Б01 10.24412/с1-37234-2024-1-355-361
АУТСОРСИНГОВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
К.А. Гиносян, А.С. Амирханян
Российско-Армянский (Славянский) университет Институт экономики и бизнеса (ИЭБ) kristine.ginosyan@rau. ат, атттаИуа@таИ. ги
АННОТАЦИЯ
В данной статье речь идет о том, что современные реалии динамично развивающегося мира постоянно модифицируют бизнес-процессы. Поэтому предприниматели стремятся сокращать косвенные расходы, тем самым способствуя высвобождению дополнительных ресурсов для поддержания конкурентоспособности предприятия. Подобные изменения неизбежно касаются и одной из важнейших составляющих любой компании - сотрудников. Для сокращения кадровых расходов активно используются аутсорсинговые модели управления персоналом. Здесь рассмотрены преимущества и недостатки таких моделей на основе анализа теоретического материала и HR кейсов как зарубежных, так и отечественных компаний. Ключевые слова: управление персоналом, аутстаффинг персонала, рекрутинг, аутсорсинг персонала.
Введение
Невозможно отрицать то, что в современном мире скорость развития всех сторон жизни общества неимоверно возросла. Достижения в науке и технике способствуют ускорению, развитию и модернизации всех экономических, политических и социальных процессов. Это обуславливает и то, что с каждым годом возрастает конкуренция между компаниями - вне зависимости от их масштабов и рода деятельности. И для удержания своего бизнеса на плаву все руководители стремятся усовершенствовать свое предприятие таким образом, чтобы получать наибольшую эффективность при наименьших затратах. В процессе достижения наивысшей производительности в определенный момент руководителям необходимо сконцентрироваться на своей непосредственной профильной деятельности, и тогда возникает необходимость делегирования непрофильных процессов, существующих в данной организации. Умение делегировать очень важно для современных менеджеров, ведь это способствует сокращению затрат ресурсов компании на обеспечение работы второстепенных составляющих. Одним из ключевых направлений менеджмента любой компании является управление человеческими ресурсами, т.к.
именно от сотрудников зависит успех компании. Для сокращения кадровых расходов компании используют услуги аутсорсинговых компаний. Это позволяет пользоваться услугами сотрудника только при необходимости и сократить затраты по обеспечению функционирования кадрового отдела (ведение личного дела сотрудника, определение его профессиональных задач, премирование, отпуск, больничные и т.д.).
Ю.Г. Одегов, Ю.В. Долженкова, С.В. Малинин дают следующее определение: «Аутсорсинг (от англ. "outsourcing" - внешний источник) - это передача определенных функций (как правило, «непрофильных» для предприятия-заказчика) внешним исполнителям-аутсорсерам, подрядчикам или субподрядчикам, специалистам сторонней фирмы; передача компанией определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области» [1, с.11]. Е.Ю. Сафарова дает определение аутсорсинга персонала: «Аутсорсинг персонала - это передача какой-либо функции компании внешнему провайдеру, обладающему необходимым персоналом для ее выполнения» [2, с. 6]. С. Ефимова, Н. Коник, С. Рытик, Т. Пешкова определяют аутсорсинг следующим образом: «Аутсорсинг - это решение, принимаемое непосредственно руководителем предприятия и непосредственно связанное с организационными вопросами, о передаче каких-либо бизнес-функций или частей бизнес-процесса предприятия стороннему подрядчику» [3, с. 2]. Так, можно сказать, что аутсорсинг - это делегирование второстепенных функций компании, специальным компетентным организациям с целью повышения собственной эффективности.
Таким образом, актуальность изучения аутсорсинговой модели управления человеческими ресурсами очевидна, т.к. использование этого инструмента в управлении персоналом позволит компании уменьшить второстепенные расходы и направить больше ресурсов на развитие своей основной деятельности, что позволит компании расти и оставаться конкурентоспособной в современном, динамично развивающемся, мире.
Целью работы является изучение аутсорсинговой модели управления персоналом, анализ возможностей и недостатков данной модели и обоснование эффективности данной модели в современных реалиях.
Материалы и методы
Генри Форд говорил: «Если есть что-то, что мы не умеем делать лучше и дешевле, чем наши конкуренты, то нет смысла делать это вообще; такую ра-
боту мы должны передать тем, кто ее выполнит с заведомо лучшим результатом». Этот подход стал особенно актуален в наше время. Услуги аутсорсин-говых компаний стали очень востребованы. Компания может заключить договор с аутсорсинговой компанией по передаче в их управление определенного отдела или функционала компании со всем капиталом, входящим в это подразделение. На самом деле, термин «аутсорсинг» появился относительно недавно, и в широком смысле под этим термином определяют следующее: выгодно ли осуществлять тот или иной бизнес процесс самостоятельно или же, передав эту задачу специализированной компании, удастся сохранить ценные материальные и временные ресурсы.
Аутсорсинговые компании бывают разные. Например, есть компании, специализирующиеся в предоставлении логистических, информационных, бухгалтерских, кадровых услуг и т.д. Использование такого управленческого инструмента, как аутсорсинг, выгодно - как компании-клиенту, так и аутсор-синговой компании. У компании клиента высвобождаются дополнительные средства, которые можно инвестировать в развитие своей непосредственной деятельности и, в то же время свои второстепенные функции она передает компетентным людям, а аутсорсинговая компания получает плату за предоставляемые услуги.
Передача определенного функционала специализированным аутсорсерам позволяет сократить затраты на самостоятельное осуществление данной деятельности и гарантирует качественное и своевременное выполнение данных функций с минимальными рисками. Такой эффективной работе аутсорсинго-вых компаний способствует развитие информационных технологий (программирование, «Искусственный интеллект» и т.д.).
В связи с тем, что аутсорсинг - относительно новый подход в бизнес-индустрии, многие предприниматели «старой школы» с недоверием относятся к аутсорсинговым компаниям, потому что не представляют, как можно передать доступ малознакомой компании к своим базам данных и финансовым отчетам и боятся заключать договоры с аутсорсерами. Те, в свою очередь, для завоевания лояльности потенциальных клиентов создают информативную рекламу своих услуг, адаптированную для целевой аудитории.
Кроме того, прибегая к услугам аутсорсинговой компании, компания-клиент рискует конфиденциальностью своих данных, утечка которых может привести к разорению компании. Но на примере следующего кейса можно сделать вывод о том, что этой угрозы можно избежать. Швейцарский банк "Swiss Bank Group", при заключении контракта с аутсорсинговой компанией по предоставлению услуг в области информационных технологий, обезопасил себя от
утечки данных, предоставив лишь закодированные данные без доступа к ключам.
Одним из самых распространенных направлений использования аутсорсинга является аутсорсинг управления персоналом (кадровый аутсорсинг). Это - передача функций обеспечения работы отдела кадров квалифицированной компании-поставщику аутсорсинговых услуг, обладающей соответственной базой знаний, технологий и опытом ведения процессов по управлению человеческими ресурсами.
Для управления персоналом аутсорсинг может использоваться следующим образом. Компания-клиент находит компанию-поставщика кадровых услуг и заключает с ней договор, в котором детально описывается весь спектр обязанностей компании-поставщика (привлечение новых сотрудников; оформление; увольнение; ведение личных дел; оформление отпусков, командировок, больничных; расчет и выплата заработных плат сотрудников; оплата налогов; формирование смен, графиков работ и т.д.). Компания-клиент, в свою очередь, обязывается оплачивать услуги компании-поставщика в соответствии с зафиксированными в договоре условиями [4, с. 25].
Важно отметить, что, прежде чем выбирать компанию для делегирования кадрового функционала, необходимо понять, на достижение каких целей в кадровой политике направлено привлечение аутсорсинговой компании. Это может быть, как полная передача кадрового делопроизводства для сокращения административных расходов, так и частичная, подразумевающая, например, сохранение функций мотивации и организации мероприятий, направленных на повышение сплоченности и корпоративного духа.
Аутсорсинг в управлении человеческими ресурсами активно используется как в отечественных, так и в заграничных компаниях. Аутсорсинг используют такие гиганты, как IBM, "Procter&Gamble", "Unilever", "Microsoft" и многие другие компании. IBM передала в управление аутсорсинговой компании материальные аспекты управления кадрами (выплаты заработной платы, отпускных, больничных и т.д.) [5]. "Procter&Gamble" делегировали процесс рекрутинга [6]. "Unilever" и "Microsoft" пользуются услугами аутсорсинга кадрового документооборота и формирования программ обучения и повышения квалификации сотрудников [7, 8].
В Армении аутсорсинг управления персоналом так же активно развивается. С каждым годом появляется все больше аутсорсинговых компаний, специализирующихся в обеспечении кадровых процессов. На сегодняшний день в Ереване насчитывается более 50 таких компаний.
Рассмотрим некоторые из них:
• "Renta Outstaffing". Предоставляют широкий спектр кадровых услуг: решение производственных и рекламных задач с помощью лизинга, аутсорсинга, аутстаффинга персонала, а также комплекс BTL-услуг. В компании отмечают, что аутсорсинг временного персонала - это эффективное решение всех кадровых вопросов и значительное сокращение всех расходов, включая налоговые. "Renta Outstaffing" может взять на себя все кадровые процессы, начиная от привлечения, приема сотрудника, ведения всего кадрового документооборота, заканчивая формированием отчетов и рекомендаций. Клиентами "Renta Outstaffing" являются такие крупные армянские компании, как "Artfood", "Alex", "Araratbank", "Vivaro" и многие другие [9].
• Рекрутинговая компания "Tanger" («Танжер»). Занимается подбором персонала, оказывает услуги аутстаффинга и аутсорсинга. Претенденты, заинтересованные в вакансиях, проходят этапное собеседование, так же, при необходимости, комплекс профессионального и психологического тестирования. Сотрудничают с рекрутинговыми агентствами России, СНГ и с государственной службой занятости Армении. Клиентами «Танжер»-а являются: "British American Tobacco", "Janssen-Cilag" ("Johnson&Johnson" (Pharma)), "Gillette Group", "Intel Technologies", Inc., "Kaspersky's Laboratory" и т.д. [10].
• "Hirenet". Компания специализирована на предоставлении услуг по управлению человеческими ресурсами (подбор персонала, развитие бренда работодателя, разработка методологии управления и развития персонала, программы обучения для работников и руководителей, консультации по управлению человеческим капиталом) [11].
• "Accept". Кадровый центр АКСЕПТ предлагает квалифицированные HR-услуги местным и международным компаниям, предоставляя практическое, доступное и квалифицированное решение HR-проблем. Подбирая персонал, АКСЕПТ учитывает особенности бизнеса и пожелания клиента, а также нюансы работы в конкретной компании [12].
Таким образом, использование аутсорсинговой модели управления персоналом дает возможность организовать наиболее эффективный процесс управления благодаря привлечению квалифицированных и опытных HR-спе-циалистов. Позволяет сократить затраты на обеспечение административных процессов, что особенно важно для небольших предприятий, материальные возможности которых не очень велики. В то же время компания может про-
должать развиваться и совершенствоваться в своей непосредственной деятельности благодаря высвободившимся ресурсам. Кроме того, становится возможным заимствование международных практик по средствам привлечения иностранных специалистов. Это имеет особое значение в современном постоянно развивающемся мире информационных технологий. Именно развитие научно-технического прогресса, появление различных инструментов на основе «Искусственного интеллекта» дают основания говорить, что аутсорсинг в управлении человеческими ресурсами - очень перспективное направление в организации процесса управления компанией. Можно предположить, что в скором времени компании будут передавать аутсорсерам не только обязанности по обслуживанию кадровых подразделений, но и стратегическое планирование кадровой политики.
Выводы
Вне зависимости от своих масштабов и рода деятельности современные компании стремятся наиболее рациональным образом оптимизировать свою деятельность для поддержания конкурентоспособности и долгосрочного развития. Исходя из проанализированного теоретического материала и изучения отечественных и зарубежных практик, можно сделать вывод, что одним из наиболее эффективных инструментов, используемых для достижения этих целей является использование аутсорсинговой модели в управлении персоналом.
Использование аутсорсинговой модели управления персоналом дает возможность компании получить высококвалифицированные услуги в данной отрасли и, вместе с тем, высвободить значительные ресурсы, которые могут быть направлены на стратегическое развитие компании в ее ведущей отрасли. Таким образом, расходы на поддержание кадрового отдела сокращаются, но эффективность работы возрастает за счет рациональной организации, использования современных технологий и возможности привлекать талантливых специалистов.
Рекомендации
При принятии решения об использовании услуг аутсорсинговой компании для управления кадрами рекомендуется обратить внимание на следующие моменты. Определить цели, которых необходимо достичь в результате делегирования управления человеческими ресурсами (например, сокращение расходов, более профессиональное и эффективное управление и т.д.). На основе этого выбраются функции отдела кадров, которые вы готовы передать в
управление аутсорсерам. Рекомендуется тщательно отнестись к анализу рынка аутсорсеров для выбора компании с характеристиками, наибольшим образом соответствующими поставленным запросам. Заключив с компанией детально согласованный договор, заказчик будет уверен, что партнерство будет эффективным и взаимовыгодным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Одегов Ю.Г., Долженкова Ю.В., Малинин С.В. Аутсорсинг в управлении персоналом, М.: «Юрайт», 2015, 375с.
2. Сафарова Е.Ю. Аутстаффинг, Аутсорсинг, лизинг персонала: новые технологии в бизнесе, М.: «Эксмо-Пресс», 2010, 250с.
3. Ефимова С., КоникН., Рытик С., Пешкова Т. Аутсорсинг, М.: ЛитРес, 2008, 200с.
4. Аникин Б., Аутсорсинг. Создание высокоэффективных и конкурентных организаций, М.: «Инфра-М», 2003, 187с.
5. Официальный сайт IBM: https://www.ibm.com/us-en (3.12.2023, 17:00).
6. Официальный сайт Procter&Gamble: https://us.pg.com/ (3.12.2023, 17:05).
7. Официальный сайт Unilever: https://www.unilever.com/ (3.12.2023, 17:10).
8. Официальный сайт Microsoft: https://www.microsoft.com/ru-ru (3.12.2023, 17:20).
9. Официальный сайт Renta Outstaffin: https://www.rentexpo.am/renta-outstaffing (3.12.2023, 17:27).
10. Официальный сайт Tanger: https://tanger.am/(3.12.2023, 17:33).
11. Официальный сайт Hirenet: https://hirenet.am/(3.12.2023, 17:40).
12. Официальный сайт Accept: https://www.accept.am/ (3.12.2023, 18:00).
OUTSOURCING MODEL OF HR MANAGEMENT OPPORTUNITIES AND PROSPECTS
K. Ginosyan, A. Amirkhanyan
Russian-Armenian (Slavonic) University Institute of Economics and Business (IEB)
ABSTRACT
The modern realities of a dynamically developing world are constantly modifying business processes. Therefore, entrepreneurs strive to reduce indirect costs, thereby contributing to the release of additional resources to maintain the competitiveness of the enterprise. Such changes inevitably concern one of the most important components of any company - employees. Outsourcing models of HR management are actively used to reduce personnel costs. This article discusses the advantages and disadvantages of such models based on the analysis of theoretical material and HR cases of both foreign and domestic companies.
Keywords: HR-management, personal outstaffing, recruiting, personal outsourcing.