивный анализ необходим еще и потому, что любой текст в дискурсе интегрированных коммуникаций не только является манифестацией креативной идеи автора, но и имеет целью трансформировать стереотипную рецепцию воспринимающего субъекта посредством новой языковой реальности, т. е. предстает в качестве дискурсивной практики.

Принципиально новый результат работы связан с концептуальным изучением психоаналитических оснований феномена суггестивности авангардного слова. Таким результатом в исследовательской перспективе должна стать сконструированная в рамках данного проекта инновационная модель перформативного словесного творчества. Ее научное использование позволяет решать актуальные задачи при исследовании явлений суггестии в сфере современных интегрированных коммуникаций. Традиции русского литературного авангарда, таким образом, впервые рассматриваются нами в контексте социокультурных практик.

В настоящее время продолжает складываться своеобразный «риторический канон» массовой коммуникации - набор жанров и стилей речи, связанных с непосредственными задачами и функциями информационной деятельности. Наряду с традиционными жанрами информационной, официально-деловой, аналитической и художественно-публицистической направленности возникают новые жанровые образования, которые организованы в соответствии с той или иной дискурсивной спецификой (пресс-релиз, «журналистское расследование», логотип, рекламный слоган, медиа-жанры и т. д.). В последние десятилетия в российском обществе появился феномен «нового журнализма», основой которого является западный стиль массовых коммуникаций, а также концепция мультикультурализма. Это дискурсивное присутствие также значительно трансформирует привычные жанровые формы коммуникации в СМИ. В результате информационное пространство России разделяется на множество дискурсивных практик со своими правилами, стилистическими тенденциями и жанровыми закономерностями [6]. Социо-

дискурс российских СМИ осложнен многообразием маркетинговых коммуникаций, специфической политикой в области менеджмента, рекламными экспериментами. В связи с многочисленными политическими, рекламными и PR-кампаниями значительно усиливается роль журналистики как средства управления общественным мнением. Поэтому проблема суггестивности речевой деятельности в СМИ вызывает все больший интерес со стороны ученых (филологов, лингвистов, психолингвистов).

Перформативность в словесном творчестве означает нахождение референциального и коммуникативного статуса языка в системе означающих современной массовой культуры. «Языковые игры» в современной рекламе, PR-акциях, общественных и политических дискуссиях в российских СМИ часто балансируют на грани категориальной нормативности. Целью таких языковых «перфомансов» является достижение экспрессивной императивности и суггестии в индивидуальной и коллективной риторике. Однако, как правило, цель не оправдывает средства: языковые нормы в современном русском языке приобретают все более диспозитивный характер, наблюдается значительное понижение уровня культуры речи в российском обществе. Проведение филологического изучения существующих параметров языковой нормативности в дискурсе интегрированных коммуникаций и разработка профессиональных методик и рекомендаций для эффективной коммуникативной деятельности (в филологическом, лингвокультурологическом, психолингвистическом, культурно-речевом аспектах) позволит сконструировать научно обоснованную модель речевого поведения в рамках профессионально ориентированных дискурсивных практик. Внедрение этой инновационной модели возможно не только в сфере массовой коммуникации, но и в образовательном процессе вуза - в новейших интерактивных формах организации научной, учебной и педагогической деятельности.

Ссылки и примечания:

1. Работа выполнена в рамках научного проекта «Русский литературный авангард и психоанализ в контексте интеллектуальной культуры Серебряного века», поддержанного грантом президента РФ на 2012-2013 гг. для молодых российских ученых - докторов наук (МД-420.2012.6).

2. Шукуров Д.Л. Концепция слова в дискурсе русского литературного авангарда. СПб.; Иваново, 2007. 440 с.

3. См.: Родькин П.Е. Футуризм и современное визуальное искусство. М., 2006. 256 с.

4. Шевченко А.Ю. Дискурсивный анализ материалов массовой коммуникации // сб. науч. тр. «Теория коммуникации & прикладная коммуникация». Вестник Российской коммуникативной ассоциации. Вып. 1 / под общ. ред. И.Н. Розиной. Ростов н/Д, 2002. C. 185-192.

5. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. Методология анализа и практика исследования. М., 2002. 240 с.

6. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. Динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века. СПб., 2002. 383 с.

References (transliterated) and notes:

1. The work has been performed as a part of the research project "Russian literary avant-garde and psychoanalysis in

the context of the Silver Age of Russian intellectual culture" supported by the grant of the president of Russian Federation for young Russian scientists with D.Phil. degree, for 2012-2013 (МД-420.2012.6).

2. Shukurov D.L. Kontseptsiya slova v diskurse russkogo literaturnogo avangarda. SPb.; Ivanovo, 2007. 440 p.

3. Sm.: Rod'kin P.E. Futurizm i sovremennoe vizual'noe iskusstvo. M., 2006. 256 p.

4. Shevchenko A.Y. Diskursivniy analiz materialov massovoy kommunikatsii // sb. nauch. tr. «Teoriya kommunikatsii & pri-

kladnaya kommunikatsiya». Vestnik Rossiyskoy kommunikativnoy assotsiatsii. Issue 1 / under general ed. of I.N. Rozina. Rostov n/D, 2002. P. 185-192.

5. Nazarov M.M. Massovaya kommunikatsiya v sovremennom mire. Metodologiya analiza i praktika issledovaniya. M., 2002.

240 p.

6. Smetanina S.I. Media-tekst v sisteme kul'tury. Dinamicheskie protsessy v yazyke i stile zhurnalistiki kontsa XX veka. SPb., 2002. 383 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.