Научная статья на тему 'Аутсорсинг в России: социальное содержание и экономические условия применения'

Аутсорсинг в России: социальное содержание и экономические условия применения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1579
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / АУТСОРСИНГ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОТИВЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ / PUBLIC ADMINISTRATION / MUNICIPAL MANAGEMENT / BUSINESS PROCESS / OUTSOURCING / ECONOMIC EFFICIENCY / SOCIAL AND ECONOMIC MOTIVES / PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанов Артур Хусаинович, Плотников Владимир Александрович

ОДНИМ ИЗ ВОЗМОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ВНЕДРЕНИЕ В НЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ АУТСОРСИНГА. В СТАТЬЕ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА РАССМОТРЕНЫ СОЦИАЛЬНЫЕ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНИМОСТИ АУТСОРСИНГА, ОПИСАНЫ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ЭТОЙ СФЕРЕ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUTSOURCING IN RUSSIA: SOCIAL CONTENT AND ECONOMIC CONDITIONS FOR APPLICATION

INTRODUCTION THE ELEMENTS OF OUTSOURCING INTO THE NATIONAL SYSTEM OF STATE AND MUNICIPAL GOVERNMENT IS ONE OF THE POSSIBLE WAYS OF ITS IMPROVING. THE SOCIAL, MANAGERIAL AND ECONOMIC CONDITIONS OF OUTSOURCING APPLICABILITY ARE ANALYZED IN THE ARTICLE USING DOMESTIC AND INTERNATIONAL EXPERIENCE. THE MAIN PROBLEMS OF THIS SPHERE ARE EXAMINED AS WELL.

Текст научной работы на тему «Аутсорсинг в России: социальное содержание и экономические условия применения»

А. Х. КУРБАНОВ, В. А. ПЛОТНИКОВ

АУТСОРСИНГ В РОССИИ:

СОЦИАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ

A. KH. KURBANOV, V. A. PLOTNIKOV

OUTSOURCING IN RUSSIA: SOCIAL CONTENT AND ECONOMIC CONDITIONS FOR APPLICATION

Ключевые слова:

государственное управление, муниципальное управление, бизнес-процесс, аутсорсинг, экономическая эффективность, социально-экономические мотивы, психологические аспекты управления

Одним из возможных направлений совершенствования отечественной системы государственного и муниципального управления является внедрение в нее элементов аутсорсинга. В статье на основе анализа отечественного и зарубежного опыта рассмотрены социальные, управленческие и экономические условия применимости аутсорсинга, описаны основные проблемы в этой сфере.

Одним из фундаментальных экономических законов, определяющих развитие не только экономики, но и общества в целом, является закон разделения труда, его специализации и кооперации, впервые сформулированный экономистами классической школы. Многие события истории человечества, в том числе переживаемый сегодня этап глобализации, легко объяснимы с позиций проявления этого закона: действительно, глобализация, в конечном итоге, сводится к формированию

Key words:

public administration, municipal management, business process, outsourcing, economic efficiency, social and economic motives, psychological aspects of management

Introduction the elements of outsourcing into the national system of state and municipal government is one of the possible ways of its improving. The social, managerial and economic conditions of outsourcing applicability are analyzed in the article using domestic and international experience. The main problems of this sphere are examined as well.

«центра» и «периферии» в мировой социально-экономической системе, каждый из которых специализируется на определенном виде экономической деятельности, что предопределяет, в конечном итоге, и политическое устройство мира.

Проявлением этого закона на микроуровне — уровне отдельных социальных структур (фирм, ассоциаций, даже государств) выступает такое сравнительно новое явление, как «аутсорсинг». Под ним принято понимать передачу традиционных неклю-

Курбанов А. Х., Плотников В. А. Аутсорсинг в России: социальное содержание и экономические условия...

Власть и экономика

чевых функций организации внешним исполнителям — так называемым «аутсорсерам». Причем явление это характерно не только для частных фирм [4; 9], но и для сферы государственного управления. Так, «Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006— 2010 годах», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р, предписывалось осуществить сначала «пробное внедрение механизмов аутсорсинга административно-управленческих процессов», а в дальнейшем — его «внедрение в органах исполнительной власти». Выполнение этих решений затронуло все федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, а также видоизменило управленческие механизмы на региональном и муниципальном уровнях [3].

Аутсорсинг представляет собой универсальный инструмент управления, поскольку его суть состоит в возможности передачи внешнему исполнителю некоторых функций организации, как целиком, так и частично, как на продолжительный срок, так и на короткий период времени. Главное при переходе на аутсорсинг — четкий анализ всей совокупности решаемых управленческих задач, сопоставление их со стратегическими целями для определения круга работ, которые целесообразно передать аутсорсеру. Это позволяет сконцентрировать усилия на ключевых компетенциях. Однако при этом могут возникнуть и негативные моменты.

Одним из наиболее веских аргументов против обращения к аутсорсингу является потеря контроля над собственными ресурсами, т. к. аутсорсер менее управляем, чем внутреннее подразделение организации.

В этой связи нам представляется необходимым осуществление более детального анализа аутсорсинга как экономико-управленческой категории, результаты которого, по нашему мнению, позволят более эффективно (с позиций затрат бюджетных ресурсов и времени, а также управления рисками) осуществить трансформацию используемых сегодня механизмов государственного (на общефедеральном, ведомственно-отраслевом и региональном уровнях) и муниципального управления.

Активизация перехода российских компаний на аутсорсинг была зафиксирована в 2008—2009 гг., когда кризисные явления в экономике заставили многие отечественные компании перейти к экономии затрат. Тем не менее, руководство ряда отечественных компаний проявляет осторожность в этом вопросе, объясняя это тем, что пока не существует общепринятой, проверенной на практике универсальной методики, которая позволила бы произвести расчет экономического эффекта от применения аутсорсинга. Как оказалось, стоимость работ, которые возможно передать на исполнение аутсорсерам, в некоторых случаях может быть выше затрат компании на их выполнение собственными силами и средствами. Примером может слу-

жить опыт компании «Балтика», которая произвела оценку затрат по оплате логистических услуг внешних исполнителей, после чего вернулась к инсорсингу, т. е. к самообслуживанию. В то же время, отдельные отечественные и зарубежные компании, испытавшие на своем опыте эффективность аутсорсинга, пришли к выводу, что за счет применения данной модели можно снизить издержки более чем на 20% [7, с. 21].

Вместе с тем нельзя отрицать, что Россия существенно отстает по развитию аутсорсинга по сравнению со многими другими странами мира. Во многом это определяется менталитетом управленцев, формировавшимся в течение длительного исторического периода, а также особенностями российского экономического мышления. В советский период многие отечественные предприятия развивались как «натуральные хозяйства», собирая вокруг себя различные структурные звенья, которые, в свою очередь, обслуживали не только производственно-экономическую, но и социальную сферу. Следует отметить, что данный подход сохраняется как элемент психологии руководителей, что затрудняет более активное использование аутсорсинга даже в тех случаях, когда он экономически целесообразен.

С переходом к рыночным отношениям в нашей экономике был зафиксирован рост профессиональной сферы обслуживания, и отечественные компании стали проявлять интерес к перераспределению некоторых

незначительных, но в то же время весьма необходимых работ (услуг) сторонним подрядчикам, которые специализируются в определенной сфере деятельности. Анализ показывает, что в настоящее время в России пока преобладает аутсорсинг отдельных задач или ресурсов [1]. Наибольшее распространение аутсорсинговые отношения в России получили в производственной сфере, логистическом обслуживании, индустрии информационных технологий, управлении персоналом и др. (рис. 1).

Как показывают исследования, российская специфика играет большую роль в формировании направлений развития аутсорсинга. Наиболее предпочтительной нам видится эволюция аутсорсинга на основе хорошо известной и отработанной на практике модели научно-производственной кооперации. В современных условиях для большинства предприятий России научно-производственная кооперация имеет ряд важных преимуществ. Она позволяет:

во-первых, создавать новые и модернизировать действующие производства, что обеспечит, в конечном итоге, формирование конкурентного потенциала страны в целом, во многом утраченного за последние 20 лет, и позволит России занять более выгодное место в системе мирового разделения труда;

во-вторых, обеспечивать увеличение выпуска конечной кооперированной продукции предприятий и ее успешную реализацию, что будет способствовать экономическому ро-

Курбанов А. Х., Плотников В. А. Аутсорсинг в России: социальное содержание и экономические условия...

Власть и экономика

Основные вилы, тенденции и сферы применения аутсорсинга

I . I т

Международный

производственный

аутсорсинг

> создание условий для размещения в России совместных российско-иностранных предприятий

> импортирование технологий и комплек-

тующих. используемых в производственной сфере

> экспорт ресурсов,

задействованных в

производственной деятельности зарубежных

> создание и развитие предприятий, оказывающих услуги по комплексному логистическому обслуживанию

> создание транспортных коридоров

> совершенствование логистической инфраструктуры (строительство дорог, логистических терминалов в крупных городах и проч.)

«Балтика». ОАО «РЖД». ОАО «Газпром», МО РФ и др.

Аутсорсинг

производственных

функций

н

> развитие рынка обслуживания производственного оборудования, формирование бизнеса промышленного сервиса

> развитие практики контрактного производства и отношений субконтрактаци и

> реструктуризация российских предприятий, выделение функциональных единиц в отдельный бизнес

:

ОАО «РЖД», РАО ЕС, «Северсталь», РУСАЛ, «Северстальмаш» и др.

Аутсорсинг маркетинговых функций (PR-аутсорсинг)

> планировании и координация маркетинговой деятельности компании: проведение маркетинговых исследований, текущая PR-пoддcpжкa, PR-кoнcaлтинг, пресс-мероприятия, создание, поддержка и развитие \уеЬ-сайта, выполнение других функций

Аутсорсинг

информационных

технологий

(1Т-аутсорсинг)

5

> создание и развитие специализированных компаний для оказания необходимых услуг в сфере IT

> развитие новых для российского рынка секторов IT-Бизнеса (электронная коммерция, call-центры и проч.)

> развитие услуг оффшорного программирования

:

Luxoft и Kpam Systems, «Аркадия». «Ауринга», VDI, «Терком» и др.

Аутсорсинг функций управления персоналом (HR-аутсорсинг)

> формирование предложения на рынке услуг аутсорсинга человеческих ресурсов кадровыми агентствами

> работа над созданием международных творческих коллективов, использующих единую информационную базу

Используется боль- Adecco, Vedior NV,

шинством участников Proctcr&Gamble.

российского рынка «Анкор» и др.

Рис. 1. Основные виды, тенденции и сферы применения аутсорсинга в России1

1 См.: Предварительные итоги рейтинга популярности видов аутсорсинга в иностранных компаниях в России. РБК Рейтинг. [Электронный ресурс] // GoodLancer:

менеджмент и консалтинг. Исследования. 2010. 27 июля. 1^: http://www.goodl.ancer. сот/агсЫуе$/16881#тоге-16881 (дата обращения: 15.02.2011).

сту и ускорению социально-экономического развития в посткризисных условиях [10];

в-третьих, быстрее и радикальнее повышать технический уровень производства, качественные параметры продукции на основе применения передовых технологий, что имеет огромное значение в условиях реализации национальной стратегии инновационного развития [6];

в-четвертых, совершенствовать организацию и управление производством, в том числе на основе его реструктуризации и перераспределения отдельных неключевых функций между компаниями-партнерами (аутсорсерами);

в-пятых, хозяйствующим субъектам России принимать активное участие в реализации крупных международных многосторонних кооперационных проектов, в том числе в рамках приграничного сотрудничества, развития интеграционных процессов со странами — участницами СНГ и др.

В 2010 г. «BDO-Юникон» и агентством «РБК Рейтинг» были подведены предварительные итоги популярности различных видов аутсорсинга бизнес-процессов в российской эко-номике1. В качестве объекта исследования спроса на аутсорсинг было вы-

1 См.: Предварительные итоги рейтинга популярности видов аутсорсинга в иностранных компаниях в России. РБК Рейтинг. [Электронный ресурс] // GoodLancer: менеджмент и консалтинг. Исследования. 2010. 27 июля. 1^: http://www.goodl.ancer. com/archives/16881#more-16881 (дата обращения: 15.02.2011).

брано свыше десяти наиболее распространенных функций, которые чаще всего передаются специализированным провайдерам. Среди них: юридическое обеспечение деятельности, транспорт и логистика, бухгалтерский учет, расчет заработной платы, подбор и обучение персонала, документальный кадровый учет, аутсорсинг сопровождения программного обеспечения и др. При реализации проекта анализу подверглись компании более 20 сегментов рынка: потребительского рына, химической промышленности, легкой промышленности, по производству фармацевтических препаратов, банковского сектора и др. Всего в проекте участвовало более 6 000 отечественных и иностранных компаний.

Как показали предварительные результаты исследования, на сегодняшний день в России по-прежнему самыми популярными для передачи на аутсорсинг являются «неключевые и некритичные» функции. К ним относятся: обеспечение безопасности, услуги в сфере логистики и транспорта — 67% респондентов; сфера обслуживания (в том числе, клининг, кэй-теринг и прочее) — 66%. Другими распространенными функциями, подлежащими передаче на аутсорсинг, являются: юридическое обслуживание (юридическое обеспечение деятельности) — 63%; подбор, обучение персонала — 62%; поддержка ИТ-инфраструктуры и хостинг — 59%. Вслед за ними в рейтинг популярности вошли: бухгалтерский учет (полностью) — 51%; деятельность

Курбанов А. Х., Плотников В. А. Аутсорсинг в России: социальное содержание и экономические условия...

Власть и экономика

са11-центров и бухгалтерский учет (отдельные участки) — 50%; бизнес-планирование и оптимизация бизнес-процессов — 46%; экономическая и информационная безопасность — 40%; документальный

кадровый учет — 38%; расчет заработной платы — 32%. Таким образом, типичные функции по аутсорсингу бизнес-процессов, например, — учетные, в настоящий момент российские компании реализуют, используя внутренние ресурсы.

Следует отметить, что согласно исследованиям, проведенным компанией Е-хесиЙуе в 2010 г., 63% российских предприятий уже применяют модель аутсорсинга в своей деятельности, при этом 63,8% из них расположены в Москве, 11,2% — в Санкт-Петербурге и лишь 25% приходятся на все остальные города России. Однако пока нет примера лидеров, успешно использующих эту схему управления. У крупных компаний (нефтяная отрасль и металлургия) есть еще немало других способов для сокращения издержек, в ряду которых аутсорсинг не является наиболее эффективным. Средние компании останавливает цена на услуги аутсорсеров.

Ограниченное развитие аутсорсинга связано не только с социальнопсихологическими и управленческими проблемами, но и с современными экономическими условиями. Имеющиеся статистические данные показывают, что в России аутсорсинг еще не достиг такого уровня развития, при котором специализирован-

ные компании-аутсорсеры могли бы получать существенную экономию от масштабов деятельности и, следовательно, снижать стоимость своих услуг для клиентов. Стоимость услуг также зависит от уровня развития компании — поставщика услуг. Если компания недостаточно развита, то клиент, как правило, несет транзакционные издержки и издержки, связанные с координацией работы, которых можно было бы избежать в случае выполнения бизнес-процессов собственными силами.

Безусловно, рассмотренный опыт внедрения аусорсинга в российских бизнес-структурах следует использовать в государственном и муниципальном управлении. Для многих органов государственной власти аутсорсинг в настоящее время становится одним из ключевых способов повышения эффективности деятельности. Используя аутсорсинг, государственные органы стремятся в первую очередь повысить качество исполнения деловых процессов, сконцентрировать усилия на основных направлениях деятельности, а также высвободить ресурсы и сократить издержки на осуществление отдельных функций [11]. При этом указанная тенденция характерна даже для тех федеральных органов исполнительной власти, которые традиционно отличаются управленческим консерватизмом — действующих в сфере обороны и безопасности [2; 5].

К настоящему времени в значительной части органов государствен-

ной власти проведена определенная работа по выявлению избыточных и дублирующих видов деятельности, были оценены преимущества и недостатки модели аутсорсинга, однако, по нашему мнению, некоторые задачи продолжают выполняться неэффективно. В свою очередь, в рыночной среде присутствуют компании, которые обладают специальными компетенциями и подходами, позволяющими осуществлять эти виды деятельности на высоком уровне. В этом случае аутсорсинг может стать ответом на вопрос, как обеспечить снижение затрат и повысить эффективность деятельности при сохранении высокого качества работы органа государственной власти.

В ближайшем будущем в российской экономике прогнозируется появление значительного числа поставщиков услуг, которые будут либо занимать небольшие ниши, либо ориентироваться на самый широкий круг задач. Очевидные преимущества, которые приносит аутсорсинг при тщательном поиске партнеров и заключении эффективных контрактов, позволяют предположить его бурный рост уже в среднесрочной перспективе. Россия и ее хозяйствующие субъекты, располагающие достаточным производственно-технологическим, научно-техническим и интеллектуальным потенциалом, могут стать паритетными партнерами стран мира и их корпораций, освоив новые, современные формы экономических связей, прежде всего механизмы аутсорсинговых отношений.

Следует признать, что в настоящее время в силу короткой истории развития рыночного хозяйства в России нет нормальной основы для аутсорсинга. Отношения между крупным и малым бизнесом еще формируются. При этом специфической чертой российской индустриальной структуры является то, что становление российских крупных предприятий происходит на фоне слабого развития малого и среднего предпринимательства. В России малые предприятия занимаются в основном торговлей и посреднической деятельностью. В этой связи особый интерес представляет сотрудничество малых и крупных предприятий в рамках деловых сетей, построенных на принципах аутсорсинга. Следует отметить, что важным моментом для формирования предпосылок более широкого использования аутсорсинга в странах с развитой рыночной экономикой является налаживание устойчивых взаимосвязей между малым и крупным бизнесом в различных формах.

При анализе особенностей развития аутсорсинга в России особого внимания заслуживает непроработан-ность законодательной базы. Понятие «аутсорсинг» отсутствует в российском законодательстве вообще. Одним из возможных вариантов заключения договоров, по сути своей аутсорсинговых, является договор возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ). Также можно воспользоваться и ст. 421 Гражданского кодекса о свободе договора и попытаться составить документ, «не предусмотренный

Курбанов А. Х., Плотников В. А. Аутсорсинг в России: социальное содержание и экономические условия...

Власть и экономика

законом», но не нарушающий его и отвечающий требованиям конкретной сделки. Таким образом, сложность развития аутсорсинга в России вызвана рядом причин. Среди них, во-первых, неподготовленность приоритетных отраслей экономики к аутсорсингу, которым требуются дополнительные инвестиции, необходимые для проведения масштабной модернизации. Во-вторых, это — особенности российского законодательства. В-третьих, низкий уровень конкуренции на рынке, следствием чего является недостаточное качество услуг при завышенной цене. В-четвертых, необходимость проведения масштабных изменений бизнес-процессов и процессов управления, пойти на которые большинство организаций не готово.

В-пятых, отсутствие обоснованных универсальных методик, позволяю -щих определить реальные эффекты применения аутсорсинга.

Для обеспечения дальнейшего развития аутсорсинга в России следует осуществить комплекс мер, направленных на преодоление указанных проблем. В заключение отметим, что в дальнейшем развитии аутсорсинга в России чрезвычайно велика роль государства, которое, нацеливаясь на решение стратегических задач, должно постоянно привлекать к их решению крупный российский и зарубежный бизнес. В этой связи представляется целесообразным более широкое внедрение аутсорсинга в практику государственного и муниципального управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Аутсорсинг: специальный выпуск журнала «Мастер продаж». М.: Управление персоналом, 2006.

2. ВорушилинЛ. В., Курбанов А. Х. Формирование механизма взаимодействия государства и бизнеса при передаче хозяйственных услуг на аутсорсинг (на примере Минобороны России) // Государство и бизнес. Вопросы теории и практики: моделирование, менеджмент, финансы: материалы II Международной конференции. СПб., 2010.

3. Зуев С. Э., Васецкий А. А. Кластеризация территорий — новые принципы региональной политики России // Управленческое консультирование. 2010. № 2. С. 94-109.

4. Линдерс М., Фирон Г. Управление снабжением и запасами: Логистика. СПб., 1999.

5. Плотников В. А. Интеграция военного и гражданского секторов экономики как тенденция строительства военной организации страны (по материалам Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации) // Вооружение и экономика. 2010. № 2. С. 85-88.

6. Плотников В. А. Управление национальной инновационной системой России: кадровый аспект // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2010. № 3. С. 42-53.

7. Рудометкина А. Н. Об аутсорсинге в кризисный период // Логистика. 2009. № 2. С. 20-24.

8. Рудометкина А. Н. Совершенствование управления цепями поставок продукции предприятий пищевой промышленности на основе аутсорсинга логистических функций: дис. ... канд. экон. наук. М., 2009.

9. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. М., 2006.

10. Харламов А. В. Глобализация и экономическая безопасность государства // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2010. № 5. С. 22-28.

11. Шестоперов А. М. Аутсорсинг деловых процессов в государственном управлении: дис. ... канд. экон. наук. М., 2010.

12. Широкова А. В. Развитие социально-экономических отношений в аутсорсинге в условиях глобальной цивилизации: дис. ... канд. экон. наук. М., 2009.

References

1. Autsorsing: spetsialnyy vypusk zhurnala «Master prodazh». M.: Upravlenie personalom, 2006.

2. Vorushilin L. V., Kurbanov A. Kh. Formirovanie mekhanizma vzaimodeystviya gosudarstva i biznesa pri peredache khozyaystvennykh uslug na autsorsing (na primere Minoborony Rossii) // Gosudarstvo

i biznes. Voprosy teorii i praktiki: modelirovanie, menedzhment finansy: Materialy II Mezhdunarodnoy konferentsii. SPb., 2010.

3. Zuev S. E., Vasetskiy A. A. Klasterizatsiya territoriy - novye printsipy regionalnoy politiki Rossii // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2010. № 2. S. 94-109.

4. Linders M., Firon G. Upravlenie snabzheniem i zapasami: Logistika. SPb., 1999.

5. Plotnikov V. A. Integratsiya voennogo i grazhdanskogo sektorov ekonomiki kak tendentsiya

stroitelstva voennoy organizatsii strany (po materialam Tyla Vooruzhennykh Sil Rossiyskoy Federatsii) // Vooruzhenie i ekonomika. 2010. № 2. S. 85-88.

6. Plotnikov V. A. Upravlenie natsionalnoy innovatsionnoy sistemoy Rossii: kadrovyy aspekt // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov. 2010. № 3. S. 42-53.

7. Rudometkina A. I. Ob autsorsinge v krizisnyy period // Logistika. 2009. № 2. S. 20-24.

8. Rudometkina A. N. Sovershenstvovanie upravleniya tsepyami postavok produktsii predpriyatiy pischevoy promyshlennosti na osnove autsorsinga logisticheskikh funktsiy: Diss. ... kand. ekon. nauk. M., 2009.

9. Tompson A. A., Striklend A. Dzh. Strategicheskiy menedzhment. M., 2006.

10. Kharlamov A. V. Globalizatsiya i ekonomicheskaya bezopasnost gosudarstva // Izvestiya Sankt-

Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov. 2010. № 5. S. 22-28.

11. Shestoperov A. M. Autsorsing delovykh protsessov v gosudarstvennom upravlenii: Diss. ... kand. ekon. nauk. M., 2010.

12. Shirokova A. V. Razvitie sotsialno-ekonomicheskikh otnosheniy v autsorsinge v usloviyakh globalnoy tsivilizatsii: Diss. ... kand. ekon. nauk. M., 2009.

Курбанов А. Х., Плотников В. А. Аутсорсинг в России: социальное содержание и экономические условия...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.