Научная статья на тему 'АУТСОРСИНГ КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА'

АУТСОРСИНГ КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аутсорсинг / операционная эффективность / повышение качества / outsourcing / operational efficiency / quality improvement

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Луферова, А.А. Емельянович

Аутсорсинг чаще всего рассматривается в теории и практике управления как инструмент для оптимизации деятельности предприятия. Иногда риски, возникающие при привлечении аутсорсинга или неквалифицированный персонал, перекрывают преимущества от его использования и даже приводят к убыткам. Целью работы является выявление и проведение качественного анализа и ранжирования возможных рисков с применением системного подхода, а также рассмотрение аутсорсинга в качестве инструмента повышения операционной деятельности организаций. В ходе анализа научных статей, диссертаций, литературы были сформирования предложения для устранения и снижения рисков аутсорсинга и рекомендации по развитию аутсорсинга в российском бизнесе с целью повышения эффективности операционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUTSOURCING AS ONE OF THE TOOLS TO INCREASE OPERATIONAL EFFICIENCY

Outsourcing is most often viewed in the theory and practice of management as a tool for optimizing the activities of an enterprise. Sometimes the risks arising from outsourcing or unskilled staff overlap the benefits of using outsourcing and even lead to losses. The aim of the work is to identify and conduct a qualitative analysis and ranking of possible risks using a systematic approach, as well as to consider outsourcing as a tool to improve the operational activities of organizations. In the course of the analysis of scientific articles, dissertations, literature, proposals were formed to eliminate and reduce the risks of outsourcing and recommendations for the development of outsourcing in Russian business in order to improve the efficiency of activities.

Текст научной работы на тему «АУТСОРСИНГ КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА»

УДК 334.7

АУТСОРСИНГ КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

А. А. Луферова Научный руководитель: А. А. Емельянович

Новосибирский государственный технический университет, Российская Федерация, 630073, г. Новосибирск, проспект Карла Маркса, 20

E-mail: Anna luf@mail.ru

Аутсорсинг чаще всего рассматривается в теории и практике управления как инструмент для оптимизации деятельности предприятия. Иногда риски, возникающие при привлечении аутсорсинга или неквалифицированный персонал, перекрывают преимущества от его использования и даже приводят к убыткам. Целью работы является выявление и проведение качественного анализа и ранжирования возможных рисков с применением системного подхода, а также рассмотрение аутсорсинга в качестве инструмента повышения операционной деятельности организаций. В ходе анализа научных статей, диссертаций, литературы были сформирования предложения для устранения и снижения рисков аутсорсинга и рекомендации по развитию аутсорсинга в российском бизнесе с целью повышения эффективности операционной деятельности.

Ключевые слова: аутсорсинг; операционная эффективность; повышение качества.

OUTSOURCING AS ONE OF THE TOOLS TO INCREASE OPERATIONAL

EFFICIENCY

A. А. Luferova Scientific supervisor: A. A. Yemelyanovich

Novosibirsk State Technical University, 20 Karl Marx Avenue, Novosibirsk, 630073, Russian Federation

E-mail: Anna_luf@mail.ru

Outsourcing is most often viewed in the theory and practice of management as a tool for optimizing the activities of an enterprise. Sometimes the risks arising from outsourcing or unskilled staff overlap the benefits of using outsourcing and even lead to losses. The aim of the work is to identify and conduct a qualitative analysis and ranking of possible risks using a systematic approach, as well as to consider outsourcing as a tool to improve the operational activities of organizations. In the course of the analysis of scientific articles, dissertations, literature, proposals were formed to eliminate and reduce the risks of outsourcing and recommendations for the development of outsourcing in Russian business in order to improve the efficiency of activities.

Keywords: outsourcing; operational efficiency; quality improvement.

Аутсорсинг в мировой практике используется как инструмент повышения операционной эффективности бизнеса. Изначально на аутсорсинг передавали те сферы бизнеса, которые не несли в себе больших рисков, например, некоторые сферы управления персоналом. Но в скорее, в современном мире стала наблюдаться массовая передача значительных сфер бизнеса на аутсорсинг, например, процессов управления контрактами и полное обслуживание клиентов [1]. Что же стало основным толчком для огромного интереса к

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

аутсорсингу со стороны владельцев бизнеса? В первую очередь, конечно же, экономия затрат стала очевидной, на это стали всё больше обращать своё внимание компании. На сегодняшний день аутсорсинг превратился из способа привлечения дешёвой рабочей силы в нечто большее. В какой-то степени он стал основной бизнес - стратегией большинства компаний. Это даёт им возможность сосредоточиться на своих основных бизнес - стратегиях на 100%. Благодаря аутсорсингу бизнес стал стремительно развиваться в таких странах, как: Мексика, Индия, Китай [3].

Как же относятся к аутсорсингу в России? Довольно скептически. Причиной такому отношению является, в первую очередь, недоверие и опасение недобросовестных аутсорсеров. На территории Российской Федерации аутсорсинг пока не воспринимается значимым полем деятельности.

Рассмотрим рынок аутсорсинга бизнес - процессов в России. По данным Ассоциации частных агентств оборот рынка аутсорсинга в России за 2018 год составил 50,3 млрд. рублей, а уже в 2019 году увеличился на 10% и составил 55,3 млрд. рублей[3].

Динамика показателей рынка аутсорсинговых услуг, которая представлена на рисунке 1, на фоне роста с 2000 по 2012 год носит не устойчивый характер, начиная с 2013 года [7].

а и СО Л

Ч £ 5 - i

з

Рис.1 - Динамика показателей рынка аутсорсинговых услуг, млрд. дол. [7]

Эксперты связывают снижение объемов аутсорсинга с повышением уровня стоимости рабочей силы развивающихся стран. Считается, что представители именно этой категории занятых представляли наибольший процент работающих в аутсорсинге.

Кроме того, на снижение показателей оборота оказывает влияние цифровизации многих функций комплайнса, которые являются традиционной сферой аутсорсинговой деятельности: учетная, кадровая, логистическая, 1Т-функции, консалтинг в сфере управления. Например, значительно удешевляет и снижает нагрузку, активное совершенствование и продвижение программных продуктов в учетной деятельности и кадровой работы.

На рисунке 2 представлено состояние рынка аутсорсинга в отдельных странах и России. Под 100% в данном случае понимается - полное использование аутсорсинга, почти во всех сферах бизнеса. По данным видно, что зарубежные страны в несколько раз больше используют аутсорсинг, чем в России. В первую очередь, это связано с высококвалифицированным персоналом в данной области, а также с большим доверием организаций к аутсорсингу [6].

При проведении анализа с помощью фотографии рабочего дня в производственных компаниях было установлено, что больше 70% потерь рабочего времени на основном производстве происходит во вспомогательных службах, а занято в таких службах чуть ли не половина рабочих. При этом вспомогательные рабочие лишь 50-65% времени заняты непосредственно работой, а остальное время проводят в ожидании [2].

Рис.2 - Состояние рынка аутсорсинга в различных странах, % [6]

Аутсорсинг может стать инструментом повышения производительности труда, на что направлены основные усилия государственной политики. Для дальнейшего постепенного проникновения аутсорсинга в российский бизнес необходимо, чтобы участники рынка и государственные власти страны совместно действовали в следующих направлениях:

- изменение российского законодательства в части заключения контрактов на продолжительный срок, а также создание специализированных государственных программ страхования рисков заказчиков аутсорсинга [5];

- стимулирование компаний к передаче вспомогательной деятельности на аутсорсинг, с целью ориентации на своей основной деятельности;

- подготовка и проведение обучения персонала для российской индустрии, для освещения самых современных отраслевых инструментов [4].

В настоящее время аутсорсинг в России по сравнению с зарубежными странами, развит слабо, что обусловлено как несовершенством законодательно-регулирующей базы, так и экономическими причинами. В случае принятия закона, определяющего ответственность аутсорсинговой компании за нарушение коммерческой тайны, за недобросовестное исполнение обязательств и другие правовые аспекты, аутсорсинг может выйти на новый этап развития и стать одним из инструментов, которые предприятия могут использовать для повышения производительности труда.

Библиографические ссылки

1. Аникин Б. А. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: учеб. пособие / Б. А. Аникин, И. Л. Рудая. — Москва: ИНФРАМ, 2009. - 326 с.

2. Жильников М.В., Самарин А.В. Аутсорсинг в России и за рубежом//Будущее науки -2019. Сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции. -2019. - №3. - С. 302-305.

3. Кочетков Д.М. Аутсорсинг: глобальные тенденции и российские перспективы // Устойчивое развитие российских регионов: экономическая политика в условиях внешних и внутренних шоков: сборник материалов XII международной научно-практической конференции, г. Екатеринбург, 17-18 апреля 2015 г. — Екатеринбу: [УрФУ], 2015. — С. 148-169.

4. Мелихова К.Ю., Засенко В.Е. Исследование тенденций развития рынка аутсорсинга в России// Междисциплинарные исследования социально-гуманитарных наук: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2018 г.-2018 - №2. - 140с.

5. «Перспектива» центр бухгалтерского обслуживания [Электронный ресурс]. URL: https://present5.com/perspektiva-centr-buxgalterskogo-obsluzhivaniya-slozhnye-zadachi-prostye/ (дата обращения: 28.02.2021).

6. Global market size of outsourced services from 2000 to 2018 (in billion U.S. dollars) [Электронный ресурс] / Statista Database. URL: https://www.statista.com/statistics/1897-88/global-outsourcing- market-size (дата обращения: 01.03.2021).

© Луферова А. А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.