Научная статья на тему 'Аутсорсинг: понятие, сущность, предпосылки и преимущества использования'

Аутсорсинг: понятие, сущность, предпосылки и преимущества использования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11620
1290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / АУТСОРСЕР / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / БИЗНЕС-ТЕХНОЛОГИЯ / АУТСОРСИНГ-ПРОЕКТ / ОСНОВНАЯ И НЕОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / OUTSOURCING / OUTSOURCER / BUSINESS PROCESS / BUSINESS TECHNOLOGY / OUTSOURCING PROJECT / MAJOR AND MINOR ACTIVITY / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кицис В. М., Калабкина И. М.

В работе раскрываются основные и определения понятийного аппарата в области взаимооношений фирм при осуществлении экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the basic terms and definitions of conceptual apparatus in area of the relationship of firms in economic activities.

Текст научной работы на тему «Аутсорсинг: понятие, сущность, предпосылки и преимущества использования»

В.М. Кицис, И.М. Калабкина

АУТСОРСИНГ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

V.M. Kitsis, I.M. Kalabkina

OUTSOURCING: CONCEPT, ESSENCE, PRECONDITIONS AND BENEFITS OF USAGE

Ключевые слова: аутсорсинг, аутсорсер, бизнес-процесс, бизнес-технология, аутсорсинг-проект, основная и неосновная деятельность, конкуренция.

Keywords: outsourcing, outsourcer, business - process, business - technology, outsourcing -project, major and minor activity, competition.

Аннотация

В работе раскрываются основные и определения понятийного аппарата в области взаимооношений фирм при осуществлении экономической деятельности.

Abstract: The article reveals the basic terms and definitions of conceptual apparatus in area of the relationship of firms in economic activities.

В отношении этого термина в научной литературе нет единого мнения. Можно выделить несколько вариантов этого определения:

1. Аутсорсинг (от англ. «outsourcing» использование внешних ресурсов) - форма сотрудничества, определенная договором подряда, когда сотрудники одной организации (постоянные или специально нанятые) работают в другой организации, подчиняясь менеджерам организации-заказчика. Например: компания, оказывающая услуги по профессиональному клинингу, предоставляет по аутсорсингу торговому центру бригаду промышленных альпинистов для проведения указанных в договоре работ сроком на полгода. Альпинисты будут подчиняться руководителю административно-хозяйственного отдела торгового центра, но при этом выполнять только установленные договором работы. Зарплату они получают в клининговой компании [5, с. 14].

2. Аутсорсинг - это передача неосновных (второстепенных) бизнес-процессов (производственных, сервисных, информационных, финансовых, управленческих и др.) организации (аутсорсеру) для их реализации и функционирования. Как правило, аутсорсер специализируется на осуществлении передаваемого бизнес-процесса, например передаче функций по работе с персоналом (подбор, набор, ведение всей бухгалтерии, касающейся персонала и т.д.) кадровому агентству или передаче функций транспортировки и складирования транспортнологистической компании, и т.д. При реализации такой схемы аутсорсер выступает в роли подрядчика, а организация, передающая бизнес-процесс, - в роли заказчика [5 с. 14].

3. Аутсорсинг - это выделение первоначально внутренней экономической деятельности фирмы во внешние коммерческие структуры. Нечто подобное раньше в нашем языке называлось термином «субподряд». Однако в последнее время появилась тенденция (среди крупных корпораций) передавать часть своей внутренней работы «на сторону», за рубеж, туда, где рабочая сила дешевле.

4. Привлечение внешних исполнителей для выполнения не основных бизнес-процессов компании. Экономическая основа аутсорсинга - стремление к снижению издержек и необходимость концентрации в организации только профильных данных, информации и знаний [1, с. 128].

5. Современная форма деловых отношений, связанная с развитием совместного предпринимательства и кооперации и базирующаяся на долгосрочных, стратегических решениях [4, с. 108].

6. Перевод внутреннего подразделения предприятия и всех связанных с ними активов в организацию поставщика услуг, предлагающего оказывать некую специализированную услугу в течение определенного времени по оговоренной цене [4, с. 108].

В настоящее время аутсорсинг рассматривается как современная методология создания высокоэффективных и конкурентоспособных организаций в условиях жесткой конкуренции трех экономических центров: США, Японии и Европы.

Аутсорсинг предполагает привлечение так называемой третьей стороны для решения проблем организации во взаимоотношениях с внешней средой, а также внутренних проблем, связанных с реализацией конкретных бизнес-процессов или использованием наукоемких технологий, например информационных. Применение аутсорсинга подразумевает приобретение услуг, и именно с такой точки зрения этот процесс рассматривается большинством современных специалистов в области практического менеджмента.

Цель применения аутсорсинга - использование передовых бизнес-технологий и ноу-хау для завоевания и удержания конкурентных преимуществ во все более обостряющейся конкурентной борьбе. Экономическая сущность аутсорсинга состоит в построении системы отношений между организациями, передающими и принимающими на себя выполнение отдельных видов деятельности на основе заключаемых долгосрочных соглашений.

Практическим результатом применения аутсорсинга является возможность направлять собственные ресурсы организации на выполнение тех функций, которые составляют ее сильную сторону, на то, что организация умеет делать лучше других, предоставив внешнему исполнителю (аутсорсеру) те функции, которые он умеет выполнять лучше других. Тем самым организация может сосредоточить в своих руках новейшие достижения в области науки, техники и технологий, обеспечив максимальное удовлетворение ожиданий потребителя, максимальное соответствие требованиям рынка [2, с. 140].

Принятие решения об использовании аутсорсинга представляет собой сложную комплексную задачу, затрагивающую стратегические интересы, поэтому оно находится в компетенции высшего менеджмента компании. Фактически это решение означает выбор между собственным производством и приобретением услуг «на стороне» и связано с анализом как настоящего положения дел в компании, так и возможных рисков аутсорсинг-проектов.

Отправной точкой принятия решения о собственном производстве или принятии услуг сторонних организаций является анализ собственных процессов управления производством и процессов реализации продукта на основе стратегических перспектив. Дилемма - производить или покупать - в производственной сфере связана с возможностями и необходимостью расширения или диверсификации или, наоборот, сокращения компании, разукрупнения, передачи части своих подразделений третьей стороне. В непроизводственной сфере речь идет об услугах, а не о товарах. Многие организации не имеют четко выраженной политики в отношении возможностей аутсорсинга в той или иной области своей деятельности. Обоснование решения «производить или покупать» затрудняется недостатком информации о возможных поставщиках-аутсорсерах, а также неопределенностью внешней среды, не позволяющей провести детальный анализ и оценку стратегических альтернатив, которые вытекают из такого решения. Таким образом, предпосылками внедрения аутсорсинга могут выступать [2, с. 24]:

- высокая динамика бизнеса (приобретения, повышения долей участия, продажи активов). Требуется наличие технологий быстрого реагирования на изменения в бизнесе - гибкое привлечение ресурсов под необходимые проекты;

- высвобождение времени руководителей для функций стратегического управления, передача «рутинных» операций по реализации проектов сервисной компании;

- отсутствие специальных навыков. Многие проекты требуют технических знаний, которых нет у работников компании. Это объясняется как тем, что компания не может нанять специалистов, обладающих необходимым уровнем подготовки, так и нецелесообразностью их привлечения на полный рабочий день;

- повышение качества обслуживания. Многие компании обращаются к аутсорсингу

для того, чтобы повысить уровень согласованности действий своих служб. К примеру, нередко бывает так, что в каждом из подразделений крупной компании создается своя служба технической поддержки, и каждая из этих служб выполняет порученные ей задачи на своем уровне. Передача всех функций технической поддержки единому поставщику позволяет стандартизировать обслуживание и гарантирует соответствующий уровень сервиса;

- совершенствование управления процессами. Поставщики услуг аутсорсинга зарабатывают деньги за счет стандартизации процессов. Организации с недостаточным опытом разработки могут взять на вооружение модель зрелости Capability Maturity Model, с тем, чтобы заставить своих людей выполнять процедуры в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями. Аналогичным образом на поставщика услуг аутсорсинга можно возложить ответственность за поддержание в компании финансовой дисциплины;

- достижение объективности. Технический персонал зачастую не желает отказываться от технологической базы, которую он хорошо знает, и не в состоянии принять оптимальное решение без помощи беспристрастного консультанта. К примеру, многократные слияния компаний привели к тому, что количество пользователей Notes и Exchange фактически сравнялось. Поэтому ИТ-директору имеет смысл привлечь независимого технического эксперта, который предложит наилучшее архитектурное решение, отвечающее конкретным потребностям бизнеса.

Некоторые виды деятельности слишком затратны или обременительны, если выполнять их силами компании, например, если они требуют длительного обучения или наличия определенных материальных и нематериальных активов, в частности особой корпоративной культуры, мотивации, высокого уровня доверия покупателей и поставщиков.

Основными аргументами в пользу аутсорсинга могут являться [2, с.252]:

- желание сосредоточиться на основных видах деятельности;

- необходимость повышения качества обслуживания;

- острая потребность в снижении затрат;

- нехватка административного или технического опыта для производства нужных изделий или услуг;

- избыточное производство. Оно может заставить компанию выйти на рынок и даже конкурировать с ее бывшими поставщиками. Это может сказаться на отношениях с другими поставщиками и клиентами;

- отличная репутация поставщиков, побуждающая потребителя покупать их комплектующие. Как правило, такие комплектующие - это детали с торговой маркой, делающие конечный продукт более привлекательным для потребителя. Производители строительного оборудования или оборудования для горных разработок часто побуждают клиентов назвать предпочтительного для них производителя электрических компонентов этого оборудования и рассматривают такой вариант в качестве преимущественного при продаже их техники;

- необходимость поддержания долгосрочной технологической и экономической жизнеспособности неосновной деятельности;

- трудность в отмене принятого решения. Сочетание общего давления и инерции руководства способствует сохранению существующего положения;

- трудность в определении истинных долгосрочных расходов, связанных с решением о производстве. Когда руководство определенно привержено той или иной политике снабжения, нетрудно построить расчеты таким образом, чтобы оправдать изначальное решение и его реализацию;

- большая гибкость в выборе возможных источников и изделий-заменителей;

- необходимость определить, где деятельность компаний по созданию добавочной стоимости является частью основного бизнеса и где они желают отделить себя от других. В последние 10 лет наблюдается тенденция пересмотра решений о производстве или покупке в свете существующей сегодня конкуренции. Эта тенденция наряду со значительными возможностями рынка побудила многих заняться покупкой или поиском внешнего источника

снабжения;

- наличие квалифицированных специалистов по снабжению;

- процесс приобретения обычно требует меньше накладных расходов.

Аутсорсинг имеет ряд преимуществ для использующих его компаний:

- позволяет получить комплектующие или услуги выше качеством и (или) дешевле;

- улучшает инновационные возможности компании за счет взаимодействия и партнерства с поставщиками мирового уровня, имеющими большой интеллектуальный потенциал и богатый инновационный опыт;

- обеспечивает большую гибкость компании в случае внезапного изменения рыночной ситуации или потребительских предпочтений: проще и дешевле найти новых поставщиков с необходимыми возможностями и ресурсами, чем перестраивать внутреннюю деятельность компании, ликвидируя одни мощности и ресурсы и создавая новые;

- ускоряет приобретение ресурсов и навыков.

Главное преимущество аутсорсинга заключается в более качественном и менее затратном выполнении переданной функции. Это объясняется наличием высокооплачиваемых профессионалов, обладающих опытом работы в конкретной области. У аутсорсера накапливается солидный багаж знаний и практики, на основе чего создаются различные наработки для реализации переданной функции, поскольку он занимается конкретной сферой, причем не для одной компании, т.е. начинается профессиональная специализация и, как следствие, снижение издержек. Далее все идет по нарастающей: чем больше специализация, тем проще управление, чем лучше управление, тем дешевле весь процесс. Таким образом, издержки при аутсорсинге становятся ниже, чем при самостоятельном выполнении соответствующей функции [5, с. 14].

Что же касается причин, которые побуждают компанию-заказчика прибегать к услугам аутсорсеров, то это может быть недостаточная компетенция персонала компании, не позволяющая давать объективную оценку появляющимся профильным техническим новшествам, или неспособность внедрять эти новшества в своей компании. Кроме того, руководство компании-заказчика имеет возможность при передаче некоторых бизнес-процесссов аутсорсеру высвободить своих специалистов для выполнения неотложных работ в собственных подразделениях.

Наиболее частой причиной того, что компании-заказчики заключают договоры на аутсорсинг, является то, что аутсорсеры могут выполнить значительный объем работ в сжатые сроки, гарантируют качественное выполнение непрофильных для заказчика видов деятельности; исключают для заказчика необходимость вложения средств в обучение собственного персонала для выполнения передаваемых аутсорсеру бизнес-операций; имеют необходимое количество собственных ресурсов, которые позволяют аутсорсеру качественно выполнить задачи, переданные ему для использования заказчиком, не располагающим такого вида ресурсами; имеют собственных квалифицированных специалистов; позволяют заказчику сократить расходы на приобретение оборудования, поскольку аутсорсер использует свой парк оборудования [6, с.136].

Однако может существовать ряд причин, по которым компания может отказаться от использования аутсорсинга [3, с.99]:

- наличие у сторонней организации высокооплачиваемых профессионалов не позволит обойтись малыми деньгами;

- управление высокотехнологичными работами - отнюдь не простое занятие. Да и нового практически ничего нет: всегда были подрядные и субподрядные работы, специализация у работников и компаний, строгий отбор поставщиков с опорой на их возможности и компетентность;

- снижение издержек является важным побудительным фактором к аутсорсингу, но нельзя прибегать к нему с единственной целью - сэкономить. Основная задача компании - не заниматься непрофильным бизнесом;

- всегда можно добиться экономии за счет передачи ИТ-задач любому, кто сможет

сделать это дешевле. Но на информационные технологии приходится только небольшая часть расходов, которые несет компания.

Ущерб от плохого управления аутсорсингом всегда будет превышать потенциальные выгоды от предполагаемого сокращения расходов на них [5, с. 14].

Причины возможного отказа от аутсорсинга следующие [2, с. 252]:

- слишком маленький объем продукции и (или) никто из поставщиков не заинтересован в ее продаже;

- требования к качеству так точны или необычны, что необходимы особые методы обработки, которыми поставщики не располагают;

- гарантированное снабжение или баланс снабжения и потребности;

- сохранение технологических секретов;

- снижение расходов;

- получение преимущества и (или) отсутствие простоя оборудования и рабочих;

- обеспечение постоянного функционирования собственных производственных мощностей корпорации, в то время как поставщики испытывают неудобства из-за нестабильности спроса;

- отсутствие зависимости от одного источника поставок;

- вопросы конкурентоспособности, политические, социальные вопросы или вопросы защиты окружающей среды могут вынудить компанию производить изделия, даже если ей предпочтительнее их покупать. Когда конкурент приобретает в собственность ключевой источник снабжения сырьем, это может вызвать адекватные действия. Многие страны настаивают на том, чтобы определенный объем сырья перерабатывался внутри национальных границ. Компания, расположенная в районе с высоким уровнем безработицы, может принять решение о производстве конкретных изделий для облегчения ситуации с занятостью;

- наконец, существуют чисто эмоциональные причины. Руководство некоторых компаний гордится их масштабами.

Библиографический список

1. Аалдерс Р. ИТ-аутсорсинг: практическое руководство. - М.: АиФ, 2004. - 68 с.

2. Аалдерс Р. Аутсорсинг: практическое руководство / пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2003. - 47 с.

3. Акимов, Е. Экономическая эффективность и управление рисками. - М.: КНОРУС, 2005. - 184 с.

4. Аникин Б.А., Рудая, И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006.- 67 с.

5. Аутсорсинг / под ред. Н. А. Коник. - М.: КНОРУС, 2008. - 175с.

6. Аутсорсинг в поисках конкурентных преимуществ / пер. с англ. - М.: ВИЛЬЯМС, 2002. - 117 с.

7. Календжян С.О. Аутсорсинг: делегирование полномочий в деятельности компании. -М.: Дело, 2003. - 165 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.