Лукьянова В.В.
Повышение эффективно сти деятельности одганов власти в результат в внедрения аутсорсинга // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 2 Н124). С. 225—228 225
УДК 338.24
В.В. Лукьянова *
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВНЕДРЕНИЯ АУТСОРСИНГА
В статье говорится о том, что ни одна организация не обладает полным набором внутренних возможностей и ресурсов для достижения стоящих перед ней целей. Это побуждает организации искать новые формы совершенствования своей деятельности. В частности, осуществляется привлечение ресурсов из внешней среды или используются возможности аутсорсинга. В настоящее время существует тенденция широкого применения аутсорсинга в органах власти государственного и муниципального уровня.
Ключевые слова: органы власти, аутсорсинг, бюджетная система, государственная служба, муниципальная служба.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов встает вопрос о более экономном и более эффективном расходовании имеющихся объемов бюджетного финансирования, об изыскании какого-либо внутреннего финансового «резерва», который получен может быть от более экономного расходования финансовых ресурсов. Перед властными органами появляются задачи совершенствования управления на базе внедрения принципов, действующих на современном рынке, а также формирования новых форм в муниципальном управлении. Более того, жесткое разграничение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы приводит к увеличению нагрузки на местные бюджеты. Не хватает средств на поддержание объектов социальной сферы, на ремонт инженерной инфраструктуры. Происходит стабильное ухудшение состояния всего хозяйства.
В этих условиях актуальность использования механизмов, позволяющих обеспечивать экономность и эффективность расходования бюджетных средств, очень высока. На наш взгляд, действенным механизмом, позволяющим государству проводить работу в системе управления расходами, планирования и мониторинга социально-экономической результативности бюджетных расходов, является аутсорсинг, который может помочь в решении следующих задач:
— устранение избыточных и неэффективно реализуемых полномочий органами власти;
— повышение качества принимаемых решений;
— экономия средств бюджетов;
— повышение эффективности оказываемых услуг населению;
— содействие занятости населения;
— создание необходимых условий для развития добросовестной конкуренции;
— развитие приоритетных отраслей производства и их максимально возможное их привлечение к решению государственных и муниципальных задач.
Аутсорсинг достаточно подробно исследован в бизнес-процессах, чего не представляется возможным сказать об отрасли государственного и муниципального
* © Лукьянова В.В., 2015
Лукьянова Валентина Васильевна (vv2724@mail.ru), кафедра экономики города и муниципального управления, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
226
Лукьянова В.В.
управления. С точки зрения бизнес-процессов аутсорсинг представляет собой достаточно широкое понятие, объединяющее взаимовыгодное сотрудничество в разных формах его проявления. В частности, под аутсорсингом понимается процесс использования услуг специализированных организаций в целях решения внутренних проблем заказчика и в целях приобретения у сторонних структур услуг по реализации каких-либо бизнес-процессов до передачи «на сторону» из организационной структуры управления целого ряда функций управления организации.
Аутсорсинг применительно к органам власти можно рассматривать как механизм выведения определенных видов деятельности за рамки функционирования властных органов путем заключения на конкурсной основе контрактов с внешними исполнителями при условии сохранения ответственности и контроля результатов выполнения работы у органа власти. Так, аутсорсинг может осуществляться через размещение муниципального заказа, при этом создаются предпосылки для экономии бюджетных средств благодаря снижению суммарных затрат на выполнение той или иной функции, в том числе за счет сокращения кадрового состава сотрудников администрации (сокращение сотрудников, выполняющих функции уборки помещений, их охраны, оказывающих услуги в сфере общественного питания; значительный объем бухгалтерских, юридических и 1Т-услуг также должен закупаться на свободном рынке). Также аутсорсинг создает условия для развития специализированного малого бизнеса [3].
Особенностью использования аутсорсинга в структуре органов государственной и местной власти, в отличие от бизнес-процессов, является невозможность осуществления передачи на аутсорсинг тех функций, которые связаны с применением властных полномочий, а также с непосредственным руководством, например, муниципальным образованием.
Основными характеристиками аутсорсинга как стратегии управления деятельностью органа власти являются:
- системный подход к организации контрактных отношений, который заключается в выстраивании соответствия всей совокупности целей и задач органа власти, оценке целесообразности привлечения сторонних организаций к выполнению определенных видов работ, а также дальнейшем постоянном анализе;
- установление системы единых принципов выведения за рамки полномочий органов власти каких-либо видов деятельности;
- обеспечение устойчивого и регулярного взаимодействия со сторонней организацией, на основе контрактных отношений;
- сохранение ответственности и контроля за результатами выполнения работы у органа власти.
Конечными потребителями товаров и услуг, производимых органами власти, выступают граждане. Использование аутсорсинга в органах власти имеет своей целью повышение эффективности осуществления государственных функций и предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и повышение уровня удовлетворенности граждан качеством государственного управления.
Анализ тенденций развития аутсорсинга говорит о том, что рассматриваемая технология активно практикуется во властных органах многих стран. Во многом активное использование технологии аутсорсинга в деятельности органов власти связано с реализацией реформ в сфере государственного и муниципального управления, в ходе которых государственные и муниципальные властные структуры больше внимания уделяют заимствованию из частного сектора эффективных технологий [4].
Известно, что аутсорсинг исполнения отдельных управленческих процессов осуществляют в целях повышения эффективности и результативности управления в целом. Под эффективностью управления представляется возможным понимать
Повышение эффективности деятельности органов власти в результате
внедрения аутсорсинга 227
повышение эффективности деятельности властных органов, а также оптимизацию численности и структуры органов власти.
Эффективность исполнения функции сторонней организацией формируется под действием следующих факторов:
- повышения качества выполнения услуг;
- снижения затрат на оказание услуг;
- снижение риска формирования (усиления) социальной нестабильности.
В целях повышения эффективности деятельности органов власти в результате внедрения аутсорсинга, представляется возможным рассмотреть следующую последовательность этапов процесса его внедрения [2].
Первый этап. Анализ функций в целях выявления таких функций, которые могут быть переданы к исполнению сторонней организацией.
Анализируя функции с точки зрения возможности и целесообразности передачи их сторонним организациям, можно выделить следующие условия:
- возможность установления правовых оснований (наличие правовых оснований) выполнения данных функций иными структурными подразделениями администрации;
- типовая функция;
- наличие конкурентоспособной ресурсной базы и имущественного комплекса у иных субъектов для выполнения функции;
- качество и стоимость оказываемых услуг;
- оценка социальных и других рисков передачи функции сторонним субъектам.
Второй этап. Определение предельных значений стоимости функций, передаваемых на аутсорсинг.
Третий этап. Оценка риска.
Также повышению эффективности деятельности органов власти при внедрении аутсорсинга будут способствовать следующие мероприятия:
- разработка постановления об аутсорсинге административно-управленческих процессов органов исполнительной власти, которое должно предусматривать — порядок оценки целесообразности передачи на аутсорсинг отдельных административно-управленческих процессов; принципы и порядок осуществления мониторинга переданных на аутсорсинг административно-управленческих процессов;
- применение системного подхода: выстраивание и постоянный анализ соответствия целей и задач органа власти и целесообразности использования механизма аутсорсинга;
- создание методической базы по реализации аутсорсинга;
- преодоление сопротивления и повышение мотивации служащих в вопросе внедрения аутсорсинга.
Таким образом, аутсорсинг в государственном и муниципальном управлении может стать ответом на вопрос, каким образом снизить затраты, сохранив высокое качество выполнения работы, а, значит, и как в целом повысить эффективность деятельности органов власти.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации. М., 2006.
2. Бычкова Н.А. Аутсорсинг как механизм повышения эффективности местного самоуправления // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. 2010. № 1(81). С. 108-112.
22S
Лукьянова В. В.
3. Лукьянова В.В. Аутсорсинг как способ эффективного расходования бюджетных средств» (статья) // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Роль финансов в решении социально-экономических проблем общества» 18—19 мая 2010. Самара, САМГУ, 2010.
4. Шестоперов А.М. Аутсорсинг в государственном управлении // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2010. № 4. С. 36—61.
References
1. The Constitution of the Russian Federation. M., 2006 [in Russian].
2. Bychkova N.A. Outsourcing as a mechanism to increase the efficiency of local self government. Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: gumanitarnye nauki [Vestnik of Tambov State University. Series: The Humanities]. 2010, no. 1 (81), pp. 108—112 [in Russian].
3. Lukyanova V.V. Outsourcing as an effective way of spending budget funds. Materialy mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Rol' finansov v reshenii sotsial'no-ekonomicheskikh problem obshchestva» 18-19 maia 2010 [Proceedings of Interacademic research and practical conference "The role of finances in solving social and economic problems of society" on May 18-19, 2010]. Samara, SamGU, 2010 [in Russian].
4. Shestoperov A.M. Outsourcing in public administration. Menedzhment i biznes-administrirovanie [Management and Business Administration], 2010, no. 4, pp. 36—61 [in Russian].
V.V. Lukyanova*
IMPROVING THE PERFORMANCE OF GOVERNMENT AUTHORITIES AS A RESULT OF IMPLEMENTATION OF OUTSOURCING
In the article it is said that no organization has a complete set of internal capabilities and resources to achieve its goals. It encourages organizations to seek new forms of improving their activities. In particular, the attraction of resources from the environment is carried out or outsourcing opportunities are used. Currently, there is a tendency of a widespread use of outsourcing in the government authorities of state and municipal level.
Key words: government authorities, outsourcing, budget system, public service, municipal service.
Статья поступила в редакцию 24/XI/2014. The article received 24/XI/2014.
* Lukyanova Valentina Vasilievna (vv2724@mail.ru), Department of Economics of the City and Municipal Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.
Мартышкин С.А.
Государственная служба зарубежных стран: ранние этапы эволюции // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № н н!24). С. 229—234 229
УДК 33
С.А. Мартышкин*
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: РАННИЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ
В статье представлен вопрос об эволюции государственной службы; автор сконцентрировался на зарубежных сторонах указанной проблемы. Она является очень важной для изучения современной ситуации, связанной с гражданской службой государств Востока и Запада. Также обсуждалась система государственного управления в России.
Ключевые слова: государство, государственная и муниципальная служба, политические лидеры, государственное управление.
В современном мире остается весьма актуальной проблема организации государственной службы; специалисты в области государственного управления с тревогой отмечают нарастание бюрократических тенденций в реальной политике передовых государств Европы и Америки. Появился термин «постбюрократическое государство» [1, с. 32] — по аналогии с утвердившимся в науке понятием «постиндустриальное общество». Продолжаются реформы в отношении государственной службы. Разработан строгий регламент прохождения государственной службы, основанный на соответствующих актах нормативно-правовой базы. В то же время, сохраняются малоизученные вопросы генезиса и эволюции государственной службы в ряде стран [2; 3; 6], включая Россию [4; 5].
Зарубежный опыт организации государственной службы призван обеспечить менее конфликтные направления развития указанной сферы в нашей стране. Поэтому является вполне обоснованным обращение к зарубежному опыту государственного управления и государственной службы, бюрократии в широком смысле слова. Можно выделить такие основные типы бюрократии, организации государственной службы, как концепция рациональной бюрократии М. Вебера и В. Вильсона, модель социальной революции К. Маркса — Ф. Энгельса, имперский тип бюрократии («азиатский способ производства») и современная (рационалистическая) модель. Современные концепции реформирования государственной службы предполагают использование подхода «нового менеджеризма».
Имперский тип бюрократии можно разделить на ряд локальных вариантов, которые иногда активно взаимодействуют, образуют новые варианты данной модели (ренессанс макьявеллизма — «военно-бюрократическая» модель и др.). На Западе (в Европе и Америке) популярна «поствеберовская» (демократическая) модель государственного управления. В странах Востока имперский тип бюрократии приобрел формы исламской, индо-буддистской, китайско-конфуцианской, японской синтобуддистской и других главных моделей организации традиционной государственной службы. В дореволюционной России также развивался имперский тип бюрократии. В постсоветский период произошла демократизация государственно-
* © Мартышкин С. А., 2015
Мартышкин Сергей Алексеевич (martyshkin@bk.ru), кафедра государственного и муниципального управления, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.