Научная статья на тему 'Аутсорсинг в системе государственного и муниципального управления'

Аутсорсинг в системе государственного и муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6411
622
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ / БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Милькина Ирина Владимировна

Одной из важных задач эффективного управления территорией является модернизация администраций государственного и муниципального уровней и построение новых управленческих систем. Обеспечение решения данной задачи возможно посредством применения механизма аутсорсинга, в процессе которого ряд функций, являющихся неключевыми, поддерживающими основную деятельность государственных и муниципальных органов власти, может быть передан специалистам, имеющим профессиональные навыки и соответствующие компетенции в определенных сферах деятельности. Аутсорсинг позволяет повысить эффективность осуществления основной деятельности органами исполнительной власти, сократить число административного и управленческого персонала, повысить качество услуг, и как результат – обеспечить экономию бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аутсорсинг в системе государственного и муниципального управления»

В этом случае экология не имеет практического значения, кроме того, в отличие от торговых и офисных помещений меньшее значение имеет имидж района, его престижность. Очень большое значение имеет наличие парковки и удобных подъездных путей.

В ландшафтном планировании важно добиться открытости комплекса для людских потоков и транспорта.

Литература

1. ФЗ №1Э6-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 // Правовая система «Консультант».

2. Загидуллина Г.М., Клещева О.А. Развитие инновационной инфраструктуры инвестиционно-строительного комплекса // Вестник КГАСУ. -Казань, 2011. - №2(16). - С.271-277.

3. Загидуллина Г.М., Орлов В.Я., Сиразетдинов Р.М., Набиуллина А.В., Зарипова А.В. Сервейинг и профессиональный девелопмент недвижимости: профессиональные аспекты экономики, организации и управления в строительстве: монография / под общ. ред. П.Г. Грабового, С.А. Баронина. - Пенза: РИО ПГСХА, 2010.

4. Заседание президиума Госсовета под председательством Путина В.В. от 09.10.2012. - М.: Кремль, 2012.

5. Сиразетдинов Р.М. Девелопмент как инновационное направление инвестиционно-строительной деятельности // Российское предпринимательство. -2011. - №8. - Вып. 2(190). - С.80-84.

6. Сиразетдинов Р.М. Зайнуллина Д.Р. Необходимость инновационного становления экономики региона путем активизации инвестиционно-строительной деятельности (на примере Республики Татарстан) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - №29(86). - С.15-24.

И.В. Милькина

АУТСОРСИНГ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. Одной из важных задач эффективного управления территорией является модернизация администраций государственного и муниципального уровней и построение новых управленческих систем. Обеспечение решения данной задачи возможно посредством применения механизма аутсорсинга, в процессе которого ряд функций, являющихся неключевыми, поддерживающими основную деятельность государственных и муниципальных органов власти, может быть передан специалистам, имеющим профессиональные навыки и соответствующие компетенции в определенных сферах деятельности.

Аутсорсинг позволяет повысить эффективность осуществления основной деятельности органами исполнительной власти, сократить число административного и управленческого персонала, повысить качество услуг, и как результат - обеспечить экономию бюджетных средств.

Ключевые слова. Аутсорсинг, органы государственного управления, органы местного самоуправления, качество управления, бюджетная эффективность.

В настоящее время для совершенствования работы структур органов власти целесообразно использование инструментов управления организационными

© Милькина И.В., 2013

изменениями, широко применяемых в практике коммерческих организаций: реорганизация; реинжиниринг; аутсорсинг.

Использование органами государственного и муниципального управления практик, применяемых в частном секторе правомочно, так как основные признаки коммерческой организации, представленные в научной литературе, можно с успехом отнести и к органам государственного и муниципального управления, которые имеют целый ряд общих характеристик с коммерческими организациями. Они являются:

- юридически (законодательно) оформленными участниками субъектно-объектных отношений;

- хозяйственными объектами;

- социальными организмами;

- организационными структурами управления;

- пространственно-техническими организмами.

Государственным и корпоративным структурам присущи общие признаки: бюджет, доходы и расходы, «акционеры» и «клиенты». Соответственно, территориальная экономическая система, подобно крупной корпорации, обязана стремиться удовлетворять интересы своих «акционеров» и «клиентов», то есть граждан (которые едины в этих двух ипостасях), а с этой целью должна повышать собственную эффективность.

Таким образом, в условиях развития рыночных отношений, повышения конкурентоспособности территорий и информатизации общества перед органами государственной власти и местного самоуправления в части изменения системы управления стоят те же цели, какие стоят перед частной компанией: повышение эффективности результатов деятельности посредством использования новых моделей управления. Для этого органы государственной и муниципальной власти прибегают к методам, сходным с теми, которые используют организации.

В современной экономике аутсорсинг находит широкое применение, особенно это касается малых и средних предприятий. Аутсорсинг широко распространен в таких отраслях, как информационные технологии (особенно это касается разработки программного обеспечения и администрирования инфраструктуры и баз данных), бухгалтерский учет и расчет налогов, юридическое обеспечение, маркетинг и связи с общественностью, управление логистическими процессами, обеспечение безопасности (в том числе экономической и информационной), управление транспортом, его техническое обслуживание и ремонт (особенно это касается воздушных и морских судов и железнодорожного транспорта).

Очевидны выгоды, которые дает использование аутсорсинга:

- сокращение издержек за счет реинжиниринга административных процессов; применения лучшего опыта в управлении; экономии на масштабах, которые может получить поставщик услуг; возможности избежать крупных затрат на приобретение имущества, необходимого для решения задач государственного и муниципального управления;

- высвобождение внутренних ресурсов заказчика услуг аутсорсинга для других целей;

- повышение качества процессов в организации (за счет использования специализированных фирм, а также концентрации на основной деятельности);

- снижение рисков, связанных с реализацией процессов (за счет использования конкуренции на рынке компаний, предлагающих услуги, а также за счет частичной передачи рисков компании-исполнителю);

- существенное улучшение обслуживания населения в результате соглашений об уровне обслуживания.

Однако наряду с достоинствами у аутсорсинга существует целый ряд недостатков:

- существует риск утечки сведений конфиденциального характера, а также риск порчи имущества в случае неконтролируемого доступа компании-аутсорсера к материальным ценностям и документам;

- возможно несоответствие квалификации компании-исполнителя выполняемым работам;

- в случае возникновения нештатных или аварийных ситуаций увеличивается время реакции, так как появляется дополнительное передаточное звено.

Понятие аутсорсинга в органах государственной власти и местного самоуправления имеет несколько трактовок. Согласно самой распространенной из них под аутсорсингом понимаются отношения, в результате которых происходит сокращение объемов работ, выполняемых государственными органами, за счет привлечения частных компаний на контрактной основе [6].

Аутсорсинг в государственных и муниципальных органах власти можно определить как передачу исполнения отдельного процесса или вида работ внешней организации при сохранении общей ответственности территориальных органов путем заключения договора [6]. В то же время в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах [1] аутсорсинг применительно к органам государственной власти определялся как механизм выведения отдельных видов деятельности за рамки функционирования органов исполнительной власти путем заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе.

Стоит отметить, что в Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы [2] делается акцент на необходимость развития механизмов аутсорсинга в деятельности государственных и муниципальных органов власти с целью оптимизации численности государственных и муниципальных служащих. Данная задача обоснована тем, что в настоящий момент в штатных расписаниях государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления сохраняется значительное число работников, исполняющих обеспечивающие функции, а также указанные органы власти исполняют значительное число функций, для реализации которых не требуются властные полномочия.

В отличие от частных компаний, где развитие аутсорсинга ограничено только стратегическими целями развития, в государственных и муниципальных органах на него накладываются определенные ограничения. Эти ограничения связаны с тем, что территориальная экономическая система в лице соответствующих органов власти обладает исключительной прерогативой по реализации властных полномочий, которые заключаются в принятии решений относительно формирования и использования ресурсов и выработке правил поведения граждан и организаций [3]. Все остальные действия можно отнести к категории обеспечивающих, и к их выполнению могут привлекаться негосударственные организации. При этом контроль за процессом и, в особенности, за его результатами, а также принятие важных для реализации данного процесса решений должны оставаться за органом государственной власти или местного самоуправления. Как пример реализации подобного подхода можно привести аналитическую работу, направленную на поддержку принятия решений, осуществляемую негосударственными научными и исследовательскими организациями.

Предпосылками применения аутсорсинга в государственном и муниципальном управлении являются:

- необходимость снижения затрат территориального бюджета;

- повышение эффективности осуществления полномочий органов государственного управления и местного самоуправления;

- стремление к большей гибкости в решении вопросов, отнесенных к соответствующему уровню управления;

- ориентация на использование опыта специалистов, имеющих профессиональные навыки и соответствующие компетенции в определенных сферах деятельности;

- внедрение новых управленческих технологий;

- выделение основных функций органов государственного управления и местного самоуправления в период крупных преобразований и реформ (в то время как вспомогательная (обеспечивающая) функция передается на аутсорсинг).

Таким образом, целями аутсорсинга функций государственных и муниципальных органов управления являются:

- повышение эффективности административно-управленческих процессов;

- обеспечение внедрения новых технологий (в том числе информационных);

- повышение качества и доступности государственных (бюджетных) услуг;

- сокращение капитальных затрат;

- оптимизация численности административного и управленческого персонала;

- оптимизация государственных (муниципальных) функций;

- оптимизация сети подведомственных организаций, бюджетных учреждений и унитарных предприятий;

- оптимизация расходов областного бюджета;

- внедрение конкурентных механизмов распределения территориальных ресурсов;

- расширение сферы применения контрактных форм финансирования расходов территориального бюджета в целях повышения результативности и эффективности бюджетных расходов;

- устранение административных барьеров предпринимательской деятельности.

Критериями выявления действий, подлежащих аутсорсингу, являются:

- профессиональный, специализированный характер исполнения действий;

- характер деятельности, обеспечивающей исполнение государственных (муниципальных) функций;

- наличие профессиональных, специализированных, саморегулируемых организаций на рынке, способных к исполнению действий государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

Органам государственной власти и местного самоуправления следует учитывать следующие основные факторы, влияющие на принятие решения о передаче на аутсорсинг государственных и муниципальных полномочий (таблица).

При передаче на аутсорсинг государственных или муниципальных полномочий следует руководствоваться двумя основными принципами:

- целесообразность - на аутсорсинг целесообразно передавать административно-управленческих процессы, на прямую не связанные с реализацией властно-распорядительных полномочий (основных функций) государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправление, то есть аутсорсинг может быть осуществлен только в отношении обеспечивающих функций;

- эффективность - анализируется с точки зрения экономии бюджетных средств, повышения качества реализации функции или услуги, сокращения сроков ее исполнения (предоставления), оптимизации системы государственного (муниципального) управления.

Передавать на аутсорсинг функции органов государственного управления местного самоуправления или государственные и муниципальные услуги целесообразно в следующих случаях:

1) если расчетная стоимость функции или услуги по аутсорсингу меньше расчетной стоимости функции или услуги, исполняемой (предоставляемой) исполнительным органом или органом местного самоуправления;

2) в отношении функций или услуг, исполнение (предоставление) которых за счет ресурса исполнительного органа или органа местного самоуправления не обеспечивает необходимого уровня их качества или достижение необходимого уровня качества которых требует отвлечения значительных ресурсов исполнительного органа;

3) если соблюдать срок, в течение которого необходимо исполнить функцию, по тем или иным причинам не представляется возможным с помощью ресурса исполнительного органа или органа местного самоуправления. В этом случае функция или услуга подлежит аутсорсингу без увеличения стоимости ее исполнения (предоставления).

Таблица

Факторы, влияющие на принятие решения о передаче на аутсорсинг государственных и муниципальных полномочий

Факторы Характеристика вида работ при анализе факторов

1. Фактор значимости функции Классификация и оценка значимости видов деятельности органа власти осуществляются с позиции полномочий, функций, целей и задач. Определяется, относится ли передаваемая функция к основным функциям органа власти или к вспомогательным функциям

2. Ресурсный фактор Аудит осуществляемых функций и целевых программ, определение действия и виды деятельности, на реализацию которых в соответствии со стратегическими планами деятельности органа власти требуется первоочередное направление материальных и трудовых ресурсов

3. Стоимостной фактор Количественное определение совокупных затраты органа власти, которые связаны с выполнением видов деятельности, предполагаемых к передаче на аутсорсинг.

4. Временной фактор Выявление действий, которые требуется осуществить в сроки, не достижимые по тем или иным причинам с помощью ресурсов, выделяемых органам власти, или в сроки, которые требуют уменьшения.

5. Фактор качества Определение видов деятельности, реализация которых не обеспечивает требуемый уровень качества функции (полномочия) за счет ресурсов органа власти или достижение которых требует отвлечения значительных ресурсов. Качество исполнения видов деятельности оценивается по показателям, указанным в административном регламенте исполнения функции, на реализацию которой направлено их выполнение.

6. Ограничительный фактор Анализ нормативных правовых актов, регулирующих исполнение функции на предмет возможности/невозможности передачи функции на аутсорсинг.

7. Фактор эффективного развития Выявление функции (услуги), имеющей неопределенные формы правового осуществления, что может быть обусловлено неопределенностью содержания государственных (муниципальных) полномочий, необходимых для их осуществления. Такие функции целесообразно передать на аутсорсинг в целях создания саморегулирующегося механизма их реализации.

Таким образом, аутсорсинг в сфере государственного и муниципального управления может осуществляться в части процессов, поддерживающих основную деятельность государственных и муниципальных органов власти. При этом реализация процессов, связанных с принятием решений, а также с осуществлением контрольно-надзорных и правотворческих функций должны оставаться в ведении территориальных органов власти. Если этого не происходит и орган власти передает какие-либо процессы, связанные со своей основной деятельностью, негосударственным структурам, то это выходит за рамки отношений аутсорсинга и переходит в сферу вопросов приватизации.

Литература

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации №1789-р «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах» от 25.10.2005 // Правовая система «Консультант».

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации №1021-р «Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы» от 10.06.2011 // Правовая система «Консультант».

3. Батаева Н.С., Крючкова П.В., Потапенко М.С., Тамбовцев В.Л., Шаститко А.Е. Публичные услуги и функции государственного управления. - М.: ТЕИС, 2002.

4. Елисеенко В. Госфункции на аутсорсинге // Казенные учреждения: учет, отчетность, налогообложение. - 2012. - №6.

5. Шестоперов А. М. Современные тенденции использования аутсорсинга в органах государственной власти и местного самоуправления // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 21. Декабрь 2009 г. [Электр. ресурс]: http://e-journal.spa.msu.ru/images/File/2009/21/Shestoperov.pdf.

6. Outsourcing in Government: The Path to Transformation. Accenture, June 2002.

P. 4.

О.А. Петрина

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И

ВОДООТВЕДЕНИЯ

Аннотация. В статье анализируется современное состояние водохозяйственного комплекса России. Отмечается необходимость государственной поддержки предприятий коммунального хозяйства в целях гарантированного обеспечения населения качественным и бесперебойным водоснабжением. Определяются основные ориентиры государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения.

Ключевые слова. Государственная политика, тарифная политика, водохозяйственный комплекс, водоснабжение, водоотведение, производственная программа, инвестиционная программа.

Одним из ключевых факторов национальной безопасности страны и реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечения экономического благополучия и социальной стабильности, является развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации. Гарантированное обеспечение жителей России питьевой водой в необходимом количестве и качестве,

© Петрина О.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.